Судебный спор по утверждению Перечня льготных лекарственных средств нарушает права групп населения
199₽ VIP
Помогите пожалуйста. Задание по правоведению. Постановлением главы администрации был утверждён Перечень основных лекарственных средств на льготных условиях при амбулаторном лечении. В одном из пунктов Постановления было предусмотрено, что Перечень лекарств по рецептам бесплатно ежегодно утверждается главой администрации края или области. Прокурор обратился в суд о признании недействительными этих атов, сославшись, что Перечень, утв. Главой и порядок его утверждениямущемляют права групп населения в части предоставления им бесплатно/льготной всех лекарственных средств. Реализация права на льготное приобретение лекарств ставится в зависимость не от наличия заболевания, а от вида лекарства, что противоречит федеральному законодательству. Представитель администрации возражал, поясни что Перечень не отменяет льготы, а только определяет их минимальный уровень, эта мера вынужденная в связи с дефицитом денежных средств. Так же ссылался на п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ,согласно которому вопросы координации здравоохранения, социальной защиты, включая обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Таким образом, субъект РФ вправе регулировать указанные вопросы самостоятельно. Вопросы: 1. Каков механизм реализации полномочий РФ и субъектов РФ по вопросам совместного ведения. 2. Какое решение должен принять суд.
4. Постановление главы администрации
субъекта Российской Федерации, ограничившее
права групп населения на приобретение ими
всех лекарственных средств бесплатно
или с 50-процентной скидкой,
признано судом недействительным
(И з в л е ч е н и е)
В постановлении главы администрации Хабаровского края N 476 от
18 октября 1996 г. "О неотложных мерах по обеспечению режима
экономии в процессе исполнения краевого бюджета и бюджета края во
втором полугодии 1996 г." (в п. 10) утвержден Перечень основных
лекарственных средств, назначаемых больным на льготных условиях при
амбулаторном лечении, а в п. 1.1.7 Порядка осуществления мер
социальной защиты пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных
людей с детьми в 1997 году на территории Хабаровского края (далее -
Порядок), утвержденного постановлением главы администрации
Хабаровского края N 180 от 25 апреля 1997 г., предусмотрено, что
Перечень лекарств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или на
льготных условиях, ежегодно утверждается главой администрации края.
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о
признании недействительными п. 10 постановления от 18 октября
1996 г. и п. 1.1.7 Порядка, сославшись на то, что Перечень
лекарственных средств, утвержденный постановлением главы
администрации края, и порядок его утверждения ущемляют права
групп населения в части предоставления им бесплатно или на льготных
условиях всех лекарственных средств, ставя в зависимость реализацию
права на льготное приобретение лекарств не от наличия у гражданина
заболевания, относящегося к определенной группе и категории, а от
вида назначенного ему лекарственного средства.
Представитель администрации края возражал против заявления
прокурора и пояснил, что Перечень не отменяет льготы,
предусмотренные законом, а только определяет их минимальный
уровень, эта мера - вынужденная и связана с дефицитом денежных
средств.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого
суда заявление прокурора края удовлетворила.
Администрация Хабаровского края в кассационной жалобе просила
об отмене решения суда, ссылаясь на то, что суд неправильно
применил материальный закон и его выводы не соответствуют
обстоятельствам дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 20
января 1998 г. решение суда оставила без изменения по следующим
основаниям.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской
Федерации вопросы координации здравоохранения, социальной защиты,
включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии
с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской
Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам,
принятым в соответствии с частями первой и второй названной статьи.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом,
изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 5 Основ законодательства Российской
Федерации от 22 июля 1993 г. "Об охране здоровья граждан" к ведению
Российской Федерации в вопросах охраны здоровья граждан относится
установление льгот отдельным группам населения в оказании
медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля
1994 г. "О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений
здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения" утверждены Перечни групп населения и категории
заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные
средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам
врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой со свободных цен.
Поскольку названными постановлениями главы администрации
Хабаровского края ограничены права групп населения в части
предоставления им бесплатно или с 50-процентной скидкой всех
лекарственных средств, суд обоснованно, в соответствии с
федеральным законодательством, принятым в пределах компетенции,
признал в этой части постановления главы администрации края
недействительными.
Ссылка в жалобе на то, что в бюджете края имеется дефицит
денежных средств, не может служить основанием к отмене решения
суда, поскольку, как установлено судом, оспариваемые пункты
постановлений главы администрации ущемляют права льготных категорий
граждан на отпуск лекарственных средств, предусмотренных
федеральным законодательством.
Несостоятельна также ссылка в жалобе на приказ начальника
управления здравоохранения края от 14 марта 1997 г., так как он
носит разрешительный характер отпуска лекарств по усмотрению врача
лечебно-профилактического учреждения. При этом необходимо иметь в
виду, что приказ по управлению здравоохранения не может отменить
или расширить Перечень лекарственных средств, назначаемых больным,
утвержденный постановлением главы администрации края.
При таких обстоятельствах решение судебной коллегии по
гражданским делам Хабаровского краевого суда оставлено без
изменения, кассационная жалоба администрации Хабаровского края -
без удовлетворения.
СпроситьЗдравствуйте Ольга
Ответ на 1 вопрос:
В соответствии с п." ж " ст.72 Конституции Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) действительно в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение
Перечень необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 г. № 2406-р Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год, перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечня лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, а также минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи и широкому толкованию не подлежит.
В данном случае постановлением главы администрации не были ущемлены права населения так как был издан правовой акт об
утверждёнии Переченя основных лекарственных средств на льготных условиях при амбулаторном лечении
То есть, тем самым льгота не отменена в регионе вынесения постановления, а сформулирован перечень льготных лекарственных препаратов, которые возможно приобрести при обращении на лечение.
Решение суда будет не в пользу Прокурора, в иске будет отказано
СпроситьВ соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской
Федерации вопросы координации здравоохранения, социальной защиты,
включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии
с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской
Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта
Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам,
принятым в соответствии с частями первой и второй названной статьи.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом,
изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля
1994 г. "О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений
здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения" утверждены Перечни групп населения и категории
заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные
средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам
врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой со свободных цен.
Спросить