Продавец отказался вернуть деньги за неисправный планшет - какие права у покупателя и какие расходы может потребовать в случае проведения экспертизы
199₽ VIP
При покупке планшета выяснилось, что не работает часть экрана. В течении пары дней вернул планшет продавцу и написал претензию к качеству товара, то есть уложился в срок 15 дней с момента покупки. Сославшись, что планшет технически сложный товар продавец забрал его на проведение проверки качества. В претензии я указал, что требую возврата денежных средств уплаченных за товар. По истечении 10 дней с момента вручения претензии продавец возвращать деньги отказался. Предоставил ответ только через 17 дней. В предоставленном ответе в техническом заключении указаны искаженные неисправности по которым проводилась проверка, не те что я указал в претензии. Мне о месте и времени проведения экспертизы не сообщили, хотя я заявлял данное требование в претензии. Сейчас подано заявление в суд. Подскажите, пожалуйста:
1)Должен ли был продавец возвратить деньги в течении 10 дней с момента предъявления претензии БЕЗ проведения экспертизы, если я ему показал все недостатки, ведь если требование предъявлено в первые 15 дней с момента покупки то как я понимаю не требуется существенного недостатка, а достаточно любого недостатка в товаре.
2) Могу ли я просить суд обязать продавца возвратить деньги БЕЗ повторной экспертизы по причине нарушения сроков удовлетворения требований согласно п.2 статьи 23 Закона РФ о ЗПП ведь согласно статьи 22 данного закона срок удовлетворения требований о возврате денег должны были выполнить в 10 дневный срок? Или экспертизу все равно придется проводить?
3)Если без экспертизы никак не обойтись, то какие расходы на ее проведение я могу в дальнейшем предъявить продавцу? (расходы на экспертизу, проезд до места проведения экспертизы, придется брать выходной без содержания, чтобы поехать на экспертизу) - могу ли я потом предъявить все это продавцу для компенсации или нет?
Здравствуйте, Владимир!
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 (ред. от 27.03.2019) "Об утверждении перечня технически сложных товаров",
планшет является технически сложным товаром.
ОДНАКО, учитывая то, что недостатки товара были обнаружены вами в течение 2 дней (до 15), то вам должны были вернуть денежные средства, согласно ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 22.12.2020) "О защите прав потребителей",
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
1. Если недостатки были видны, то продавец должен был вернуть денежные средства, а не направлять на экспертизу.
2. Учитывая то, что в предоставленном ответе в техническом заключении указаны искаженные неисправности по которым проводилась проверка, не те что вы указали в претензии, имеет смысл проводить еще одну экспертизу в соответствии со ст. 79 ГК РФ,
При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
ОДНАКО, претензию вы ведь направили до истечения 15 дней после покупки товара, соответственно денежные средства должны вернуть были.
3. Если суд все таки вынесет определение о проведении экспертизы, то при положительном решении суда вы можете требовать ВСЕ судебные издержки, это стоимость самой экспертизы, расходы на представителя, а также проезд.
4. Также, хочу обратить ваше внимание на еще одно требование:
Так как продавец не удовлетворил ваше требование в досудебном порядке, вы можете еще требовать штраф в размере 50 % от присужденной суммы.
Согласно ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 22.12.2020) "О защите прав потребителей",
При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
5. Не забудьте про моральный вред, так как все эти разбирательства причинили вам нравственные страдания, а согласно ст. 151 ГК РФ,
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
6. В суд вы могли подать по месту своего проживания, а не ответчика.
Ст.29 ГПК РФ,Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 30 настоящего Кодекса.
Всех благ Вам!
