Офицер запаса без жилья с 2010 года - отсутствие учёта и необходимые документы - как решить проблему?
Офицер запаса, уволен по ОЩМ, остался без жилья с 2010 года, признан нуждающимся командиром части но на учёт нигде не поставлен, все документы по обеспечению меня жильем находится у меня на руках. Обращался в РУЖО Хабаровска сказали что все через суд, что делать? Спасибо.
Правильно сказали обращайтесь в суд. Нужны все подробности и готовить иск.
СпроситьЗдравствуйте, Вам следует обратиться с заявлением о признании Вас нуждающимся в жилье в орган жилищного обеспечения, полученный отказ следует оспорить в суде.
Если у Вас имеются доказательства того, что в период службы Вы были признаны жилищной комиссией воинской части нуждающимся в жилье, то шансы на удовлетворенре Вашего иска достаточны велики.
Рекомендую изучить судебную практику, приведённую ниже.
Решение № 2 А-10/2019 2 А-10/2019~М-1/2019 М-1/2019 от 24 января 2019 г. по делу № 2 А-10/2019
Комсомольский-на-Амуре гарнизонный военный суд (Хабаровский край) - Гражданские и административные
Дело № 2 а-10/2019
Решение
Именем Российской Федерации
24 января 2019 г. г. Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский-на-Амуре гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Гончарова А.О., при секретаре судебного заседания Никитиной Е.А., с участием представителя административного истца Правдивко Ю. Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000.. Хомченко Е.А. об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г... ) федерального государственного казенного учреждения «.. региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания,
установил:
Хомченко Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать необоснованным и отменить решение начальника отделения (территориальное, г... ) ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, обязав указанное должностное лицо рассмотреть заявление по существу и принять Хомченко Е.А., с составом семьи три человека, на названный учет.
В обоснование своих требований административный истец указал, что 19 марта 2018 г. был взят под стражу в зале суда, до 11 июля того же года содержался в следственном изоляторе, а теперь отбывает лишение свободы в исправительной колонии.
11 июля 2018 г. он, через супругу, обратился в отделение (территориальное, г... ) ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с заявлением о принятии Хомченко Е.А., с составом семьи три человека, на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в чем было отказано 12 октября того же года в связи с поздним обращением.
Считая, что поскольку исполнение приговора началось с 11 июля 2018 г., им своевременно поставлен вопрос о признании его, с составом семьи, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Кроме того, не соглашаясь с рекомендацией должностных лиц жилищного органа о том, что решение жилищного вопроса возможно на общих основаниях через органы местного самоуправления и, приводя положения нормативных правовых документов, гарантирующие военнослужащим предоставление жилья за счет федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, Хомченко Е.А. полагает, что вправе рассчитывать на жилое помещение от Министерства обороны Российской Федерации.
Его представитель Правдивко Ю. Г. поддержала требования своего доверителя, дополнительно пояснила, что согласно судебной практике увольнение военнослужащего и исключение его из списков личного состава части не освобождает уполномоченные органы жилищного обеспечения Минобороны России от обязанности обеспечить военнослужащего и членов его семьи жилым помещением при условии, что для признания нуждающимся в получении жилого помещения имеются все предусмотренные законом основания, если даже гражданин обратился с заявлением уже после его исключения из названных списков (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2018 г. № 73-КГ 18-3).
Представитель ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ Д.. в письменных возражениях не согласилась с требованиями административного истца, просила суд отказать в их удовлетворении, при этом привела доводы, которые сводятся к тому, что реализация военнослужащими права на обеспечение жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, по избранному после увольнения месту жительства через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, носит заявительный характер и связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилья в период прохождения военной службы, на что указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2017 г. № 91-КГ 17-1. Таким образом, так как с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях Хомченко Е.А. обратился, утратив статус военнослужащего, ему правильно отказано в постановке на соответствующий учет.
Административный истец Хомченко Е.А., начальник отделения (территориальное, г... ) ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ и начальник ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ в суд не прибыли, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Изучив материалы административного дела, выслушав объяснения участвующего в судебном заседании представителя административного истца, военный суд приходит к следующему.
Судебным разбирательством установлено, что в жилищный орган с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, Хомченко Е.А. обратился 11 июля 2018 г.
Приказом командира войсковой части 00000 от 27 июля 2018 г. №.. , досрочно уволенный с военной службы в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы приказом того же командира от 27 июля 2018 г. №.. , Хомченко Е.А. исключен из списков личного состава части с 19 марта того же года.
Справкой исправительной колонии № … УФСИН по Хабаровскому краю от 2 августа 2018 г. подтверждается, что в названном учреждении с 11 июля того же года Хомченко Е.А. отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору Черемховского гарнизонного военного суда от 19 марта 2018 г.
Решением начальника отделения (территориально, г... ) ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 12 октября 2018 г. №.. , Хомченко Е.А. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. Отказ мотивирован тем, что с соответствующим заявлением Хомченко Е.А. обратился после прекращения военно-служебных отношений. Здесь же, со ссылкой на мотивы отказа, заявителю дана рекомендация в том, что решение своего жилищного вопроса Хомченко Е.А. может решить на общих основаниях через органы местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее – Правила).
В соответствии с положениями подпункта «а» п. 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Отказывая административному истцу в принятии на жилищный учет, начальник отделения (территориальное, г... ) ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ исходил из того, что поскольку на дату соответствующего обращения военнослужащий был уволен с военной службы, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих» гарантии в жилищной сфере не распространяются на Хомченко Е.А..
Вместе с тем, Хомченко Е.А. обратился в уполномоченный жилищный орган с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как военнослужащего, а не как гражданина, уволенного с военной службы. Само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированное ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». К тому же, приказ от 27 июля 2018 г. об исключении из списков личного состава части Хомченко Е.А. издан после его обращения – 11 июля того же года, с заявлением о принятии его на жилищный учет.
Таким образом, оспариваемое решение начальника жилищного органа не может быть признано обоснованным, поскольку оно не содержит выводов о том, что военнослужащий Хомченко Е.А. не вправе претендовать на обеспечение жилыми помещениями от Министерства обороны Российской Федерации.
В свою очередь, отсутствие в решении жилищного органа, отказавшему Хомченко Е.А. в принятии на упомянутый учет, таких выводов, препятствует военному суду дать им правовую оценку на предмет соответствия их требованиям нормативных правовых документов, гарантирующим военнослужащим предоставление жилых помещений, находящихся в федеральной собственности.
При данных обстоятельствах, военный суд признает оспариваемое решение жилищного органа необоснованным, подлежащим отмене с возложением на начальника отделения (территориального, г... ) ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ обязанности рассмотреть по существу заявление о признании Хомченко Е.А., с составом семьи три человека, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, отказав в возложении обязанности принять Хомченко Е.А. на упомянутый учет.
Доводы представителя административного соответчика о несвоевременном обращении Хомченко Е.А. в жилищный орган опровергается установленными по делу обстоятельствами, в частности тем, что административный истец с соответствующим заявлением обратился до издания приказа об увольнении с военной службы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, военный суд,
решил:
Административное исковое заявление Хомченко Е.А. – удовлетворить частично.
Признать необоснованным и отменить решение начальника отделения (территориальное, г... ) федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, от 12 октября 2018 г. №.. .
Обязать начальника отделения (территориальное, г. Комсомольск-на-Амуре) федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть установленным порядком заявление о признании Хомченко Е.А., с составом семьи три человека, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, восстановив тем самым срок на его подачу.
Начальнику отделения (территориальное, г... ) федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об исполнении решения суда сообщить в Комсомольский-на-Амуре гарнизонный военный суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требований о возложении обязанности на начальника отделения (территориальное, г... ) федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации принять Хомченко Е.А., с составом семьи три человека, на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, – оказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Комсомольский-на-Амуре гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение № 2-259/2019 2-259/2019~М-125/2019 М-125/2019 от 2 апреля 2019 г. по делу № 2-259/2019
Ленинский районный суд г. Новороссийска (Краснодарский край) - Гражданские и административные
Дело № 2-259/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новороссийск 02 апреля 2019 г.
Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе председательствующего судьи Пупыниной С.М.
