Столкновение ИП и клиента - роль банка в разрешении спора.
597₽ VIP
Я-ИП. Некоторое время произошла спорная ситуация с клиентом. Клиент внес предоплату за свое участие в мастер-классе, который должен был состояться в другой стране. В связи с короновирусом место проведения было изменено. Клиент не уведомил о том. что не приедет, написал заявление на возврат средств спустя месяц после окончания мастер-класса. Разумеется. В связи с понесенными расходами мы отказали в возврате предоплаты. Тогда клиент обратился в банк, где обслуживается ИП с требованием вернуть ему перечисленные средства. Банк, соотвественно обратился за разъяснениями ко мне. Были даны разъяснения. Но теперь банк запрашивает подтверждающие докуенты, переписки и т.д., в случае непредоставления со слов сотрудников банка будет принято решение о возврате средств клиенту. Хотелось бы больше понимать, на что банк имеет право, а на что нет. ю В моеам представленпи банк не уполномочен решать гражданско-правовые споры, не является организацией, контролирующей такие вещи и поэтому возник вопрос-с чего я должна предоставлять что-то банку?
Здравствуйте, Софья!
Ну конечно же банк не может подменять собой суд и принимать решение о том, чтобы возвращать деньги клиенту.
Таких полномочий у него нет.
Только суд может это сделать (ст. 13 ГПК РФ).
Полномочия банка можете посмотреть в Вашем договоре с банком. На обслуживание расчетного счета. А также в правилах, к которым вы возможно пиросединились.
Предоставлять документы банку Вы обязаны. Но не для того чтобы он решил возвращать деньги или нет. А для того, чтобы не заблокировал операции по счету.
Вот это он вполне может сделать на основании ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
СпроситьДобрый день.
Финансовые учреждения должны быть обязаны принимать меры по надлежащей проверке клиентов (НПК) при установлении деловых отношений, совершении разовых операций (сделок) на сумму, составляющую предложенное в Рекомендациях пороговое значение, а также в иных случаях, в том числе при наличии подозрений в отмывании денег или финансировании терроризма или наличии у финансового учреждения сомнений в достоверности или достаточности полученных ранее данных о личности клиента.
В связи с появл
Подпунктом 1.1 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ банкам предоставлено право требовать представления клиентом (организацией, ИП) информации о характере финансово-хозяйственной деятельности, о финансовом положении, об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества.
Соответственно, клиенты в силу п. 14 той же статьи обязаны представлять банкам запрошенную информацию (при условии, что она необходима для исполнения требований Закона N 115-ФЗ).
Перечень запрашиваемых документов не ограничен. Обычно банки требуют представить:
- пояснения схемы ведения бизнеса;
- информацию о применяемой системе налогообложения;
- сведения о счетах, открытых в других банках, и расходовании денежных средств по ним;
- договоры и "первичку", подтверждающую исполнение договорных обязательств;
- штатное расписание, трудовые и гражданско-правовые договоры;
- информацию о наличии в собственности объектов основных средств (помещений, транспортных средств) или их аренде;
- копии документов бухгалтерской и налоговой отчетности.
Следовательно если у банка появились сомнения законности перевода данных средств на счет ип, он может заблокировать счет. Поэтому и запрашивает у вас инфу о законности данной операции.
Взыскание только по решению суда.
СпроситьДоброго дня.
Как я поняла, клиент банка (и Ваш бывший клиент) запустил процедуру чарджбека. Он написал заявление в банк на возврат денежных средств, поскольку фактически услуга не оказана. Если Вы не представите банку какие-либо полезные "переписки" с клиентом, о том, что предлагали ему например, перенести этот мастер-класс, то банк спишет спорную сумму с Вашего счета, через международную платежную систему. Увы, но это так. И Вам потом, придется выяснять отношения с клиентом, напрмиер через суд, если Вы не согласны по поводу предоплаты.
Чарджбэк, хотя и не урегулирован прямо в российском законодательстве, распространяется как на платежи с использованием в России карт международных платежных систем (МПС), так и на расчеты за рубежом картами МПС, эмитированными российскими банками.
Чарджбэк в правилах МПС - это, по сути, практически любое полное или частичное оспаривание клиентом карточных трансакций по разнообразным причинам: и прямое мошенничество, когда карточка украдена либо кто-то посторонний узнал платежные реквизиты; и разнообразные технические нарушения наподобие расчетов по карточке, срок действия которой истек либо с превышением авторизованной владельцем карточки суммы и т.д. Но это также и непоставка либо неполная поставка товара, за который клиент рассчитался карточкой (список из 22 оснований чарджбэка на примере правил VISA, раздел 11).
С уважением.
СпроситьБанк не сможет вернуть данные денежные средства, сроки возврата истекли.
Это не функция банка, решать кто прав, кто виноват, спорные ситуации разрешаются в суде.
Положение Банка России от 19.06.2012 N 383-П (ред. от 11.10.2018) "О правилах осуществления перевода денежных средств" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2012 N 24667) (с изм. и доп., вступ. В силу с 06.01.2019)
Глава 2. Процедуры приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений и порядок их выполнения
2.8. При поступлении распоряжения плательщика, требующего в соответствии с федеральным законом согласия третьего лица на распоряжение денежными средствами плательщика, банк плательщика осуществляет контроль наличия согласия третьего лица в порядке, установленном законодательством и договором. Согласие третьего лица на распоряжение денежными средствами плательщика может быть дано в электронном виде или на бумажном носителе способом, предусмотренным договором, в том числе посредством составления распоряжения, заявления третьего лица, подписания третьим лицом распоряжения плательщика или в распоряжении плательщика в месте, свободном от указания реквизитов.
2.9. При поступлении распоряжения получателя средств, требующего акцепта плательщика, банк плательщика осуществляет контроль наличия заранее данного акцепта плательщика в соответствии с подпунктом 2.9.1 настоящего пункта или при отсутствии заранее данного акцепта плательщика получает акцепт плательщика в соответствии с подпунктом 2.9.2 настоящего пункта.
2.9.1. Заранее данный акцепт плательщика может быть дан в договоре между банком плательщика и плательщиком и (или) в виде отдельного сообщения либо документа, в том числе заявления о заранее данном акцепте, составленного плательщиком в электронном виде или на бумажном носителе, с указанием суммы акцепта или порядка ее определения, сведений о получателе средств, имеющем право предъявлять распоряжения к банковскому счету плательщика, об обязательстве плательщика и основном договоре, в том числе в случаях, предусмотренных федеральным законом, указанием на возможность (невозможность) част
СпроситьДобрый день! Вы правы - это гражданско-правовой спор, который возник из договора об оказании услуг между ИП и Клиентом. Банк не является стороной по договору и поэтому предъявлять какие-либо требования к Вам и списывать спорную сумму в пользу Клиента не вправе. Только Клиент вправе обратиться в арбитражный суд с соответствующим иском к Вам после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).
Принцип состязательности конкретизирован в ст. 65 АПК РФ, которая предусматривает обязанность лиц, участвующих в деле, доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
СпроситьСофья, здравствуйте!
Все что описано в вашем вопросе - это превышение полномочий Банка.
Банк не может запрашивать у вас договоры на оказание услуг, не может требовать предоставления переписок и т.д.
Единственное, банк может попросить договор не с целью возврата средств клиенту, а с целью уточнения поступлений денежных средств, согласно Федеральному закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ (последняя редакция).
Это сугубо ваши гражданско-процессуальные отношения между Клиентом и ИП.
Банк не имеет право принимать решение об удержании средств с вашего счета.
Клиент должен обратиться в суд, и предоставить доказательства неоказания ему услуги.
НО, опять же, если вы и должны вернуть денежные средства, то только за минусом фактически понесенных расходов, согласно ст. 782 ГК РФ,
Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Вы дали разъяснения Банку, этого достаточно, далее Банк должен отказать Клиенту и направить в суд с целью судебного разбирательства.
Всех благ Вам!