СпроситьЗдравствуйте Владимир
По существу ваших вопросов отвечаю:
1. Продавец должен вернуть деньги в течении 10 дней если будет установлено, что за недостатки отвечает продавец, а недостатки можно выявить только путем проведения экспертизы товара на качество - об этом отражено в ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 22.12.2020) "О защите прав потребителей"
В противном случае покупатель несет риск возмещения продавцу ущерба и расходов на проведение продавцом экспертизы
Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатковВ случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара
2. Требовать возмещения убытков, пени и штрафа ваше право, но после установления вины продавца. А вина может быть установлена только при проведении экспертизы качества товара
- см. п.1 ответа-цитату
3. При установление вины продавца, вы имеете право требовать:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Полного возмещения убытков, причиненных вам вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы
С момента предъявления претензии требовать 1 % от цены товара неустойку за каждый день просрочки возврата денег согласно ст. 28 Закона О праве потребителя. Расходы на доставку, расходы на проезд в виде ущерба и компенсацию морального вреда по ст. 151 ГКСпросить
Добрый вечер
Покупатель имеет право предъявить претензии, обменять или вернуть товар ненадлежащего качества:
В течении пятнадцати дней по отношению к технически сложным товарам (Постановление Правительства РФ от 10.11.2014 № 924). По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев (Статья 18 Закона "О защите прав потребителей"):
обнаружение существенного недостатка товара (раздел "Существенный недостаток товара (работы, услуги), недостаток технически сложного товара" Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей");нарушение установленных настоящим законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Если товар технически сложный то в течении 15 дней деньги вам должны были вернуть.
Да вы можете просить суд и без экспертизы, но если вдруг ответчик хочет он сам может попросить повторную экспертизу и сам конечно будет ее оплачивать
Если же все таки суд придет к выводу что экспертиза нужна, если вам нужно будет ее оплатить, потом вы сможете взыскать судебные расходы с ответчика все абсолютно и даже можете попросить компенсацию за моральный ущерб и ваши потраченные время и нервы.
Всего вам доброго.
СпроситьЗдравствуйте.
Вы сделали все верно. Правильно обратились с претензией и правильно указали все необходимое в претензии. Указали недостатки, которые обнаружили. И продавец должен был провести проверку именно по указанным недостаткам. Если в ходе проверки были выявлены новые, то кроме ссылки на эти новые недостатки, должен был указать какую то информацию по заявленным недостаткам (например, что они не обнаружены).
Также, Вас должны были пригласить на экспертизу, если Вы заявляли такое требование. В соответствии со ст.18 Закона о защите прав потребителей:
Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
1. Нет, проверка качества проводится в случае необходимости (ст.18). Поскольку Закон не определяет, какие именно это случаи, то на практике продавец решает этот вопрос самостоятельно. Как правило, всегда в сторону наличия такой необходимости.
Экспертиза проводится в случае спора о причинах возникновения недостатков (в пределах гарантии все равно за счет продавца):
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет.
Указанные положения работают независимо от вида недостатков (существенный или нет) и действует в отношении любых товаров с недостатками.
Существенность недостатка важна для вида товара и срока предъявления требований. В пределах 15 дней можно требовать возврат денег при любых недостатках (производственных).
2. Вообще то можете ссылаться на нарушение сроков удовлетворения требования. Поскольку:
Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
То есть, если предъявлено требование о возврате денег, то экспертиза должна быть проведена именно в срок, установленный для удовлетворения такого требования.
В соответствии со ст.23 Закона:
2. В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона.
Плюс, как я понимаю, продавец, все же, ссылается на наличие недостатков. А в этом случае не имеет значения, какие именно производственные недостатки имеются, Вы все равно праве требовать возврат денег, поскольку уложились с предъявлением требований в 15 дней.
Однако, суд может решить по другому, исходить из того, что нарушение сроков рассмотрения требований имеет значение только в том случае, если нарушены права потребителя, то есть, если есть недостатки, подтвержденные экспертизой.
3. Вы можете указывать, что не считаете необходимым проводить экспертизу, но если суд посчитает, что она необходима и примет решение о ее проведении, то воспользоваться правом и просить провести ее в определенном учреждении, также в Вашем присутствии и сформулировать вопросы для эксперта. Все это можно указать в соответствующем ходатайстве либо в возражениях на ходатайство ответчика.
Все указанное является судебными расходами и предъявлять их необходимо будет не истцу, а подавать отдельное заявление о возмещении судебных расходов в суд.
В соответствии со ст.94 ГПК РФ:
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:Спроситьсуммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;
расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд;
расходы на оплату услуг представителей;
расходы на производство осмотра на месте;
компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса;
связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами;
другие признанные судом необходимыми расходы.
Здравствуйте, Владимир, по порядку, по Вашим вопросам: 1) продавец имеет право провести экспертизу товара, если у него есть сомнения в причине возникновения недостатков товара, на это указывает ЗоЗПП Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
1...Вас обязаны были уведомить о времени и месте проведения экспертизы;В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
5...
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
2) просить то Вы можете, это Ваше право, однако, в ст.23 ЗоЗПП, речь идет совсем не о том, Вы заявили требование о возврате денег, однако, деньги продавец Вам обязан вернуть только в том случае если будет доказано, что товар с недостатками, а доказать это возможно только путем проведения экспертизы, Вам следует в суде заявить ходатайство о проведении судебной экспертизы в рамках ст.79 ГПК РФ;
3) требовать компенсацию судебных расходов, в т.ч. расходов на проведение экспертизы Вы сможете, если суд удовлетворит Ваши исковые требования, т.е. если Вы выиграете дело, согласно ГПК РФ Статья 98. Распределение судебных расходов между сторонами
1. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.Что касается расходов на проезд к месту проведения экспертизы и компенсации за выходной без содержания, вряд ли суд удовлетворит Ваши требования, поскольку присутствие Вас на экспертизе необязательно. Однако Вы имеете право требовать от продавца компенсацию морального вреда, согласно ст.15 ЗоЗПП и уплату штрафа в размере 50% от цены иска, ст.13 ЗоЗПП, поскольку Ваши требования не были удовлетворены в добровольном порядке. Удачи Вам в решении вопроса. Спросить
А разве сам факт нарушения сроков возврата денежных средств, который установлен в 10 дней, разве само нарушения сроков не является причиной для подачи требования о возврате уплаченных средств? Разве теперь имеет значение рабочий планшет или нет? Если я правильно понимаю в законе прописано, что если продавец не уложился в отведенные 10 дней для возврата денег, то покупатель по своему усмотрению может заявить требование в том числе и о возврате денег за товар независимо от работоспособности товара? В статье 23 Закона о ЗПП ведь нет никаких оговорок на счет исправный или не исправный? Или я неправильно понимаю?
СпроситьФакт нарушения сроков возврата денежных средств, который установлен в 10 дней, является причиной для подачи требования о взыскании ущерба тесно связанного с установлением вины продавца при обнаружении недостатка товара
В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 22.12.2020) "О защите прав потребителей"
Требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
Обратите внимание - что требование о возмещении ущерба при продаже не качественного товара подлежат удовлетворению в течении 10 дней
Но то что товар не качественный - нужно же установить
А устанавливается путем проведения экспертизы
СпроситьВладимир, в вашем случае не важно уже, рабочий был планшет или нет.
Вы обратились к продавцу до истечения 15 дней, денежные средства должны были вернуть.
Что касается претензии, то согласно ст. 22 ЗПП,
Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
У вас есть все основания еще и штраф требовать 50 %.
СпроситьНе совсем так. Как я написала выше, речь идет о предъявлении иных требований, когда потребитель заявил изначально требования о ремонте или замене товара.
Например, речь может идти о сложно техническом товаре и обращении потребителя с претензиями за пределами 15 дней. В этом случае, если будут нарушены сроки, например, ремонта, то потребитель может потребовать возврат денег за товар. В такой ситуации речь не идет о проведении или непроведении экспертизы.
СпроситьНе является по той причине, что обязанность о возврате денег в Вашей ситуации спорная. Требовалось установить, что товар действительно некачественный, а для этого надо было провести экспертизу.
Спросить