Задержка ремонта после ДТП - сроки, штрафы, выплаты и возможность замены на деньги.
16 марта в ДТП пострадал мой автомобиль, 20 марта было написано соответствующее заявление в страховую компанию и произведен осмотр автомобиля, 28 марта страховая компания направила мне на почту направление на ремонт в СТО. СТО со мной не связывалась. Я звонила на СТО сама. Сначала они не работали по причине введения режима повышенной готовности, потом работали не в полную силу. Сейчас опять не работают. В итоге автомобиль на ремонт не ставят.
Вопросы:
1. с какого числа начинается отсчет срока 30 дней, отведенного по законодательству на ремонт автомобиля?
2. Влияет ли режим повышенной готовности на течение данного срока?
3. Возможно ли предъявить страховой компании пени за нарушение срока, отведенного на ремонт
4. Что нужно сделать, чтобы ускорить ремонт автомобиля?
5. Возможно ли получить выплату деньгами вместо ремонта, если меня устроит сумма выплаты? На данный момент она мне не известна. Написала заявление на в соответствии с пунктом 11. Ст. 12 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с целью ознакомления с результатами осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) - расчетом стоимости восстановительного ремонта.
"Электронный журнал "Азбука права", 30.04.2020
Как гражданину составить претензию по страховому возмещению по договору ОСАГО?
В зависимости от обстоятельств требования по договору ОСАГО могут касаться страховой выплаты либо восстановительного ремонта. Эти требования должны быть четко сформулированы и обоснованы сначала в заявлении страховщику, затем в обращении к финансовому уполномоченному.
Общий порядок досудебного обращения
По договору ОСАГО страховщик обязуется при наступлении страхового случая осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации или оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (ст. 1 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ).
В случае неполучения страхового возмещения или получения его не в полном размере потерпевший вправе заявить свои требования (претензии). Так, при наличии разногласий между потерпевшим и страховщиком относительно исполнения последним обязательств по договору ОСАГО потерпевшему необходимо в досудебном порядке направить (ст. 16 Закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ; п. 1 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ):
• претензию страховщику, если потерпевший не является потребителем финансовой услуги;
• заявление страховщику, а после этого при наличии оснований обращение к финансовому уполномоченному, если потерпевший является потребителем финансовой услуги.
Справка. Потребитель финансовой услуги
Под потребителем финансовых услуг понимается физическое лицо, являющееся, в частности, стороной договора ОСАГО либо лицом, в пользу которого заключен договор (ч. 2 ст. 2 Закона N 123-ФЗ).
Далее рассмотрим порядок подачи заявления страховщику и обращения к финансовому уполномоченному, если потерпевшим является потребитель финансовой услуги.
Обращение с заявлением к страховщику
Заявление потерпевшего может быть направлено страховщику в письменной или в электронной форме (п. 1 ст. 16.1 Закона N 40-ФЗ; ч. 1 ст. 16 Закона N 123-ФЗ).
Заявление должно содержать, в частности, сведения о страховщике, заявителе и его требованиях, которые могут касаться страховой выплаты либо восстановительного ремонта. Указываются также реквизиты банковского счета, на которые страховщик может произвести страховую выплату (если требование является денежным), перечень прилагаемых к заявлению документов, проставляется дата направления заявления и подпись заявителя.
Требования должны быть четко сформулированы и обоснованы.
Рассмотрим примеры таких требований.
Пример. Требование о страховой выплате
Согласно п. 21 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.
При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пени) в размере 1% от определенного в соответствии с указанным Федеральным законом размера страховой выплаты.
Заявление о страховой выплате было вручено страховщику "__" _____ 20__ г. До настоящего времени страховщик не произвел страховую выплату.
Согласно экспертному заключению от "__" _____ 20__ г. N __ стоимость восстановительного ремонта транспортного средства "_____" г/н _____ с учетом износа заменяемых запасных частей и деталей составила _____ руб.
На основании вышеизложенного прошу осуществить страховую выплату в размере _____ руб., а также уплатить неустойку за несоблюдение срока осуществления страховой выплаты в размере, определяемом на день выплаты.
Пример. Требование о доплате к страховой выплате
"__" _____ 20__ г. была произведена страховая выплата в сумме _____ руб.
Согласно экспертному заключению от "__" _____ 20__ г. N __ стоимость восстановительного ремонта автомобиля "_____" г/н _____ составила _____ руб. с учетом износа заменяемых запасных частей и деталей.
На основании вышеизложенного прошу осуществить доплату страховой выплаты в размере _____ руб.
Расчет доплаты:
_____ руб. (стоимость ремонта согласно экспертному заключению N __) - _____ руб. (выплаченное страховое возмещение) = _____ руб.
Пример. Требование об устранении недостатков
Согласно абз. 9 п. 17 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" ответственность за несоблюдение станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, а также за нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего несет страховщик, выдавший направление на ремонт.
Согласно п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 под иными обязательствами по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего, за которые несет ответственность страховщик, следует понимать надлежащее выполнение станцией технического обслуживания работ по ремонту транспортного средства, в том числе выполнение их в объеме и в соответствии с требованиями, установленными в направлении на ремонт, а при их отсутствии - требованиями, обычно предъявляемыми к работам соответствующего рода.
В выполненном ремонте имеются следующие недостатки: ____________________.
На основании вышеизложенного прошу устранить имеющиеся недостатки в выполненном ремонте в срок до "__" _____ 20__ г.
Страховщик обязан рассмотреть данное заявление и направить мотивированный ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении предъявленного требования в установленные сроки (ч. 2 ст. 16 Закона N 123-ФЗ):
• в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления, направленного в электронной форме по стандартной форме, если со дня нарушения прав потерпевшего прошло не более 180 дней;
• в течение 30 дней со дня получения заявления - в иных случаях.
Обращение к финансовому уполномоченному
После получения ответа страховщика либо в случае его неполучения по истечении установленных сроков потерпевший вправе направить обращение финансовому уполномоченному. Обращение направляется потерпевшим лично, за исключением случаев законного представительства. В последнем случае к обращению прилагаются документы, подтверждающие полномочия законного представителя (ч. 4, 5 ст. 16 Закона N 123-ФЗ).
Обращение направляется в письменной или электронной форме и должно содержать, в частности, следующую информацию (ч. 1 ст. 17 Закона N 123-ФЗ):
1) фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии), дату и место рождения, место жительства, почтовый адрес и иные контактные данные потерпевшего;
2) наименование, место нахождения и адрес страховщика;
3) сведения о существе спора, размере требования имущественного характера, а также номере договора и дате его заключения;
4) сведения о направлении заявления страховщику, наличии его ответа, а также об использованных сторонами до направления обращения финансовому уполномоченному способах разрешения спора.
К обращению прилагаются копии заявления страховщику и его ответа (при наличии), а также имеющиеся копии договора со страховщиком и иных документов по существу спора (ч. 4 ст. 17 Закона N 123-ФЗ).
По общему правилу финансовый уполномоченный рассматривает обращение и принимает по нему решение в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения потерпевшим (п. 1 ч. 8 ст. 20 Закона N 123-ФЗ).
Потерпевший вправе заявлять свои требования к страховщику в судебном порядке только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению, за исключением случая, когда финансовым уполномоченным не принято решение по обращению по истечении установленных сроков (ч. 2 ст. 25 Закона N 123-ФЗ).
Обратите внимание! В связи с коронавирусной инфекцией Службой финансовых уполномоченных прекращен личный прием граждан и корреспонденции. Обращения рекомендуется направлять в электронной форме. Срок вступления в силу решений, принятых в нерабочие дни, начинает исчисляться с 12.05.2020 (Информация Совета службы финансового уполномоченного; п. 1 Указа Президента РФ от 28.04.2020 N 294).
----------------------------------------------------------------
Спросить