• г. Архангельск
Вопрос №18660002

Возник такой вопрос. По СОУТ предприятию присвоили класс вредности 3.1 Положено к оплате труда 4% вредности. Но так как наш оклад очень маленький, то недостающую сумму доплачивают до МРОТ. В эту же доплату до МРОТ входит и вредность. Получается, что я,работая во вредных условиях, получаю столько же сколько работник на обычных условиях. Согласно статье 147 ТКРФ оплата труда на работах с вредными условиями устанавливается в повышенном размере. Но мы этого не видим. На бумаге расчитан процент за вредность, но он входит в МРОТ. На деле мы этого повышения не видим. Законно ли доплату за вредность включать в МРОТ? Спасибо.

Ответы на вопрос:

Юрист г. Краснодар
18.08.2021, 16:32

Нет. Обратитесь в инспекцию труда.

Вам помог ответ?ДаНет

Похожие вопросы

• г. Шахтерск
₽ VIP

По СОУТ установлено 4 вредных фактора., т.е.3.1,3.1,3.1,3.1.По новым правилам СОУТ.

По СОУТ установлено 4 вредных фактора., т.е.3.1,3.1,3.1,3.1.По новым правилам СОУТ. 3.1 равен 1 баллу, значит при суммирование всех 4 факторов получиться 4 бала. Доплата должна составлять более 4%.Однако работодатель отказывается повышать более 4%.В заключении по СОУТ стоит общая оценка 3.1.Сумма факторов не учтена. Ошибка специалистовСОУТ? И правомерно ли работодатель занижает доплату. Спасибо.

Юрист г. Владикавказ
23.02.2019, 05:51

Процедура обжалования СОУТ зафиксирована в Приказе Минтруда № 652 н от 22.09.2014 года. Она предполагает подачу в министерство заявления с описанием всех обстоятельств и оснований, которые по мнению заявителя делают результаты проведенной СОУТ сомнительными. По полученному заявлению в течение 7 дней выносится решение о его принятии для дальнейшего рассмотрения или отказе в рассмотрении. Если документ принимается в работу, результаты анализа сложившейся ситуации должны быть предоставлены заявителю в течение 30 дней. При подтверждении неправомерности результатов первичной спецоценки она подлежит повторному проведению.

[b]В этом случае заявителю не требуется повторно оплачивать проведение таких работ[/b]

Вам помог ответ?ДаНет
Юрист г. Барнаул
23.02.2019, 05:53

В соответствии со ст. 14 ФЗ РФ "Об специальной оценке условий труда" Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

1)[b] подкласс 3.1[/b] (вредные условия труда 1 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья.

Минимальный размер повышения оплаты труда работников при вредных условиях труда зафиксирован в ст. 147 ТК РФ и составляет [b]4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

[/b]

Вам помог ответ?ДаНет
Юрист г. Бугуруслан
23.02.2019, 05:57

Светлана, суммирования вредных факторов не суммируется.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда.

Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

Ошибки нет процент доплаты установлен 4. Работадатель нарушает тем самым ваши права, обращайтся в трудовую инспекцию и прокуратуру.

Результаты проведения СОУТ могут применяться для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом (ст. 21, 92, 117, 147) Российской Федерации.

Вам помог ответ?ДаНет
Юрист г. Новокузнецк
23.02.2019, 06:08

Положена за труд в условиях, отклоняющихся от нормальных, и доплата в размере 4% на основании ст.147 ТК РФ. Причем данный вид поощрения полагается всем сотрудникам имеющим класс вредности 3 на местах труда, независимо от подкласса,

В статье 147 ТК РФ сказано: Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Из данной нормы закона не вытекает обязанность работодателя делать доплату свыше 4%. Работодатель ваш сделал 4;%,тем самым выполнил требование статьи 147 тК РФ,Что касается доплаты в большем размере то в статье 147 ТК РФ сказано: Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 24 января 2014 года N 33 н

Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению

(с изменениями на 14 ноября 2016 года)

Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 N 426-ФЗ (последняя редакция)

Статья 3. Специальная оценка условий труда

1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

2. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

3. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 553-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда

1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 настоящего Федерального закона требованиям;

2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);

(п. 5 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона (при наличии такого решения);

7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;

8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

2. Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

3. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете о проведении специальной оценки условий труда указываются сведения, предусмотренные пунктами 1 - 4, 7 и 9 части 1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

5.1. Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При наличии в отчете о проведении специальной оценки условий труда сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

6. Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Вам помог ответ?ДаНет
Юрист г. Иркутск
23.02.2019, 06:22

Здравствуйте, факторы вредности суммируются, об этом говорит и поныне применяемое Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78 (с изм. от 04.06.2013) "Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда", в частности приведен конкретный пример расчета в Приложении 3 к вышеуказанному постановлению. Минимальный же размер повышения оплаты труда при вредных условиях труда зафиксирован в ст. 147 ТК РФ и составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Вам помог ответ?ДаНет
• г. Касимов

И скажите стажевые, водительская классность может входить в МРОТ?

Вот мой вопрос. У меня оклад 3846,30%-за стаж, и 25% за водител. Классность. Вопрос в том что мне 30% за стаж и 25 % включают в МРОТ. Т.е.оклад 3846+30%+25% и несколько руб. доплачивают до мрот (5965 руб). На вопрос почему они мои %-ты включают в МРОТ отвечают что стаж и все проценты всё входит в стимулирующую часть. У других работников нет никаких процентов только оклад 3846 руб. останьную сумму они просто доводят до МРОТ. (5965 руб). Скажите правомерно такая оплата труда? И скажите стажевые, водительская классность может входить в МРОТ? И называться стимулирующей выплатой?

Юрист г. Серпухов
02.08.2015, 00:27

Действия Работодателя в Вашей стуации правомерны.

Вам помог ответ?ДаНет
• г. Симферополь
Юрист г. Алейск
19.10.2020, 13:38

Здравствуйте!

Оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, которая произведена сверх установленной для работника нормы рабочего времени, а также начисленные за такую работу доплата за "вредность" и доплата за ночное время, не должны учитываться в составе заработной платы при ее сравнении с МРОТ.

Вам помог ответ?ДаНет
• г. Великий Новгород
₽ VIP

Оплата труда при МРОТ, работа с вредными условиями труда.

Спасибо за ваш ответ. Ваше разъяснение помогло нам отстаивать свою точку зрения по оплате труда. Мы там писали еще вопрос, но ответ не успел придти до собрания. Теперь мы еще хотим поточнее узнать следеющее... Нас руководство уверяет, что доплата за вредность. Праздничные, ночные входит в МРОТ. Как тогда понимать? Ведь если бы у нас не было этих выплат, нам всеравно доплатили бы до МРОТ. Где правда? Получается тогда кто работает в нормальных условиях и у них маленький оклад, им просто разницу доплачивают до МРОТ. Тогда выходит нет разницы в оплате, в нормальных ты условиях работаешь, в праздник, ночью? Ведь в обоих случаях получишь МРОТ. Пример как нам начисляют зарплату---оклад 2000+вредность+ночные+праздничные+за стаж+доплата до МРОТ. Конечно праздничные и стаж у кого есть добавляют. У кого нет, то нет.

Юрист г. Астрахань
09.04.2012, 20:53

Наталья, действительно, в 2007 г. были изменения. Однако, я полагаю, что эти изменения трактуются кому как нравится. Исходя из того, что я привела Вам ниже, я считаю, что зарплата, то есть сам оклад, может быть ниже МРОТ, но...

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учётом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Поэтому, считаю, что доплата за вредность, ночные и праздничные, за работу в особых климатических зонах - должны быть сверх оклада.

Ваш работодатель говорит почти верно, просто подменяет одно понятие другим.

Например, оклад у всех санитарок должен быть одинаковым, и уже должен включать в себя все компенсационные выплаты.

Вот Вам ещё раз статьи Трудового кодекса РФ

Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой данной статьи, устанавливаются федеральным законом (статья 421 данного документа).

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

другими работодателями - за счет собственных средств.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Часть четвертая утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 133.1. Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации

(введена Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями - за счет собственных средств.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 135. Установление заработной платы

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статья 149. Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу оплаты труда женщин, работающих в сельской местности, рабочий день которых разделен на части см. Постановление ВС РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статья 146. Оплата труда в особых условиях

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Статья 147. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

А вот - подборка судебных решений

http://www.gcourts.ru/case/2946097

http://www.gcourts.ru/case/1245669

http://www.gcourts.ru/case/1554552

Всего доброго.

Вам помог ответ?ДаНет
Юрист г. Астрахань
09.04.2012, 23:36

Наталья, самое главное, что бы мои ответы вам помогли. Ведь, я тоже могу ошибаться... Не ошибается только тот, кто ни чего не делает.

Надо обязательно найти документ, которым именно устанавливается оклад. Это, например, тарифно-квалификационный справочник, может быть. Ведь у вас организация - не частная лавочка, и оклады должны проходить сложную систему согласований.

Почему я и советовала обратиться в прокуратуру.

Не может санитарка в поликлинике, работающая с 8 до 17, получать такую же зарплату, как и санитарка гнойного отделения, например.

А кстати, какие у вас дополнительные отпуска и есть ли они вообще?

Удачи!!!

Вам помог ответ?ДаНет
• г. Волгоград
Юрист г. Владимир
23.02.2021, 17:48

Здравствуйте! Согласно статье 147 Трудового кодекса РФ:

[quote]Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, [b]составляет 4 процента тарифной ставки (оклада)[/b], установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем.[/quote]

Вам помог ответ?ДаНет
• г. Великий Новгород

Заведующая нам доплачивает 4 процента, а дни к отпуску за вредность не дает, мотивируя тем,

У нас на работе есть вредные условия труда. Заведующая нам доплачивает 4 процента, а дни к отпуску за вредность не дает, мотивируя тем, что оплачивается что-то одно: или доплата или дни к отпуску. Права ли заведующая?

Юрист г. Санкт-Петербург
12.03.2019, 19:25

Здравствуйте!

Работникам, осуществляющим трудовую функцию на рабочих местах, на которых в результате СОУТ установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1 - 3.4) и (или) опасные (класс 4) условия труда, полагаются следующие гарантии и компенсации (ст. 92, 117, 147 Трудового кодекса РФ):

- увеличение оплаты труда не менее чем на 4% от тарифной ставки (оклада), установленной для таких же работ с нормальными условиями труда;

- дополнительный отпуск не менее 7 календарных дней;

- сокращённая рабочая неделя не более 36 часов.

В статье 219 Трудового кодекса установлено следующее:

[quote]Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 настоящего Кодекса.[/quote]

Так, в статье 117 Трудового кодекса РФ указано:

[quote]Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

[b]Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.[/b]

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.[/quote]

То есть, если по Вашей должности вредные или опасные условия труда, в дополнение к увеличению оплаты труда не менее чем на 4% и сокращённой рабочей неделе, по Вашей должности также должен быть установлен дополнительный отпуск минимум 7 к.дн. (можно увеличить продолжительность на основании локального акта учреждения).

В данном случае есть повод обратиться в трудовую инспекцию и/или прокуратуру.

Вам помог ответ?ДаНет
• г. Нижний Новгород

Снижение подкласса вредности с 3.2 до 3.1

В конце октября 2020 г. нас добровольно-принудительно попросили подписать дополнительное соглашение к трудовым договорам, об отмене с 01.01.2021 г. ранее предоставляемого нам ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 7 календарных дней (сверх 28 календарных дней) за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

В случае нашего отказа, в связи с тяжелым положением предприятия и отсутствии свободных вакантных мест договор с нами будет прекращен 31.12.2020 г. Об этом говорится в уведомление об изменении гарантий и компенсаций от 26.10.2020 г.

До проведения специальной оценки условий труда в 2019 году мы имели класс вредности 3.2 и имели все гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ, соответствующие данному классу вредности. После проведения специальной оценки условий труда класс вредности мастерам участка понизили до 3.1, что в свою очередь лишает нас дополнительного оплачиваемого отпуска.

Снижение подкласса вредности возможно если сотрудники, которые трудятся на рабочих местах с признанно вредными условиями, используют средства индивидуальной защиты (СИЗ), сертифицированные в установленном техническим регламентом порядке. Однако, СИЗ которые используем мы не претерпели изменений с периода до 2019 года, а значит условия труда не изменились. Помимо этого использование средств индивидуальной защиты не в состоянии полностью нивелировать урон, который наносят здоровью и работоспособности людей вредные и опасные производственные факторы, а значит, и само снижение класса условий труда при использовании СИЗ становится попросту бессмысленным.

Также стоить помнить о том, что должностная инструкция мастера участка предполагает участие мастера в проведении технологического процесса, контролируя ход процесса, взвешивание и загрузку компонентов, чистоту и работоспособность оборудования, участие в проведении газоопасных работ, прием и отгрузка сырья и готовой продукции. Таким образом мастер участка находится в контакте с вредными веществами практически наравне с аппаратчиками. Также мастер несет ответственность за работу всей смены и находится в мастерской большую часть своего рабочего времени.

Для примера хотелось бы разобрать основное сырье, используемое в нашем производстве на зд. 3011:

1) Терефталоилхлорид – II класс вредности (вещество высокоопасное);

2) Изофталоилхлорид – II класс вредности (вещество высокоопасное);

3) Тетрагидрофуран – 1 класс опасности;

Помимо прочего на зд. 3015 используется масса других вредных и опасных веществ, такие как сильные кислоты (серная, азотная кислоты), сложные эфиры (петролейный эфир, этилацетат), толуол, а также взрывчатые вещества.

Классы условий труда по степени вредности условий труда.

У меня работе после оценки условий труда по степени вредности, класс условий труда 3.2. После чего установили компенсацию 4% каждый месяц от оклада. Подскажите пожалуйста полагается ли (согласно ст.117 тк рф) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные условия труда ❓

Юрист г. Москва
10.04.2015, 14:39

Здравствуйте.

Да, полагается

Вам помог ответ?ДаНет
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение