Спросить юриста  бесплатно

Вопрос № 16357

10.02.2002, 00:41

Закон о рекламе и его поправки и дополнения.

Ответы юристов

10.02.2002, 12:00

Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ

"О рекламе"

(с изменениями от 18 июня, 14 декабря, 30 декабря 2001 г.)

Принят Государственной Думой 14 июня 1995 года

Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 4)

Глава II. Общие и специальные требования к рекламе (ст.ст. 5 - 20)

Глава III. Права и обязанности рекламодателей, рек- (ст.ст. 21 - 25)

лама производителей и рекламораспростра-

рекламораспространителей

Глава IV. Государственный контроль и саморегулиро- (ст.ст. 26 - 28)

звание в области рекламы

Глава V. Контрреклама и ответственность за ненад- (ст.ст. 29 - 31)

лежащую рекламу

Глава VI. Заключительные положения (ст.ст. 32 - 33)

Глава I. Общие положения

См. схему "Законодательство о рекламе"

Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг (далее - товары) Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользозванием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.

Целями настоящего Федерального закона являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.

2. Настоящий Федеральный закон применяется и в тех случаях, когда действия, совершаемые за пределами Российской Федерации юридическими лицами или гражданами Российской Федерации в области рекламы, приводят к ограничению конкуренции, введению в заблуждение юридических или физических лиц на территории Российской Федерации либо влекут за собой иные отрицательные последствия на рынках товаров Российской Федерации.

3. Настоящий Федеральный закон распространяется на иностранных юридических лиц, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства - индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в установленном порядке, производящих, размещающих и распространяющих рекламу на территории Российской Федерации.

4. Настоящий Федеральный закон не распространяется на политическую рекламу.

5. Настоящий Федеральный закон не распространяется на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

См. комментарий к статье 1 настоящего Федерального закона

Статья 2. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний;

ненадлежащая реклама - недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации;

контрреклама - опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий;

рекламодатель - юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы;

рекламопроизводитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме;

рекламораспространитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами;

потребители рекламы - юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них.

См. комментарий к статье 2 настоящего Федерального закона

О соответствии Конституции Российской Федерации статьи 3 настоящего Закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. N 4-П

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о рекламе

Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.

См. комментарий к статье 3 настоящего Федерального закона

Статья 4. Авторское право и смежные права на рекламу

Реклама может полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав. В этом случае авторские права и смежные права подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

См. комментарий к статье 4 настоящего Федерального закона

Глава II. Общие и специальные требования к рекламе

Статья 5. Общие требования к рекламе

1. Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения.

Использозвание в радио-, теле-, видео-, аудио-и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки "на правах рекламы") не допускается.

Если радио-, теле-, видео-, аудио-и кинопродукция, а также печатная продукция распространяются частями (сериями), сообщения о рекламе также должны повторяться соответственно количеству частей (серий).

Организациям средств массовой информации запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала.

2. Реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации. Данное положение не распространяется на радиовещание, телевизионное вещание и печатные издания, осуществляемые исключительно на государственных языках республик, родных языках народов Российской Федерации и иностранных языках, а также на зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания).

3. Реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации, не допускается.

Об ограничении рекламы на рынке ценных бумаг см. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ

Об ограничении рекламы в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров см. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ

Если деятельность рекламодателя подлежит ли.

Вопрос № 16145872

02.08.2019, 14:36

Закон о рекламе

Прошу разъяснить следующую ситуацию. В окне магазина висит монитор, по которому на улицу транслируются название предприятия, регистрационные данные и обобщенные наименования групп товаров, находящихся в магазине, что не позволяет выделить конкретный товар среди рядя однородных и сформировать к нему интерес.

Является ли такая трансляция рекламой согласно Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»?

Ответы юристов

02.08.2019, 14:39

Светлана!

Это не реклама. Т.к. не является рекламной конструкцией в понимании закона, а находится внутри магазина.

Кроме того товары, которые рекламируются находятся в магазине. Таким образом предоставляется о них информация.

См. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О рекламе" (с изм. и доп., вступ. В силу с 12.05.2019), ст.3, 19

02.08.2019, 14:50

Это наружная реклама. Понятие рекламы смотрите в ст.3 ФЗ № 38-ФЗ "О рекламе".

Окно - это витрина. Для размещения рекламы в витрине получение разрешения органа местного самоуправления не требуется.

Цитата:
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О рекламе"

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Статья 19. Наружная реклама и установка рекламных конструкций

9. Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

23. Требования настоящей статьи в части получения разрешений не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики в случае размещения рекламы непосредственно на указанных объектах (без использования конструкций и приспособлений, предназначенных только для размещения рекламы).

02.08.2019, 14:59

ни в коем случае, это не реклама, это информационная вывеска Письмо Федеральной антимонопольной службы от 27 декабря 2017 г. № АК/92163/17 “О разграничении понятий вывеска и реклама”

Цитата:
В связи с вопросами, возникающими при разграничении рекламных конструкций и конструкций, носящих информационный характер, связанными с применением отдельных положений Федерального закона "О рекламе" в частности, статьи 19 данного Закона, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению ФАС России на основании пункта 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, дает следующие разъяснения.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, не отвечающая признакам, содержащимся в указанном понятии рекламы, не может быть признана рекламой, на такую информацию, а также на порядок ее размещения, не распространяются положения Федерального закона "О рекламе".

2. Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, к которому направлено внимание и формируется интерес, не признается рекламой.

Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В случае размещения на фасаде торгового объекта или магазина фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений (например, пейзаж, бутылка вина, пивная кружка, какая-либо техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков, характеристики, цены указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товара на рынке.

3. Информация, обязательная к размещению в силу закона или обычая делового оборота, не признается рекламой.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

Кроме того, согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

Согласно части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует цели, отличные от цели рекламы - привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, и не может рассматриваться как реклама.

С учетом положений пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе выполненного с использованием товарного знака или его части, адреса и режима работы организации относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения, в том числе в случае размещения такой информации на конструкциях, представляющих собой электронное табло с "бегущей строкой" или подсветкой.

Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки), может быть признано обычаем делового оборота, соответственно, на конструкции с такой информацией нормы Федерального закона "О рекламе" не распространяются.

Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам N А 56-44838/2016, N А 43-11863/2013.

Кроме того, с учетом позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 N 15567/12 по делу N А 59-2627/2012, размещение на конструкции на фасаде здания в месте нахождения организации сведений о наименовании общества, номере телефона и/или официальном сайте юридического лица в сети Интернет, если в этой информации не содержится конкретных сведений о товаре, об условиях его приобретения или использования, представляет собой размещение сведений о виде деятельности общества в целях доведения этой информации до потребителей. Такая информация не подпадает под понятие рекламы. Указанный вывод также подтверждается решениями судов по делам N А 70-11815/2016, А 51-32939/2013.

Как видите, тут Ваша ситуация подробно описана.

Вопрос № 16229742

24.08.2019, 12:39

Закон о рекламе.

Я ИП автосервис огрн Инн все есть Могу ли я на свой гараж повесить рекламу с информацией о моей деятельности.

Ответы юристов

24.08.2019, 13:55

Это зависит от законодательства вашего города, обычно есть местные законы, где на такое нужно также получать разрешение, без разрешения могут выписать штраф, нужно ваши местные законы читать и думать.

Вопрос № 4929095

22.09.2014, 12:06

Закон о рекламе размещение наружной рекламы

В России существует закон о наружной рекламе. Кто может предоставить документы о размещенной наружной рекламе на торговом комплексе. О том что пройдено согласование всех действующих лиц и макетов и согласовано с властями.

Ответы юристов

22.09.2014, 12:08

Диана Борисовна!

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ

"О рекламе"

Руководствуйтесь. Искренне желаю Вам решение Вашего вопроса. Обращайтесь.

Вопрос № 8491531

28.10.2015, 10:40

Закон о рекламе штрафы.

Есть договор юр.лицо-юр.лицо. Нарушен закон о рекламе. Штраф для юр.лица от 100 тыс. руб, на физ. лиц. не распространяется. Может ли ответственный за рекламу, взять ответственность на себя. Что совершил СМС рассылку, без подтверждения руководства (Юр. лица)

Ответы юристов

28.10.2015, 10:43

Штраф выписан юрлицу, поэтому его нужно либо оплачивать юрлицу, либо обжаловать постановление о наложении штрафа в судебном порядке. Относительно перекладывания ответственности-такой вариант не возможен.

28.10.2015, 10:44

Взять может, вопрос как к этому отнесутся при привлечению В любом случае, постановление о привлечении есть основания оспорить в суд.

28.10.2015, 10:47

Привлечено юрлицо. Переложить обязательства на физика, тем более, если физик не является субъектом данного правонарушения нельзя. Оспаривайте решение о наложении штрафа.

Вопрос № 7550838

31.07.2015, 05:50

Закон о сми закон о рекламе

Помогите разобраться с Законом о запрете рекламы алкогольной продукции СМИ.

Как гласит Закон о рекламе Статья 21 Реклама алкогольной продукции Глава 3, пункт 2:

2. Реклама алкогольной продукции не должна размещаться:

1) в периодических печатных изданиях, за исключением рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, которая не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

Скажите, относиться ли это к интернет СМИ, то есть, электронным порталам и блогам? Могу ли я упоминать об алкогольных напитках российского производства в интернете?

Задаю этот вопрос, потому что для меня не понятно следующее из этого же пункта:

8) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Ответы юристов

31.07.2015, 05:59

Вы совершенно правильно обратили внимание на пункт 8. В электронных СМИ реклама запрещена.

Вопрос № 13064059

23.08.2017, 17:53

Закон о рекламе - Илья Сергеевич, Краснодар.

Есть сайт об электронных сигаретах и вайпинге.

На нём планируем размещать рекламу товаров других интернет магазинов.

Это выглядит так - в тексте обзора устройства будет находиться блок с подзаголовком "Цены в интернет-магазинах".

Внутри этого блока список, каждый элемент которого это ссылка, состоящая из: логотипа магазина + названия устройства + цены + фото устройства.

Вопрос:

Как сделать так, чтобы эти ссылки не попадали под закон о рекламе? Где грань между "информационной ссылкой" и "рекламой"?

Ответы юристов

24.08.2017, 14:50

Информационная ссылка - это ссылка по раскрытию какой либо информации без коммерческой цели, например "какие бывают вейперы".

Судя по указанному Вам описаю у вас сугубо рекламный элемент, так как указывает и магазин и цены и товар.

Чтобы сделать ссылку сугубо информационно например напишите - "полезная информация для..."

Всего Вам хорошего.

Вопрос № 13068953

24.08.2017, 15:26

Получается если я после своих ссылок (внизу) укажу фразу "полезная информация по данному устройству" или "информация предоставлена для ознакомления" - это позволит обойти закон "О рекламе"?

Ответы юристов

24.08.2017, 15:28

Нет. Если вы не будете указывать магазин, виды товаров и цены, только тогда вы сможете обойти закон о рекламе.

Всего Вам хорошего.

24.08.2017, 15:29

Это не то чтобы обойти закон это возможность не нарушить закон. В любом случае следует когда вы все оформите на сайте видеть и оценить визуально поскольку если информация что вы разместите по ссылке приведет на конкретные указания конкретных товаропроизводителей реклама будет, а вот приведет на статьи описательного плана-нет.

Вопрос № 4496464

28.07.2014, 23:22

Закон о рекламе санкции

Какие штрафные санкции (в соответствии ФЗ о рекламе, налагаются на юр. лица, при распространении рекламы, поэтажно в подъездах жилых домов?

Ответы юристов

28.07.2014, 23:25

Статья 14.3, часть 1 КоАП РФ - штраф от 100000 до 500000 рублей.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских