Есть фирма с общим налогообложением. Фирма хочет купить квартиру на фирму. Как это сделать какие налоги и т.л.
Есть фирма с общим налогообложением. Фирма хочет купить квартиру на фирму. Как это сделать какие налоги и т.л.
Фирма должна уплатить госпошлину, собрать пакет документов и подать его в регистрационну.
КАК ОТРАЗИТЬ ПОКУПКУ В БУХУЧЕТЕ?
Прежде всего, покупку следует принять к бухгалтерскому учету. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94 н, для учета движимого и недвижимого имущества в качестве объектов основных средств предназначен счет 01 «Основные средства».
В Положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. №26 н, названы четыре признака основных средств:
а) использование в производстве продукции, работ, услуг или для управленческих нужд;
б) рок эксплуатации превышает 12 месяцев;
в) организация не планирует перепродажу активов;
г) способность приносить доход фирме.
Те же признаки основных средств перечислены в пункте 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. №91 н.
По общему правилу до момента государственной регистрации объект недвижимости учитывается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». И только после получения свидетельства о регистрации права он переводится на счет 01 «Основные средства». Однако, по мнению Минфина России, допускается принимать к бухучету в качестве основных средств объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемые. Эти объекты следует выделять на отдельном субсчете к счету учета основных средств. Данный подход приведен в пункте 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. №91 н.
Следовательно, организация может учесть объект как основное средство сразу после того, как подала документы в регистрационный орган. Заметим, фирма имеет право, но не обязана учитывать его как основное средство. Это означает, что она может воспользоваться одним из двух способов учета такого имущества: на счете 01 «Основные средства» или на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Выбрав один из этих способов, организация должна закрепить его в своей учетной политике. Таковы требования статьи 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пункта 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60 н. Проанализируем особенности каждого из названных вариантов.
УЧИТЫВАЕМ НЕДВИЖИМОСТЬ НА СЧЕТЕ 01 «ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА»
Бухгалтерский учет. Фирма передает документы на государственную регистрацию и учитывает недвижимое имущество на отдельном субсчете к счету 01 «Основные средства». Отметим, что принятие к бухучету основных средств отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы». Бухгалтерская амортизация недвижимости, учтенной на счете 01 «Основные средства», согласно пункту 21 ПБУ 6/01, начинается с 1 числа месяца, следующего за месяцем ее принятия к бухгалтерскому учету.
Налог на имущество организаций. В данной ситуации фирме следует платить налог на имущество. Поясним почему. Объектом налогообложения налога на имущество признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств по правилам бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ).
Поэтому организация, отразив его на счете 01 «Основные средства», должна уплачивать налог на имущество со дня передачи документов на государственную регистрацию. Это подтвердил и Минфин России в письме от 20 октября 2004 г. №03-06-01-04/71, отметив, что объектом налогообложения налога на имущество признается недвижимость, по которой закончены капвложения, оформлены первичные документы по приемке-передаче, документы переданы на регистрацию, фактически эксплуатируемая и принятая к бухучету в качестве основных средств.
Налог на добавленную стоимость. Согласно статьям 171 и 172 Налогового кодекса РФ, чтобы принять к вычету НДС организация должна выполнить следующие действия:
а) оплатить актив и НДС;
б) оприходовать покупку — объект основных средств;
в) использовать объект в деятельности, облагаемой НДС;
г) получить от продавца счет-фактуру.
Таким образом, фирма вправе принять к вычету НДС в том налоговом периоде, в котором выполнит все перечисленные условия.
Налог на прибыль. Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признается имущество, которое находится у организации на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Налогового кодекса РФ), используется ею для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем амортизации. При этом срок полезного использования имущества должен превышать 12 месяцев, а его первоначальная стоимость должна быть более 10 000 рублей.
Под основными средствами в целях налогообложения прибыли понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией (п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ).
Итак, купленный объект можно включать в амортизационную группу в том случае, если он соответствует названным критериям. Вместе с тем в законе предусмотрено дополнительное условие для основных средств,
пра¬ва на которые подлежат государственной регистрации. Они включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (п. 8 ст. 258 Налогового кодекса РФ). А подтвердить то, что организация передала документы на государственную регистрацию можно распиской в получении документов, которую выдает регистрационная служба (п. 6 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
В соответствии с пунктом 2 статьи 259 Налогового кодекса РФ начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.
Итак, фирма может начислять амортизацию после того, как подаст документы на государственную регистрацию и начнет эксплуатировать имущество. Как видим, в налоговом учете начислять амортизацию можно независимо от того, на каком бухгалтерском счете отражена недвижимость.
УЧИТЫВАЕМ ПОКУПКУ НА СЧЕТЕ 08 «ВЛОЖЕНИЯ ВО ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ»
Бухгалтерский учет. Организация учитывает объект недвижимости на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» вплоть до момента государственной регистрации. При этом в бухгалтерском учете фирма вправе начислять амортизацию на недвижимое имущество, учтенное на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Такая возможность предоставлена Положением о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденным Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР 29 декабря 1990 г. № ВГ-21-Д/144/17-24/4-73 (№ВГ-9-Д).
Согласно пункту 22 данного положения, по объектам капитального строительства, оформленным актами приемки, но фактически эксплуатируемым теми организациями, которым они будут переданы в основные фонды, амортизация начисляется в общем порядке — с 1 числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию. Основанием для начисления суммы амортизации является справка о стоимости указанных объектов по данным учета капитальных вложений. Это подтвердил и Минфин России в письмах от 8 апреля 2003 г. №16-00-14/121, от 23 июня 2004 г. №07-02-14/143.
Отметим, что арбитражные суды разделяют это мнение. В качестве примера приведем постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27 октября 2004 г. по делу №А 29-996/2004 а. Так, налоговики решили, что предприятие вправе начислять амортизационные отчисления только после того, как переведет актив на счет 01 «Основные средства». Однако суд указал, что закон связывает начисление амортизации с принятием основных средств к бухучету, а не со счетом, на котором они учитываются. В итоге суд признал, что организация вправе начислять бухгалтерскую амортизацию по эксплуатируемым объектам недвижимости, не прошедшим государственную регистрацию и учтенным на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Стоит отметить, что Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств также не запрещают амортизировать имущество, числящееся на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». В соответствии с пунктом 52 указаний по объектам недвижимости, по которым закончены капвложения, оформлены первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на регистрацию и фактически эксплуатируемым, амортизация начисляется в общем порядке с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода объектов в эксплуатацию. При принятии этих объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств после государственной регистрации производится уточнение ранее начисленной суммы амортизации.
Налог на имущество организаций. В этой ситуации организация не должна платить налог на имущество, поскольку такая недвижимость по правилам бухучета не признается основным средством. А раз так, то отсутствует объект налогообложения по налогу на имущество организаций (п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ).
Этой точки зрения придерживается и Минфин России, например, в письме от 13 апреля 2004 г. №04-05-06/39.
В то же время московские инспекторы трактуют закон иначе. Они полагают, что организация должна платить налог на имущество со стоимости активов, которые соответствуют требованиям пункта 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, и фактически эксплуатируются. При этом не важно переданы документы на государственную регистрацию или нет. Такой подход приведен в письме Управления ФНС по г. Москве от 27 апреля 2005 г. №18-11/1 им/30479.
Согласиться с подобным мнением трудно. Дело в том, что оно противоречит положениям пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ и пункта 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. №91 н. К сказанному остается добавить, что Минфин России вправе давать разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса РФ). А вот у налоговых органов таких полномочий нет.
Налог на добавленную стоимость. Сразу скажем, что вопрос о том, вправе ли фирма принять к вычету НДС по объекту, учтенному на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», является спорным. По мнению налоговиков, вычет НДС возможен только после принятия актива к учету на счете 01 «Основные средства», при соблюдении критериев, установленных в статьях 171, 172 Налогового кодекса РФ. И в арбитражной практике есть случаи, когда суды соглашались с инспекторами (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 декабря 2002 г. по делу №А 74-2089/02-К 2-Ф 02-3502/02-С 1, №А 74-2089/02-К 2-Ф 02-3564/02-С 1).
Однако в большинстве случаев организации выигрывают подобные споры. Так, арбитражный суд признал, что закон не связывает право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета с учетом приобретенных основных средств именно на счете 01 «Основные средства». Позиция суда приведена в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 22 ноября 2004 г. по делу №Ф 04-8174/2004 (6320-А 27-3). Аналогичные выводы сделаны судьями и в других решениях — постановления ФАС Московского округа от 25 декабря 2003 г. по делу №КА-А 40/10220-03, ФАС Волго-Вятского округа от 11 июня 2004 г. по делу №А 17-2047/5,2831/5, ФАС Северо-Западного округа от 28 октября 2004 г. по делу №А 05-2813/04-20, ФАС Уральского округа от 15 октября 2002 г. по делу №Ф 09-2172/02-АК, ФАС Поволжского округа от 21 декабря 2004 г.
по делу №А 12-15080/04-С 21. Итак, организация может принять к вычету НДС по объектам, отраженным на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Но отстаивать свою правоту ей, скорее всего, придется в арбитражном суде.
Спросить