Возможно ли оплата за обучение при отчислении студента из государственного ВУЗа?
Всем привет!
Вопрос чисто теоретический. Сидели с другом, зашла речь об успеваемости его сына в ВУЗе. ВУЗ государственный, поступал по экзаменам, обучение бесплатное, дневное. Мне друг заявляет, что если его сына отчислят за неуспеваемость, то якобы он должен будет оплатить ВУЗу за периоды обучения. Меня такая постановка очень удивила. Ибо вспоминаем базовые положения Конституции-а главное концепцию почему таковые положения в ней имеются (государство для человека, а не человек для государства и проч.) Поэтому я позволил усомниться в достоверности его ответа. На что он ответил что это прописано в договоре с ВУЗом. Меня это ещё раз поразило, т.к. получается что если есть Договор то речь может идти об оказании услуг (а иначе какого рода Договор?). А если так, то возмездный Договор. А если возмездный-как это уживается с бесплатным обучением? Короче вот такая вот каша. В связи с этим вопрос: 1) Насколько правомерно взимание платы за обучение за предыдущие периоды при отчислении студента? 2) Насколько правомерны подобные положения в Договоре? 3) Типовая ли ситуация, или "впервые слышите"?
1. Вполне может быть. Например, государство финансирует обучение студента, для студента бесплатное, только по студентам, завершившим положительно весь период обучения. Соответственно - за виновное отчисление студента ВУЗ может взыскать стоимость обучения, в таком случае государством не оплаченную.
2. Соответственно, вполне правомерны.
3 Допустимая.
СпроситьМалых Андрей Аркадьевич, спасибо за ответ, но после него вопросов стало ещё больше.
"..Виновное отчисление.." Виновное перед кем/чем? Т.е. студент виноват перед государством/обществом? Т.е. на обучение средства выделены, а "отработать" уж не судьба, ну-ка верни наши (государственные/общественные) инвестиции. И тут возникают сразу два момента. 1-й Формальный момент. Обязанность "отработать" отсутствует как таковая. Если она отсутствует-нет оснований взимать средства на её неисполнение. 2-й. Концептуальный. (более важный момент). При подобном подходе утверждается схема/концепция "...человек для государства/общества..". Т.е. государство как бы утверждает-хочешь получить/получать образование-будь мне (государству) полезен. Иначе за что я (государство) буду платить? Однако такая схема противоречит следующему. Согласно концепции/доктрине естественных прав человека (нашедшей выражение в Конституциях многих стран в т.ч. РФ) основной задачей государства является "...защита прав человека и создание условий для их реализации..." , среди которых "..право на бесплатное образование...". Т.е. государство должно создавать условия. Это его (государства) обязанность. У человека право. Эта обязанность возникает у государства ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО из-за наличия соответствующего права у человека. И ни по каким другим обстоятельствам. И государство оплачивает реализацию этого права. Только по этому основанию. Концепция "..государство для человека". Ну и складывая оба пункта получаем: 1) Право человека на бесплатное образование есть 2) У государства обязанность по реализации этого права есть. Оно возникает из-за наличия права у человека. 3) Обязанности перед государством (закончить обучение, "отработать" и проч.) у человека нет. Возникает вопрос. За что денюжки, Зин?
СпроситьХорошо о концепции прав расписали, душевно. Теперь еще концепции обязанностей, так же душевно распишите, а потом я сразу напишу, где Вы ошиблись. Я все-таки юрист, а не теоретик, как Вы, видимо, думаете.
СпроситьМалых Андрей Аркадьевич, Ну давайте распишу и за обязанности (хотя тут особо нечего расписывать и я в предыдущем посте вкратце вроде упомянул). Если обучение платное (т.е. платит студент или предприятие за студента)-то налицо оказание услуг. Если это услуги-то у заказчика только 1 основная обязанность. Оплатить услуги своевременно и в том объеме в котором они оказаны. Если обучение бесплатное-то я не вижу здесь каких-либо обязанностей со стороны обучаемого. Почему? Потому что обучаться, получать образование-это его право. А право на что либо не подразумевает: 1) Обязательность его использования (хочу пользуюсь правом, хочу не пользуюсь). 2) Отсутствие каких-либо санкций, наказаний и проч. Негативных последствий за его (право) использование или неиспользование. (этими право собственно и отличается от обязанности). А следовательно студент никому ничего не должен. Он даже не должен учиться (посещать занятия, сдавать экзамены и проч.). Что конечно не означает что его нельзя отчислять. Ибо такое поведение свидетельствует о его нежелании фактически пользоваться правом на образование. Но во всей этой схеме деньги проходят мимо. Их тут просто нет и быть не может. Р.S. Кхе.. кхе я как-бы тоже юрист. "Керосинка" 1993-1998 г.г. Правда не всю жизнь по специальности. Но кое-что помню. Потому и удивляюсь.
СпроситьНу что же Вы про обязанности не смогли так прочувствованно, как о правах, расписать? Лишь о том, что обязанностей, оказывается, и нет, одни права. По сути - любому праву кого-то - корреспондирует обязанность кого-то обеспечить реализацию указанного права. И соответственно, законодательство прописывает порядок реализации прав, и вполне возможно предусмотреть в таком порядке возврат части средств, которые использовало государство для реализации права студента на бесплатное образование, при его отказе (затраты на учителей, которых уволить надо, но закон не позволяет, на содержание имущества и помещений, которые не нужны, но приобретены под студента, ну и т.д.). И вполне возможно, правда, в РФ этого нет - предусмотреть санкции, за отказ от исполнения обязательств по обучению весь срок, на который он поступал. Бесплатность обучения - не влечет отсутствие ответственности за отказ от исполнения обязательств, например, такого, как указал.
СпроситьМалых Андрей Аркадьевич. Вот удивительный у вас ответ получился. С одной стороны вы констатируете что право порождает корреспондирующим образом обязанность. Да кто с этим спорит? Более того, как раз именно об этом я и писал в предыдущих постах. Право человека на бесплатное образование порождает у государства обязанность его предоставить. Тут ведь у нас нет противоречий, верно? И вот после этого вполне себе логичного утверждения вы пишите: "...и вполне возможно предусмотреть..". Что значит "..вполне себе возможно.."? А с чего вы взяли что "..вполне возможно.."? Я в предыдущих своих постах чётко описал почему это неправомерно. Т.е. своё утверждение "нельзя" аргументировал логично с ссылкой на источники. А вы вот так вот просто "..вполне возможно.." И всё. А на основании каких норм и их взаимосвязи "..вполне возможно.."? И в конце вы пишите: "..бесплатность обучения не влечет отсутствие ответственности...". А с чего вы это взяли? Давайте как уж принято, каждый будет доказывать/аргументировать те обстоятельства/утверждения на которые ссылается. Я вот могу возразить так-же, как и в предыдущих постах возражал. У человека есть право на бесплатку. С этим вы согласны или нет? Предположим согласны. Право отличается от обязанности чем? 1) Не обязательностью исполнения/пользования. С этим вы согласны или нет? Предполагаю что да. 2) Отсутствием санкций за такое не использование. С этим вы согласны? Полагаю что то-же да. Ну так в чём же дело? А если вы будете по-прежнему утверждать что "..вполне себе можно.."., то это уже не право получается. Ибо присутствуют санкции при отказа от его (права) использования.
СпроситьВы - тоже удивительный человек. Под ссылкой на источники Вы явно подразумеваете то, что в своих размышлениях упомянули слово Конституция, если это такие ссылки, я помимо Конституции могу упомянуть ГК РФ, закон об образовании, которые Ваши доводы опровергают. Хотите спорить нормально - указывайте конкретные нормы, которые якобы нарушены.
Цитата из Вас
Согласно концепции/доктрине естественных прав человека (нашедшей выражение в Конституциях многих стран в т.ч. РФ) основной задачей государства является "...защита прав человека и создание условий для их реализации..." , среди которых "..право на бесплатное образование..- явное передергивание нормы Конституции
Статья 431. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
И мои утверждения, что государство имеет право установить определенные условия для получения высшего образования - как раз подтверждаются нормой Конституции о конкурсе, условия которого могут государством определяться.
А Ваши рассуждения - ничем не подтверждены, о чем я и пытаюсь до Вас довести.
СпроситьА не полагаете ли вы что ГК РФ, прочие федеральные законы, а также всевозможные подзаконные нормативные акты в ПРИНЦИПЕ не могут опровергать "порядок вещей" определенный в Конституции? На том основании что нормы Конституции обладают высшей юридической силой. А иные нормативные акты (меньшей юр. силы) не могут сужать/расширять/изменять/наделять/отменять права и обязанности установленные нормативным актом более выс. юр.силы?
СпроситьНе могут. Но почему Ваше понимание порядка, подкрепленное только умозрительными рассуждениями - правильное, а мое, со ссылками на конкретные нормы Конституции - неправильное?
СпроситьГде вы увидели передергивание? Это вы приписываете мне (своим выделением) то что я не говорил, и тем более не отрицал. Во первых вы почему-то выделили пункт 2. А его мы сразу в помойку. Потому что он не касается предмета темы. Речь о ВУЗах, а не о дошкольно-обще-среднем. Так зачем его выделять? Вы не понимате о чем речь? Вряд-ли. Во-вторых (главное). Конкурсная основа? Да, отлично. На конкурсной основе. О чём тут спорить, там же ясно написано. А что там ещё написано? Бесплатно. Т.е. на конкурсной основе бесплатно. Вправе. Получить. И п.1 данной статьи повторяет ещё раз. Итого: пункт 1+пункт 3. Имеет право на образование. На конкурсной основе. Бесплатно. Где тут про деньги? Где тут услуги? Какой возврат за обучение? Близко нет.
СпроситьХорошо читаете. А само понятие конкурса - не означает ли (на самом деле означает, смотрите ГК РФ, ссылка на него, как Вы любите) наличия каких-либо определенных требований, которым должен соответствовать конкурсант? Вот в этом - Вы и передергиваете.
А цитата из Конституции - просто выделил, чтобы Вы понимали разницу в получении того или иного образования.
СпроситьА разве говорил что конкурс не подразумевает каких-либо требований которым должен отвечать конкурсант? Нет, я это не говорил. Экзамены-это и есть конкурс. Сдача сессии-тоже конкурс. Но только конкурс (его наличие или его отсутствие) не имеет никакого отношения к платно/бесплатно. Мухи отдельно, котлеты отдельно.
СпроситьА хорошо пургу несете. Конкурс - это не его условия, определяющие его суть - а просто самоценность, наличие факта конкурса. Очень интересный вывод. Важен - факт наличия конкурса, условия - не важны. При таких раскладах - Вы однозначно побеждаете, я спорю - в правовом поле, Вы - вне его. А я вне правового поля - не силен, увы. Хотя болтологией и могу заниматься.
СпроситьВот например два человека. Одного назовем условно барин. Другого условно слугой. Барин вправе требовать от слуги ежедневно тарелку супа. Бесплатно. Слуга обязан этот суп предоставить. Бесплатно для барина. За свой (слуги) счет. Такой порядок вещей определен не потому что слуга хочет видеть выгоду в барине, а потому что установлена такая система координат, такое социальное правило, такой статус. И не имеет значения съел барин суп до конца или не съел. Если барин на третий день не съел суп целиком, слуга не может ему за это предъявить счет. Это не его дело, съел барин суп или нет. Ибо это суп барина. Что хочет с ним, то и делает. Слуга только подаёт. Это НЕ договор услуг, который: 1) Добровольный 2) Возмездный. Это социальное правило закрепленное в нормативном документе (Конституция), которое устанавливает статус "кто есть кто" и обязательно (а не добровольно) к применению. Что не так? Где не согласны?
СпроситьВладимир, суть вопроса в следующем. Государство заинтересовано готовить в определенных пределах людей - специалистов, которые будут успешно учиться и получат диплом по данной специальности. Готовить непонятно кого, людей, которые не могут доучиться, бросая свое обучение на полпути, государство не заинтересовано. Бессмысленный расход средств. Соответственно со студентами может заключаться соответствующий договор.
СпроситьОпять передергиваете. В рамках права - это сфера гражданских правоотношений, а там - все по согласию. Если Вы в Конституции такое право прописали - давайте текст нормы, буду в очередной раз разъяснять, как ее следует понимать. Но в рамках права, а не Ваших умозрительных предположений.
СпроситьМалых Андрей Аркадьевич, Я с вами именно в правовом поле веду дискуссию. 1) Конституция это норма права. Желаете оспорить? Уверен что нет. 2) Этой нормой права установлено что право на бесплатное образование есть. Желаете оспорить? Уверен что нет. 3) Это нормой права установлено что право именно на высшее образование осуществляется также бесплатно, но на конкурсной основе. Желаете оспорить? Уверен что нет. Желаете оспорить? Деньги откуда взялись?
Спросить1. Не желаю.
2. Промахнулись. Желаю, в Вашей интерпретации вопроса. Есть - в некоторых случаях, по среднему точно, по иному - будет определять закон, каков порядок.
3. Опять промахнулись, не утверждает этого законодатель в конституционной норме. Что я Вам и показываю, просто Вы видеть не хотите.
4. Вот про деньги - какая-то интересная ремарка, это о чем речь? Если о том, может ли образование быть платным - тогда да, может.
СпроситьСоколов Дмитрий Геннадиевич, Государство существует для охраны и реализации прав человека. Согласно Конституции. И согласно "естественной" теории/концепции. И образование оно даёт (обязано предоставить) человеку, не из-за того что оно (государство) заинтересовано в специалистах, а в силу своего статуса, своего предназначения. А предназначение у него как писано в первом предложении-охрана и реализация прав человека. Бессмысленный и "смысленный" расход средств-это не государству решать. Ибо это уже давно решено. В Конституции. И любой расход является "смысленным". Т.к. был направлен не реализацию права человека. ПЫС: Вы путаете "инвестиционный" подход к людям и правовой.
Спросить