при секретаре Мухиной Я.Н.,
с участием истца Горбунова А.В.,
представителя истца Панченко А.А., по устному ходатайству,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Горбунова А.В. к Отделению (территориальное) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением и восстановлении в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма,
установил:
Истец Горбунов А.В. обратился в суд к ответчику Отделению (территориальное) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с исковым заявлением о признании права на обеспечение жилым помещением с требованием признать за ним право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном ФЗ «О статусе военнослужащих».
В обоснование искового заявления указал, что он, Горбунов А.В., является военным пенсионером Минобороны, ветераном боевых действий. Общая выслуга военной службы 32 года, календарная 21 год.
В период прохождения военной службы в войсковой части 94021 (7 ДШД) летом 2017 года обратился в уполномоченный орган - Отделение (территориальное, г. Новороссийск, Краснодарский край) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны с заявлением, о признании его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма (состав семьи - 2 человека) в связи с предстоящим увольнением с военной службы по организационно-штатным мероприятиям.
Заявителем в уполномоченный орган представлены все документы, перечисленные в приказе Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений». Кроме того, органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не представлены заявителем по собственной инициативе.
25 октября 2017 года было принято решение об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, основанием послужило лишь непредставление одного документа (выписки из финансового лицевого счёта с прежнего места службы в г. Псков). Истцом был своевременно заказан указанный документ, но его не изготовили своевременно.
Несовершеннолетнюю дочь Дарью, 2008 г.р. истец воспитывает один, супруга умерла в 2015 году. Много времени посвящает ребенку и не имел возможности съездить в г.Псков лично. Об этом пояснял неоднократно специалистам ДЖО. Ребенок длительное время восстанавливался после травмы.
Между тем, командование воинской части, где истец проходил военную службу, убедило и заверило его 24 января 2018 года, что он уже принят на жилищный учёт, это подтверждается документами, составленными воинскими должностными лицами, а также решением Командующего ВДВ об оставлении его (Горбунова А.В.) в списках очередников на жилье при воинской части, ознакомив его с приказом воинского должностного лица, где было указано, что он принят на учёт и остается в очереди. Учитывая, что Минобороны это единая структура, оснований не доверять воинским должностным лицам у него не было.
В соответствии с подп. 30 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министр обороны Российской Федерации решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, лиц гражданского персонала, Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий и компенсаций.
Уполномоченный орган жилищного обеспечения - ЮРУЖО, а также ВДВ входят в единую структуру Минобороны, поэтому имелись и имеются все основания доверять командующему ВДВ генерал-полковнику А. Сердюкову, о том, что решение о принятии на жилищный учёт действительно принято и подтверждено направленной выпиской из приказа Командующего ВДВ №153 от 20 декабря 2017 года, параграф 5, где указано «Жилым помещением по нормам жилищного законодательства не обеспечен. Увольняется с военной службы с оставлением на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях», что в свою очередь согласуется с рапортом военнослужащего об увольнении и одновременной реализацией права на жилье и листом беседы, заполненным командиром полка с увольняемым офицером 24 января 2018 года, т.е. с истцом.
Согласно абзацу 3 пункта 1 Положения Минобороны России, в структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.
В апреле 2018 года Горбунов А.В. был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава воинской части с оставлением в очереди на жилье, то есть утратил статус действующего военнослужащего.
В мае 2018 года, уже в качестве военного пенсионера, Горбунов А.В. обратился повторно, с учетом ранее поданного заявления в 2017 году, о надлежащем оформлении его и дочери на жилищный учёт, так как узнал, что в Реестр нуждающихся военнослужащих в жилых помещениях, уполномоченный орган не включен составом семьи - 2 человека. Однако было принято решение об отказе № от 13 июля 2018 года, что на жилищном учёте в период службы не состоял, а на дату подачи заявления утратил статус военнослужащего.
Между тем, как усматривается из документов, обратился о принятии на жилищный учёт в период военной службы. После увольнения инициировал реализацию жилищного права, возникшего в период службы, что является вполне обоснованным.
В пункте 7 Правил учета военнослужащих (Постановление Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», указаны основания признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий. Наряду с другими основаниями являются - отсутствие жилой площади (подпункт "а"), проживание в общежитиях и на служебной жилой площади (подпункт ж).
Следовательно, проживание подлежащего увольнению военнослужащего в служебном жилом помещении при условии отсутствия иного жилья является самостоятельным основанием, для признания такого гражданина нуждающимся в жилом помещении.
Изложенное полностью согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 27.06.2018 № 73-КГ 18-3.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 14.05.2013 г. № 694-0 правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением права военнослужащих на жилище, являются как законодательство, определяющее правовой статус военнослужащих, в том числе в сфере их жилищного обеспечения, гак и нормы жилищного законодательства Российской Федерации. При этом действие соответствующих норм распространяется не только на весь срок военной службы, но и на период, следующий за увольнением с нее.
Истец проживает с дочерью на основании договора служебного найма в служебной квартире, которую добросовестно обязуется сдать в 3-х месячный срок после обеспечения постоянным жильем или субсидией.
За период службы постоянные жилые помещения не получались от Минобороны или иного органа федеральной исполнительной власти. Право не реализовано до настоящего времени.
Начальником отделения (территориальное, г. Новороссийск, Краснодарский край) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации было подготовлено решение об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, которое вручили Горбунову А.В. в июле 2018 года.
Ссылки должностного лица ЮРУЖО на то, что истец не состоял в едином реестре по причине не признания нуждающимся в жилом помещении в период военной службы и не обращался с заявлением, о признании нуждающимся считает необоснованными, поскольку эти ссылки опровергаются решением Министерства обороны РФ в лице Командующего ВДВ, путем издания соответствующего приказа, которым признано право на обеспечение жильем от Минобороны.
Лишение в данной ситуации права состоять на учете до получения жилого помещения свидетельствует о нарушении прав со стороны должностных лиц Министерства обороны России.
В судебном заседании истец, представитель истца Панченко А.А. исковые требования поддержали, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердили, просили об удовлетворении иска в полном объеме. При этом представитель истца дополнительно пояснил, что Горбуновым А.В. в уполномоченный орган были представлены все документы, перечисленные в приказе Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений». Между тем, ему было отказано, по причине того, что не представлены документы с места жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет (выписка из финансового лицевого счета, копия домовой книги). Горбуновым А.В. была предоставлена справка из в/ч 45293 г.Пскова о том, что он был зарегистрирован по месту жительства при войсковой части 45293 по адресу: в период с 21.09.2010 года по 31.10.2014 года. Однако, департамент требовал предоставить выписку из домовой книги. В связи с чем, гражданин Горбунов А.В. сделал запрос на имя командира войсковой части 45293, с просьбой предоставить выписку из лицевого счета. Командир воинской части 45293 дал ответ, согласно которого, выписка из лицевого счета и копия домовой книги не могут быть направлены, в связи с тем, что в в/ч 45293 домовая книга не ведется и ее ведение не предусмотрено нормативно-правовыми актами, лицевые счета на военнослужащих не открываются. После чего был издан приказ командующего ВДВ от 20.12.2017 г., согласно которого, Горбунов А.В. увольняется с военной службы с оставлением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, у Горбунова А.В. не возникало сомнений, что он поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Представитель ответчика – начальник отделения (территориальное, г. Новороссийск, Краснодарский край) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Савила С.П. извещенный о дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причины не явки не известны. В судебном заседании 20.03.2019 г. дал пояснения о том, что при постановке на учет у военнослужащего запрашиваются только те документы, которые определены в приказе Министерства обороны Российской Федерации от 30.09.2010 года № (с изменениями №1350) «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», где четко сказано, что военнослужащий при постановке на учет на обеспечение постоянным жильем должен предоставить сведения о месте проживания за последние 5 лет. Горбунов А.В. последние 3 года проживал непосредственно по договору найма служебного помещения и должен был предоставить сведения за 2 года с предыдущего места службы, что им сделано не было. В адрес Горбунова А.В. было сообщено о необходимости предоставить сведения за последние 5 лет службы о месте проживания. Данные документы от Горбунова А.В. не поступили, в связи с чем, его не смогли поставить на учет.
Выслушав истца, его представителя, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно положениям абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 16.11.2017 г.) «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. № (ред. от 30.11.2017 г.) «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа. Если военнослужащим предоставлены не все документы, указанные в пункте 1 настоящей Инструкции, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему и в копии командиру (начальнику) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы. Командир (начальник) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы в течение трех рабочих дней вручает под роспись военнослужащему указанное уведомление. Если военнослужащий, которому направлено уведомление, участвует в мероприятиях, указанных в пункте 8 настоящей Инструкции, соответствующие командиры (начальники) в течение трех рабочих дней информируют об этом уполномоченный орган с указанием даты окончания таких мероприятий. По окончании указанных в пункте 8 настоящей Инструкции мероприятий командир (начальник) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы в течение трех рабочих дней вручает под роспись военнослужащему указанное уведомление и направляет копию уведомления в уполномоченный орган. В случае если военнослужащим в тридцатидневный срок со дня получения указанного уведомления не предоставлены недостающие документы, уполномоченный орган выносит решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Из объяснений сторон, материалов дела установлено, что Горбунов А.В. проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации с 01 августа 1995 года по 08 апреля 2018 года. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Приказа командующего воздушно-десантными войсками от 20 декабря 2017 года №153, согласно которой, майор Горбунов А.В. уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 ФЗ), с правом ношения военной формы и знаков различия. Продолжительность военной службы в календарном исчислении по состоянию на 12 января 2018 года составила 21 год 11 месяцев, в льготном исчислении 32 года.
Согласно данного приказа Горбунов А.В. жилым помещением по нормам жилищного законодательства не обеспечен. Увольняется с военной службы с оставлением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения.
Из материалов дела следует, что 24.07.2017 г. Горбунов А.В., то есть в период прохождения военной службы в 7 гвардейской десантно-штурмовой дивизии (горной) обратился в ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ с заявлением, о признании его, и членов его семьи (дочери – нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма, в связи с предстоящим увольнением с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Горбуновым А.В. при подаче заявления были представлены все документы, перечисленные в приказе Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».
25 октября 2017 года начальником отделения (территориальное г. Новороссийск Краснодарский край) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Савила С.П. вынесено решение № № согласно которому, принять Горбунова А.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма не представилось возможным, в связи с неполнотой представленных заявителем документов. Военнослужащему было направлено уведомление № от 07.08.2017 г. с просьбой представить документы с места жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 (пять) лет (выписка финансового лицевого счета, копия домовой книги). Данные документы представлены не были, в связи с чем, Горбунову А.В. в постановке на учет было отказано.
Согласно вышеуказанного Приказа, органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не представлены заявителем по собственной инициативе.
Истец Горбунов А.В. не имел возможности предоставить сведения с предыдущего места жительства (службы), а именно выписку из лицевого счета и копию домовой книги, в связи с тем, что в войсковой части 45293, где ранее истец проходил военную службу, домовая книга не ведется и ее ведение не предусмотрено нормативно-правовыми актами, лицевые счета на военнослужащих не открываются, что подтверждено ответом командира в/ч 45293 Слёзкина А.
Как следует из подлинного личного дела Горбунова А.В. №, которое обозревалось в судебном заседании, в материалах дела нет сведений о том, что ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации направляли Горбунову А.В. уведомление № от 07.08.2017 г. о недостающих документах, либо самостоятельно, как того требует Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 запросили необходимые недостающие сведения по прежнему месту службы Горбунова А.В.
Согласно приказа командующего воздушно-десантными войсками от 20 декабря 2017 года №153, Горбунов А.В. жилым помещением по нормам жилищного законодательства не обеспечен. Уволен с военной службы с оставлением на учете в качестве нуждающегося жилым помещением.
Согласно пункту 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Из материалов дела следует, что 06 августа 2018 года между ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Горбуновым А.В. на время прохождения им службы заключен договор найма служебного жилого помещения №, расположенного по адресу. Совместно с нанимателем вселена Горбунова Д.А. (дочь).
Следовательно, Горбунов А.В. проживает в служебном жилом помещении, предоставленном ему в связи с прохождением военной службы. При этом наличие у Горбунова А.В. служебного жилья не является основанием для отказа в признании его нуждающимся в получении жилья по договору социального найма и постановке на соответствующий учет при увольнении со службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при наличии необходимой выслуги лет.
При постановке на учет в качестве нуждающегося в ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в 2017 г. Горбуновым А.В. была предоставлена справка о сдаче жилого помещения по прежнему месту службы в г.Пскове.
Согласно листу беседы командира войсковой части с Горбуновым А.В. от 24 января 2018 года, Горбунов А.В. жилой площадью по нормам законодательства не обеспечен, признан нуждающимся, календарная выслуга лет составляет 21 год 11 месяцев, в льготном исчислении – 32 года. Является ветераном боевых действий, Указом Президента Российской Федерации №1209 от 13.10.2003 г. награжден медалью «За отвагу», 18.08.2008 г. Президентом Российской Федерации – Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации объявлена благодарность, неоднократно награждался грамотами Командующего Воздушно-десантными войсками.
В соответствии с положениями подпункта "а" пункта 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно подпункту "ж" пункта 7 Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.
На момент увольнения со службы Горбунов А.В. был обеспечен только служебным жильем, согласно выпискам из ЕГРН Горубнов А.В. и члены его семьи, не имеют в собственности либо на другом праве какие-либо иные жилые помещения; не представлено соответствующих доказательств обратного и ответчиком.
Таким образом, Горбуновым А.В. в ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации представлены все документы, перечисленные в приказе Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений». Кроме того, органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не представлены заявителем по собственной инициативе.
Фактически истец Горбунов А.В. просит признать его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как военнослужащего, подлежащего увольнению, так как именно в этот период его права и были нарушены, а не как гражданина, находящегося в запасе. Само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2018 г. № 73-КГ 18-3.
Кроме того, вопросы нуждаемости в предоставлении жилых помещений для военнослужащих, которые подлежат увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями, решаются не органами местного самоуправления, а специализированными организациями Министерства обороны Российской Федерации.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах, имеются основания для удовлетворения заявленных исковых требований истца Горбунова А.В.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Горбунова А.В. к Отделению (территориальное) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением и восстановлении в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма - удовлетворить.
Признать за Горбуновым А.В. и членом его семьи, дочерью – Г.Д.А., право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» с даты первоначального обращения о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма – с 24 июля 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Ленинского
районного суда г. Новороссийск подпись С.М. Пупынина
Мотивированное решение составлено 02.04.2019 г.
Решение № 2 А-5157/2018 2 А-5157/2018~М-4565/2018 М-4565/2018 от 21 ноября 2018 г. по делу № 2 А-5157/2018
Ленинский районный суд г. Воронежа (Воронежская область) - Гражданские и административные
Дело №2 а-5157/18 Строка 3.054
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21.11.2018 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Петросян К.М.,
с участием: представителя административного истца по ордеру от 23.10.2018 года и по доверенности от 09.10.2018 года Сарычева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Лагутина Вячеслава Николаевича к начальнику 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании незаконным и отмене решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет,
УСТАНОВИЛ:
Лагутин Вячеслав Николаевич обратился в суд с иском к начальнику 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании незаконным и отмене решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет.
В заявлении указано, что Лагутин В.Н. проходил военную службу в должности начальника группы хранения вооружения и техники (танковой) отдела хранения вооружения и техники (танкового) 10 гвардейской танковой дивизии (сокращенного состава) 20 гвардейской общевойсковой армии Московского военного округа. Непосредственно перед увольнением с военной службы истец находился в распоряжении командующего войсками округа. Первый контракт о прохождении военной службы истцом был заключен 1 декабря 1993 года. Выслуга лет в Вооруженных силах РФ составляет более 18 лет.
Приказом командующего войсками Западного военного округа (по личному составу) от 12 августа 2011 года №180 истец был уволен с военной службы с зачислением в запас – в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункт 2 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Приказом командира войсковой части 21108 (по строевой части) от 14 сентября 2011 года №178 с 13 октября 2011 года истец был исключен из списков личного состава воинской части, всех видов обеспечения направлен для постановки на воинский учет в отдел ВК Воронежской области по Богучарскому муниципальному району.
Истец указывает, что в период прохождения военной службы по контракту ему совместно с дочерью ФИО 9., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая в настоящее время проходит обучение в высшем учебном заведении, на основании договора найма служебного помещения №259 от 21 февраля 2007 года была предоставлена служебная двухкомнатная военном городке.
В период прохождения военной службы истец неоднократно обращался во 2 отдел (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, при этом, последнее обращение было в августе 2018 года.
Однако, решением начальника 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Дергунова А.В. №01-33/22/18 от 04 сентября 2018 года истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Основанием отказа является то, что истцом предоставлены документы, не подтверждающие право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст.15 ФЗ от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также, в связи с тем, что с заявлением о постановке на вышеуказанный учет истец обратился после увольнения с военной службы.
Истец считает решение начальника 2 отдела (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Дергунова А.В. незаконным и подлежащим отмене.
В связи с этим, административный истец обратился в суд с настоящим иском и просит: признать незаконным и отменить решение начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дергунова А.В. №01-33/22/18 от 04 сентября 2018 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Лагутина Вячеслава Николаевича и его дочь – ФИО 10; обязать начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дергунова А.В. повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Лагутина Вячеслава Николаевича и его дочь – ФИО 3.
Определением от 27 сентября 2018 года к участию в деле в административного ответчика привлечено Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.
В судебном заседании представитель административного истца по ордеру и по доверенности Сарычев А.В. административные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме.
Административный истец, административный ответчик начальник 2 отдела (г.Воронеж) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунов А.В., представитель административного ответчика федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От административного истца и административного ответчика начальника 2 отдела (г.Воронеж) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунова А.В. поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом изложенного, а также с учетом мнения представителя административного истца, в соответствии со ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст.226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.
На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 22.09.2018 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения оспариваемого решения №01-33/22/18 от 04.09.2018 года.
Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
С учетом изложенного, суд в рамках настоящего дела оценивает законность оснований, указанных в оспариваемом решении об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании установлено, что административный истец Лагутин Вячеслав Николаевич проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации с 01 августа 1992 года по 13 октября 2011 год, что подтверждается справкой №14/оФ от 12.03.2013 года, выданной начальником отдела военного комиссариата Воронежской области по Богучарскому району (л.д.101).
Приказом командующего войсками Западного военного округа (по личному составу) от 12 августа 2011 года №180 истец был уволен с военной службы с зачислением в запас – в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункт 2 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Приказом командира войсковой части 21108 (по строевой части) от 14 сентября 2011 года №178 с 13 октября 2011 года истец был исключен из списков личного состава воинской части, всех видов обеспечения направлен для постановки на воинский учет в отдел ВК Воронежской области по Богучарскому муниципальному району.
На момент увольнения Лагутин В.Н. проходил военную службу в должности начальника группы хранения вооружения и техники (танковой) отдела хранения вооружения и техники (танкового) 10 гвардейской танковой дивизии (сокращенного состава) 20 гвардейской общевойсковой армии Московского военного округа, выслуга лет в Вооруженных силах РФ составила 18 лет 7 месяцев.
В состав семьи Лагутина В.Н. входит его дочь ФИО 3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается справкой (л.д.51), которая в настоящее время проходит обучение в высшем учебном заведении ФГБОУВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф.Морозова» на очной форме обучения, что подтверждается справкой (л.д.39)
В период прохождения военной службы по контракту Лагутину В.Н. и его дочери ФИО 3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было предоставлено жилое помещение на основании договора найма служебного помещения №259 от 21 февраля 2007 года – служебная двухкомнатная военном городке (л.д.59-60), при этом, согласно подпункту 4 пункта 18 договор прекращается в связи с окончанием срока службы.
Лагутин В.Н. обратился с заявлением к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунову А.В. о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с составом семьи: он и дочь – ФИО 3, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38).
Решением начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунова А.В. №01-33/22/18 от 04.09.2018 года (л.д.37) Лагутину Вячеславу Николаевичу отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании: предоставлены документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии со ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76 «О статусе военнослужащих». В решении указано, что из приложенных Лагутиным В.Н. к заявлению о принятии на учет документов следует, что Лагутин В.Н. утратил статус военнослужащего с 14.09.2011 года в связи с увольнением с военной службы на основании пп. а) пункта 2 ст.51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе». До исключения из списков личного состава части, в связи с увольнением с военной службы, Лагутин В.Н. в установленном порядке с заявлением о постановке на учет, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, не обращался. В связи с чем, нуждающимся в жилом помещении не признавался.
То есть, фактическим основанием для принятия оспариваемого решения послужило то, что на момент обращения с заявлением Лагутин В.Н. военнослужащим уже не являлся, в связи с чем, на него не распространялись положения Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Согласно ст.3 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает, в том числе: реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Исходя из абзаца первого пункта 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей в период увольнения административного истца с военной службы) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 этого же федерального закона военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Содержание приведенных норм федерального закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Кроме того, согласно пункту 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Изложенное свидетельствует о том, что при увольнении Лагутина В.Н. с военной службы подлежал рассмотрению вопрос о том, является ли административный истец нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства.
Указанная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2018 года № 73-КГ 18-3.
Как следует из выписки из приказа командующего войсками Западного военного округа (по личному составу) от 12 августа 2011 года №180 (л.д.102) Лагутин В.Н. изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение постоянной жилой площади по установленным нормам.
Судом установлено, что административный истец и его дочь проживали в служебном жилом помещении, предоставляемом только на время прохождения военной службы, что также подтверждается копией договора найма служебного жилого помещения от 21 февраля 2007 года (л.д.59-60). При этом, наличие у административного истца служебного жилья не является основанием для отказа в признании его нуждающимся в получении жилья по договору социального найма и постановке на соответствующий учет при увольнении со службы при наличии необходимой выслуги лет.
Кроме того, в материалах личного (учетного) дела Лагутина В.Н. имеется заявление с просьбой принять его на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поданное на имя начальника отделения ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ 12 октября 2011 года (л.д.63-68), то есть сразу после увольнения административного истца в запас, что свидетельствует о том, что на момент увольнения Лагутин В.Н. нуждался в обеспечении жилым помещением. Однако, Лагутину В.Н. было отказано в принятии на учет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила).
В соответствии с положениями подпункта "а" пункта 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно подпункту "ж" пункта 7 Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.
Изложенное свидетельствует о том, что на момент увольнения со службы Лагутин В.Н. был обеспечен только служебным жильем и только на время прохождения службы. Материалы административного дела не содержат сведений о том, что административный истец и члены его семьи, в отношении которых принято оспариваемое решение, имеют в собственности либо на другом праве какие-либо иные жилые помещения; не представлено соответствующих доказательств и административным ответчиком.
Из представленных в материалы дела сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (л.д.77-98) следует, что за Лагутиным В.Н. и его дочерью Лагутиной Е.В. прав на объекты недвижимого имущества не зарегистрировано.
Таким образом, оснований для отказа в постановке административного истца на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья не имелось, заявителем во 2-й отдел (г.Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ представлены все документы, перечисленные в приказе Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений". Кроме того, органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не представлены заявителем по собственной инициативе.
С учетом изложенного, решение об отказе в принятии административного истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма не основано на нормах действующего законодательства, и нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить решение начальника 2 отдела (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунова А.В. №01-33/22/18 от 04 сентября 2018 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Лагутина Вячеслава Николаевича и его дочь – ФИО 3.
Обязать начальника 2 отдела (г.Воронеж) федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дергунова А.В. в течение двухнедельного срока с момента вступления в законную силу настоящего решения суда повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых о договору социального найма Лагутина Вячеслава Николаевича и его дочь – ФИО 3, о результатах исполнения настоящего решения суда сообщить суду и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.11.2018 года
Суд:
Ленинский районный суд г. Воронежа (Воронежская область) (подробнее)
СпроситьОфицер, оставшийся без жилья после службы, ищет способы быть признанным нуждающимся в получении служебного жилья с 2010 года
