Возможность коммерческой деятельности в ГБОУ Школах Москвы - официальные документы и законодательные акты
995₽ VIP
Имеют ли право, ГБОУ Школы (образовательные комплексы) в г. Москва, вести не образовательную коммерческую деятельность и заключать договора ГПХ? Интересуют конкретные нормативные акты, разрешающие или запрещающие такую деятельность (кроме устава ГБОУ Школы)
Осуществление предпринимательской деятельности образовательным учреждением возможно, если это не противоречит основным (образовательным) целям учреждения. Надо смотреть устав школы по данному вопросу.
Договоры ГПХ (в частности, договоры оказания услуг, ст.779 ГК РФ, подряда) может школа заключать. Опять же надо смотреть - чтобы не было скрытых трудовых договоров и договоров, заключенных в нарушение уставной деятельности.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ,ст.25
СпроситьСт. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ
"О некоммерческих организациях" определяет правовой статус бюджетного учреждения.
Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 статьи 9.2 или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 вышеуказанного Федерального закона.
Про распоряжение имуществом учреждения также сказано в ст. 298 ГК РФ.
Также бюджетные учреждения могут проводить закупки у единственного поставщика.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае закупки товара, работы или услуги государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн. рублей.
В то же время любые заказчики могут также осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с нормами, предусмотренными п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, учреждения, указанные в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Данная позиция также изложена в письме Минэкономразвития РФ от 22.07.2014 N Д 28 И-1377.
На основании вышеизложенного следует вывод, что ГБОУ вправе вести не образовательную коммерческую деятельность и заключать договора ГПХ поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и эта деятельность должна соответствовать этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
СпроситьДобрый день, Аркадий! Договор оказания образовательных услуг является разновидностью договора возмездного оказания услуг, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Однако необходимо иметь в виду то, что из нормы статьи 173 ГК РФ вытекает недействительность сделки юридического лица, совершенной в противоречии с целями его деятельности. Таким образом, наличие лицензии на образовательную деятельность не дает право заключать договора ГПХ о предоставлении образовательных услуг.
СпроситьОтвет отключен модератором
Здравствуйте! ГБОУ Школы (образовательные комплексы) в г. Москва имеют право оказывать платные услуги в части не противоречащей уставным целям организации.
Согласно ст. 101 Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе её осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.
Устав общеобразовательного учреждения должен содержать наличие платных услуг, а также установлен порядок их предоставления на договорной основе.
Исходя из возможностей действующего гражданского законодательства ГБОУ Школы (образовательные комплексы) в г. Москва могут заключать договоры гражданско-правового характера - ст.779 ГК РФ - оказание услуг, сдача помещений в аренду с согласия учредителя и экспертной оценки
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» заключению договора аренды должна предшествовать экспертная оценка последствий такого договора (далее - экспертная оценка) для обеспечения образования, воспитания, развития, социальной защиты и социального обслуживания детей.и иные виды договоров не запрещенные действующим законодательством.
В связи с чем перечень нормативных актов может быть обширным и не иметь конкретно очерченного круга, а всё зависит от вида правоотношений.
СпроситьЗдравствуйте Аркадий!
ГБОУ Школы (образовательные комплексы) могут вести коммерческую деятельность и заключать договора ГПХ, но при условии что это все делается в рамках деятельности и для целей самого учебного заведения.
Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ
С Уважением!
СпроситьЗдравствуйте, такое возможно, школы являются бюджетными учреждениями и деятельность, приносящая прибыль возможна в определенных случаях, на это указывает Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О некоммерческих организациях"
Статья 9.2. Бюджетное учреждение
...Как видите, закон позволяет бюджетным учреждениям, в т.ч. школам осуществлять деятельность приносящую доход стоимость оказываемых услуг определяет учредитель, обычно это муниципалитет. Спросить4. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
