Исключение из личного состава после болезни - правомерность действий руководства и решение суда
199₽ VIP

• г. Махачкала

Я уже задавала по этому случаю вопрос, но сейчас я хочу внести пояснения, и очень хочу получить от вас профессиональную помощь. 22.07.2019 у меня наступил предельный возраст. 22.05.2019 меня отправили в основной отпуск за 2019 год, в него входили 20 дней дополнительных отпусков, 14 дней основного отпуска пропорционального прослуженного времени и 23 дополнительных суток отдыха за переработку, планируемая дата выхода из отпуска 18.07.2019, те. за 4 дня до наступления основания для увольнения (в приказе на отпуск не было фразы с последующим исключением). 23.05.2019 меня положили в больницу, где мне были проведены 2 внепланованые радикальные операции по обездвижеванию 2-х суставов правой стопы. До настоящего времени я нетрудоспособна, передвигаюсь на инвалидной коляске (больничный лист открыт по настоящее время). Акт ввк закрыт по невозможности вынесения заключения в связи с проведенными операциями. Обследование рекомендовано провести после завершения лечения. 22.07.2019 года мое руководство исключило меня из списков личного состава, не смотря на то, что у меня не были реализованы основной и дополнительны отпуска, а также мне не были предоставлены дополнительные сутки отдыха за переработку, по факту я реализовала 1 день их отпусков. Я подала по данному вопросу иск в суд, в удовлетворении моей требований о продлении мне отпуска на количество дней болезни мне суд отказал. Руководство принесло в суд изменение в приказ о продлении мне отпуска на 14 дней, т.е. только за те дни, которые я находилась на стационарном лечении, хотя больничный с 23.05.2019 еще открыт, лечение не завершено, на каких основаниях был продлен отпуск только на 14 дней мне тоже не известно. Как объяснил мне суд, военнослужащему продлевается отпуск на все дни заболевания только в том случае, если он будет служить дальше. А если отпуск предоставляется в год увольнения, то отпуск продляют только на дни стационарного лечения. Но ведь мне предоставили отпуск не за весь 2019 год, а только за то время, которое я уже реально отслужила, получается, что в нарушение Конституции суд поделил людей на 2 сорта, значит, если ты еще будешь служить, то отпуск тебе предоставляется, а если ты готовишься к увольнению, то отдых за добросовестно отработанное тобой время, тебе уже не положен?! Просто выкинули за ненадобностью, как использованный материал... Также получается, что мне руководство "простило" и дополнительные сутки отдыха. Разве это правомерно? Подскажите пожалуйста с вашей профессиональной точки зрения, что мне делать дальше, а также правомерность или неправомерность действий моего руководства и решение судьи. Заранее огромное спасибо.

Читать ответы (7)
Ответы на вопрос (7):

Здравствуйте.

Не видя Вашего иска, приложенных к нему документов и решения суда, разговор будет ни о чем.

Ответ невозможен.

Спросить

Так как вами не были реализованы основной и дополнительны отпуска, а также не были предоставлены дополнительные сутки отдыха за переработку и это не компенсировано материально, суд вы проиграли, нужно подавать апелляцию. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 26.07.2019) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.09.2019)

КонсультантПлюс: примечание.

Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции ст. 322 излагается в новой редакции (ФЗ от 28.11.2018 N 451-ФЗ). См. будущую редакцию.

ГПК РФ Статья 322. Содержание апелляционных жалобы, представления

1. Апелляционные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который подаются апелляционные жалоба, представление;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения;

3) указание на решение суда, которое обжалуется;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) требования лица, подающего жалобу, или требования прокурора, приносящего представление, а также основания, по которым они считают решение суда неправильным;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) утратил силу с 1 января 2012 года. - Федеральный закон от 09.12.2010 N 353-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) перечень прилагаемых к жалобе, представлению документов.

2. В апелляционных жалобе, представлении не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, или прокурора, приносящего апелляционное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанных жалобе, представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочие представителя, если в деле не имеется такое полномочие.

Апелляционное представление подписывается прокурором.

4. К апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате.

5. Апелляционные жалоба, представление и приложенные к ним документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

Используйте ваши права на судебную защиту. Действия вашего начальства не законны, решение суда не правосудно.

В соответствии с частью первой ст. 124 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случае временной нетрудоспособности работника.

Спросить

Пишите апелляцию. Вас не имели право исключать из списков личного состава в период нахождения на стационарном лечении и при обращении вас за продлением отпуска

Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части; военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда: военнослужащий находится на стационарном лечении;

Содержание названной законодательной нормы указывает на то, что она регламентирует вопросы, связанные с порядком определения срока военной службы и времени его истечения, и допускает оставление военнослужащего в списках личного состава воинской части после истечения срока его военной службы лишь в случаях, прямо установленных в Федеральном законе и в Положении о порядке прохождения военной службы.

К числу таких случаев отнесено нахождение военнослужащего на стационарном лечении, что направлено на защиту интересов лиц, проходящих военную службу и находящихся на стационарном лечении, предоставляя им гарантии сохранения статуса военнослужащего в указанный период.

Указания на необходимость продления срока нахождения военнослужащих в списках личного состава воинской части на период их амбулаторного лечения Федеральный закон не содержит.

Согласно п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее окончания срока военной службы), кроме случаев, установленных Федеральным законом и Положением о порядке прохождения военной службы.

К числу таких случаев, установленных Положением о порядке прохождения военной службы, в частности, отнесена невозможность предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы, в связи с чем в п. 16 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы установлено, что такие отпуска могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками, а исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности.

Что касается п. 18 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, в соответствии с которым военнослужащим, заболевшим во время основного или дополнительного отпуска, кроме отпуска по личным обстоятельствам, основной или дополнительный отпуск продлевается на соответствующее количество дней болезни, то он, устанавливая правила продления отпусков указанным военнослужащим, обеспечивает им возможность полноценной реализации права на отдых и гарантирует достижение целей предоставления основного и дополнительного отпуска, обусловленных необходимостью последующего надлежащего исполнения обязанностей военной службы.

Спросить

Формально это нарушение прав военнослужащего предусмотренные Фз О статусе и нарушение порядка исключения п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, но чтобы точно сказать, надо видеть решение суда.

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Если Вы подавали в порядке ст.254 ГПК РФ заявление об оспаривании действий органов военного управления и суд отказал Вам в удовлетворении требований, то Вы вправе В соответствии со статьей 320.1 гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК) подать апелляционную жалобу в окружной (флотский) военный суд. Апелляционные жалобы., представления рассматриваются следующими судами:

2) верховным судом республик, краевым, областным судом, судом городов федерального значения, судом автономной области, судом автономных округов (далее — верховным судом. Субъекта РФ), окружным (флотским) военным судом — на решения районных судов и решения гарнизонных военных судов;

3) Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ (далее — ВС РФ), Судебной коллегией по административным делам ВС РФ — на решения верховных судов субъектов РФ, принятые ими по первой инстанции; Военной коллегией ВС РФ — на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции;

Районные суды, верховные суды субъектов РФ, а также окружные (флотские) военные суды рассматривают дела, поступившие по апелляционным жалобам или представлениям в течение 2 (двух) месяцев со дня их поступления в суды апелляционной инстанции. Течение месячного срока на подачу апелляционных жалобы, представления, предусмотренного частью 2 статьи 321 ГПК РФ, начинается согласно части 3 статьи 107 и статье 199 ГПК РФ со дня, следующего за днем составления мотивированного решения суда (принятия решения суда в окончательной форме), и оканчивается согласно статье 108 ГПК РФ в соответствующее число следующего месяца. Если Вы не пропустили этот процессуальный срок обжалования, то обжалуйте. Советую Вам обратиться за помощью к профессиональному юристу, заключить с ним платное соглашение и он окажет Вам помощь в правильности составления такой жалобы и будет представлять Ваши интересы в суде 2-ой инстанции.

Спросить
Это лучший ответ

Здравствуйте, Вы вправе оспорить решение гарнизонного военного суда в порядке апелляционного обжалования, предусмотренном гл. 34 КАС РФ, однако в свете принятого определения ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 12.09.2017 N 204-КГ 17-8 7, в котором выражена позиции последнего по схожему делу, в раках которого военнослужащему было отказано в удовлетворении его исковых требований о продлении отпуска на количество дней болезни при подобных обстоятельствах, спрогнозировать результаты обжалования затруднительно. Судебная практика по аналогичным делам противоречивая.

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №204-КГ 17-8

ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 12 сентября 2017 г.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Рос сийской Федерации в составе

председательствующего Крупнова И.В.

судей Воронова А.В., Сокерина С.Г при секретаре Лупянниковой Л.В. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя командира войсковой части

Огородова А.Б. на решение Челябинского гарнизонного военного суда от 22 июня 2016 г. и апелляционное определение Уральского окружного военного суда от 27 сентября 2016 г. по административному исковому заявлению (далее - заявление) бывшего военнослужащего той же воинской части майора запаса Кулаженкова А В об оспаривании действий командира войсковой части связанных с отказом в продлении основного отпуска.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Круп нова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснение представителя командира войсковой части Огородова А.Б. в обоснование доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих

установила:

решением Челябинского гарнизонного военного суда от 22 июня 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением Уральского окружного военного суда от 27 сентября 2016 г., удовлетворено заявление Кулаженкова А.В., в котором он просил признать незаконным отказ командира войсковой части продлить нахождение его в основном отпуске за 2016 год на время нахождения на амбулаторном лечении.

Определением судьи Уральского окружного военного суда от 17 марта 2017 г. в передаче кассационной жалобы представителя административного ответчика для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной ин станции отказано.

В кассационной жалобе представитель командира войсковой части

Огородов А.Б., утверждая о существенном нарушении судами норм материального права, просит судебные акты отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

В обоснование жалобы он указывает на оставление судами без внимания положений закона, согласно которым отпуск военнослужащему в год увольнения с военной службы может быть продлен при его нахождении в период отпуска на стационарном лечении, тогда как представленные административным истцом документы подтверждают его нахождение лишь на амбулаторном лечении. В связи с изложенным Кулаженков А.В. правомерно был исключен из списков личного состава воинской части по окончании основно го отпуска за 2016 год.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18 ав густа 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.

В соответствии со ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются такие существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судами при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов дела следует, что приказом ФСБ России от 17 июля 2014 г. № 718-лс Кулаженков А.В. уволен с военной службы в связи с несо­

ответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Рос сийской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах

федеральной службы безопасности.

Приказом командира войсковой части от 20 января 2016 г. № 8 л/с

административному истцу предоставлен основной отпуск за 2016 года с 3 по

21 февраля 2016 г. с последующим исключением из списков личного состава

воинской части с 21 февраля 2016 г.

В период нахождения в отпуске Кулаженков А.В. обратился на имя ко военной службы лишь в случаях, прямо установленных в Федеральном законе и в Положении о порядке прохождения военной службы.

К числу таких случаев отнесено нахождение военнослужащего на стационарном лечении, что направлено на защиту интересов лиц, проходящих военную службу и находящихся на стационарном лечении, предоставляя им гарантии сохранения статуса военнослужащего в указанный период.

Указания на необходимость продления срока нахождения военнослужащих в списках личного состава воинской части на период их амбулаторно го лечения военнослужащего Федеральный закон не содержит.

Вопреки выводу суда, Положение о порядке прохождения военной службы также не содержит такого указания.

Согласно п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее окончания срока военной службы), кроме случаев, установленных Федеральным законом и Положением о порядке прохождения военной службы.

К числу таких случаев, установленных Положением о порядке прохож дения военной службы, в частности, отнесена невозможность предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы, в связи с чем в п. 16 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы установлено, что такие отпуска могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между от пусками, а исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности.

Что касается п. 18 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, в соответствии с которым военнослужащим, заболевшим во время основного или дополнительного отпуска, кроме отпуска по личным обстоятельствам, основной или дополнительный отпуск продлевается на соответствующее количество дней болезни, то он, устанавливая правила продления отпусков указанным военнослужащим, обеспечивает им возможность полно ценной реализации права на отдых и гарантирует достижение целей предоставления основного и дополнительного отпуска, обусловленных необходимостью последующего надлежащего исполнения обязанностей военной службы.

Таким образом, указанная норма вопросы, связанные с порядком определения срока военной службы и времени его истечения, в том числе вопросы, связанные с порядком исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, не регламентирует.

Из изложенного следует, что командир войсковой части право мерно отказал Кулаженкову А.В. в переносе отпуска в связи с нахождением последнего на амбулаторном лечении, а выводы судов об обратном основаны мандира войсковой части с рапортом о переносе отпуска в связи с заболеванием, представив соответствующие справки об освобождении от работы (исполнения служебных обязанностей), однако получил отказ.

Удовлетворяя заявление, гарнизонный военный суд исходил из того что нахождение административного истца в период отпуска на амбулаторном лечении свидетельствует о неиспользовании им отпуска, что в соответствии с предписаниями п. 18 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 (далее - Положение о порядке прохождения военной службы), является основанием для продления времени нахождения Кулаженкова А.В. на военной службе.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами гарнизонного военного суда.

Однако такие выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права.

В суде установлено, что нахождение Кулаженкова А.В. на амбулаторном лечении имело место в период отпуска за 2016 год, предоставленного в году увольнения с военной службы с последующим исключением из списков личного состава воинской части.

Это обстоятельство имеет существенное значение для дела.

Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части; военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда: военнослужащий находится на стационарном лечении; военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком; военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас; военнослужащий участвует в походах кораблей; военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного; военнослужащий безвестно отсутствует - до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; в отношении военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избраны меры пресечения в виде заключения под стражу с со держанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части; а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.

Содержание названной законодательной нормы указывает на то, что она регламентирует вопросы, связанные с порядком определения срока военной службы и времени его истечения, и допускает оставление военнослужащего в списках личного состава воинской части после истечения срока его на неправильном истолковании закона.

Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их уст ранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке судебных актов об удовлетворения административного искового заявления Кулаженкова А.В. и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, п. 5 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Феде рации, Судебная коллегия по делам военнослужащих

определила:

решение Челябинского гарнизонного военного суда от 22 июня 2016 г и апелляционное определение Уральского окружного военного суда от 27 сентября 2016 г. по административному исковому заявлению Кулаженкова А В отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Кулаженкова А.В отказать.

Председательствующий И.В. Крупное Судьи: А.В. Воронов

С.Г. Сокерин

Решение № 2 А-29/2019 2 А-29/2019~М-5/2019 М-5/2019 от 18 февраля 2019 г. по делу № 2 А-29/2019

Иркутский гарнизонный военный суд (Иркутская область) - Гражданские и административные

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 февраля 2019 года город Иркутск

Иркутский гарнизонный военный суд под председательством судьи Титенкова В.В., при секретаре Жуковой Е.А., с участием административного истца и его представителя - адвоката Ждановских Л.В., представителей административных ответчиков - командиров войсковых частей и Соколова А.Г. и Давыдова А.В. соответственно, прокурора - помощника военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681, военной прокуратуры РВСН лейтенанта юстиции Тихоненко С.Е., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело №2 а-29/2019 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части Чухутова Александра Николаевича об оспаривании действий войсковых частей и в лице командиров этих воинских частей, связанных с изданием приказов № 462-с/ч от 21 ноября 2018 года и №234-с/ч от 28 ноября 2018 года, соответственно, об исключении административного истца со 2 декабря 2018 года из списков личного состава войсковой части,

установил:

в административном исковом заявлении и дополнении к административному исковому заявлению сообщается следующее.

Чухутов проходил военную службу по контракту в войсковой части в должности. Приказом командира войсковой части №74 от 12 октября 2018 года он был досрочно уволен с военной службы в запас по собственному желанию.

Приказом командира войсковой части от 15 октября 2018 года №201 Чухутову был предоставлен основной отпуск за 2018 год продолжительностью 35 суток - с 15 октября 2018 года по 18 ноября 2018 года.

В период нахождения в отпуске с 1 ноября по 14 ноября 2018 года Чухутов находился на стационарном лечении, по итогам которого заключением военно-врачебной комиссии (далее - ВВК) был признан временно не годным к военной службе, ему было предоставлено полное освобождение от исполнения обязанностей военной службы сроком на 15 суток.

Чухутов обратился с рапортом к командиру войсковой части об увеличении продолжительности предоставленной части основного отпуска в связи со стационарным лечением в военном госпитале с 1 по 14 ноября 2018 года и в связи с полным освобождением от исполнения обязанностей военной службы на 15 суток после указанного стационарного лечения.

Приказом командира войсковой части от 28 ноября 2018 года №234-с/ч Чухутов был исключен из списков личного состава воинской части с учетом продления ему основного отпуска на 14 суток - период нахождения на стационарном лечении, при этом этот отпуск не был продлен на 15 суток в связи с временной негодностью к прохождению военной службы.

Приказом командира войсковой части от 21 ноября 2018 года №462-с/ч Чухутов был исключен из списков личного состава войсковой части со 2 декабря 2018 года.

Поскольку 2 декабря 2018 года - последний день отпуска, предоставленного Чухутову оспариваемыми приказами, исключению из списков личного состава воинской части административный истец подлежал с 3 декабря 2018 года.

Полагая нарушенным свое право на отдых, ссылаясь на п. 9 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 62 Положения о военно-врачебной экспертизе, п. 18 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, Чухутов просит суд: признать незаконными действия командиров войсковых частей и, связанные с изданием § 36 приказа № 462-с/ч от 21 ноября 2018 года и приказа №234-с/ч от 28 ноября 2018 года в части исключения административного истца, досрочно уволенного с военной службы по контракту приказом командира войсковой части от 12 октября 2018 года №74-л/с, со 2 декабря 2018 года из списков личного состава воинской части; обязать командира войсковой части отменить § 36 приказа от 21 ноября 2018 года №462-с/ч в части исключения Чухутова из списков личного состава воинской части и всех видов обеспечения со 2 декабря 2018 года; обязать командира войсковой части отменить приказ от 28 ноября 2018 года №234-с/ч в части исключения Чухутова со 2 декабря 2018 года из списков личного состава воинской части и всех видов обеспечения; восстановить административного истца в ранее занимаемой должности; произвести выплату денежного содержания за период нахождения на лечении.

В судебное заседание, надлежащим образом извещенные о его времени и месте, не прибыли заинтересованные лица - руководитель федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ФКУ «ЕРЦ МО РФ») и начальник федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» (далее - ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области»), о причинах неявки не сообщившие, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовавшие.

Руководствуясь ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд рассматривает административное дело без должностных лиц, указанных в предыдущем абзаце.

В судебном заседании Чухутов и его представитель Ждановских административное исковое заявление поддержали.

Чухутов объяснил, что денежным довольствием за декабрь 2018 года он был обеспечен (денежное довольствие на банковскую карту было перечислено) 3 декабря 2018 года.

Ждановских заявила, что Чухутову должны были предоставить еще 15 суток, так как ВВК признала его за этот срок временно негодным к военной службе.

В письменных возражениях на административное исковое заявление представитель по доверенности ФКУ «ЕРЦ МО РФ» Бирюкова О.В. просила в удовлетворении заявленных требований отказать, сообщив, что согласно сведениям, содержащимся в единой базе данных программного изделия ресурсного обеспечения «Алушта» Чухутов, уволенный с военной службы по контракту по собственному желанию, был исключен из списков личного состава воинской части со 2 декабря 2018 года. ФКУ «ЕРЦ МО РФ» произвело расчет и перечисление денежного довольствия, компенсации за вещевое имущество на дату исключения административного истца из списков личного состава воинской части. Право Чухутова на получение денежного довольствия и иных выплат нарушено не было.

Представитель командира войсковой части Соколов в возражениях требования административного иска не признал, указав, что дата исключения Чухутова из списков личного состава воинской части была установлена с учетом продления основного отпуска на количество суток нахождения на стационарном лечении. Заключением ВВК Чухутову во исполнение требований п. 62 Положения о военно-врачебной экспертизе было предоставлено освобождение от исполнения обязанностей военной службы, которое не является основанием для продления продолжительности основного отпуска, поэтому приказ командира войсковой части издан на законных основаниях.

В письменных возражениях на административный иск представитель командира войсковой части Давыдов просил суд в его удовлетворении отказать, мотивируя это тем, что административный истец подлежал исключению из списков личного состава воинской части не позднее, чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа о его досрочном увольнении с военной службы. Поскольку Чухутов к этому моменту не полностью использовал основной отпуск за 2018 год, так как его первая часть ему была предоставлена с 1 по 15 марта 2018 года и составила 15 суток, а оставшаяся часть этого отпуска составляла 35 суток, срок отпуска был продлен на 14 суток, срок стационарного лечения с 1 по 14 ноября 2018 года, по его окончании со 2 декабря 2018 года административный истец был исключен из списков личного состава воинской части, поскольку последний день отпуска является последним днем его военной службы.

В судебном заседании Соколов и Давыдов подтвердили свои доводы, изложенные в возражениях.

