Покупатель исчез после оплаты 50% товара - как действовать, если он появляется через 4 месяца для расторжения договора?
В начале года, перечислив 50% за товар, покупатель исчез. Неоднократно проводились переговоры по телефону. В конце концов нами была написана претензия с прозьбой забрать товар или мы отказываемся от договора. Письмо к нам вернулось, в связи с отсутствием в данном адресе фирмы. Письма направляли по юридическому адресу, и по фактическому.
В настоящее время (по истечению 4 месяцев) покупатель появился с желанием расторгнуть договор. Товар мы уже реализовали другой фирме.
Посоветуйте, что нам делать?
Уважаемая Елена!
Согласно п. 1 ст. 457 ГК РФ, Продавец обязан передать Покупателю товар, а Покупатель, соответственно, принять его в срок, определённый Договором, а если Договор не позволяет определить этот срок, то в разумный срок после возникновения обязательства.
Обязательство (приёмка Покупателем товара), не исполненное в разумный срок, подлежит исполнению в семидневный срок со дня предъявления кредитором /продавцом/ требования о его исполнении /принятии товара/ (п. 2 ст. 314 ГК РФ).
Направление Вами по всем известным адресам Покупателя-должника письма-претензии расценивается арбитражно-процессуальной практикой как надлежащее уведомление лица о своих требованиях вне зависимости от фактического получения адресатом корреспонденции.
Согласно п. 3 ст. 484 ГК РФ, в случаях, когда Покупатель в нарушении закона, иных правовых актов или договора, не принимает товар или отказывется его принять, Продавец вправе отказаться от исполнения Договора.
Продав товар, предназначавшийся Покупателю, третьему лицу, Вы абсолютно на законных основаниях отказались от исполнения Договора с первоначальным Покупателем.
Ст. 484 ГК РФ позволяет односторонний отказ Продавца от Договора (расторжение Договора) без решения суда.
Согласно п. 4 ст. 453 ГК РФ, "стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента ... расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон."
На основании вышеизложенного, со ссылкой на на п. 3 ст. 453, п. 3 ст. 484 ГК РФ, Вы можете не производить возврат денежных средств. При этом, рекомендую Вам, на случай судебного разбирательства, хранить запечатанными письма, которые ранее высылались в адрес Покупателя.
В случае, если Вы дальше планируете сотрудничать с этим Покупателем, то целесообразно произвести возврат денежных средств за вычетом понесённых убытков (за отправку почтовой корреспонденции, за услуги банка, за хранение товара на складе за период с момента отправки претензии до момента продажи товара третьим лицам и т. п.).
В дальнейшем, рекомендую Вам заключать с контрагентами договора с точным указанием даты отгрузки и сроков оплаты. Как вариант, можете включать в коммерческие предложения условие о передаче товара в определённый срок после поступления предоплаты.
Приятных выходных и удачи в бизнесе.
Спросить