Работа была физически тяжелой, в результате - нажил две грыжи межпозвонковых дисков.

• г. Санкт-Петербург

До 2000 г. я работал отделочником. Работа была физически тяжелой, в результате - нажил две грыжи межпозвонковых дисков. Лежал в стационарах города, лечился амбулаторно на дневном стационаре в районной поликлинике - практически безрезультатно - боли периодически возобновляются. Трудно ходить, на работу по специальности устроиться не могу. В поликлинике ограничений на трудовую деятельность не дают, на медицинскую комиссию по инвалидности не отправляют, предлагая записаться на плановую операцию. Могу ли я отказаться от операции, т.к. и очень дорого и сомнительный прогноз после ее проведения, и получить официально ограничение по трудовой деятельности? Спасибо.

Ответы на вопрос (1):

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

III. ПЕНСИЯ ПО ИНВАЛИДНОСТИ

Статья 23. Инвалидность и ее группы

Инвалидностью считается нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни. В зависимости от их степени выделяются три группы инвалидности.

Гражданам, полностью утратившим способность к регулярному профессиональному труду в обычных условиях, устанавливается инвалидность I группы, если они нуждаются в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), и II группы, если они не нуждаются в таком уходе.

Гражданам, утратившим способность к регулярному профессиональному труду частично, устанавливается III группа инвалидности.

Статья 24. Определение инвалидности, ее группы, причины и времени наступления

Инвалидность, ее группа, причина, а при необходимости и время наступления, определяются врачебно - трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК), действующими на основании положения, утверждаемого в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 14.01.1997 N 19-ФЗ)

Статья 25. Период, на который устанавливается инвалидность

Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп - на один год. Срок переосвидетельствования не устанавливается: мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами, другим инвалидам - по перечню заболеваний, утверждаемому в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 14.01.1997 N 19-ФЗ)

Статья 26. Пенсия на общих основаниях

Пенсия на общих основаниях устанавливается при наступлении инвалидности вследствие причин, указанных в статьях 39, 40, 43 Закона.

Статья 28. Время наступления инвалидности

Пенсия на основаниях, указанных в статье 26 Закона, устанавливается независимо от того, когда наступила инвалидность (до начала трудовой деятельности (учебы), в период работы (учебы) либо после прекращения ее и т.д.), а на основаниях, указанных в статье 27 Закона, если инвалидность наступила в период военной службы или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы, либо позднее этого срока, но вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы.

Статья 29. Условия, определяющие право на пенсию на общих основаниях (статья 26 Закона)

Пенсия по инвалидности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания (статьи 39, 40 Закона) назначается независимо от продолжительности общего трудового стажа.

Пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания (статья 43 Закона) гражданам, ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет, назначается также независимо от продолжительности общего трудового стажа. В остальных случаях для назначения пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания необходим следующий трудовой стаж ко времени наступления инвалидности: гражданам в возрасте до 23 лет - не менее одного года, а в возрасте 23 года и старше - один год с увеличением его на четыре месяца за каждый полный год возраста, начиная с 23 лет, но не более чем 15 лет.

При переходе с пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, на пенсию по инвалидности вследствие общего заболевания необходимый трудовой стаж определяется по возрасту ко времени первоначального установления инвалидности. Данное правило применяется, если перерыв в инвалидности не превышает пяти лет.

Статья 30. Пенсия при неполном общем трудовом стаже

Гражданам, являющимся инвалидами I и II групп вследствие общего заболевания и не имеющим полного трудового стажа для назначения пенсии (статья 29 Закона), устанавливается пенсия при неполном общем трудовом стаже.

Статья 31. Размер пенсии (кроме пенсии по инвалидности вследствие военной травмы)

Пенсия (кроме пенсии по инвалидности вследствие военной травмы) устанавливается в следующих размерах: инвалидам I и II групп - 75 процентов, III группы - 30 процентов заработка.

В тех случаях, когда пенсия не может быть исчислена из заработка, она устанавливается в твердом размере, равном минимальному размеру пенсии (статья 32 Закона).

