Спор о задолженности за услуги связи - возможно ли использовать электронное письмо как официальное уведомление и является ли неисправность линии достаточным основанием для прекращения договора?

• г. Москва

У меня 2 года назад в сентябре перестал работать стационарный домашний телефон. В сентябре я электронным письмом написала оператору уведомление о неработоспособности линии и о расторжении договора. Сейчас оператор требует выплаты задолженности на большую сумму за весь период. В данной ситуации у меня есть два вопроса.

1. Можно ли считать мое письмо о расторжении услуг связи в электронном виде официальным уведомлением? Какая статья регламентирует данный вопрос?

2. Можно ли считать не устранение неисправности на линии основанием для прекращения договора с неоплатой мной задолженностей?

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Здравствуйте, Наталья. Если ваше заявление было зарегистрировано и ему был присвоен номер, то данное письмо можно отнести к официальному уведомлению. Так, порядок и условия приостановления оказания услуг телефонной связи, изменения и расторжения договора об оказании услуг телефонной связи регламентированы разделом IV Правил оказания услуг телефонной связи (утверждены постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342).

Согласно п. 48 Правил абонент вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор при условии оплаты оказанных услуг телефонной связи.

Однако порядок расторжения договора об оказании услуг телефонной связи по инициативе абонента Правилами не урегулирован. Поэтому для решения этого вопроса необходимо обратиться к общим положениям ГК РФ, регулирующим отношения участников гражданского оборота.

В силу п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Приведенной нормой не определено, в какой форме должно быть направлено это уведомление. Однако следует учитывать, что отказ от договора, влекущий его прекращение, по своей правовой природе является сделкой (ст. 153 ГК РФ, п. 50 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25, постановление Двенадцатого АС от 25.02.2020 N 12 АП-17271/19). Причем, поскольку законодательством абоненту предоставлено право на односторонний отказ от договора об оказании услуг телефонной связи, речь идет об односторонней сделке, то есть о сделке, для совершения которой необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (п. 2 ст. 154 ГК РФ, постановление Двадцатого АС от 25.06.2020 N 20 АП-3193/20).

Сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме, Но в вашем случае по истечении месяца с момента обращения и не получения ответа, надо было обращаться старым проверенным способом, это заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Что касается неустранения неисправности, то в случае обращения компании в суд, вам придется доказывать, что эта неисправность существует уже два года, а не образовалась недавно.

Спросить