СпроситьЗдравствуйте Софья
Дело в том, что если мастер-класс вы планировали провести в другой стране, то предоплата вам поступила полагаю с этой страны, а банк контролирует денежные переводы в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Частью 4 сст. 6 данного закона предусмотрено представление документа основания получения денег, во избежании блокирования счета
4. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, представляют сведения о совершаемых их клиентами непосредственно в указанных организациях операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, непосредственно в уполномоченный орган с учетом следующих особенностей:
1) кредитные организации - в отношении операций, указанных в подпунктах 1 - 3 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.1, 1.2, абзацах первом и втором пункта 1.3, пунктах 1.4, 1.5, 1.6, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;
2) профессиональные участники рынка ценных бумаг - в отношении операций, указанных в абзаце четвертом подпункта 1, подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пункте 1.2, абзаце втором пункта 1.3, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;
3) операторы инвестиционных платформ - в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;
4) страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования) и страховые брокеры - в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце третьем подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;
5) лизинговые компании - в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах четвертом, десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;
6) организации федеральной почтовой связи - в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 1.2, 1.7, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;
7) ломбарды - в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах втором, шестом, десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;
8) организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, - в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах шестом, десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;
9) организаторы азартных игр - в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзацах седьмом, восьмом подпункта 4 пункта 1, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;
10) операторы лотерей - в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце девятом подпункта 4 пункта 1, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;
11) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов - в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;
12) операторы по приему платежей - в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 1.2, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;
13) коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, - в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 1.2, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;
14) кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, - в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;
15) микрофинансовые организации - в отношении операций, указанных в подпункте 2 и абзаце десятом подпункта 4 пункта 1, пунктах 1.2, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;
16) общества взаимного страхования - в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 1.2, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;
17) негосударственные пенсионные фонды - в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 1.2, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;
18) операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных, - в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пунктах 1.2, 1.8, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;
19) операторы финансовых платформ - в отношении операций, указанных в подпункте 2 пункта 1, пункте 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;
(пп. 19 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ)
20) операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, - в отношении операций, указанных в подпунктах 2 и 5 пункта 1, пунктах 1.2, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона;
(пп. 20 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ)
21) операторы обмена цифровых финансовых активов - в отношении операций, указанных в подпунктах 2 и 5 пункта 1, пунктах 1.2, 2 настоящей статьи и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона.
(пп. 21 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ)
(п. 4 в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 208-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Спросить
Здравствуйте Софья!
Что имеет право банк прописано в вашем с ним договоре на банковское обслуживание. Банки разные, договора разные.
Банк конечно не может осуществлять правосудие и гражданско-правовые споры.
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Статья 118
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
В подтверждение операций по вашему счеты вы обязаны предоставить банку документы, если у банка возникли сомнения в легальности операций, согласно ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ (последняя редакция).
требовать представления клиентом информации о характере финансово-хозяйственной деятельности, о финансовом положении, об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в дополнение к предусмотренным пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ (последняя редакция) мерам обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Надеюсь мой ответ вам полезен!
СпроситьЗдравствуйте, Софья!
Действительно банк не уполномочен решать гражданско-правовые споры, это не суд и не третейский суд. Банк действует на основании Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 и заключенного договора банковского обслуживания, который бы в данном случае не мешало изучить.
Однако, существует также ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ, который предоставляет право банкам в рамках заключенного договора на обслуживание при наличии оснований запрашивать необходимую информацию, оьбъяснения и так далее. Поэтому такого рода информацию предоставлять субъекты обязаны банкам.
Положение Банка России от 19.06.2012 N 383-П (ред. от 11.10.2018) "О правилах осуществления перевода денежных средств" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2012 N 24667)Спросить
Добрый вечер. В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в случае, если у банка возникают сомнения в банковской операции, он может заблокировать счет, для проверки законности проводимой операции, тем более, что перевод связан с иностранным государством. Банк вправе потребовать с Вас подтверждающие законность перевода документы, ничего страшного. После проверки счет разблокируют и Вы получите доступ к денежным средствам. Распорядиться Вашими средствами и вернуть их плательщику банк не вправе, это компетенция судов в рамках судопроизводства. Все будет хорошо, не переживайте.
СпроситьПеревод не из другой страны, и я, и клиент-граждане РФ, тут нет переводов валюты и прочего.. Банк и не пытается замаскировать это под противодействие терроризму и прочему.
СпроситьНет, нет, Вы не совсем поняли.
Право на чарджбек возникает и у граждан РФ и субъектов предпринимательства в РФ, и не важно, был за рубежом перевод, или в России.
Это чарджбек. 100 процентов.
СпроситьЭто уж совсем "за уши притянуто",банк в данном случае не прав.
СпроситьВы дали разъяснение Банку, далее Банк должен направить гражданина (Клиента) в суд.
Каким образом Банк может рассчитать ваши фактически понесенные расходы, которые подлежат возврату?
Это может сделать только суд, согласно ст. 56 ГПК РФ,
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.Спросить
Вывод в ответе был сделан на основании вопроса "Клиент внес предоплату за свое участие в мастер-классе, который должен был состояться в другой стране"
Если и вы гр.РФ и клиент гр.РФ, но банк требует обоснование перевода, то при сумме предоплаты менее 600 000 р. - действия банка не законны, что предусматривает ваше право в случае списания средств без судебного решения обжаловать действия банка по иску в порядке 218 КАС.
СпроситьСм. мой ответ выше. Это гражданско-правовой спор и банк не является его участником.
Спросить