Заслушав объяснения Чухутова, его представителя Ждановских, представителей административных ответчиков Соколова и Давыдова, заключение прокурора, полагавшего необходимым изменить дату исключения Чухутова из списков личного состава войсковой части, исследовав письменные доказательства административного дела №2 а-29/2019, суд приходит к следующему.

Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон) окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Как следует из п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года №1237 «Вопросы прохождения военной службы» (далее - Положение), военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее окончания срока военной службы), кроме случаев, установленных Федеральным законом и настоящим Положением.

Пунктом 24 статьи 34 Положения определено, что военнослужащий подлежит исключению из списков личного состава воинской части не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы.

День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним днем) военной службы.

В соответствии с абз. 3 п. 11 ст. 38 Закона, военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, в том числе, когда военнослужащий находится на стационарном лечении.

Согласно ч. 5 и 10 ст.11 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск, продолжительность которого определяется в зависимости от общей продолжительности военной службы. По просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, основной отпуск может быть предоставлен им по частям.

Порядок предоставления отпусков военнослужащим определен Положением.

Согласно п. 3 ст. 29 Положения продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части.

В соответствии с п. 16 ст. 29 Положения предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы. При невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности.

Пункт 18 этой же статьи устанавливает, что военнослужащим, заболевшим во время основного или дополнительного отпуска, кроме отпуска по личным обстоятельствам, основной или дополнительный отпуск продлевается на соответствующее количество дней болезни. Продление отпуска в этом случае осуществляется командиром воинской части на основании справки из лечебного учреждения.

Нормами, изложенными в п. 9 ст. 11 Закона и п. 7 ст. 31 Положения предусмотрено право военнослужащего на предоставление ему на основании заключения ВВК и в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе отпуска по болезни.

Указанный отпуск в соответствии с п. 62 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года №565, предоставляется заключением ВВК по итогам освидетельствования военнослужащего в случае, если срок, по истечении которого военнослужащий может приступить к исполнению обязанностей военной службы, составляет не менее 30 суток.

При этом если указанный срок составляет менее 30 суток, ВВК выносит заключение о необходимости предоставления военнослужащему освобождения. Как усматривается из выписки из приказа командира войсковой части от 13 сентября 2006 года №178-с/ч Чухутов, назначенный приказом командира войсковой части от 24 июля 2006 года №*60 на должность с 13 сентября 2006 года зачислен в списки личного состава воинской части и все виды обеспечения.

В период с 1 марта по 15 марта 2018 года, как следует из выписки из приказа командира войсковой части от 1 марта 2018 года №41-с/ч, Чухутову была предоставлена часть основного отпуска за 2018 год продолжительностью 15 суток.

В рапорте от 26 сентября 2018 года Чухутов просил командира войсковой части уволить его с военной службы по собственному желанию, приведя этому соответствующие причины. Командирами войсковой части и по существу рапорта Чухутова были приняты решения - ходатайствовать о представлении Чухутова к досрочному увольнению с военной службы по указанному им основанию, вышестоящему командованию были направлены соответствующие документы о его досрочном увольнении с военной службы.

Приказом командира войсковой части от 12 октября 2018 года №74-л/с Чухутов, новый контракт у которого истекал 31 августа 2022 года, досрочно уволен с военной службы в запас по собственному желанию.

Как усматривается из выписки из приказа командира войсковой части от 15 октября 2018 года № 201-с/ч Чухутову была предоставлена оставшаяся часть основного отпуска за 2018 год сроком на 35 суток - с 15 октября 2018 года по 18 ноября 2018 года.

Находясь в указанном отпуске, Чухутов проходил стационарное лечение в Заключением ВВК указанного учреждения № 11 от 13 ноября 2018 года административный истец был признан «Г» - временно не годным к военной службе с предоставлением полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы сроком на 15 суток.

14 ноября 2018 года административный истец обратился к командиру войсковой части с рапортом о продлении оставшейся части основного отпуска за 2018 год на 14 суток стационарного лечения в военном госпитале и 15 суток освобождения от исполнения обязанностей военной службы, с приложением выписного эпикриза и заключения ВВК.

Как усматривается из выписки из приказа командира войсковой части от 19 ноября 2018 года №227-с/ч, продолжительность оставшейся части основного отпуска Чухутова была увеличена на 14 суток - с 19 ноября 2018 года по 2 декабря 2018 года.

Следовательно основной отпуск у Чухутова истекал 2 декабря 2018 года.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части от 21 ноября 2018 года №462-с/ч, Чухутов, досрочно уволенный с военной службы по контракту по собственному желанию, по окончании части основного отпуска за 2018 год, предоставленной ему с 19 ноября по 2 декабря 2018 года, полагается сдавшим дела и должность 2 декабря 2018 года, и с этой же даты исключен из списков личного состава воинской части.

Командир войсковой части, исполняя приказ, приведенный в предыдущем абзаце, 28 ноября 2018 года издал приказ №234-с/ч об исключении Чухутова со 2 декабря 2018 года из списков личного состава данной воинской части и всех видов обеспечения, о направлении на воинский учет в соответствующий отдел военного комиссариата и выдаче справки о неполучении административным истцом воинских перевозочных документов.

Системный анализ вышеизложенных нормативных правовых актов позволяет суду сделать вывод, аналогичный правовой позиции, изложенной, в частности, в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 года №1861-О и Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2017 г. N 204-КГ 17-8, о том, что предусмотренное п. 18 ст. 29 Положения право на продление отпуска в связи с заболеванием в его период возникает только у тех военнослужащих, которые проходили при этом стационарное лечение.

Содержание п. 11 ст. 38 Закона указывает на то, что она регламентирует вопросы, связанные с порядком определения срока военной службы и времени его истечения, и допускает оставление военнослужащего в списках личного состава воинской части после истечения срока его военной службы лишь в случаях, прямо установленных в Законе и Положении, к числу которых отнесено нахождение военнослужащего на стационарном лечении, а не период освобождения от исполнения обязанностей военной службы в период амбулаторного лечения.

Как установлено в судебном заседании, Чухутов в период предоставленного ему заключением ВВК освобождения от исполнения обязанностей ни общих, ни специальных обязанностей военнослужащего не исполнял.

По своей правовой природе заключение ВВК о необходимости освобождения военнослужащего от полного исполнения обязанностей военной службы возлагает на командира воинской части обязанность издать о таком освобождении приказ, так как военнослужащий нуждается в восстановлении своего здоровья исключительно с целью последующего надлежащего исполнения обязанностей военной службы.

В настоящем же случае необходимость, чтобы Чухутов после 15 суток освобождения приступил к исполнению обязанностей, отсутствовала.

Основной отпуск за 2018 год во исполнение требования п. 18 ст. 29 Положения Чухутову продлен на количество дней нахождения на стационарном лечении в военном госпитале – 14 суток.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что освобождение от исполнения обязанностей военной службы в связи с нахождением административного истца на амбулаторном лечении не является основанием для продления продолжительности его основного отпуска и не препятствовало исключению Чухутова из списков воинской части в связи с увольнением с военной службы и истечением срока его военной службы.

Поскольку основной отпуск Чухутову был продлен по 2 декабря 2018 года, то именно этот день считается последним днем отпуска, после указанной даты административный истец подлежал исключению из списков личного состава воинской части, что вытекает из положений п. 16 ст. 29 Положения.

Пунктом 16 статьи 34 Положения установлено, что военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Право военнослужащего на обеспечение денежным довольствием определено статьей 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Согласно фото-фиксации разделов «Основные мероприятия» единой базы данных программного изделия ресурсного обеспечения «Алушта» кадровым органом воинской части, которому предоставлено право внесения в нее сведений, датой сдачи Чухутовым дел и должности и издания приказа о выплатах, предшествующих исключению из списков личного состава воинской части, указаны 2 декабря 2018 года, в то время, как исключение из списков личного состава с выдачей денежного аттестата датированы 3 декабря 2018 года.

Из расчетного листа административного истца за декабрь 2018 года, реестров на зачисление денежных средств на карточные счета работников №, №, № и заявок на кассовый расход №, № и № от 3 декабря 2018 года видно, что денежное довольствие по 2 декабря 2018 года включительно и денежная компенсация взамен предметов вещевого имущества выплачены Чухутову путем перечисления на его банковскую карту 3 декабря 2018 года.

Изложенное свидетельствует о том, что Чухутов, вопреки действительным обстоятельствам дела был обеспечен денежным довольствием и денежной компенсацией в полном объеме только 3 декабря 2018 года.

В п. 49 руководящих разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» приведено, что в случае если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списках личного состава воинской части, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.

В связи с этим суд признает оспариваемые административным истцом действия командиров войсковых частей и, связанные с изданием приказов от 21 ноября 2018 года №462-с/ч и от 28 ноября 2018 года № 234-с/ч об исключении Чухутова из списков личного состава войсковой части со 2 декабря 2018 года, незаконными и возлагает на командиров указанных воинских частей обязанность изменить названные приказы, изменив дату исключения административного истца из списков личного состава воинской части на 3 декабря 2018 года, обеспечить Чухутова положенными ему видами довольствия.

Что касается доводов представителей административных ответчиков о законности оспоренных в этой части действий, суд находит их противоречащими действительным обстоятельствам административного дела и отвергает.

В связи с частичным удовлетворением административного искового заявления, в соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ судебные расходы, связанные с уплатой административным истцом государственной пошлины в размере 300 руб., суд взыскивает в его пользу с ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 и 228 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части Чухутова Александра Николаевича об оспаривании действий войсковых частей и в лице командиров этих воинских частей, связанных с изданием приказов № 462-с/ч от 21 ноября 2018 года и №234-с/ч от 28 ноября 2018 года, соответственно, об исключении административного истца со 2 декабря 2018 года из списков личного состава войсковой части, удовлетворить частично.

Признать действия командира войсковой части, связанные с исключением Чухутова из списков личного состава войсковой части со 2 декабря 2018 года, незаконными и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Обязать командира войсковой части устранить допущенные нарушения прав и свобод административного истца, с этой целью не позднее 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу внести изменения в приказ №462-с/ч от 21 ноября 2018 года, изменить дату исключения Чухутова Александра Николаевича из списков личного состава войсковой части со 2 декабря 2018 года на 3 декабря 2018 года, обеспечить Чухутова Александра Николаевича положенным видами довольствия.

Признать действия командира войсковой части, связанные с исключением Чухутова из списков личного состава войсковой части со 2 декабря 2018 года, незаконными и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Обязать командира войсковой части устранить допущенные нарушения прав и свобод административного истца, с этой целью не позднее 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу внести изменения в приказ №234-с/ч от 28 ноября 2018 года, изменить дату исключения Чухутова Александра Николаевича из списков личного состава войсковой части со 2 декабря 2018 года на 3 декабря 2018 года, обеспечить Чухутова Александра Николаевича положенным видами довольствия.

Обязать руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» устранить допущенные нарушения прав и свобод административного истца, с этой целью не позднее 15 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить Чухутова Александра Николаевича денежным довольствием и иными положенными видами довольствия за 3 декабря 2018 года.

В остальной части административного искового заявления отказать.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» в пользу Чухутова Александра Николаевича сумму уплаченной государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.

Командирам войсковых частей и, руководителю Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу надлежит сообщить о его исполнении Чухутову А.Н. и в суд.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восточно-Сибирский окружной военный суд, через Иркутский гарнизонный военный суд, в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий В.В. Титенков.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33 а-104/ 2019

16 мая 2019 года г. Чита

Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: судьи-председательствующего Гордиенко Ю.А., судей – Винника С.Ю. и Кулибабы Г.Л., при секретаре судебного заседания Ромащенко А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части майора запаса Чухутова Александра Николаевича об оспаривании действий командиров войсковых частей и, связанных исключении административного истца из списков личного состава войсковой части, по апелляционной жалобе административного истца на решение Иркутского гарнизонного военного суда от 18 февраля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Кулибабы Г.Л., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, а также заключение прокурора – заместителя начальника отдела военной прокуратуры Восточного военного округа подполковника юстиции Дабижи В.А., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, окружной военный суд

установил:

Как следует из решения суда и материалов дела, Чухутов, проходивший военную службу по контракту в войсковой части, приказом командира войсковой части № от 12 октября 2018 года был досрочно уволен с военной службы по собственному желанию.

Приказом командира войсковой части от 15 октября 2018 года № Чухутову был предоставлен основной отпуск за 2018 год продолжительностью 35 суток в период с 15 октября по 18 ноября 2018 года. Вместе с тем с 1 ноября по 14 ноября 2018 года административный истец находился на стационарном лечении, по итогам которого заключением военно-врачебной комиссии (далее – ВВК) он был признан временно не годным к военной службе и ему предоставлено полное освобождение от исполнения обязанностей военной службы сроком на 15 суток.

В связи с этим Чухутов обратился с рапортом к командиру войсковой части об увеличении продолжительности основного отпуска в связи с нахождением на стационарном лечении в период с 1 по 14 ноября 2018 года, а также в связи с полным освобождением от исполнения обязанностей военной службы на 15 суток после пройденного лечения на этот срок.

Согласно приказу данного должностного лица от 19 ноября 2018 года № административному истцу был продлен очередной отпуск на 14 суток на период с 19 ноября по 2 декабря 2018 года

Приказом командира войсковой части от 21 ноября 2018 года № Чухутов был исключен из списков личного состава войсковой части со 2 декабря 2018 года, основанием чему послужило ходатайство командира войсковой части от 20 ноября 2018 года.

В свою очередь командиром войсковой части на основании выписки из приказа командира войсковой части от 12 октября 2018 года № был издан приказ от 28 ноября 2018 года № , согласно которому административный истец был исключен из списков личного состава данной воинской части со 2 декабря 2018 года.

Не соглашаясь с данными решениями, Чухутов, ссылаясь на положения п. 9 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 62 Положения о военно-врачебной экспертизе, п. 18 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия командиров войсковых частей и, связанные, соответственно, с изданием приказа № от 21 ноября 2018 года и приказа № от 28 ноября 2018 года в части его исключения со 2 декабря 2018 года из списков личного состава воинской части, возложить на данных должностных лиц обязанность по отмене вышеуказанных приказов, восстановлению Чухутова в ранее занимаемой должности, а также произвести выплату денежного содержания за период его полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы сроком на 15 суток в связи с нахождением на излечении.

Решением гарнизонного военного суда от 18 февраля 2019 года административное исковое заявление Чухутова удовлетворено частично.

При этом были признаны незаконными действия командиров войсковых частей и, связанные с исключением Чухутова из списков личного состава воинской части со 2 декабря 2018 года, а также возложены обязанности на командира войсковой части по внесению изменений в приказ от 21 ноября 2018 года № об исключении Чухутова из списков личного состава войсковой части с 3 декабря 2018 года и обеспечению того положенным видами довольствия, а на командира войсковой части – внести изменения в приказ от 28 ноября 2018 года № , изменив дату исключения Чухутова из списков личного состава войсковой части со 2 на 3 декабря 2018 года и обеспечить административного истца по указанную дату положенным видами довольствия.

В свою очередь на руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» возложена обязанность по обеспечению Чухутова денежным довольствием и иными положенными видами довольствия за 3 декабря 2018 года.

В остальной части административного искового заявления отказано.

Также взыскана с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» в пользу Чухутова сумма уплаченной им государственной пошлины в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований о восстановлении его в ранее занимаемой должности и выплате денежного довольствия за период нахождения на лечении отменить и вынести новое решение об удовлетворении данных требований.

В обоснование этому он ставит под сомнение правомерность ссылки суда на определение Верховного Суда РФ от 12 сентября 2017 года № 204-КГ 17-8, согласно которому нахождение истца на амбулаторном лечении не является основанием для продления продолжительности основного отпуска, а также вывод суда о том, что после 15 суток освобождения Чухотова от исполнения служебных обязанностей отсутствовала необходимость их исполнения в дальнейшем.

Указывая на положения п. 9 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» он обращает внимание на то, что законодателем не установлено каких-либо ограничений в предоставлении отпусков по болезни в зависимости от нахождения военнослужащего на стационарном или амбулаторном лечении. Также при издании приказа о продлении ему очередного отпуска он не был осведомлен о дате исключения его из списков личного состава воинской части.

Судом не была дана оценка и тому, что до получения им заключения ВВК Чухотов находился на стационарном лечении, и само заключение об освобождении его от исполнения служебных обязанностей было дано ему в связи с его состоянием здоровья. То есть данное освобождение являлось продолжением его стационарного лечения.

На апелляционную жалобу представителем ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» Лапердиной, представителем командира войсковой части по доверенности Давыдовым и помощником военного прокурора Иркутского гарнизона Тихоненко поданы возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства военный прокурор Иркутского гарнизона, административный истец и его представитель, административные ответчики, а также начальник ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» и руководитель ФКУ «ЕРЦ МО РФ» в судебное заседание не явились. Поскольку указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и ходатайств о его отложении не поступило, то суд в соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть данное дело в их отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующему.

Так, при разрешении данного дела суд обоснованно руководствовался положениями п. 9 ст. 11 и п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон), п. 4 ст. 3, пп. 3, 16 и 18 ст. 29, п. 7 ст. 31, п. 24 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (далее – Положение), ч. 5 и 10 ст.11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также п. 62 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года № 565, регламентирующих порядок исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части, предоставления им основного отпуска и его продления, предоставления отпуска по болезни, условия и основания к этому, а также предоставления военнослужащему освобождения от исполнения служебных обязанностей.

При этом судом было установлено, что в период с 1 по 15 марта 2018 года Чухутову была предоставлена часть основного отпуска за 2018 год продолжительностью 15 суток, что следовало из выписки из приказа командира войсковой части от 1 марта 2018 года № .

Приказом командира войсковой части от 12 октября 2018 года № административный истец на основании его рапорта от 26 сентября 2018 года был досрочно уволен с военной службы в запас по собственному желанию.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части от 15 октября 2018 года № Чухутову была предоставлена неиспользованная часть основного отпуска за 2018 год сроком на 35 суток в период с 15 октября по 18 ноября 2018 года.

Находясь в указанном отпуске, он в течение 14 суток проходил стационарное лечение в филиале № 1 ФГКУ «425 Военный госпиталь» г. Иркутск, а также заключением ВВК указанного учреждения от 13 ноября 2018 года № административный истец был признан временно не годным к военной службе с предоставлением полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы сроком на 15 суток.

14 ноября 2018 года административный истец обратился к командиру войсковой части с рапортом о продлении оставшейся части основного отпуска за 2018 год на 14 суток в связи с нахождением на стационарном лечении и на 15 суток ввиду освобождения от исполнения обязанностей военной службы, с приложением выписного эпикриза и заключения ВВК.

Из выписки из приказа командира войсковой части от 19 ноября 2018 года № следует, что продолжительность оставшейся части основного отпуска Чухутова была увеличена на 14 суток, то есть с 19 ноября по 2 декабря 2018 года.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части от 21 ноября 2018 года № административный истец по окончании части основного отпуска за 2018 год полагается сдавшим дела и должность 2 декабря 2018 года, и с этой же даты исключен из списков личного состава воинской части.

Командиром войсковой части, в свою очередь, также был издан приказ № об исключении Чухутова со 2 декабря 2018 года из списков личного состава данной воинской части.

Исходя из вышеприведенного, а также правовой позиции, изложенной, в частности, в определениях Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2016 года № 1861-О и Верховного Суда РФ от 12 сентября 2017 года № 204-КГ 17-8, о том, что предусмотренное п. 18 ст. 29 Положения право на продление отпуска в связи с заболеванием в его период возникает только у тех военнослужащих, которые проходили при этом стационарное лечение, суд пришел к обоснованному выводу, что действующее законодательство допускает оставление военнослужащего в списках личного состава воинской части после истечения срока его военной службы лишь в случаях, прямо установленных в Законе и Положении. К числу таких отнесено нахождение военнослужащего на стационарном лечении, а не период освобождения от исполнения обязанностей военной службы в связи с амбулаторным лечением.

При этом суд правомерно исходил и из того, что Чухутов в период предоставленного ему заключением ВВК освобождения от исполнения обязанностей военной службы ни общих, ни специальных обязанностей военнослужащего не исполнял. Само же заключение ВВК о необходимости освобождения военнослужащего от полного исполнения обязанностей военной службы возлагает на командира воинской части обязанность издать о таком освобождении приказ лишь, когда военнослужащий нуждается в восстановлении своего здоровья исключительно с целью последующего надлежащего исполнения обязанностей военной службы.

В оспариваемой же ситуации необходимость того, что Чухутов после 15 суток освобождения должен будет приступить к исполнению обязанностей, отсутствовала.

Сам же основной отпуск за 2018 год во исполнение требования п. 18 ст. 29 Положения Чухутову был продлен на количество дней его нахождения на стационарном лечении в военном госпитале.

В связи с этим обоснованным является вывод суда о том, что освобождение от исполнения обязанностей военной службы в связи с нахождением административного истца на амбулаторном лечении не является основанием для продления продолжительности ему основного отпуска и не препятствовало исключению Чухутова из списков воинской части в связи с увольнением с военной службы и истечением ее срока.

При этом каких-либо препятствий для исключения административного истца из списков личного состава воинской части не имелось, поскольку на дату исключения он был обеспечен всеми положенными видами довольствия, что было исследовано и установлено судом.

Вместе с тем является правомерным решение суда относительно признания незаконными оспариваемых административным истцом действий командиров войсковых частей и, связанных с изданием приказов от 21 ноября 2018 года № и от 28 ноября 2018 года № об исключении Чухутова из списков личного состава войсковой части со 2 декабря 2018 года и возложения на указанных должностных лиц обязанности по изменению в данных приказах даты исключения административного истца из списков личного состава воинской части на 3 декабря 2018 года, а также обеспечения Чухутова положенными ему видами довольствия, которое достаточно аргументировано и с ним соглашается суд апелляционной инстанции.

В связи с частичным удовлетворением административного искового заявления, в соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ судебные расходы, связанные с уплатой административным истцом государственной пошлины в размере 300 рублей, суд правомерно взыскал в его пользу с ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области».

Что же касается аргументов апелляционной жалобы, то окружной военный суд исходит из следующего.

Так, доводы административного истца, которые им изложены в апелляционной жалобе, являющиеся аналогичными доводам, указанным в административном исковом заявлении и приведенным им в ходе судебного рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции находит необоснованными, поскольку соглашается с выводами по ним гарнизонного военного суда, находя их достаточно аргументированными и соответствующими приведенным в решении нормативным правовым актам.

Соглашаясь с решением суда относительно требования административного истца о продлении ему очередного отпуска на 15 суток в связи с признанием его ВВК временно негодным к военной службе и предоставлением ему полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы на этот срок, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Так, согласно п. 62 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года № 565, в мирное время ВВК выносит заключение о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни в случае, если срок, по истечении которого военнослужащий может приступить к исполнению обязанностей военной службы, составляет не менее 30 суток. В случае если указанный срок составляет менее 30 суток, ВВК выносит заключение о необходимости предоставления военнослужащему освобождения.

В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащие считаются исполняющими обязанности военной службы в случае нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно.

Этим и предопределено, что военнослужащим, заболевшим во время основного или дополнительного отпуска, исключающих исполнение служебных обязанностей, кроме отпуска по личным обстоятельствам, основной или дополнительный отпуск продлевается на соответствующее количество дней болезни. Продление отпуска в этом случае осуществляется командиром воинской части на основании справки из лечебного учреждения (п. 18 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы).

В случае же необходимости исполнения военнослужащим служебных обязанностей непосредственно после прохождения лечения, а расписанием болезней, указанных в приложении к Положению о военно-врачебной экспертизе, предусматривается временная негодность к военной службе в связи с имеющимся у него заболеванием, то такому военнослужащему, если срок, по истечении которого он может приступить к исполнению обязанностей военной службы составляет менее 30 суток, предоставляется освобождение от данных обязанностей.

Как следует из материалов дела, административный истец в период нахождения в основном отпуске был госпитализирован и в этот же период выписан. То есть он продолжал находиться в отпуске, который в последующем ему был продлен на срок нахождения на стационарном лечении.

При этом он какие-либо обязанности по военной службе не исполнял и в последующем по окончанию данного отпуска административный истец подлежал безусловному исключению из списков личного состава воинской части в связи с увольнением его с военной службы.

Предоставленное ему освобождение от исполнения обязанностей по военной службе совпадало по сроку с его очередным отпуском. Поэтому принятия какого-либо самостоятельного решения относительно предоставления Чухутову освобождения от исполнения обязанностей по военной службе на основании заключения ВВК не требовалось, поскольку им таковые в данный период не исполнялись.

В связи с этим безосновательно и требование административного истца относительно выплаты ему денежного довольствия за период, когда он был освобожден от исполнения обязанностей военной службы.

С учетом изложенного решение воинских должностных лиц по исключению Чухутова из списков личного состава воинской части по окончанию очередного отпуска является законным и обоснованным.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены или изменения решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их переоценки отсутствуют.

Разрешая заявленные требования, суд правильно установил спорные правоотношения, правильно определил и применил нормы материального права, подлежащие применению, верно установил значимые для разрешения данного дела обстоятельства и постановил решение, отвечающее нормам материального права.

Нарушений норм процессуального права, в том числе по основаниям ст. 310 КАС РФ, влекущих отмену решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд

определил

решение Иркутского гарнизонного военного суда от 18 февраля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части майора запаса Чухутова Александра Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца – без удовлетворения.

Судья-председательствующий Ю.А. Гордиенко

Судьи: С.Ю. Винник

Г.Л. Кулибаба.

Спросить

Основной вопрос, который подлежал рассмотрению, должен был быть о незаконном увольнении во время лечения и восстановлении.

Что не было предметом рассмотрения в суде между теми же сторонами.

Поэтому по этому поводу Вы можете предъявить другой иск о незаконном увольнении.

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 29.05.2019) "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.09.2019)

Статья 38. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту

1. Срок военной службы устанавливается:

е) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в соответствии с контрактом о прохождении военной службы.

11. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда:

военнослужащий находится на стационарном лечении;

Спросить

Махачкала - онлайн услуги юристов

Елена
26.08.2019, 23:59

Исключение из списков личного состава - правомерность продления отпуска и лишение доступа к ведомственной медицине

Очень нужна ваша помощь. 22.07.2019 меня исключили из списков личного состава части. При этом у меня осталось не реализованы 56 суток основного отпуска за 2019 год, по причине заболевания. Больничный лист открыт до настоящего времени. 14 дней находилась на стационарном лечении, было сделано 2 операции по обездвижеванию 2-х суставов стопы. В настоящее время нахожусь на амбулаторном послеоперационном лечении. Нуждаемость в оперативном лечении была вынесена заключением ВВК. Руководство мне заявило, что отпуск продляется не на все дни заболевания, а только на дни стационара. В настоящее время передвигаюсь на инвалидной коляске. Вместе с тем, у меня нет 20-ти лет календарной выслуги, в связи с чем утратив статус военнослужащего после исключения из списков личного состава, я утратила право на прохождение лечение в ведомственном медицинском учреждении. Законны ли действия моего руководства?
Читать ответы (8)
Константин Владимирович
21.12.2015, 18:49

Изменение аббревиатуры на химическом предприятии привело к урезанию дополнительного отпуска сотрудников - насколько это законно?

Я работаю на химическом предприятии, ежегодный отпуск составляет 42 дня, из них 28 дней основной 14 дополнительных оплачиваемых дней. В прошлом году собственник предприятия изменил аббревиатуру в названии, было ОАО, стало АО,при этом всех сотрудников, собственник принял на новое предприятие через увольнение, выплатив расчётные, но при этом ежегодный отпуск был предоставлен в объёме основного, а дополнительный был урезан, мотивируя тем, что не отработан полный год. На 2016 год отпуск предоставляют в объёме основного и добавляют дополнительные дни, оставшиеся с прошлого года, а 14 дней положенного дополнительного отдыха оказывается ещё на до заработать. Насколько это правомерно?
Читать ответы (1)
Александр
31.01.2019, 01:43

Проблемы с увольнением - неполученный отпуск, переработка и материальная помощь

Помогите разобратьс с моим увольнением. Я аттестованый сотрудник МЧС ФПС, отслужил 27-лет. Контракт по достижению предельного возраста (45-лет) закончился 17.08.2017 года, я продолжал служить. В конце 2017 года пошел в очередной отпуск за периуд 2017 года, мой отпуск перешел на 2018 год и я взял отпуск в январе 2018 за 2018 год и 30-суток дополнительного отпуска по уходу на пенсию. Во время отпуска я написал рапорт чтобы мне посчитали мою переработку за последние три года (она составила 90-суток) и взял направление на ВВК. Отгулял отпуск основной и дополнительный и лег в госпиталь на лечение по ВВК. Во время своей переработки (дней отдыха) я проходил плановые лечения выявленные ВВК находясь в стационаре (документально это подтверждено). Тем самым я перешел на 2019 год не отгуляв свою переработеу (дни отдыха примерно еще 20-суток), я был уволен сослубы 31.12.2018 годом с мотивацией по достижению предельного возрата и прекращением контракта, а с больничного я вышел 10.01.2019 года. Руководство сделало поправку в приказ на 11.01.2019. год. Я 10.01.2019 написал рапорт на отпуск (т.к я в отпуске был 11-месяцев назад), на получение материальной помощи на что получил отказ. Законно ли меня уволили не дав отгулять мне отпуск, переработку и не выплатив мне мат. помощь?
Читать ответы (1)
Борис
17.03.2020, 12:54

Вопрос продления отпуска после переподготовки - что говорит законодательство?

В декабре 2019 года направлен в основные и дополнительные отпуска с последующим исключением из списков личного состава с 25 марта 2020 г. В период нахождения в основном отпуске, с 10 января 2020 года приказом командира части направлен на переподготовку сроком на 4 месяца. Положено ли мне продление основного отпуска после окончания обучения на количество дней неиспользованного отпуска.
Читать ответы (2)
Анна
02.09.2013, 19:33

Право на отпуск с последующим увольнением - законодательные нормы и применение их в моей ситуации

В настоящее время я работаю в организации с 15 января 2012 года. В течении 2012 года, мною не был использован ежегодный основной оплачиваемый отпуск. В 2013 году ежегодный основной оплачиваемый отпуск в соответствии с графиком был запланирован на август. Однако в августе мне был предоставлен за отпуск за 2012 год продолжительностью 28 календарных дней. По выходу из отпуска мною было написано заявление о предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска за 2013 год с последующим увольнением. На мое заявление руководство ответило отказом, сославшись на то, что отпуск будет заменен денежной компенсацией, и я должна отработать 2 недели. Имеют ли право отказать мне в отпуске с последующим увольнением? Какое количество календарных дней отпуска с последующим увольнением обязаны мне предоставить? Если имеется нарушение дествующего законодательства, то каких именно норм?
Читать ответы (1)
Лидия
18.12.2019, 22:03

Вопрос о предоставлении дней отдыха и переподготовки для увольняющегося военнослужащего по контракту

Являюсь военнослужащим по контракту, в этом году увольняюсь, на момент увольнения мне не были предоставлены дни отдыха за переработку. В рапорте на увольнение было указано о том чтобы в отношении меня была проведена переподготовка на гражданскую специальность. Переподготовка была предоставлена, и во время переподготовки с меня списывалась нагрузка (переработка). Устно мне было доведено что учебный отпуск мне не предоставлялся, а были предоставлены дни отдыха. Могут ли совмещаться дни отдыха за переработку и учеба? Как правильно мне должны были предоставить дни отдыха и дни переподготовки?
Читать ответы (4)
Елена
04.07.2019, 20:17

Нарушение прав военнослужащих, порядок увольнения по достижению предельного возраста.

Помогите мне пожалуйста! 22.07.2019 у меня наступает предельный возраст пребывания на военной службе. С 20.05.2019 меня отправляют в основной отпуск за 2019 год. 23.05.2019 в связи с резким ухудшением здоровья меня кладут в больницу и проводят две операции. С 23.05.2019 по настоящее время я нахожусь на больничном, сколько я на нем пробуду точно не известно, предположительно по заключениям медиков около 120 суток. Соответственно основной отпуск я не реализовала. Только что мне позвонил начальник отдела и кадров и довел до меня, что приказ о моем увольнении состоялся 07.06.2019! Правомерны ли действия руководства? Может ли приказ об увольнении состоятся почти на два месяца ранее, чем у меня наступает предельный возраст? Могут ли уволить военнослужащего до обеспечения его всеми видами довольствия и с неотгуленным отпуском? Могут ли уволить военнослужащего, находящегося на больничном? Могут ли уволить военнослужащего без заключения ВВК, так как заключение мне может быть вынесено только после заключения послеоперативного лечения? Умоляю Вас о помощи! Законны ли действия руководства?
Читать ответы (7)
Дмитрий
28.03.2017, 20:36

Вопрос о предоставлении дополнительных суток отдыха по должности при переводе на другую должность

Прохожу военную службу на должности по которой положено предоставление дополнительных суток отдыха по приказу 365 от 2002 года. Через 25 дней буду переведен на другую должность, на которой не положены эти сутки отдыха. Основной отпуск за 2016 года отгулял. Про эти дополнительный сутки отдыха узнал неделю назад. Могу ли я взять эти дополнительные сутки за 2016 год, а также за 2017 год. Спасибо.
Читать ответы (1)
Юлия Геннадьевна
10.12.2013, 07:59

Можно ли получить дополнительный отпуск за прошлый год, если уже взяла его в текущем?

Я работаю рентгенлаборантом с 15 мая 2013 года, сейчас нахожусь в основном отпуске на 28 календарных дней. Дополнительный отпуск хотела взять в марте 2014 года, но мне сказали что это будет отпуск за 2014 год, а за 2013 год уже будет не положено, т.к.два дополнительных отпуска за один год не положено. Получается что за 2013 год у меня дополнительный отпуск пропадает?
Читать ответы (3)
Дмитрий
02.10.2008, 08:02

Доказательств отказов мне в дополнительных сутках отдыха со стороны командования у меня нет.

Я военнослужащий, служу в офицерском звании с 2004 г, возможно ли обязать мою часть предоставить мне дополнительные сутки отдыха за командировки и полевые выходы за период с 2004 г по 2008 ввиде отдельного отпуска (отпусков) сроком более 120 суток (например 2 по 60 дней). Имею ли я право на 4 месяца дополнительного отпуска за командировку (на 6 месяцев) в чеченскую республику в 2005 году если после нее мне был предоставлен месяц реабилитационного отпуска (основной отпуск был просто увеличен на 30 дней)? Сгорают ли все мои притензии по непредоставленным мне дополнительным суткам отдыха по истечению 1 го квартала каждого следующего года. Доказательств отказов мне в дополнительных сутках отдыха со стороны командования у меня нет.
Читать ответы (1)