Рабочий график учителей в школе - кто работает в субботу, а кто нет?

• г. Белгород

В локальном акте школы прописана 6 дневная рабочая неделя для учителей, но не всех. В школе пятидневка для школьников. Должен ли я в субботу работать, если у меня нет занятий и считать этот день-методическим. Правильна ли такая формулировка."В Школе устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота, воскресенье) для старшего бухгалтера, бухгалтера, учителялогопеда, учителей начальных классов и шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем (воскресенье) для всех остальных работников Школы."

Ответы на вопрос (6):

Согласно Приказу Министерства образования и науки Рф

от 11 мая 2016 года N 536

Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Приложение. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

1.2. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников… с учётом:

г) времени, необходимого для выполнения входящих в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой ими должности… также другой педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методической...

При этом в соответствии с

ТК РФ Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ

от 22 декабря 2014 года N 1601

О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре

Приложение N 1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);

Т.е. по общим положения приведенного выше законодательства, методическая работа входит в рабочее время, в Вашем случае оно равняется пятидневной рабоче неделе, остальные дни являются выходными, а значит изменение режима возможно, но только с согласия работодателя и при основаниях прямо указанных в законодательстве.

ТК РФ Статья 113. Запрещение работы в выходные и нерабочие праздничные дни. Исключительные случаи привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

Спросить
Пожаловаться

Здравствуйте, Виктор!

Работодатель вправе в локальных актах регулировать режим труда работников, соблюдая при этом условия продолжительности рабочего времени. Если продолжительность рабочего времени для педагогических работников в установленный режим труда не превышает 36 ч. в неделю, то это не является нарушением трудового законодательства. Режим труда также должен быть регламентирован трудовым договором педагога с работодателем.

Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.05.2020)

ТК РФ Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в отношении иных педагогических работников.

Продолжительность рабочего времени на ставку педагога в зависимости

от должности регламентирована Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 13.05.2019) "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки... (Подробнее ➤.

Прошу не забывать оценивать ответы. Ваша оценка очень важна.

Всего Вам доброго!

Спросить
Пожаловаться

В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу.

Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы. Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения.

Установление рабочей недели в локальном нормативном акте не влечет обязанности приходить в школу во все дни рабочей недели. Иной вывод противоречил бы пункту 2.4 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536).

2.4. В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.

При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

Спросить
Пожаловаться

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 15 октября 2015 г. N 08-ПГ-МОН-37849

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее - Департамент) рассмотрел обращения, в том числе поступившее из Минтруда России, и в части своей компетенции сообщает.

Основополагающими федеральными законодательными и иными нормативными правовыми актами, применяемыми при регулировании продолжительности рабочего времени и особенностей, связанных с режимом рабочего времени учителей, преподавателей, других педагогических и иных категорий работников образовательных организаций, являются:

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ);

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273);

приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (зарегистрирован Минюстом России 25 февраля 2015 г., регистрационный N 36204) (далее - приказ N 1601);

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений" (зарегистрирован Минюстом России 26 июля 2006 г., регистрационный N 8110) (далее - Положение приказа N 69).

В соответствии с частью 1 статьи 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

При этом частью 3 статьи 333 ТК РФ установлено, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с пунктом 5.2.71 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466, соответствующий нормативный правовой акт самостоятельно принимает Минобрнауки России.

Департамент при регулировании рабочего времени педагогических работников исходит из следующего:

продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) не может быть одинаковой для всех педагогических работников, так как она зависит от занимаемой должности и (или) специальности, а также особенностей их труда;

согласно Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678, в сфере образования используются 40 наименований должностей педагогических работников;

труд педагогических работников как на должностях с различными наименованиями, так и по одноименным должностям может существенно отличаться по сложности и условиям выполнения работы в различных образовательных организациях, с различным контингентом обучающихся и воспитанников.

Приказ N 1601 учитывает все перечисленные особенности.

Как следует из пункта 2 приложения N 1 к приказу N 1601, в зависимости от занимаемой педагогическим работником должности устанавливается либо фиксированная продолжительность рабочего времени, составляющая 36 или 30 часов в неделю, либо нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющие 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы.

Следовательно, понятие "продолжительность рабочего времени не более 36 часов" не является единой для всех педагогических работников продолжительностью рабочего времени.

Так, продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю определена только для педагогических работников, наименования должностей которых предусмотрены в пункте 2.1 приложения N 1 к приказу N 1601, а продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю - в пункте 2.2 этого приложения. Педагогическим работникам, замещающим, в частности, должности "учитель", "педагог дополнительного образования", а также другие должности педагогических работников, поименованные в пунктах 2.3 - 2.8 приложения N 1 к приказу N 1601, установлена не продолжительность рабочего времени, а нормы часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы.

Согласно пункту 2.8.1 приложения N 1 к приказу N 1601 учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, и другим педагогическим работникам, поименованным в этом пункте, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, которая является:

нормируемой частью их педагогической работы (далее - норма часов учебной (преподавательской) работы) (пункт 2.8 приложения N 1 к приказу N 1601);

расчетной величиной для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (пункт 3 примечаний к приложению N 1 к приказу N 1601).

Определение для педагогических работников, поименованных в пункте 2.8.1 приложения N 1 к приказу N 1601, нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы как нормируемой части их педагогической работы, означает, что обязанности этих работников не ограничиваются только выполнением учебной (преподавательской) работы.

Другая часть педагогической работы педагогических работников, указанных в этом пункте, регулируется пунктом 2.3 Положения приказа N 69, предусматривающим, что должностные обязанности учителей помимо выполнения учебной нагрузки могут быть связаны с выполнением работ по подготовке к занятиям, с участием в деятельности педагогических и иных советов, методических объединений, в других формах методической работы, с осуществлением связи с родителями, с проведением родительских собраний и т.п.

Кроме того, педагогические работники с их согласия могут выполнять дополнительную педагогическую работу на условиях дополнительной оплаты (классное руководство, заведование учебными кабинетами, учебно-опытными участками, проверка письменных работ и др.).

По своему характеру выполнение большей части перечисленной работы осуществляется не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более длительные сроки: на месяц, учебную четверть, полугодие, учебный год, в связи с чем такая работа не может иметь конкретных норм времени, а регулируется соответствующими планами и графиками работ, как это предусматривается Положением приказа N 69.

Из перечисленного следует, что дни недели (периоды времени, в течение которых образовательная организация осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п. (пункт 2.4 Положения приказа N 69).

Исходя из этого, согласно пункту 2.2 Положения приказа N 69 рабочее время учителей может быть конкретизировано по времени (то есть в часах, в минутах) только в части проводимых уроков и других учебных занятий, не превышающих 45 минут, коротких перерывов (перемен), а также согласно пункту 2.3 в части периодических кратковременных дежурств в образовательной организации в период образовательного процесса, к которым педагогические работники привлекаются в дни проведения ими уроков и учебных занятий не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия.

Оснований для нормирования локальными актами образовательных организаций в часах (минутах) времени выполнения иных обязанностей учителей не имеется, в связи с чем подобные действия работодателей не могут быть признанными правомерными. Кроме того, работодатель не вправе возложить на педагогического работника без его согласия обязанности, не предусмотренные квалификационной характеристикой по занимаемой им должности.

Таким образом, нормируемой частью учебной (преподавательской) работы) для педагогических работников, предусмотренных пунктом 2.8.1 приложения N 1 к приказу N 1601, является фактический объем учебной (преподавательской) работы) каждого педагогического работника, который зависит от различных условий работы: количества часов по учебному плану образовательной организации, количества классов (групп), преподаваемого предмета (дисциплины), режима работы организации в течение дня и в течение недели, укомплектованности персоналом и других обстоятельств.

Исходя из этого, объем учебной (преподавательской) работы) каждого педагогического работника может быть равен норме часов, установленной за ставку заработной платы, может быть с письменного согласия педагогического работника составлять менее или более нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, что пропорционально уменьшает или увеличивает их рабочее время и размер оплаты труда по сравнению с нормой часов и размером ставки заработной платы.

Таким образом, если учитель проводит, к примеру, 9, 18, 27 или более учебных занятий в неделю, то нормируемая часть его рабочего времени будет составлять соответственно 9, 18, 27 или более часов в неделю. В трудовой договор педагогического работника вносится фактически установленный объем учебной нагрузки (педагогической работы), изменение которого регулируется в порядке и на условиях, предусмотренных пунктами 1.5 - 1.7 приложения N 2 к приказу N 1061.

Установление учителю или педагогу дополнительного образования продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю, то есть сверх фактического объема учебной нагрузки (педагогической работы), являющегося нормируемой частью их рабочего времени, является неправомерным.

Неправомерно также без учета нормативных правовых актов, принятых в целях реализации статьи 333 ТК РФ, а также иных федеральных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, включая приказ N 1601, применять часть 6 статьи 47 Закона N 273, возлагая на любого педагогического работника все перечисленные в этой части статьи 47 обязанности без учета занимаемой им должности, а также устанавливая какие-либо соотношения учебной нагрузки педагогических работников, определенной на учебный год, и другой деятельности.

Следует учесть, что согласно пункту 6.5 приложения N 2 к приказу N 1601 положение об установлении на учебный год соотношения учебной нагрузки педагогических работников и другой деятельности может распространяться только на педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу (далее - ППС), учитывая, что только для указанного преподавательского состава установлена фиксированная 36-часовая рабочая неделя, в пределах которой дифференцированно - в зависимости от конкретного наименования должности ППС - должно устанавливаться соотношение учебной нагрузки и другой работы в порядке, определенном разделом VI приложения N 2 к приказу N 1601, Для преподавателей из числа ППС установление такого соотношения имеет существенное значение, так как, в отличие от учителей, они получают должностной оклад, не изменяющийся в зависимости от большего или меньшего объема учебной нагрузки.

В случаях нарушения порядка регулирования рабочего времени педагогические работники, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, вправе в целях защиты своих социально-трудовых прав и интересов обращаться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в федеральную инспекцию труда.

Спросить
Пожаловаться

Так если я выходил в субботу на работу. Должен ли компенсироваться мне этот день или нет. Так как все пед. работники дома, а мы учителя физкультуры почти весь год по субботам на соревнованиях. Когда обратились к администрации, чтобы эти дни прибавить как отгулы к отпуску нам было сказано, что в локальном акте 6 дневная рабочая неделя. Вам ничего не положено. Где искать правду?

Спросить
Пожаловаться

в локальном акте 6 дневная рабочая неделя. Вам ничего не положено. Где искать правду?

Нормы права:

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Спросить
Пожаловаться

У меня шестидневная рабочая неделя с выходным в понедельник. Если праздники попадают на субботу или воскресенье-всем (у кого пятидневная неделя с выходными суббота и воскресенье) добавляют понедельник выходной, мне же приходиться работать в с одним выходным. Правомочно ли это?

Я работаю учителем начальных классов. У нас 5-и дневная рабочая неделя.

1 вопрос: считается ли суббота выходным днём или методическим днём.

2 вопрос: проходила курсы повышения квалификации. Теперь администрация школы заставляет отрабатывать по субботам пропущенные уроки. Должна ли я их отрабатывать?

Работаю учителем начальных классов,5-дневная рабочая неделя в начальной школе. Среднее звено учится по 6-дневной неделе. Суббота для меня выходной день или методический.

Я работаю учителем начальной школы. Начальная школа учится по пятидневной учебной неделе, средняя и старшая - по шестидневной. В коллективном договоре школы указано, что выходной день - воскресенье. Является ли для меня суббота выходным днем, или это методический день? Должна ли я работать по субботам?

Помогите разобраться. Никак не можем добиться объяснения у наших бухгалтеров и юристов, суббота - у нас все-таки выходной или рабочий день? Как бы вы прокомментировали выдержку из трудового договора? Нет ли здесь противоречий?

Работнику устанавливается пятидневная рабочая неделя продолж-ю 36 часов в неделю, с двумя выходными днями, один из которых - суббота, если рабочая смена выпадает на субботу, то предоставляется один выходной день в другой рабочий день на следующей рабочей неделе после отработанной субботы, второй выходной день - воскресенье.

С учетом суммированного рабочего времени устанавливается работа в субботу с 10 до 14 в соотв-ии с графиком рабочего времени в порядке очередности с предоставлением выходного дня в другой рабочий день на след. Рабочей неделе после отработанной субботы, либо выпавший выходной разбивается по часам на следующую неделю.

Каким днем нужно оформить прекращение срочного трудового договора, если он заключен на срок до 25.12.2011 г., а этот день является выходным, так как в организации установлена пятидневная рабочая неделя с выходными днями в субботу и воскресенье?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

В этом году наша школа перешла на пятидневку. Однако директор сказала, что пятидневка для учеников и назвала это пятидневная УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ, а для педагогического персонала ШЕСТИДНЕВНАЯ РАБОЧАЯ НЕДЕЛЯ, где суббота является методическим днем и мы все равно должны быть в школе. Разве школа может работать в двух режима, отдельно для учеников и для учителей? В трудовом кодексе я не нашла разграничения учебной и рабочей недели для учителей. Собрания, где бы обсуждались и принимались коллективом новые правила внутреннего распорядка и коллективный договор в связи с переходом на пятидневку не было, нас поставили перед фактом. Правомерны ли действия директора? Так все-таки если школа перешла на пятидневную учебную неделю, учителя тоже работают пять дней и два выходных или нет? Объясните пожалуйста и в каком законе можно прочитать разъяснения?

В школе пятидневка. Считается ли суббота выходным днём для учителей? Должен ли оплачиваться сверхурочно, если директор отзывает в субботу на работу В связи с производственной необходимостью (цитата из приказа)

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение