1) 

Получение жилья военнослужащим

Муж на пенсии, стоим в очереди на обеспечение жильем в собственность (муж, жена и 3 детей), старшей дочери в феврале исполняется 23 года. Вопрос: При обеспечении жильем после февраля, ее снимут с очереди или нет? Что сделать, чтобы ее не сняли с очереди (не замужем, проживает с нами, прописана с нами при войсковой части) еще учится на дневном отделении в университете, находится в академическом отпуске по уходу за ребенком)?

1) 

--- Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, да жильё получите скорее всего без учёта взрослой дочери. Согласно действующего Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ (последняя редакция), считается что дети военнослужащего достигшие возраста 23 лет уже не являются членами его семьи и не учитываются при предоставлении жилья. НО при отказе в предоставлении жилья или субсидии на дочь, можете обжаловать отказ в суде.

Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

2) 

Наталья!

Ее не должны снимать с очереди, т..к проживает она с Вами, когда вставали на очередь тоже проживала с Вами. То что затянулся процесс предоставления - не Ваша вина. А значит в силу этого нельзя ущемлять Ваши права.

В данном случае можно будет оспорить действия по отказу в предоставлении субсидии на дочь в судебном порядке (ст. 218-220 КАСС РФ)

3) 

Поскольку дочь проживает вместе с Вами и ведёт совместное хозяйство, то она независимо от возраста вправе претендовать на жилищное обеспечение по линии МО РФ.

Правовое значение для обеспечения жильем дочери имеет факт ее совместного с отцом проживания, а не возраст.

См.

Решение № 2 А-80/2019 2 А-80/2019~М-57/2019 М-57/2019 от 18 июня 2019 г. по делу № 2 А-80/2019

Ярославский гарнизонный военный суд (Ярославская область) - Гражданские и административные



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июня 2019 года город Ярославль

Ярославский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Пузикова Д.Г.,

при секретаре Кудрявцевой А.Ю.,

с участием административного истца Бакировой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2 а-80/2019 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 98536 старшего сержанта Бакировой Татьяны Петровны об оспаривании действий начальника отделения (территориального, город Ярославль) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - территориальное отделение ФГКУ «Запад регион жилье»), связанных с отказом в принятии члена семьи административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

установил:

Бакурова, заключившая первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, проходит военную службу по контракту в войсковой части 98536 в городе Ярославле и в связи с достижением продолжительности военной службы более 20 лет по ее заявлению о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, начальником территориального отделения ФГКУ «Запад регион жилье» 14 февраля 2019 года было принято решение о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, административного истца, ее супруга и дочери ФИО 1 и другим решением от этого же числа отказано в принятии на учет ее дочери ФИО 2, так как она достигла возраста 23 лет и, по мнению ответчика, не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях как член семьи военнослужащего, в том числе в условиях отсутствия факта совместного проживания и ведения общего хозяйства.

Полагая свои права нарушенными, Бакурова обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать решение начальника территориального отделения от 14 февраля 2019 года № 76-24/01 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ее дочери ФИО 2 незаконным, обязать административного ответчика отменить данное решение и повторно рассмотреть вопрос о постановке ФИО 2 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в качестве члена ее семьи.

В судебном заседании Бакурова, поддержав свои требования, пояснила, как и в административном исковом заявлении, что относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь период прохождения военной службы служебными жилыми помещениями. В связи с достижением продолжительности военной службы более 20 лет она обратилась в территориальное отделение с заявлением о принятии ее с членами семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Решением начальника территориального отделения административный истец, ее супруг и дочь ФИО 1 были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и решением от этого же числа отказано в принятии на такой учет старшей дочери административного истца от первого брака ФИО 2

Административный истец считает решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ФИО 2 незаконным, поскольку все члены ее семьи зарегистрированы по месту жительства по адресу воинской части, совместно проживают в служебном жилом помещении и ведут общее хозяйство, в ранее предоставленных жилых помещениях, в том числе по месту военной службы в другом регионе, они также совместно проживали, при этом ее дочь не имеет в собственности каких-либо жилых помещений и не обеспечивалась жильем для постоянного проживания.

Административный ответчик - начальник ФГКУ «Запад регион жилье» либо его представитель в судебное заседание не явились, в направленных в суд письменных объяснениях представитель административного ответчика Коновалова С.Г. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, административный иск не признала, ссылаясь на изложенную в оспариваемом решении позицию, а также указав, что на дочь административного истца ФИО 2 не распространяются предусмотренные для членов семьи военнослужащего гарантии, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих », поскольку на момент принятия на учет ей исполнилось 23 года, согласно договору найма предоставленного Бакировой служебного жилого помещения ее старшая дочь в это помещение не вселялась, при исключении дочери административного истца из списка на предоставление служебных жилых помещений от 25 сентября 2018 года решение должностного лица не обжаловалось, представленные Бакировой документы не свидетельствовали о совместном проживании с ней ФИО 2

Заслушав административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что административный иск Бакировой подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих » государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года и обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ).

Согласно части 5 статьи 2 названного Федерального закона социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.

К членам семей военнослужащих, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Из содержания части 1 статьи 51 ЖК РФ следует, что правом на признание нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обладают граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих » при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих », так и нормами ЖК РФ, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих » право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ).

Согласно пункту 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при применении положений ЖК РФ о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит: учитывать, что в договоре указываются члены семьи нанимателя; принимать во внимание, что типовыми договорами найма специализированных жилых помещений нанимателю предоставлено право пользоваться жилым помещением вместе с членами семьи, он вправе вселить в это жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи (например, супруга, детей, родителей) с соблюдением требований, установленных законодательством; члены семьи нанимателя служебного жилого помещения имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними.

Статьей 2 СК РФ определено, что семейное законодательство наряду с другими правоотношениями регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами.

Из материалов дела усматривается, что Бакурова первый контракт о прохождении военной службы заключила 17 ноября 1998 года, выслуга лет административного истца по состоянию на 16 декабря 2018 года составляет: календарная - 20 лет 29 дней.

Исследованием в судебном заседании копии договора найма служебного жилого помещения в общежитии от 29 ноября 2013 года № 86, выписок из домовой книги от 10 декабря 2018 года, копий карточек регистрации, свидетельств о регистрации по месту пребывания и паспортов граждан Российской Федерации административного истца, ее супруга и дочери ФИО 2, справок войсковой части 98536 установлено, что ФИО 2 внесена в личное дело административного истца как член семьи, совместно проживала и была зарегистрирована по месту жительства совместно с матерью по прежнему месту прохождения Бакировой военной службы в городе Вологде, в городе Ярославле также со всеми членами семьи была зарегистрирована по месту пребывания, а затем по месту жительства по адресу воинской части: , где Бакировой по этому же адресу было предоставлено служебное жилое помещение, состоящее из трех комнат в общежитии, в которое на основании договора найма были вселены административный истец и члены семьи, в том числе ФИО 2

Причем, как указано в уведомлении территориального отделения ФГКУ «Запад регион жилье» от 2 апреля 2013 года № 76-48/100 о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений Бакурова с 1 апреля 2013 года была включена в названный список по месту прохождения службы в городе Ярославле с составом семьи, в котором состояла ФИО 2

В последующем решением начальника территориального отделения от 25 сентября 2018 года № 76-53/133 ФИО 2 ввиду достижения ею 23 лет была исключена из списка на предоставление служебных жилых помещений, как не относящаяся к членам семьи военнослужащих, на которых распространяются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих », и Бакурова продолжала состоять в списке с составом семьи три человека.

В соответствии с копией договора найма служебного жилого помещения от 1 ноября 2018 года № 76-52/29 Бакировой предоставлено служебное жилое помещение, состоящее из отдельной двухкомнатной квартиры, по адресу: , с вселением членов ее семьи - супруга и дочери ФИО 1

Согласно решению начальника территориального отделения от 14 февраля 2019 года № 76-23 /02 Бакурова, ее супруг и дочь ФИО 1 приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Решением начальника территориального отделения от 14 февраля 2019 года № 76-24/01 отказано в принятии на такой учет дочери административного истца ФИО 2 ввиду представления документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Как изложено в решении дочь Бакировой от предыдущего брака - ФИО 2 старше 23 лет, по очной форме в образовательном учреждении не обучается, в связи с чем не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях как член семьи военнослужащего, а документов, подтверждающих факт совместного проживания и ведения общего хозяйства заявителя и ее дочери - ФИО 2, в отделение не представлено.

С учетом изложенного, должностное лицо пришло к выводу, что заявителем не представлены документы, которые в соответствии со статьей 54 ЖК РФ подтверждают право ФИО 2 быть признанной нуждающейся в жилых помещениях как член семьи заявителя.

Вместе с тем, анализируя названные нормы жилищного и семейного законодательства в их взаимосвязи с нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих », исходя из установленных фактических обстоятельств, суд находит изложенные в оспариваемом решении доводы административного ответчика о том, дочь административного истца ФИО 2 не относится к лицам, на которых распространяются права членов семьи военнослужащего в обеспечении жилым помещением, несостоятельными.

Так, Бакурова при прохождении военной службы по контракту в городе Ярославле была включена в список на предоставление служебных жилых помещений в составе семьи с учетом ФИО 2 и обеспечивалась служебным жилым помещением в общежитии на весь состав семьи. Уведомлениями с содержанием сведений Единого государственного реестра недвижимости о правах на объекты недвижимости, расположенные на территории Российской Федерации, подтверждается отсутствие у ФИО 2 соответствующего правообладания недвижимым имуществом.

При этом решением начальника территориального отделения от 25 сентября 2018 года ФИО 2 была исключена из списка на предоставление служебных жилых помещений в условиях, когда каких-либо действий в жилищных правоотношениях не совершала и условия ее проживания и обеспеченности жильем не менялись, как не были выявлены и неправомерные действия должностных лиц органа, осуществлявшего ранее ее принятие на учет.

Кроме того, факт вселения дочери ФИО 2 в предоставленную административному истцу служебную квартиру и в настоящее время совместного их проживания подтверждается показаниями допрошенных при разбирательстве дела свидетелей ФИО 2 и ФИО 8 В подтверждение этого же обстоятельства приведены сведения о месте жительства ФИО 2 по адресу: , в медицинской справке государственного автономного учреждения здравоохранения Ярославской области «Клиническая больница № 3», медицинской и амбулаторной карт пациента государственного автономного учреждения здравоохранения Ярославской области «Клиническая больница № 9», справках общества с ограниченной ответственностью «Яшма», где работает ФИО 2 и участкового уполномоченного полиции.

Стороной административного ответчика не представлены доказательства, опровергающие изложенные фактические данные.

Поскольку административным ответчиком иных доводов необоснованности заявленных административным истцом требований не приведено, административный иск о признании незаконным решения начальника территориального отделения, отказавшего в принятии на соответствующий жилищный учет члена семьи административного истца, подлежит удовлетворению, а нарушенные права Бакировой - восстановлению путем возложения на должностное лицо обязанности повторно рассмотреть вопрос о принятии ее дочери ФИО 2 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Руководствуясь статьями 175 - 180 и 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Бакировой Татьяны Петровны удовлетворить.

Признать не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права административного истца решение начальника отделения (территориального, город Ярославль) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 14 февраля 2019 года № 76-24/01 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, члена семьи административного истца.

Обязать начальника отделения (территориального, город Ярославль) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от 14 февраля 2019 года № 76-24/01 и рассмотреть вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в качестве члена семьи административного истца ее дочери ФИО 2.

Об исполнении решения суда начальнику отделения (территориального, город Ярославль) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации сообщить в суд и Бакировой Т.П. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Ярославский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Подпись.

Иные лица:

Бакурова Т.П. (подробнее)

Начальник отделения (территориальное, г. Ярославль) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ" (подробнее)

Судьи дела:

Пызиков Дмитрий Геннадьевич (судья) (подробнее)

Решение № 2 А-273/2019 2 А-273/2019~М-251/2019 М-251/2019 от 15 августа 2019 г. по делу № 2 А-273/2019

Севастопольский гарнизонный военный суд (город Севастополь) - Гражданские и административные



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 августа 2019 г. г.Севастополь

Севастопольский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего – судьи Жагинова А.И., при секретаре судебного заседания Кирьяновой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2 а-273/2019 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части (номер) (изъято) Перова Владимира Александровича об оспаривании действий начальника 1 отдела (г.Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии членов семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

установил:

Перов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Югрегионжилье) от 22 июля 2019 г. № 18/сев об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в составе семьи истца (ФИО)7, (дата), являющейся дочерью дочери супруги истца (ФИО)8. и обязать названное должностное лицо повторно рассмотреть этот вопрос.

В обоснование заявленных требований административный истец в иске и в письменном отзыве указал, что дочь жены (ФИО)9. и ее дочь (ФИО)10. зарегистрированы и постоянно проживают с истцом в служебном жилом помещении (адрес) и вселены в эту квартиру истцом в качестве членов его семьи. При этом дочь жены временно не работает и находится в отпуске по уходу за ребенком, в связи с чем последняя со своей дочерью Ульяной состоят на иждивении истца. Однако в 22 июля 2019 г. начальником 1 отдела Югрегионжилье принято решение №18/сев, которым (ФИО)11. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как члена его семьи. По мнению Перова, должностным лицом жилищного органа нарушено право на обеспечение жильем члена его семьи.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания административный истец Перов, заинтересованное лицо (ФИО)12. и административный ответчик начальник 1 отдела Югрегионжилье в суд не прибыли, что на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

В письменном отзыве заинтересованное лицо (ФИО)13 указала, что она со своей дочерью Ульяной, будучи зарегистрированными по вышеуказанному адресу, в качестве членов семьи совместно проживают с Перовым, который полностью их содержит.

Представитель административного ответчика Хаустова в письменных возражениях просила отказать в удовлетворении заявленных требований и указала, что (ФИО)14 в силу п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих » нельзя отнести к членам семьи истца. Помимо этого истцом не представлено сведений о нахождении последней на иждивении истца и ведении общего хозяйства, что не позволило его доверителю принять соответствующее решение.

Исследовав материалы дела, суд находит установленными следующие обстоятельства.

Как усматривается из вступившего в законную силу решения Севастопольского гарнизонного военного суда от 25 июля 2018 г., (изъято) Перов, имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, проходит военную службу по контракту в войсковой части (номер), планировался к увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службы, то есть по подп. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В октябре 1998 г. Перов вступил брак с (ФИО)15, с присвоением последней фамилии Перова, у которой имеется дочь (ФИО)16 С., (дата).

4 ноября 2003 г. Перову на состав семьи 4 человека (он, жена их дочь и дочь супруги (ФИО)17.) была предоставлена служебная квартира (адрес).

В апреле 2018 г. Перов обратился в 1 отдел Югрегионжилье с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 4 человека, просив принять на учет в качестве члена его семьи, в том числе и дочь его супруги от предыдущего брака – (ФИО)18

Решением начальника 1 отдела ЮРУЖО от 4 мая 2018 г. №197/сев истец принят на жилищный учет составом семьи 3 человека. В принятии же на данный учет в качестве члена семьи истца (ФИО)19. было отказано.

Названным решением суда указаное решение жилищного органа признано незаконным и во исполнение этого решения суда (ФИО)20 принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в составе семьи Перова.

После рождения в феврале (дата). у (ФИО)21. ее дочери Ульяны, которая с 5 марта того же года была зарегистрирована по месту жительства в указанной служебной квартире, административный истец в апреле 2019 г. представил в 1 отдел Югрегионжилье заявление с ходатайством о постановке на жилищный учет в составе его семьи (ФИО)22. К своему заявлению Перов приложил копии документов в отношении Ульяны: свидетельство о рождении и регистрации по месту жительства, справку о регистрации и паспорт ее матери.

Решением начальника 1 отдела Югрегионжилье от 22 июля 2019 г. №18/сев (ФИО) 23. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в составе семьи истца в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В обоснование принятого решения административный ответчик указал, что (ФИО)24. в соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих » не относится к категориям лиц, на которых распространяются социальные гарантии и компенсации, вытекающие из статуса члена семьи военнослужащего, ввиду отсутствия документов подтверждающих признание ее в качестве члена семьи. Помимо этого, истцом не представлено документально подтвержденных сведений о нахождении Ульяны на иждивении истца и ведении общего хозяйства.

Анализируя установленные обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих » (далее – Закон) предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим и совместно проживающим с ним членам семьи обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно абз. 5 п. 5 ст. 2 Закона к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

По смыслу приведенной нормы Закона социальные гарантии, предусмотренные этим Законом, устанавливаются военнослужащим и членам их семей. К членам семьи военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, относятся перечисленные в данной норме Закона лица, если иное не установлено Федеральным законом и другими федеральными законами.

Между тем, в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих » разъяснено, что при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих », так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, вопреки доводам представителя административного ответчика, на правоотношения, касающиеся вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, не распространяются положения п. 5 ст. 2 Закона, применению подлежат положения Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 5 ст. 100 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются в том числе правила, предусмотренные ст. 69 того же Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

В силу ч. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительство их родителей.

Как установлено в суде (ФИО)25. проживает со своей матерью и с истцом в вышеназванном жилом помещении, куда Ульяна была вселена в качестве члена семьи Перова, и ведут общее хозяйство в том числе и с истцом. В этой связи суд приходит к выводу о том, что Ульяна является членом семьи Перова, на которую, вопреки мнению жилищного органа, распространяются положения ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих ».

Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что в распоряжении жилищного органа имелись достаточные документы и сведения, указывающие на совместное проживание Перова с дочерью супруги и дочерью последней - Ульяной в служебном жилом помещении (адрес) В частности, в жилищном деле истца содержатся копии паспортов административного истца и членов его семьи с отметками о регистрации, выписки и копии из лицевого счета, поквартирной карточки, справка о регистрации.

При таких обстоятельствах, поскольку дочь дочери супруги истца Ульяна постоянно проживает в одном жилом помещении с административным истцом, будучи вселенной в это жильё в качестве члена семьи истца и ведут со своей матерью и с Перовом общее хозяйство, то суд приходит к выводу, что отказ административного ответчика в возможности реализации права на обеспечение жилым помещением в качестве члена семьи военнослужащего по тому лишь основанию, что она не подпадает под перечень, приведённый в п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих » и не представлено документов, подтверждающих нахождение на иждивении истца, является незаконным, а соответствующее оспариваемое решение начальника 1 отдела Югрегионжильё подлежит отмене.

Довод представителя административного ответчика Хаустовой в ее письменных возражениях о не представлении истцом документов, подтверждающих нахождение (ФИО)26. на иждивении истца и ведение общего хозяйства, суд признает несостоятельным, поскольку не относится к обстоятельствам, имеющим значение для разрешения дела.

Таким образом, административное исковое заявление Перова суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 - 180 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

административное исковое заявление Перова Владимира Александровича – удовлетворить.

Признать незаконным решение начальника 1 отдела (г.Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 22 июля 2019 г. № 18/сев об отказе (ФИО)29. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Обязать начальника 1 отдела (г.Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в течение месяца со дня получения для исполнения копии вступившего в законную силу решения суда, отменить решение от 22 июля 2019 г. № 18/сев об отказе (ФИО)28 в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и повторно рассмотреть вопрос о признании (ФИО)27 нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в составе семьи истца, о чём в тот же срок сообщить в суд и административному истцу Перову В.А.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда, через Севастопольский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий А.И. Жагинов.

Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение