Новый закон о военных жильях - могут ли отказать в ипотеке участнику НИС?
199₽ VIP

• г. Саратов

Помогите разобраться с вопросом. Мы с мужем военнослужащие. Муж стоит в очереди на квартиру, а я являюсь участником НИС. Ему собирались предоставить квартиру на двох (Муж и дочь), а меня не включили, т.к. я участница НИС. Но 16 октября принят ФЗ №339 "О внесении изменений в ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" . Нам сказали, что меня теперь включат и квартиру дадут на троих, но в реализации ипотеки мне откажут, ссылаясь на ст.117 ФЗ по ипотеке ст.9 п.3 п.п.3 (исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета). Имеют ли право мне отказать в военной ипотеке?

Читать ответы (6)
Ответы на вопрос (6):

Да. имеют право. Т.к. вы выбирать должны одно из двух. На основании ст. 15 ФЗ О статусе военнослужащих предоставляют жилье в вашем случае.

И те изменения о которых вы пишите будут учитываться.

Спросить

В данной ситуации нужно исходить из того, что ФЗ №339 "О внесении изменений в ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" не имеет обратной силы Другими словами, если вы встали в очередь как участник НИС до вступления этого закона в силу то, его требование на вас не распространяется Вы должны получить жилье по программе НИС Вам не имеют права отказать в военной ипотеки.

Спросить

Юлия!

Мое правоприменительное усмотрение по вашему вопросу сводиться к тому, что два раза вам воспользоваться правом не представиться возможным.

И вам увы - имеют право отказать, ФЗ №339 "О внесении изменений в ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих"

Всего доброго в решении вопроса!

Спросить

Здравствуйте, Вас дезинформируют, ничего Вы выбирать не должны в свете новых поправок Вы можете быть включены в члены семьи при поучении мужем квартиры, при этом оставаясь участником НИС сейчас эта правовая нормы выглядит так: Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 16.10.2019) "О статусе военнослужащих"

15. Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - участники накопительно-ипотечной системы), выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случаях, если участники накопительно-ипотечной системы являются членами семей военнослужащих или граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживают с ними, указанные участники накопительно-ипотечной системы учитываются при признании этих военнослужащих или граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Т.е. Вас теперь будут учитывать как члена семьи военнослужащего при признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, участником НИС при этом Вы быть не перестанете.

Спросить
Это лучший ответ

Здравствуйте Юлия

При внесении поправок в закон нет оговорки о том, что участник НИС теряет свое право на участие в программе. Следовательно отказ в реализации нис будет не законен

Федеральный закон от 16 октября 2019 г. N 339-ФЗ "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"

Принят Государственной Думой 24 сентября 2019 года

Одобрен Советом Федерации 9 октября 2019 года

Внести в пункт 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года

N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"

следующие

изменения:

1) в абзаце первом слова "военнослужащих, выделяются" заменить словами "военнослужащих (далее - участники накопительно-ипотечной

системы), выделяются";

2) в абзаце втором слова "и членов их семей" исключить, слова

"второго и третьего" заменить словами "второго, третьего и четвертого";

3) дополнить абзацем следующего содержания:

"В случаях, если участники накопительно-ипотечной системы являются членами семей военнослужащих или граждан, уволенных с военной службы, и

совместно проживают с ними, указанные участники накопительно-ипотечной системы учитываются при признании этих военнослужащих или граждан

нуждающимися в жилых помещениях.".

Восстановлены жилищные права военнослужащих, чьи супруги участвуют в накопительно-ипотечной системе.

Контрактникам, участвующим в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения, выделяют средства на строительство или приобретение жилья. При этом на них и членов их семей не распространялись иные виды жилищных гарантий.

В результате военнослужащий, заключивший первый контракт до 1 января 2005 г., продолжавший службу или уволенный с нее после указанной даты, с момента вступления его супруги в названную систему утрачивал ранее возникшее право на предоставление жилья независимо от своего волеизъявления. Это ставило таких военных в неравное положение с теми, кто не состоял в браке с участниками указанной системы.

Закон устранил данную несправедливость.

Кроме того, участники накопительно-ипотечной системы, являющиеся членами семей военнослужащих и совместно проживающие с ними, учитываются при признании этих военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях

https://www.garant.ru/

Спросить

Здравствуйте, разьясняю, что, как это усматривается из судебной практики, в соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, с учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20 июля 2018 года № 34-П "По делу о проверке конституционности пункта 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", на основании которого были внесены указанные Вами поправки случаев, допускающих повторное обеспечение военнослужащего, в частности, жилым помещением, сначала в качестве члена семьи военнослужащего, а затем в качестве военнослужащего, нормативные акты РФ не содержат.

Решение № 2 А-87/2019 2 А-87/2019~М-398/2019 М-398/2019 от 9 апреля 2019 г. по делу № 2 А-87/2019

Хабаровский гарнизонный военный суд (Хабаровский край) - Гражданские и административные

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

9 апреля 2019 года г. Хабаровск

Хабаровский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Мишина Д.Л., при секретаре судебного заседания Бормотовой Е. А., с участием административного истца и представителя административного ответчика Дулениной Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по заявлению военнослужащего войсковой части № полковника Огневчука ФИО 7 об оспаривании действий начальника Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения » МО РФ, связанных с принятием на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, без учета его сына,

УСТАНОВИЛ:

Огневчук А. А. обратился в Хабаровский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать неправомерным решение начальника Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения » (далее «Востокрегионжилье») от ДД.ММ.ГГГГ № о принятии его на учет нуждающихся в постоянных жилых помещениях составом семьи 2 человека (он сам и его супруга), но без учета его сына ФИО 4, г.р. Начальник «Востокрегионжилье» в сопроводительном письме от ДД.ММ.ГГГГ к данному решению указал, что основанием к невключению сына в состав его семьи явилось участие его сына-военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС) с 2009 года.

Истец просил это решение отменить как не основанное на законе и возложить на начальника «Востокрегионжилье» обязанность принять на жилищный учет его семью с учетом сына, обосновав свою позицию тем, что он данным решением лишен права на обеспечение жилым помещением на всех членов его семьи, проживающих совместно с ним.

В судебном заседании Огневчук А. А. настаивал на удовлетворении заявленного им требования.

Представитель административного ответчика Дуленина Е.М. требование истца в суде не признала, просив оставить его без удовлетворения, указав, что сын истца подлежит обеспечению жилым помещением как военнослужащий-участник НИС, в связи с чем не может быть обеспечен жильем в качестве члена семьи отца-военнослужащего, о чем прямо указано в пункте 15 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих », поскольку двойное обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ по смыслу закона не предусмотрено.

Заинтересованное лицо – сын истца ФИО 4, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл и на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в его отсутствие.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Решением начальника «Востокрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № Огневчук А. А., заключивший первый контракт о прохождении военной службы в 1994 году, составом семьи два человека (он и супруга) принят на учет нуждающихся в постоянных жилых помещениях по месту прохождения военной службы в г. Хабаровске с ДД.ММ.ГГГГ, форма обеспечения – получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ названный начальник уведомил Огневчука А. А. о том, что его семья принята на жилищный учет без включения сына ФИО 4, г.р., поскольку последний проходит военную службу по контракту и с 2009 года является участником НИС, до настоящего времени право на жилищное обеспечение в рамках НИС не реализовал, и в соответствии с пунктом 15 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих » на него не распространяется порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма.

Согласно статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих " государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Как усматривается из пункта 15 этой же статьи военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих " являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13, 14, 16 - 19 настоящей статьи, а также абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Как следует из статьи 14 ФЗ от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих " каждый участник НИС не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений, приобретения земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, под залог приобретаемых жилого помещения или жилых помещений, указанного земельного участка, а также приобретения жилого помещения или жилых помещений по договору участия в долевом строительстве.

Согласно части 1 статьи 7 данного закона федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируют и ведут реестр участников в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и представляют в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках НИС.

Данный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2005 года № 89 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба" (далее – Правила).

В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона и пункта 18 Правил основаниями для исключения военнослужащего из реестра являются увольнение его с военной службы; исключение его из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим; исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета.

Данный перечень является окончательным.

Как следует из пункта 7 постановления Правительства РФ от 07.11.2005 N 655 "О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих ", внесение изменений в именной накопительный счет осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом исполнительной власти сведений о внесении изменений в реестр участников НИС. В случае ошибочного открытия именного накопительного счета уполномоченный федеральный орган аннулирует регистрационный номер участника НИС. При этом средства накоплений для жилищного обеспечения, учтенные на указанном счете, возвращаются в федеральный бюджет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исходя из анализа приведенных норм права следует, что с 1 января 2005 года (введение накопительно-ипотечной системы обеспечения военнослужащих) в Российской Федерации действуют одновременно два порядка обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями, предусмотренные соответственно Федеральным законом "О статусе военнослужащих " и Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих ".

Так, военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих ", при этом определенные категории таких военнослужащих вправе стать участниками НИС.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих " для большинства военнослужащих, на которых распространяется НИС, участие в ней является обязательным.

При этом участие одного из членов семьи военнослужащего в НИС не позволяет другому члену семьи - военнослужащему реализовать право на получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, с учетом этого члена семьи.

Само по себе такое ограничение основано, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим и членам их семей жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих ".

Этими нормами и руководствовался начальник «Востокрегионжилья», принявший решение не включать в состав семьи истца, подлежащей обеспечению жилым помещением по договору социального найма, его сына – участника НИС.

Вместе с тем пункт 15 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих » признан частично не соответствующим Конституции РФ. Как отмечено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2018 года № 34-П "По делу о проверке конституционности пункта 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих " в связи с жалобой гражданина ФИО 5", из буквального смысла пункта 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих ", так и смысла, придаваемого ему правоприменительной практикой, следует, что в случае, когда военнослужащий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, продолжающий прохождение службы или уволенный с нее после указанной даты, имеет супругу (супруга), проходящую (проходящего) военную службу по контракту, участие которой (которого) в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих является обязательным в силу части 1 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих ", к числу которых отнесена и жена административного истца, на такого военнослужащего не распространяются жилищные гарантии, установленные абзацем двенадцатым пункта 1, пунктами 13, 14, 16 - 19 статьи 15, а также абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих ".

Это означает, что с момента вступления супруги (супруга) военнослужащего в накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих такой военнослужащий утрачивает независимо от своего волеизъявления ранее возникшее на основании Федерального закона "О статусе военнослужащих " право на предоставление жилого помещения и реализация его потребностей в жилье зависит от реализации жилищных прав супруги (супруга) в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих ".

При этом действующее законодательство (часть 3 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих ") не предусматривает такого основания исключения военнослужащего, участвующего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, из реестра ее участников, как обеспечение его жилым помещением в качестве члена семьи военнослужащего в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих ".

Между тем само по себе признание военнослужащего участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и включение его в соответствующий реестр не свидетельствует о реализации им указанного вида жилищной гарантии, поскольку, по общему правилу, право на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, возникает при достижении общей продолжительности военной службы двадцать лет и более или при наличии определенных оснований для увольнения со службы в случае достижения общей продолжительности военной службы десять лет и более (пункт 2 статьи 3, статьи 9 и 10 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих ").

Такое правовое регулирование не имеет объективного и разумного оправдания, ставит военнослужащих, заключивших первый контракт на прохождение военной службы до 1 января 2005 года, продолжающих проходить военную службу или уволенных с нее после этой даты и имеющих супругу (супруга), участвующую (участвующего) в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, в неравное положение с военнослужащими этой же категории, не состоящими в супружеских отношениях с военнослужащими - участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, что не согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости и вытекающими из них критериями соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений прав и свобод (статья 17, часть 3; статья 19, части 1 и 2; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Указанное правовое регулирование нарушает также принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который, помимо прочего, предполагает, что приобретенное гражданами на основе ранее действовавшего правового регулирования право будет уважаться властями и будет реализовано.

Таким образом, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, пункт 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих " не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 40 (части 1 и 3) и 55 (части 2 и 3), в той мере, в какой он в системе действующего правового регулирования препятствует реализации возникшего права военнослужащего, заключившего первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, продолжающего прохождение военной службы или уволенного с нее после указанной даты, на предоставление ему и членам его семьи, включая супругу (супруга), жилого помещения согласно положениям данного Федерального закона в связи с участием супруги (супруга) этого военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, независимо от волеизъявления военнослужащего и его супруги (супруга) воспользоваться таким способом осуществления права на обеспечение жилым помещением вместо участия супруги (супруга) военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих. В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации возложил обязанность на Федерального законодателя внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.

