Законность самоизоляции - нарушение прав на свободу передвижения или необходимость в условиях пандемии?

• г. Оренбург

Скажите, пожалуйста, законна ли самоизоляция, ведь это по сути нарушена право на свободу передвижения, закреплённое в конституции РФ?

Читать ответы (5)
Ответы на вопрос (5):

Простите обращайтесь в суд в прокуратуру ваше право.

Спросить

Да, всё законно. В период эпидемии возможны ограничительные меры.

Спросить

Все законно,

См. Ознакомьтесь с текстом судебного акта из него все очевидно видно, что введённые ограничения режимом повышенной готовности прав граждан не нарушают и соответствуют Конституции РФ и иным законам.

Также рекомендую почитать обзор судебной практики ВС РФ от 21.04.2020, посвященный данному вопросу.

Решение по административному делу

Печать решения

Информация по делу

№ 5-384/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

27 апреля 2020 года

город Архангельск,

набережная Северной Двины, д. 112

Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Попов Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении

Чернышова В. Н., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в, зарегистрированного по месту жительства и проживающего по адресу, не состоящего в браке, не имеющего иждивенцев, не работающего,

установил:

22 апреля 2020 года около 12 часов 00 минут у дома № 2 на площади В.И. Ленина в городе Архангельске выявлено, что Чернышов В.Н. не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, покинув место проживания, расположенное по адресу: , не в целях, разрешённых указом Губернатора Архангельской области от 17.03.2020 № 28-у «О введении на территории Архангельской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Чернышов В.Н., извещённый о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, защитника не направил, о причинах неявки судью не известил, об отложении разбирательства не ходатайствовал.

Судья, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее также Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1) ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено в том числе на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее также Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

В силу п. «б» ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Реализуя предоставленные ему полномочия, и в связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, Главный государственный санитарный врач РФ в п. 1.5 постановления от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» постановил высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) принять меры по введению режима повышенной готовности.

В соответствии с п.п. «м», «у» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: м) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; у) устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта.

Во исполнение указанных положений закона и в целях минимизации последствий от возможных чрезвычайных ситуаций, а также принятия дополнительных мер по защите населения и территорий Архангельской области от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) был издан указ Губернатора Архангельской области от 17.03.2020 № 28-у «О введении на территории Архангельской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» (в редакции указа Губернатора Архангельской области от 20.04.2020 № 56-у), согласно п. 1 которого на территории Архангельской области с 00 час. 00 мин. 18 марта 2020 года до особого распоряжения введён режим повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В п. 2 Указа от 17.03.2020 № 28-у гражданам, проживающим и (или) временно находящимся на территории Архангельской области, за исключением граждан, указанных в пунктах 3, 7, 10 и 10.3 настоящего указа, не покидать места проживания (пребывания), за исключением: 1) обращения за медицинской помощью, включая сопровождение до медицинской организации и обратно лиц, которые нуждаются в неотложной медицинской помощи, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями и нуждающихся в связи с этим в медицинской помощи, и случаев иной прямой угрозы жизни, здоровью и причинения вреда имуществу; 2) осуществления присмотра и ухода за лицами, указанными в пункте 3 настоящего указа, а также за лицами, нуждающимися в присмотре и уходе по медицинским показаниям; 3) следования к месту (от места) осуществления деятельности (работы), которая не приостановлена в соответствии: с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239; с указом Губернатора Архангельской области от 26 марта 2020 года № 37-у «Об обеспечении реализации Указов Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в исполнительных органах государственной власти Архангельской области и государственных учреждениях Архангельской области»; с постановлением Правительства Архангельской области, которым определены организации в соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239; с настоящим указом. Подтверждением необходимости следования к месту (от места) осуществления деятельности (работы) является справка, выданная представителем нанимателя (работодателем) по форме согласно приложению к настоящему указу (далее - справка); 4) осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Архангельской области, в том числе с оказанием транспортных услуг и услуг доставки, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с правовыми актами, указанными в подпункте 3 настоящего пункта, при наличии справки; 5) следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с правовыми актами, указанными в подпункте 3 настоящего пункта, а также следования в иные объекты розничной торговли, деятельность которых не ограничена в соответствии с правовыми актами, указанными в подпункте 3 настоящего пункта, в случае следования к ним с использованием личного транспортного средства; 6) выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания); 7) выноса твердых коммунальных отходов до ближайшего места накопления отходов, набора воды в водонапорных колонках, колодцах, колки дров и их сбора, следования до гаража (погреба) в целях забора пищевых продуктов; 8) осуществления деятельности народных дружин; 9) осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности, направленной на оказание помощи гражданам, находящимся на изоляции, предусмотренной пунктами 3, 7, 10 и 10.3 настоящего указа, оказание содействия Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в осуществлении его функций, включая осуществление перевозок добровольцев (волонтеров). Основанием для осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности является наличие личной книжки добровольца (волонтера) или справки организатора добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческой (волонтерской) организации; 10) участия в погребении близких родственников; 11) следования к месту ведения садоводства и огородничества, в садовые дома, иные загородные дома; 12) обращения в органы регистрации актов гражданского состояния в соответствии с пунктом 35 настоящего указа, а также за предоставлением иных государственных или муниципальных услуг, услуг, предоставляемых государственными учреждениями Архангельской области и муниципальными учреждениями муниципальных образований Архангельской области, при невозможности предоставления таких услуг дистанционно, а также в электронной форме; 13) посещения государственных и муниципальных организаций в связи с необходимостью исполнения установленных федеральными законами обязанностей; 14) прогулок одного из родителей (законных представителей) с детьми дошкольного, младшего школьного возраста на придомовой территории, за исключением территории спортивных и детских площадок, стадионов, спортивных, тренажерных площадок и других плоскостных спортивных сооружений, иных мест для проведения досуга, парков, скверов, аллей; 15) следования к месту осуществления любительской и спортивной охоты в случае, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего указа.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Ответственность за невыполнение правил поведения при ведении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 настоящего кодекса, установлена ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Наличие в действиях Чернышова В.Н. состава административного правонарушения и его вина, помимо протокола об административном правонарушении, подтверждаются рапортом полицейского объяснениями свидетелей

Приведённые доказательства получены уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленного законом порядка.

Данных о какой-либо заинтересованности должностного лица в исходе дела, его небеспристрастности к Чернышову В.Н. или допущенных злоупотреблениях по делу не установлено, оснований ставить под сомнение указанные им факты не имеется.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ: указано время, место и событие административного правонарушения, сведения о должностном лице, составившем протокол, и лице, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Чернышова В.Н., которому разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ и ст.ст. 24.2, 24.4, 25.1 КоАП РФ, предложено дать объяснения.

Изложенное в протоколе событие административного правонарушения не лишало Чернышова В.Н. возможности и права знать, в чём выражается противоправность его поведения, давало ему возможность защищаться от предъявленного обвинения путём дачи объяснений и представления доказательств, заявлять ходатайства.

По смыслу ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г., лицо само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению.

Мотивированных возражений против изложенных в протоколе фактов, в том числе о наличии у него уважительных причин для оставления места проживания, Чернышов В.Н. не высказал, отказавшись от объяснений, по собственному усмотрению распорядившись предоставленными ему процессуальными правами.

Чернышов В.Н., являясь совершеннолетним дееспособным лицом, должен понимать значение своих действий, руководить ими, понимать значение действий при составлении процессуальных документов.

На основании изложенного, судья приходит к выводу о наличии в действиях Чернышова В.Н. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Совершённое правонарушение малозначительным не является.

При назначении административного наказания судья на основании положений ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ учитывает общественно опасный характер совершённого административного правонарушения и личность виновного, который имеет постоянное место жительства, не имеет иждивенцев, а также принимает во внимание обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ), судьёй не установлено.

Законные основания для назначения наказания в размере менее минимального, а также для назначения наказания в виде предупреждения отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

признать Чернышова В. Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 (Трёх тысяч) рублей.

Штраф следует перечислить на расчётный счёт 401.018.105000000.10003, КБК 188116012010 19000 140, получатель УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (УМВД России по Архангельской области), ИНН 2901071427, КПП 290101001, отделение Архангельск, г. Архангельск, БИК 041117001, ОКТМО 11701000, УИН 18880229200294389140.

Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Ю.А. Попов.

Спросить

А у нас эпидемия? Карантин же не введён по стране? Только в некоторых местах...

Спросить

Протоколы за нарушение самоизоляции составляются на основании нарушения региональных законов, входят в компетенцию административной комиссии муниципалитета. В фабуле статьи может быть указано не только "карантин", но и "при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих" - а самоизоляция это и есть мера по предупреждению возникновения угрозы.

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7
Александр Сергеевич Константинов
26.03.2020, 12:58

Свобода передвижения - конституционные права против ограничений в период коронавируса

Передвижение в период коронавируса: чисто теоретически, в стране нет режима ЧП, но собираются штрафовать за походы по городу, а как же ст. 27 конституции о свободе передвижения? Конституция выше указов ГД и даже президента.
Читать ответы (1)
Алексей
06.04.2020, 09:53

Режим самоизоляции и режим ЧС - в чем разница?

Разъясните пожалуйста, режим самоизоляции и режим чс это одно и то же? Если я правильно понимаю, только при чс действуют ограничения передвижения, а самоизоляция это больше рекомендательный формат.
Читать ответы (2)
Андрей
20.04.2020, 11:29

Самоизоляция во время коронавируса - режим рекомендательный или обязательный?

Сейчас из за коронавируса введен режим самоизоляции. И людей штрафуют за нарушение самоизоляции. Самоизоляция это же не карантин и не ЧС. Самоизоляция это рекомендательный характер. По статье 27 Конституции гарантирует право на свободное передвижение, ограничить которое можно, только объявив режим чрезвычайного положения, который описывается в отдельном федеральном конституционном законе. А этого пока не сделано. Скажите в соответствии с УКАЗом ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19). За могут ли штрафовать граждан за ходьбу на спортплощадку?
Читать ответы (1)
Любовь Андреевна Тандит
20.07.2017, 11:25

Как защитить право на свободу совести и передвижения, несмотря на противодействие родителей

Как отстоять свои права, прописанные в Конституции РФ, глава "права человека", а точнее - право на свободу совести и вероисповедания, право на свободу передвижения. Родители категорически против а) церкви, б) моего переезда к моему молодому человеку.
Читать ответы (5)
Алексей
19.05.2020, 12:48

Поиск закона о самоизоляции и масочном режиме - что говорят Конституция и другие документы

Перерыл множество законов и конституцию нигде вообще не нашел слово "самоизоляция и режим самоизоляции, а также вообще не нашел масочный режим. Подскажите пожалуйста что вообще такое "самоизоляция" и масочный режим. В каких конкретно законах эти режим самоизоляции и масочный режим действительно есть и чем это регламентировано.
Читать ответы (2)
Rahim Avi
05.04.2020, 06:35

Незаконное лишение свободы или законное постановление губернатора - анализ применения Конституции в условиях карантина

В соответствии с ФЗ 52 от 1999, на который ссылается губернатор, объявляя карантин по всему краю, в части 3 стать 31 определяет, что ограничительные мероприятия осуществляются в соответствии санитарными нормами и другими нормативно-правовыми актами. Основным нормативно-правовым актом является Крнституция, в соответствии с которой, гражданам обеспечивается личная свобода, свобода передвижения, право на труд. Постановление губернатора лишает граждан этих прав. Но та же конституция определяет, чтотвреиенно отметить действие статей конституции возможно только при объявлении ЧС. Вопрос - а конституционно ли постановление губернатора? Не есть ли превышение полномочий, выразившееся в нерономочной отмене действия статей конституции, не является ли это незаконным лишением свободы? Ведь посадить кого-либо под домашний арест, а мера, запрещающая покидать квартиру, по факту есть ничто иное как домашний арест, возможно лишь с соответствии со Ст. 107 уголовно-процессуального кодекса. Данная мера может поменяться только судом. Так законно ли постановление губернатора?
Читать ответы (1)
Валентин
08.04.2020, 13:03

Ограничения на передвижение граждан в период пандемии вызывают вопросы о правомерности действий властей

2020 Г, пандемия, вирус, ограничения на передвижение по территории региона, стране. Сложилась немного непонятная ситуация с запретом, ограничением передвижения граждан из-за "Карантина",которого не ввели, из-за повышенной готовности к ЧС,которой тоже нет. В городе, где живу, город N, органы власти, сотрудники полиции опираются на ст.6.3.Коап, чем грозят, что оштрафуют от 15-45 тыс. руб. за то, что гражданин РФ во время "самоизоляции", о которой нет ни слова ни в одном источнике и нормах права, вышел на улице, выехал по делам, тем самым нарушил этот режим "самоизоляции". немного времени и интернета, столкнулся со ст.27 Крф, которая гласит о праве и свободе передвижения граждан РФ на территории РФ. еще немного времени и интернета, обнаружил, что такого термина действительно нет, впервые его озвучил Собянин, мэр мск. людей действительно штрафуют, пугают, не дают права на свободу передвижения без обоснованных причин, не принятых законов, указов, НПА, которые бы установили порядок действий в данной ситуации. Вопрос-правомерно ли все это? Может ли закон Коап противоречить Крф, законно ли ограничивать права и свободы граждан на передвижения без введенного режима ЧС,ЧП или карантина? Если есть знания и возможность обрисовать картину более широко, буду премного благодарен.
Читать ответы (1)
Anya
24.05.2020, 00:18

Ограничение свободы передвижения - законы или толкование?

Например, Конституция гарантирует свободу передвижения, а на практике свобода ограничивается вроде бы законными способами. Выходит, что дело не в законах, а в их толковании. Или не так?
Читать ответы (1)