Статья 32. Минимальный размер пенсии

Пенсия по инвалидности I и II групп устанавливается на уровне минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона), а пенсия по инвалидности III группы - на уровне 2/3 минимального размера этой пенсии.

Размер пенсии по инвалидности I и II групп (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости при полном стаже, но не более чем на 20 процентов.

(в ред. Закона РФ от 06.02.1992 N 2294-1)

Статья 33. Максимальный размер пенсии

Максимальный размер пенсии по инвалидности I и II групп устанавливается на уровне максимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 18 Закона), а пенсии по инвалидности III группы - минимального размера этой пенсии (часть первая статьи 17 Закона).

Размер пенсии по инвалидности I и II групп (часть первая настоящей статьи) повышается на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости при полном стаже, но не более чем на 20 процентов.

(в ред. Закона РФ от 06.02.1992 N 2294-1)

Статья 34. Размер пенсии при неполном общем трудовом стаже

Пенсия по инвалидности I и II групп при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из полной пенсии по инвалидности в порядке, установленном статьей 19 Закона. Ее размер не может быть ниже социальной пенсии (пункт "б" статьи 114 Закона).

Статья 38. Надбавки к пенсии

(в ред. Федерального закона от 07.05.1995 N 72-ФЗ)

К пенсии по инвалидности I и II групп устанавливаются надбавки, предусмотренные пунктами "а", "б" и "в" части первой статьи 21 Закона.

К пенсии по инвалидности III группы устанавливается надбавка, предусмотренная пунктом "в" части первой статьи 21 Закона.

Статья 39. Инвалидность вследствие трудового увечья

Инвалидность трудящегося, выполнявшего работу, указанную в части первой статьи 89 Закона, считается наступившей вследствие трудового увечья, если несчастный случай, вызвавший повреждение здоровья, произошел:

а) при выполнении трудовых обязанностей (в том числе во время командировок), а также при совершении каких-либо действий в интересах организации, хотя бы и без поручения администрации (правления колхоза и т.д.);

(в ред. Федерального закона от 14.01.1997 N 19-ФЗ)

б) в пути на работу или с работы;

в) на территории организации или в ином месте работы в течение рабочего времени (включая и установленные перерывы), в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п. перед началом или по окончании работы; (в ред. Федерального закона от 14.01.1997 N 19-ФЗ)

г) вблизи организации или иного места работы в течение рабочего времени, включая и установленные перерывы, если нахождение там не противоречило правилам внутреннего трудового распорядка.

(в ред. Федерального закона от 14.01.1997 N 19-ФЗ)

Кроме того, инвалидность гражданина считается наступившей вследствие трудового увечья, если несчастный случай, вызвавший повреждение здоровья, произошел также:

д) при прохождении производственного обучения (практики) либо проведении учебных опытов (экспериментов) во время учебы;

е) при выполнении государственных обязанностей, а также заданий советских или общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 14.01.1997 N 19-ФЗ)

ж) при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся порядка установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, см. Постановление Правительства РФ от 16.10.2000 N 789.

Статья 40. Инвалидность вследствие профессионального заболевания

Инвалидность считается наступившей вследствие профессионального заболевания, если заболевание, вызвавшее ее, признается профессиональным.

Список профессиональных заболеваний утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 14.01.1997 N 19-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90 утвержден Список профессиональных заболеваний.

Статья 43. Инвалидность вследствие общего заболевания

Инвалидность считается наступившей вследствие общего заболевания, если она не является следствием причин, указанных в статьях 39, 40, 41, 42 Закона.

Статья 44. Определение причины инвалидности при ее усилении

При усилении инвалидности вследствие иной причины, причина инвалидности определяется по желанию инвалида.

Статья 45. Срок, на который устанавливается пенсия

Пенсия устанавливается на тот срок, на который определена инвалидность (статья 25 Закона).

Статья 46. Изменение размера пенсии при пересмотре группы инвалидности

При пересмотре группы инвалидности пенсия в новом размере выплачивается со дня изменения группы инвалидности. Если инвалидность не установлена, то пенсия выплачивается до конца месяца, в котором производилось переосвидетельствование, но не долее чем до дня, по который установлена инвалидность.

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся порядка применения статьи 46, см. Постановление Минтруда РФ от 06.01.2000 N 1.

Статья 47. Приостановление и возобновление выплаты пенсии при пропуске срока переосвидетельствования

Если гражданин не явился в назначенный срок на переосвидетельствование во ВТЭК, то выплата пенсии приостанавливается. Возобновляется она со дня, когда гражданин вновь признан инвалидом. При пропуске срока переосвидетельствования по уважительной причине и установлении ВТЭК инвалидности за прошлое время пенсия выплачивается с того дня, с которого гражданин признан инвалидом. Если при переосвидетельствовании установлена другая группа инвалидности (более высокая или более низкая), то пенсия выплачивается за указанное время по прежней группе.

Статья 48. Восстановление ранее назначенной пенсии и назначение ее вновь

Ранее назначенная пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания восстанавливается, если со дня прекращения ее выплаты ввиду истечения срока, на который установлена инвалидность, прошло не более пяти лет. Восстановление ранее назначенной пенсии по инвалидности вследствие других причин сроком не ограничивается.

В случае наступления инвалидности вновь после перерыва пенсия по инвалидности может назначаться (по желанию инвалида) на общих основаниях.

Статья 49. Выплата пенсии работающим пенсионерам

Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме (без надбавки на иждивенцев).

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

Статья 20. Право граждан на медико-социальную помощь

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 02.12.2000 N 139-ФЗ)

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, коррегирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются Правительством Российской Федерации.

Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях в соответствии со статьей 53 настоящих Основ.

Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.

Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы санитарно-эпидемиологической службой вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их. Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Работающие граждане в случае болезни имеют право на три дня неоплачиваемого отпуска в течение года, который предоставляется по личному заявлению гражданина без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания.

Комментарий к статье 20

В комментируемой статье раскрыты отдельные правомочия (права), составляющие право всех граждан Российской Федерации на медико-социальную помощь. При этом медико-социальная помощь включает в себя медицинскую помощь, которая согласно ст. 41 Конституции в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно, и меры социальной защиты. Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, включая медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, лекарственное обеспечение и другие, направленные на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья .

--------------------------------

См., например: Приказ Минздрава России от 10 апреля 2001 г. N 113 "О введении в действие отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги".

Основные виды социального обеспечения предоставляются за счет средств государственного социального страхования. Согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации" социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение различных мероприятий, в том числе медицинского характера. Эти услуги могут быть как бесплатными, так и частично оплачиваемыми.

Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. N 1096 "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи" установлены основные параметры реализации конституционного права граждан на получение бесплатной медицинской помощи. Если вначале предполагался периодический пересмотр Программы, то в нынешней редакции этого Постановления Программа - документ бессрочного характера.

--------------------------------

В ред. Постановлений Правительства РФ от 26 октября 1999 г. N 1194, от 29 ноября 2000 г. N 907, от 24 июля 2001 г. N 550.

Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи были утверждены министром здравоохранения Российской Федерации, директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования и согласованы заместителем министра финансов Российской Федерации 28 августа 2001 г. В данном акте определяются цели, принципы, структура и порядок формирования органами исполнительной власти субъектов РФ Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в пределах общих объемов, установленных Программой на 2002 г.

Территориальная программа по общим объемам оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и подушевым нормативам ее финансирования выступает в качестве минимальных социальных стандартов. Территориальная программа представляет собой пакет документов, определяющих перечень заболеваний, видов, объемов, условий предоставления и финансирования государственных, муниципальных медицинских услуг, оказываемых населению за счет бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений. Территориальная программа содержит территориальные нормативы объемов различных видов медицинской помощи, обеспечивающих реализацию государственных, муниципальных медицинских услуг, и финансовые нормативы затрат на их оказание.

Территориальные программы способствуют созданию единого механизма реализации конституционных прав граждан Российской Федерации по получению бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества за счет всех источников финансирования, сбалансированности обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств, эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения.

Территориальная программа должна включать в себя:

перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно за счет бюджетов всех уровней, и видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования;

перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, и учреждений, финансируемых из бюджета;

сводный расчет объемов и стоимости Территориальной программы;

согласованные объемы медицинской помощи и размер их финансирования для муниципальных образований;

планы-задания лечебно-профилактическим учреждениям субъекта Российской Федерации, ведомственным лечебно-профилактическим учреждениям и учреждениям, расположенным за пределами данной территории, на реализацию государственных, муниципальных медицинских услуг в объемах медицинской помощи, утвержденных Территориальной программой;

перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при реализации государственных гарантий;

условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи населению территории субъекта Российской Федерации;

сводный расчет стоимости утвержденной Территориальной программы, включающей Территориальную программу ОМС.

В рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования в лечебно-профилактических учреждениях независимо от их организационно-правовой формы предоставляется амбулаторно-поликлиническая, стационарная и стационарозамещающая (дневные стационары всех типов) медицинская помощь при:

инфекционных и паразитарных болезнях (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза и синдрома приобретенного иммунодефицита);

новообразованиях;

болезнях эндокринной системы;

расстройствах питания и нарушениях обмена веществ;

болезнях нервной системы;

болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм;

болезнях глаза и его придаточного аппарата;

болезнях уха и сосцевидного отростка;

болезнях системы кровообращения;

болезнях органов дыхания;

болезнях органов пищеварения;

болезнях мочеполовой системы;

болезнях кожи и подкожной клетчатки;

заболеваниях зубов и полости рта;

беременности, родах и послеродовом периоде, включая аборты;

травмах, ожогах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин;

врожденных аномалиях развития, деформациях и хромосомных нарушениях у взрослых;

диспансерном наблюдении здоровых детей.

Территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, обеспечивающих реализацию государственных, муниципальных медицинских услуг, должны обеспечивать покрытие всех затрат медицинских учреждений по всем статьям расходов на оказание гарантированных объемов бесплатной медицинской помощи из всех источников финансирования, предоставляемой в порядке и на условиях Территориальной программы.

Условия предоставления населению бесплатной медицинской помощи определяются специальным разделом Территориальной программы, в том числе Территориальной программы ОМС, в которой дается характеристика условий оказания медицинской помощи. Эти условия должны обеспечивать возможность выбора пациентом врача в рамках договоров обязательного медицинского страхования и договоров на предоставление лечебно-профилактической помощи. Помимо этого Программа должна исходить также из следующих обстоятельств.

Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи определяет виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно. Гражданам РФ в рамках Программы бесплатно предоставляются:

а) скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;

б) амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению, включая наблюдение здоровых детей), диагностике (в том числе в диагностических центрах) и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому, а также в дневных стационарах и в стационарах на дому амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений);

в) стационарная помощь:

при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

при патологии беременности, родах и абортах;

при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в том числе в детских и специализированных санаториях;

при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в стационарах (отделениях, палатах) дневного пребывания больничных учреждений.

При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы при инфекционных и паразитарных заболеваниях (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза и синдрома приобретенного иммунодефицита), при новообразованиях, болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ, болезнях нервной системы, болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм, болезнях глаза и его придаточного аппарата, болезнях уха и сосцевидного отростка, болезнях системы кровообращения, болезнях органов дыхания, болезнях органов пищеварения, болезнях мочеполовой системы, болезнях кожи и подкожной клетчатки, болезнях костно-мышечной системы и соединительной ткани, заболеваниях зубов и полости рта, при беременности, родах и в послеродовом периоде, включая аборты, при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин, врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях у взрослых.

В рамках базовой программы осуществляется также проведение мероприятий по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение здоровых детей.

Медицинская помощь в рамках базовой программы предоставляется гражданам на всей территории Российской Федерации в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.

За счет средств бюджетов всех уровней осуществляются льготное лекарственное обеспечение и протезирование (зубное, глазное, ушное), а также финансирование медицинской помощи, оказываемой фельдшерско-акушерскими пунктами, хосписами, больницами сестринского ухода, лепрозориями, трахоматозными диспансерами, центрами по борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита, центрами медицинской профилактики, врачебно-физкультурными диспансерами, отделениями и центрами профпатологии, детскими и специализированными санаториями, домами ребенка, бюро судебно-медицинской экспертизы и патологоанатомической экспертизы, центрами экстренной медицинской помощи, станциями, отделениями, кабинетами переливания крови, санитарной авиацией, центрами планирования семьи и репродукции.

Объемы медицинской помощи, предоставляемой населению субъекта Российской Федерации бесплатно, определяются исходя из нормативов объемов лечебно-профилактической помощи на 1000 человек.

Подушевыми нормативами финансирования здравоохранения являются показатели, отражающие размеры средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на одного человека.

Подушевые нормативы финансирования здравоохранения формируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из определенных ими показателей стоимости медицинской помощи по видам ее оказания в соответствии с методическими рекомендациями.

Приказом Минздрава России от 20 декабря 2000 г. N 445/77 "О порядке приема больных учреждениями здравоохранения федерального подчинения" руководителям учреждений здравоохранения федерального подчинения предписано принять к руководству и исполнению Положение о порядке приема больных в клиники учреждений здравоохранения федерального подчинения. Это Положение разработано с целью упорядочения системы приема учреждением здравоохранения федерального подчинения, повышения эффективности оказания ими медицинской помощи и использования финансовых и материальных ресурсов.

Оказание медицинской помощи за счет средств федерального бюджета осуществляется:

больным, направленным органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в порядке и в счет квот, утвержденных приказом Минздрава России и РАМН;

больным, направленным Минздравом России в счет его резерва сверх территориальных квот;

больным, нуждающимся в экстренной (неотложной) медицинской помощи;

больным с заболеваниями, соответствующими тематике планов научно-исследовательских работ, утвержденных Минздравом России или РАМН;

больным, отнесенным к категориям граждан, которым действующей нормативной правовой базой Российской Федерации определены льготы (за счет квот, утвержденных приказом Минздрава России и РАМН).

Оказание медицинской помощи за счет средств государственного внебюджетного фонда осуществляется в соответствии с договором с государственным внебюджетным фондом, определяющим порядок регистрации и оказания медицинских услуг.

Оказание медицинской помощи за счет средств негосударственных источников финансирования осуществляется:

больным, не имеющим документально подтвержденных оснований на получение бесплатной помощи за счет бюджетных и внебюджетных средств;

за счет резервов мощностей, не используемых (не использованных) для выполнения государственных обязательств учреждения;

по ценам на платные медицинские услуги, утверждаемым руководством учреждения, обеспечивающим как минимум полное возмещение финансовых затрат учреждения на оказание услуг.

Предоставление медицинской помощи за счет негосударственных источников финансирования осуществляется на условиях предоплаты (частичной или полной) в размере предполагаемой средней стоимости диагностической и (или) лечебной помощи с последующей коррекцией в ходе и (или) по окончании оказания медицинской помощи при проведении взаиморасчетов с пациентом.

В случаях необходимости продления срока пребывания больного, находящегося на лечении за счет негосударственных источников финансирования в стационаре по причинам, не связанным с нарушением технологии медицинской помощи, или в связи с возникшей необходимостью лечения сопутствующей патологии, не указанной в диагнозе при поступлении, решается вопрос о дополнительной оплате, выписке пациента или переводе его в муниципальное учреждение здравоохранения в установленном порядке.

Решение принимается совместно руководителем отделения, где находится пациент, главным врачом и ответственным по учреждению за обеспечение условий настоящего порядка. Окончательное решение о госпитализации больного для проведения стационарного обследования и (или) лечения принимается руководителем профильного отделения при представлении заключения врача-консультанта или консилиума специалистов учреждения, амбулаторной карты, в случае перевода больного из другого лечебного учреждения - выписки из истории болезни, программы стационарного обследования и лечения.

В отношении больных, нуждающихся в экстренной госпитализации, медицинская помощь до снятия острого периода заболевания оказывается за счет средств федерального бюджета. В отношении пациентов, получающих помощь за счет государственного внебюджетного фонда, при возникновении показаний для применения дополнительных методов исследования или лечения, не входящих в соответствующую программу фонда стационарного лечения и (или) не оплачиваемых средствами фонда, решается вопрос об оплате данных объемов помощи за счет негосударственных источников финансирования. В случае отказа пациента оплачивать дополнительные объемы помощи ставится вопрос о его выписке или переводе в учреждение здравоохранения по месту жительства.

Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" определены порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно-исследовательскими институтами и государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования, и они являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями.

Платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей.

Государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением. Медицинские учреждения обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых платных медицинских услуг населению требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации.

Контроль за организацией и качеством выполнения платных медицинских услуг населению, а также правильностью взимания платы с населения осуществляют в пределах своей компетенции органы управления здравоохранением и другие государственные органы и организации, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами Российской Федерации возложена проверка деятельности медицинских учреждений.

Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.

Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении. Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю чек (кассовый) или копию бланка, подтверждающие прием наличных денег.

Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и сертификата, о расчете стоимости оказанной услуги.

Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, обязаны оплатить стоимость предоставляемой медицинской услуги, выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платной медицинской услуги, включая сообщение необходимых для этого сведений.

В соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.

Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.

При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:

назначить новый срок оказания услуги;

потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;

потребовать исполнения услуги другим специалистом;

расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" или договором.

Претензии и споры, возникшие между потребителем и медицинским учреждением, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинское учреждение освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение платной медицинской услуги, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.

Дополнительные медицинские услуги могут осуществляться не только в ходе платной деятельности учреждений здравоохранения, но и в рамках добровольного медицинского страхования, которое может быть как коллективным (как правило, его оплачивает работодатель), так и индивидуальным (гражданин сам заключает договор со страховой организацией). Регулируется добровольное страхование в настоящее время нормами Закона РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан. Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. При добровольном страховании предусмотрена возможность возврата части страховых взносов, если это определено условиями договора. Юридическим лицам, направляющим средства из прибыли на добровольное медицинское страхование работников предприятия, а также членов их семей и лиц, ушедших на пенсию с данного предприятия, предоставляются налоговые льготы в размере до 10% от суммы, направленной из прибыли на эти цели.

Спросить
Пожаловаться

Здравствуйте! У меня операция была два года назад на грыжа позвоночника. Теперь снова такая ситуация повторно вышла работать не могу, сильные боли ходить трудно сидеть вообще не могу после операции Вообще не работала потому что здоровье не позволяет хотела инвалидность оформить не дают что делать?

Работаю Стропальщиком, и совместно газорезчиком, на работе заработал позвоночную грыжу, была произведена операция по удалению позвонковой грыжи, с момента операции прошло 4 месяца, и 2 месяца было лечение до операции, в итоге 6 месяцев на больничном, улучшения после операции нет, онемение левой ноги, и сильно болит шов, болит спина, могу ли я подать документы на 3 рабочую группу инвалидности, грыжу получил на работе от интенсивного труда.

Если отказали во 2 группе инвалидности. Дали 3 группу и сказали что когда сделают вторую операцию на вторую ногу то совсем снимут с инвалидности.. но после операции нога на которую была сделана операция так и болит и трудно ходить.. куда обратиться?

1 декабря я легла в стационар на плановую операцию по поводу рецидивной пупочной грыжи и послеоперационной вентральной грыжи. Операцию сделали только 4 декабря. Сделали пластику сеткой теперь в полости скапливается жидкость которую уже 3 раза откачивали, к тому же еще мокнет шов и расходится в районе пупка. Из стационара меня выписали 23 декабря. Но у меня по прежнему скапливается жидкость и пупок еще на зажил, врач поликлиники сказала что выпишет меня 16 января на работу. Я работаю палатной медсестрой в хирургическом отделении. Работа тяжелая, у меня постоянная слабость и я просто физически не смогу работать. Мой вопрос права ли врач поликлиники что выписывает меня в таком состоянии на работу.

На двенадцатый день после полосной операции удаления межпозвоночной грыжи был выписан с стационара домой с последующим лечением в поликлинике на дневном стационаре. Не смотря на то что я не мог самостоятельно передвигаться (ноги опухшие) сам себя обслуживать-по закону он (врач) обязан меня выписать. Месяц я отлёживался передвигался по дому на костылях ноги не отошли начали синеть. Вызвали терапевта он сказал что это надо на приём к невропатологу. По записи через две недели попали к невропатологу он назначил уколы таблетки и сказал: сможете передвигаться приходите лечиться в дневной стационар. Дома лечился до нового года. Правая нога отошла левая нет. Поменял врача он отправил на комиссию. Дали инвалидность. Положила меня в стационар начал ходить уже без костылей но с палочкой. Оперировался 11.09.12. в стационаре с 25.03.13. хочу знать-операция неудачная или реабилитацию не провели правильно или время упустили. Ведь почти два месяца дома пролежал (кому нужен пенсионер) как назначить экспертизу куда обратится.

Имеют ли право выписать больную домой, если ей была назначена операция, но не была проведена в виду того, что у пациентки в день предполагаемой операции начались критические дни (месячные), что является противопоказанием к операции. Но можно же поовести операцию после их завершения, а врачи говорят, что выпишут, а потом она снова должна будет брать направление в полиелинике на операцию. Но пациентка практически не может ходить, сильные боли, онемела частично нога-грыжа 12 мм позвоночника.

Проконсультируйте пожалуйста по одному очень важному вопросу. Я работаю в ООО АШАН уже 7 лет на должности работник торгового зала. В ходе работы я получила заболевание грыжу на позвоночник. Сделала две операции. Первая операция была бесплатной по УМС (ДМС отказали). Через 3 месяца после первой операции у меня пошел рецидив, и нужно было в срочном порядке делать вторую операцию, фиксация позвоночника металлоконструкцией. Операция платная. Заплатила 70 000 р. В общей сложности на беспрерывном больничном находилась 8. Комиссия ВТЭК присвоила третью группу инвалидности (рабочая) После выхода на работу через 2 недели я опять попала в больницу с жалобами на спину. Врачи сказали что в моём случае о работе можно забыть.

Возможно ли мне оформить профзаболевание., и получить от работадателя денежную компенсацию за моральный и физический ущерб здоровью?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Муж работает монтером пути в РЖД. По результатам прохождения медицинской комиссии его направили на операцию по замене клапана сердца. Операцию сделали, 4 месяца он был на больничном. Дали 3 группу инвалидности. Сейчас проходит медицинскую комиссию перед выходом на работу. Что делать, если его не допустят к работе после операции.

Мне сделали операцию на позвоночнике (Диагноз: Дегенеративное поражение поясничного отдела позвоночника. Фороминальная грыжа диска Л 5-С 1. Радикулопатия Л 5-С 1, справа. Люмбалгия. Операция была проведена 13.03.14. была поставлена металоконструкция. После операции через три недели снова начались боли с марта по сентябрь я прошла три курса лечения (медикаментозное, ЛФК, физио, иголки) все курсы пролежала в стационаре. В июле была на комиссии МСЭ (инволидность не дали). Мне становилось все хуже. Была направлена на повторную операцию сделали 22.09.14. (нестабильность металлоконструкции) снова отправляют на комиссию МСЭ сказали что больше держать на больничном не могут, а у меня еще даже швы не зажили и снова появились боли. Непрерывный больничный с 30.01.14. по сегодняшний день. Как выходить на работу незнаю сил пока нет совсем (работаю продавцом на ногах 12 часов)

Работаю медицинской сестрой процедурного кабинета поликлиники, при поликлинике есть дневной стационар. Когда медицинская сестра стационара уходит в отпуск или на больничный лист, меня можно сказать заставляют работать в дневном стационаре, причем и в своем кабинете одновременно, оплачивая при этом всего 40% от зарплаты. Правомерно ли это? могу я отказаться? Еще грозят увольнением при несогласии.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение