Отличие коммерческого обозначения от других средств индивидуализации?

• г. Ставрополь
Вопрос №17328817

Чем коммерческое обозначение отличается от других средств индивидуализации?

Ответы на вопрос:

Губин Н. П.
Юрист г. Ростов-на-Дону

В силу пункта 1 статьи 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ.

Некоммерческие организации могут быть обладателями права на коммерческое обозначение, если они могут осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии с их уставами (пункт 4 статьи 50, пункт 1 статьи 1538 ГК РФ).

По смыслу статьи 1538 ГК РФ в качестве коммерческих обозначений подлежат охране как словесные, так и изобразительные или комбинированные обозначения.

Исключительное право использования коммерческого обозначения на основании пункта 1 статьи 1539 ГК РФ принадлежит правообладателю, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

В связи с этим право на коммерческое обозначение не возникает ранее момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия (например, магазина, ресторана и так далее).

Право на коммерческое обозначение охраняется при условии, что употребление обозначения правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории после 31 декабря 2007 года (независимо от того, когда употребление обозначения началось).

178. По смыслу пункта 2 статьи 1540 ГК РФ исключительное право на коммерческое обозначение прекращается автоматически, если правообладатель не использует это обозначение непрерывно в течение года.

Бремя доказывания использования коммерческого обозначения лежит на правообладателе.

Вам помог ответ?ДаНет
Юрист г. Ульяновск

Александра.

Коммерческое обозначение используется для индивидуализации принадлежащих юридическому лицу или ИП конкретных предприятий (торговых, промышленных и т.д.) (п. 1 ст. 1358 Гражданского кодекса РФ). Например, определенное название или логотип кинотеатра, кафе и др. будут являться коммерческим обозначением.

Такое средство индивидуализации, как товарный знак или знак обслуживания, используется для индивидуализации товаров юридических лиц или ИП (п. 1 ст. 1477 Гражданского кодекса РФ). В этом главное отличие данного средства индивидуализации от коммерческого обозначения, хотя на практике они могут быть похожи и даже идентичны, поскольку законодательство допускает возможность использовать все коммерческое обозначение или его часть в торговой марке определенного товара. В остальном и коммерческое обозначение и товарный знак сходны: 1) напрямую зрительно контактируют с потребителем; 2) имеют одинаковую форму (словесную, изобразительную и любую другую), 3) являются оборотоспосбными, т.е. могут быть переданы одним юр.лицом или ИП другому на основании договора.

Такое средство индивидуализации, как фирменное наименование используется в качестве наименования юридического лица, под которым оно, как самостоятельный субъект, участвует в гражданско-правовых отношениях (например, заключает сделки) (ст. 1473 Гражданского кодекса РФ). От коммерческого обозначения (и товарного знака (знака обслуживания), в том числе)), отличается прежде всего тем, что: 1) индивидуализирует не само предприятие, как имущественный комплекс, а именно, именно юр.лицо, как субъект гражданско-правовых отношений; 2) имеет указание на организационно-правовую форму (ООО, АО, АО и т.д.); 3) содержится в учредительных документах юридического лица и включается в ЕГРЮЛ; 4) не является обороноспособным, т.е. не может быть передано другому юр.лицу или ИП на основании договора; 5) может быть выражено только в словесной форме.

Такое средство индивидуализации, как наименование места происхождения товара используется при индивидуализации товара посредством указания на наименование какого-либо географического объекта, либо на обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным благодаря использованию такого обозначения в отношении товара, свойства которого определяются природными условиями или людскими факторами, характерными для соответствующего географического объекта (п. 1 ст. 1516 Гражданского кодекса РФ). В качестве примера можно привести шампанское "Абрау-Дюрсо", где наименование "Абрау-Дюрсо" обозначает как раз географический объект, откуда происходит товар. От коммерческого обозначения (и товарного знака (знака обслуживания), в том числе)), отличается тем, что: 1) индивидуализирует не предприятие, а товар посредством указания на его место происхождения; 2) имеет только словесную форму выражения; 3) не является обороноспособным, т.е. не может быть передано другому юр.лицу или ИП на основании договора.

С уважением, Мусорин Алексей.

Буду признателен за оценку моей консультации. Ваше мнение очень важно для меня. Спасибо.

Вам помог ответ?ДаНет

Похожие вопросы

• г. Хабаровск
Вопрос №9450887

1. Можно ли считать наименование филиала коммерческим обозначениеем?

2. Будет ли филиал предприятием, ибо именно для индивидуализации филиала предназначено коммерческое обозначение согласно нашему законодательству?

• г. Ростов-на-Дону
Вопрос №6647507

Предприниматель Судаков стал владельцем парфюмерной фабрики «Ромат». Когда спрос на изделия упал, Судаков изменил ее прежнее фирменное наименование на «Рома», хотя в городе уже несколько лет работает парфюмерный магазин фирмы «Красная Москва», использующий на вывеске магазина, рекламе и упаковке коммерческое обозначение «Рома». Администрация магазина обратилась к администрации фабрики с требованием отказаться от наименования «Рома» в связи с многолетней работой магазина под таким наименованием. Однако Судаков отказался изменять фирменное наименование, сославшись на его официальную регистрацию. В суде Судаков заявил, что в связи с тем, что коммерческое обозначение магазина не зарегистрировано не парфюмерная фабрика, а магазин должен прекратить использовать свое коммерческое обозначение.

1. Имела ли право парфюмерная фабрика при осуществлении предпринимательской деятельности использовать два коммерческих обозначения «Ромат» и «Рома»?

2. Вправе ли магазин указывать на вывеске свое фирменное наименование, сходное с коммерческим обозначением магазина?

3. В каком случае коммерческое обозначение фабрики может быть использовано без регистрации?

₽ VIP
Вопрос №4001387

На вывеске имеется индивидуальное название аптечной сети с фирменным стилем (шрифт, фон и пр). Это название не значится в регистрационных документах. Возникает вопрос:

С одной стороны:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Такое обозначение может использоваться на вывесках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ:

Согласно ст.3, п.2 ФЗ О Рекламе: объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица. Под средствами индивидуализации можно понимать и фирменный стиль, и название (неофициальное, не отраженное в учредительных документах).

Как противостоять и как аргументировать органам власти то, что я имею право на индивидуализацию своего предприятия?

Далее.

Можно ли на вывеске можно размещать названия групп товаров (глюкометры, тонометры и пр) с не индивидуализированными изображениями?

Правильно ли применение статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации, в части 3 которой условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара, а так же статьи 467 часть 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой установлено, что если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами. Значит ли это, что объектом рекламирования может быть тот товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров. И, если нет никакой индивидуализации, кроме товарной группы, это (товарная группа и не индивид. Изображения) нельзя признать рекламой?

Иван
• г. Москва
Вопрос №248457

КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ - что это такое? (в рамках коммерческой концессии)

Заранее спасибо.

Ирина
• г. Москва
Вопрос №1370977

Я регистрируюсь как ИП, для того, чтобы вести индивидуальную педагогическую деятельность (доп. образование для взрослых). При этом у меня есть коммерческое обозначение. Могу ли я по окончанию срока обучения (это будут художественные курсы) выдавать свидетельство об окончании курса в свободной форме, где вместо печати будет штамп с моим коммерческим обозначением, а не мое ФИО как ИП?

• г. Смоленск
Вопрос №13168691

Подскажите пожалуйста, решение имеется, но не уверен в его правильности.

Предприниматель является владельцем шести продовольственных магазинов, одновременно являясь и директором во всех из них. Три магазина имеют одинаковое коммерческое обозначение. Сколько магазинов подпадают под понятие «торговая сеть»?

Мое решение. Согласно ст. 2 ФЗ от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. В силу с 15.07.2016) торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции", или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Получается ответ 6, верно? Или нет? Что еще посмотреть? Спасибо.

• г. Ставрополь
Вопрос №6355813

Скажите, можно ли в социальной рекламе указывать коммерческое обозначение, адрес и телефон коммерческой организации.

Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных и Правилами пользования сайтом.