В соответствии с положениями статьи 87 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание не соответствующими Конституции Российской Федерации федерального закона, нормативного акта Президента Российской Федерации, нормативного акта Правительства Российской Федерации, договора или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов либо договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном акте либо договоре либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными.

Положения указанных выше нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

Учитывая изложенное, суд полагает, что сын административного истца вправе претендовать на обеспечение жилым помещением в одной из двух форм – как военнослужащий-участник НИС, так и в качестве члена семьи военнослужащего.

Истец принят на жилищный учет на основании его заявления от 2 октября 2018 года о принятии на таковой составом семьи три человека – он сам, супруга и сын. Как пояснил в судебном заседании истец, в момент подачи заявления он знал об участии сына в НИС и о препятствии в связи с этим на обеспечение его жилым помещением в натуральной форме как члена семьи.

Такое препятствие – возможность обеспечения жилым помещением в качестве члена семьи военнослужащего, фактически было устранено приведенным выше постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с чем у ФИО 4 появилась возможность реализовать предоставленную ему гарантию от государства быть обеспеченным жилым помещением по его выбору либо как военнослужащему в порядке участия в НИС, либо как члену семьи военнослужащего – истца.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих » военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, случаев, допускающих повторное обеспечение военнослужащего, в частности, жилым помещением, сначала в качестве члена семьи военнослужащего, а затем в качестве военнослужащего, нормативные акты РФ не содержат.

Порядок предоставления военнослужащим жилых помещений определен приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений ", в соответствии с пунктом 1 которого для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих " право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются соответствующие документы.

Там также отмечено, что военнослужащие вправе представлять другие документы, подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.

С учетом изложенного, ФИО 4 вправе свой выбор относительно порядка его жилищного обеспечения сделать в форме соответствующего заявления в «Востокрегионжилье» с указанием о желании быть обеспеченным жилым помещением именно как член семьи военнослужащего, а не как военнослужащий в порядке реализации НИС, поскольку использование одной гарантии дважды законодательством не предусмотрено.

Такого заявления ФИО 4, носящего уведомительный характер, истцом в «Востокрегионжилье», как это указывает пункт 1 приказа МО РФ от 30 сентября 2010 года №1280, не представлено, что подтверждено в суде Огневчуком А. А.

Подпись ФИО 4 в заявлении административного истца Огневчука А. А. о принятии его на жилищный учет от 2 октября 2018 года таким волеизъявлением признать нельзя, так как она свидетельствует о достоверности и полноте представленных сведений об отсутствии жилых помещений, а также о согласии на проведение проверочных мероприятий.

При таких обстоятельствах начальник «Востокрегионжилье» правомерно и обоснованно пришел к выводу об отсутствии у сына истца права на обеспечение жилым помещением в составе семьи его отца – Огневчука А. А., поскольку он является военнослужащим-участником НИС.

Вместе с тем, при наличии выбора и согласия ФИО 4 быть обеспеченным жилым помещением именно как члену семьи военнослужащего, а не как военнослужащему в порядке НИС, оформленному соответствующим волеизъявлением, административный истец вправе вновь обратиться в «Востокрегионжилье» с просьбой пересмотреть состав семьи с учетом своего сына, подлежащего обеспечению жилым помещением совместно с ним.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление военнослужащего войсковой части № полковника Огневчука ФИО 8 об оспаривании действий начальника Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения » МО РФ, связанных с принятием на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, без учета его сына, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Хабаровский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 10 апреля 2019 года.

Судья Хабаровского гарнизонного военного суда

Д.Л.Мишин.

Спросить
Юлия
31.10.2019, 13:55

Военная ипотека для участников НИС - возможно ли ее получить после изменений в законе?

Помогите разобраться с вопросом. Мы с мужем военнослужащие. Муж стоит в очереди на квартиру, а я являюсь участником НИС. Ему собирались предоставить квартиру на двох (Муж и дочь), а меня не включили, т.к. я участница НИС. Но 16 октября принят ФЗ №339 "О внесении изменений в ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" . Нам сказали, что меня теперь включат и квартиру дадут на троих, но в реализации ипотеки мне откажут, т.к. государство обеспечивает жильем один раз. И еще ссылаются на п.9 ст.2 ФЗ "О статусе военнослужащих", говоря, что это приводит к сверхнормативному обеспечению. Имеют ли право мне отказать в военной ипотеке?
Читать ответы (8)
Евгений
02.07.2012, 15:07

Если я ее приму в наследство, то не лишусь ли я и моя семья квартиры, в которой сейчас проживаю?

Есть такой документ: Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 90-ФЗ О внесении изменений в статью 15 Федерального закона О статусе военнослужащих и статьи 9 и 13 Федерального закона О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих. Статья 2 Внести в Федеральный закон от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3532; 2007, N 50, ст. 6237; 2011, N 27, ст. 3879) следующие изменения: 1) в статье 9: а) часть 3 дополнить пунктом 3 следующего содержания: 3) исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской. Федерации способом за счет средств федерального бюджета. У меня умерла мать в другом регионе и оставила квартиру, не нужную мне. Если я ее приму в наследство, то не лишусь ли я и моя семья квартиры, в которой сейчас проживаю? Квартира мне выделена, но списки на перевод сей квартиры из служебной в муниципальную ходят по инстанциям с моей фамилией. Прописан в ней с семьей.
Читать ответы (1)
Алексей
21.11.2020, 15:26

Платить ли военнослужащему по контракту за проживание в ведомственном общежитии, принадлежащем Минобороны РФ

Доожен ли военнослужащий по контракту платить за найм жилого помещения, проживая в ведомственном общежитии, которое принадлежит министерству Обороны РФ. Для гражданских безусловно всё верно, но у военнослужащих особый статус, так в соответствии со ст. 15. ФЗ.от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" Право на жилище 1. Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Читать ответы (1)
Борис
09.12.2010, 00:00

Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения

В Законе о статусе военнослужащих (ст.15) упоминается о том, что: п.3. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Читать ответы (1)
Владик
06.02.2007, 19:10

Имею ли я право стать участником накопительно-ипотечной системы?

Я офицер, окончил ВУЗ с военной кафедрой. Первый контракт заключил в 2003 году. Согласно ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ Статья 15. Право на жилище 1. Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации... Каков порядок обеспечения жильем распространяется на меня? Имею ли я право стать участником накопительно-ипотечной системы?
Читать ответы (1)
Анатолий Григорьевич
03.06.2022, 12:44

Военнослужащий может быть уволен без жилья при выборе места ПМЖ в другом населенном пункте - Указ Президента РФ

Увольняюсь по состоянию здоровья (военнослужащий), в Указе Президента (ниже) оговорено, что в моем случае меня могут уволить без предоставления жилья т.к. место для пмж выбран не по месту службы, а в другом населенном пункте. Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" 17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Читать ответы (1)
Галина
26.09.2019, 23:30

Родители преобрели жильё в кооперативе (купили), к квартире он не имеет никакого отношения, не прописан, не собственник.

Повлияет ли эта поправка на ситуацию, в которой военослужащему отказали в предоставлении жилищной субсидии на покупку жилья, по причине того, что его родители имеют достаточную жилплощадь, а его признали членом семьи и на этом основании отказали и сняли с учёта. Отслужил 25 лет. Состоял на на учёте по жилищной субсидии. Родители преобрели жильё в кооперативе (купили), к квартире он не имеет никакого отношения, не прописан, не собственник. Принимается сейчас поправка № 757088-7. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к это поправке... к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Абзацем первым пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) гарантируется предоставление государством военнослужащим жилых помещений в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. При этом абзац тринадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона закрепляет, что военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации. Вместе с тем, в последнее время получила распространение правоприменительная и судебная практика, в соответствии с которой военнослужащим отказывают в признании нуждающимися в получении жилья связи с тем, что ранее они обеспечивались жильем, как члены семей (в том числе несовершеннолетние) военнослужащих и других граждан, даже при наличии установленных Жилищным кодексом Российской Федерации оснований для признания их нуждающимися в жилых помещениях и по прошествии 5-летнего срока с момента намеренного ухудшения жилищных условий. Такая практика основывается на формальном подходе к применению в рассматриваемых случаях положений абзаца первого пункта 14 статьи 15 2 Федерального закона, устанавливающим, что право на обеспечение жилым помещением один раз предоставляется военнослужащим и членам их семей, при условии, что такие военнослужащие имеют общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении их с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при перемене места жительства, во взаимосвязи с вышеуказанной нормой. Это положение правоприменители и суды распространяют и на военнослужащих - бывших членов семей других граждан. По информации Управления по обеспечению деятельности арбитражных и специализированных судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации военными судами в 2018 году рассмотрено 500 дел в отношении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, имеющих основания для признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного Кодекса Российской, которым отказано в обеспечении жилыми помещениями по причине того, что они ранее были обеспечены жилыми помещениями в качестве членов семей других граждан. Таким образом, фактически для военнослужащих вводится дополнительное основание, не предусмотренное статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по которому они не могут признаваться нуждающимися в жилых помещениях, а именно: обеспечение таких военнослужащих жилой площадью в качестве членов семьи других граждан. Необходимо отметить, что значительная часть военнослужащих по контракту являются потомственными военными, родители которых обеспечивались жильем от государства вместе с членами своих семей. Лишение военнослужащих права на жильё только по той причине, что они являются детьми обеспеченных ранее жильём военнослужащих, без учета положений статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской 3 Федерации, нивелирует такую важную социальную гарантию для военнослужащих, как право на жильё, и создаёт среди этой категории граждан социальную напряженность. Такая правовая неопределенность неприемлема и полежит устранению. Для чего предлагается дополнить абзац тринадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона нормой о том, что при признании военнослужащих - граждан которые самостоятельно не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, нуждающимися в жилых помещениях, а также при предоставлении им жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, не учитывается площадь жилых помещений, которые были получены такими военнослужащими и членами их семей в качестве членов семей других граждан, при условии, если такие военнослужащие и члены их семей не являются нанимателями указанных жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками указанных жилых помещений или членами семьи собственника такого жилого помещения, за исключением случаев, указанных в статье 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Отдельно предлагается закрепить, что указанные военнослужащие также, как и другие военнослужащие, подлежат учету в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Предлагаемые изменения в Федеральный закон позволят также исключить практику применения фразы "право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз", содержащейся во втором предложении первого абзаца пункта 14 4 статьи 15 Федерального закона, к случаям, не описанным в первом предложении этого абзаца, и закрепить, что указанные требования распространяются только на военнослужащих, два и более раз поступавших на военную службу и обеспечивавшихся жилыми помещениями на условиях, установленных в первом предложении рассматриваемого абзаца. Реализация законопроекта будет осуществлена в пределах финансовых средств, выделяемых заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, на жилищное обеспечение военнослужащих. Замечания, изложенные в заключении Правительства Российской Федерации № 5825 п-П 4 от 28 июня 2019 года, устранены.
Читать ответы (1)
Ольга Владимировна
03.02.2016, 18:42

Военнослужащий с военной ипотекой - могу ли я получить налоговый вычет на покупку жилья и проценты по ипотеке?

Я военнослужащий, приобрел квартиру по военной ипотеки за счет средств целевого жилищного займа (являюсь участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих) и денежных средств предоставляемых банком. Вопрос: могу ли я подать на Налоговый вычет на покупку жилья и выплату процентов по ипотеке. Пока я служу проценты и основной долг по квартире платит государство с моего накопительного счета.
Читать ответы (1)
Ярослава
25.04.2016, 06:26

Возможность приватизации жилых помещений по условиям Закона О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации

В соответствии со ст. 2. Закона О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Насколько я понимаю, право пользования жилым помещением на условиях договора соцнайма имеют те граждане, которые указаны в договоре соцнайма, как наниматель и как члены семьи нанимателя соответственно. Таким образом, прихожу к выводу, что для реализации права на приватизацию жилого помещения обязательным является факт включения в договор соцнайма, а не факт регистрации в данном жилом помещении. Прошу ответить на вопрос, является ли законным отказ в заключении договора приватизации по тому основанию, что наниматель по договору соцнайма не зарегистрирован в указанном жилом помещении по той причине, что отбывает наказание в ИУ и не имеет возможности лично подать заявление о регистрации в жилом помещении, предоставленном согласно договору соцнайма?
Читать ответы (2)
Леонид
16.11.2017, 02:31

Право на жилище для военнослужащих - субсидия, собственность или социальный найм?

Фз "О статусе военнослужащих" Статья 15. Право на жилище Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Таким образом есть 3 формы обеспечения. 1. Субсидия Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76 г. Москва "Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих"" 2. Жилье в собственность бесплатно Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 г. Москва "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" 3. Жилье по соцнайму. Чем определен порядок получения?
Читать ответы (7)