Спор о расторжении договора о взаимном оказании услуг с ООО «…» - когда договор был расторгнут?
27.06.2020 я подписала с ООО "..." договор о взаимном оказании услуг (уже после окончания рабочего дня) и внечла предоплату 5000 рублей. Вечером следующего дня потребность у этой услуге отпала, но так как в воскресенье фирма не работает, я в понедельник утром (до начала рабочего дня) написала заявление о расторжении договора с просьбой вернуть деньги, и отправила фото заявления на ватсап представителя фирмы, а само заявление почтовым отправлением с описью вложения на юридический адрес фирмы. Письмо, пришло в отделение вручения 02.07.20 ближе к 21:00 вечера. По словам работников почты, извещение они направляю на следующий же день получателю. Получается, что извещение в почтовом ящике было уже 3 или максимум 4 июля 2020 г. А пришел получатель за ним 07.07.202, после того, как 06.07.20 отправил мне уведомление о части выполненных работ. Получатель утверждает, что уведомление о расторжении по ватсап не считается, а заявление, в оригинале, на расторжение пришло после того как они выслали мне уведомление. Я читала в интернете что Сообщение считается доставленным в момент поступления уведомления в почтовое отделение адресата.
Ответьте мне пожалуйста, исходя из Вашего опыта, судебной практики и 165.1 статьи ГК РФ был договор уже расторгнут мной на 06.07.2020 или еще действовал?
Пользователи, авторизуясь в мессенджерах, вводят логин и пароль. Это соответствует понятию простой электронной подписи. Часть 2 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи»: «… простая электронная подпись – электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом (логин и пароль в мессенджере при регистрации)».
трансляции Дмитрий Гриц — о правах Квалификация переписки в чатах: переговоры о заключении договоров или оферта Что еще учесть Какие сделки нельзя заключить в чатах Иное использование мессенджеров в договорных отношениях × Заключение договоров с использованием мессенджеров Общие правила ГК РФ о заключении договоров в письменной форме действуют не только если сделка совершается на бумажном носителе, но и при заключении через мессенджер. И в том, и в другом случаях применяется часть 2 статьи 434 ГК РФ, которой установлено, что: «Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Электронным документом, передаваемым по каналам связи, признается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту». То есть обмен информацией в электронной форме, как это происходит в мессенджере, может создать электронный документ. Этот вывод подтверждает и пункт 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «… электронный документ – документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах». Рекомендации о заключении договоров от экспертов Системы Юрист Можно ли заключить договор путем обмена письмами Как покупателю заключить договор поставки путем обмена письменными документами Другими словами, это информация в электронной форме, пригодная для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям. К таким сетям относится «Интернет», который необходим для функционирования мессенджера. Пользователи, авторизуясь в мессенджерах, вводят логин и пароль. Это соответствует понятию простой электронной подписи. Часть 2 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи»: «… простая электронная подпись – электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом (логин и пароль в мессенджере при регистрации)». Значит, обмен сообщениями авторизованными пользователями, в том числе с прикрепленными файлами, можно отнести к обмену электронными документами. Запрета на заключение договоров таким способом нет. Однако при заключении договора необходимо учитывать важные нюансы, чтобы при возникновении спора не столкнуться с тем, что в суде представленные доказательства восприняты не будут. Именно на этих моментах мы остановимся подробнее далее. При этом мы исходим из того, что участники переписки не имеют квалифицированной электронной подписи. Трудности при идентификации стороны и их преодоление Первая проблема, которую надо решить – проблема идентификации сторон договора. Она возникает из-за того, что персонификация участников чата производится ими самими, а не с помощью объективных источников. Поэтому даже если есть сообщение от авторизованного пользователя, не всегда можно достоверно установить, кто именно выражает волю на заключение сделки. Другими словами, нет канала связи, который позволил бы определить, что документ исходит от стороны по договору. Это приведет к отрицательным результатам в случае судебного разбирательства. Иногда судьи вовсе отказываются признавать мессенджеры пригодными для идентификации сторон, хотя это не так. Так, например, в решении от 25.01.2016 Арбитражного суда Курганской области, по делу № А 34-5960/2015 суд прямо указал на сомнительность идентификации в отношении Viber: «Указанная переписка посредством приложения «Viber» не может в полном объеме подтвердить, кто и в каком объеме общался с конкретным Участником. Данное приложение не имеет цели персонифицировать лица Участников. Участники в приложении Viber получают имя в том виде, как записаны в адресной книге Участника, поэтому у участника-абонента под названием «ЦРБ Красный Крест Антон» одно имя на шесть телефонных номеров». Есть и другие примеры негативной практики, например, Арбитражный суд Ростовской области, решение по делу № А 53-1398/16 от 28.03.2016. Но проблему идентификации вполне возможно решить. Для этого как минимум нужно получить подтверждение принадлежности мобильного номера и/или ID, кто именно пользуется этими номерами. Например, выяснить, является ли номер корпоративным. Для этого можно получить заверения в самой переписке, и если вторая сторона не оспорит этот факт, то суд будет исходить из этих заверений. А если она оспорит собственные сведения, то такое поведение может быть квалифицировано как недобросовестное.
Источник: www.law.ru
СпроситьТверь - онлайн услуги юристов
