Судебный спор по утверждению Перечня льготных лекарственных средств нарушает права групп населения
199₽ VIP

• г. Сыктывкар

Помогите пожалуйста. Задание по правоведению. Постановлением главы администрации был утверждён Перечень основных лекарственных средств на льготных условиях при амбулаторном лечении. В одном из пунктов Постановления было предусмотрено, что Перечень лекарств по рецептам бесплатно ежегодно утверждается главой администрации края или области. Прокурор обратился в суд о признании недействительными этих атов, сославшись, что Перечень, утв. Главой и порядок его утверждениямущемляют права групп населения в части предоставления им бесплатно/льготной всех лекарственных средств. Реализация права на льготное приобретение лекарств ставится в зависимость не от наличия заболевания, а от вида лекарства, что противоречит федеральному законодательству. Представитель администрации возражал, поясни что Перечень не отменяет льготы, а только определяет их минимальный уровень, эта мера вынужденная в связи с дефицитом денежных средств. Так же ссылался на п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ,согласно которому вопросы координации здравоохранения, социальной защиты, включая обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Таким образом, субъект РФ вправе регулировать указанные вопросы самостоятельно. Вопросы: 1. Каков механизм реализации полномочий РФ и субъектов РФ по вопросам совместного ведения. 2. Какое решение должен принять суд.

Читать ответы (3)
Ответы на вопрос (3):

4. Постановление главы администрации

субъекта Российской Федерации, ограничившее

права групп населения на приобретение ими

всех лекарственных средств бесплатно

или с 50-процентной скидкой,

признано судом недействительным

(И з в л е ч е н и е)

В постановлении главы администрации Хабаровского края N 476 от

18 октября 1996 г. "О неотложных мерах по обеспечению режима

экономии в процессе исполнения краевого бюджета и бюджета края во

втором полугодии 1996 г." (в п. 10) утвержден Перечень основных

лекарственных средств, назначаемых больным на льготных условиях при

амбулаторном лечении, а в п. 1.1.7 Порядка осуществления мер

социальной защиты пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных

людей с детьми в 1997 году на территории Хабаровского края (далее -

Порядок), утвержденного постановлением главы администрации

Хабаровского края N 180 от 25 апреля 1997 г., предусмотрено, что

Перечень лекарств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или на

льготных условиях, ежегодно утверждается главой администрации края.

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о

признании недействительными п. 10 постановления от 18 октября

1996 г. и п. 1.1.7 Порядка, сославшись на то, что Перечень

лекарственных средств, утвержденный постановлением главы

администрации края, и порядок его утверждения ущемляют права

групп населения в части предоставления им бесплатно или на льготных

условиях всех лекарственных средств, ставя в зависимость реализацию

права на льготное приобретение лекарств не от наличия у гражданина

заболевания, относящегося к определенной группе и категории, а от

вида назначенного ему лекарственного средства.

Представитель администрации края возражал против заявления

прокурора и пояснил, что Перечень не отменяет льготы,

предусмотренные законом, а только определяет их минимальный

уровень, эта мера - вынужденная и связана с дефицитом денежных

средств.

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого

суда заявление прокурора края удовлетворила.

Администрация Хабаровского края в кассационной жалобе просила

об отмене решения суда, ссылаясь на то, что суд неправильно

применил материальный закон и его выводы не соответствуют

обстоятельствам дела.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 20

января 1998 г. решение суда оставила без изменения по следующим

основаниям.

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской

Федерации вопросы координации здравоохранения, социальной защиты,

включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам

совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской

Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии

с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской

Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов

Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам,

принятым в соответствии с частями первой и второй названной статьи.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом,

изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 5 Основ законодательства Российской

Федерации от 22 июля 1993 г. "Об охране здоровья граждан" к ведению

Российской Федерации в вопросах охраны здоровья граждан относится

установление льгот отдельным группам населения в оказании

медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля

1994 г. "О государственной поддержке развития медицинской

промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений

здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского

назначения" утверждены Перечни групп населения и категории

заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные

средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам

врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой со свободных цен.

Поскольку названными постановлениями главы администрации

Хабаровского края ограничены права групп населения в части

предоставления им бесплатно или с 50-процентной скидкой всех

лекарственных средств, суд обоснованно, в соответствии с

федеральным законодательством, принятым в пределах компетенции,

признал в этой части постановления главы администрации края

недействительными.

Ссылка в жалобе на то, что в бюджете края имеется дефицит

денежных средств, не может служить основанием к отмене решения

суда, поскольку, как установлено судом, оспариваемые пункты

постановлений главы администрации ущемляют права льготных категорий

граждан на отпуск лекарственных средств, предусмотренных

федеральным законодательством.

Несостоятельна также ссылка в жалобе на приказ начальника

управления здравоохранения края от 14 марта 1997 г., так как он

носит разрешительный характер отпуска лекарств по усмотрению врача

лечебно-профилактического учреждения. При этом необходимо иметь в

виду, что приказ по управлению здравоохранения не может отменить

или расширить Перечень лекарственных средств, назначаемых больным,

утвержденный постановлением главы администрации края.

При таких обстоятельствах решение судебной коллегии по

гражданским делам Хабаровского краевого суда оставлено без

изменения, кассационная жалоба администрации Хабаровского края -

без удовлетворения.

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7
Это лучший ответ

Здравствуйте Ольга

Ответ на 1 вопрос:

В соответствии с п." ж " ст.72 Конституции Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) действительно в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение

Перечень необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 г. № 2406-р Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год, перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечня лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, а также минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи и широкому толкованию не подлежит.

В данном случае постановлением главы администрации не были ущемлены права населения так как был издан правовой акт об

утверждёнии Переченя основных лекарственных средств на льготных условиях при амбулаторном лечении

То есть, тем самым льгота не отменена в регионе вынесения постановления, а сформулирован перечень льготных лекарственных препаратов, которые возможно приобрести при обращении на лечение.

Решение суда будет не в пользу Прокурора, в иске будет отказано

Спросить

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской

Федерации вопросы координации здравоохранения, социальной защиты,

включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам

совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской

Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии

с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской

Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта

Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам,

принятым в соответствии с частями первой и второй названной статьи.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом,

изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля

1994 г. "О государственной поддержке развития медицинской

промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений

здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского

назначения" утверждены Перечни групп населения и категории

заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные

средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам

врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой со свободных цен.

Спросить
Елизавета
08.10.2019, 09:31

Суд рассмотрит заявление прокурора о признании недействительными нормативных актов, связанных с льготным приобретением лекарств

Постановлением главы администрации области был утвержден Перечень основных лекарственных средств, назначаемых больным на льготных условиях при амбулаторном лечении. В одном из пунктов того же Постановления было предусмотрено, что Перечень лекарств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или на льготных условиях, ежегодно утверждается главой администрации края. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействительными указанных нормативных актов, сославшись на то, что Перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением главы администрации края, и порядок его утверждения ущемляют права групп населения в части предоставления им бесплатно или на льготных условиях всех лекарственных средств. Реализация права на льготное приобретение лекарств ставится в зависимость не от наличия у гражданина заболевания, относящегося к определенной группе и категории, а от вида назначенного ему лекарственного средства, а следовательно противоречит федеральному законодательству. Представитель администрации возражал против заявления прокурора и пояснил, что. Перечень не отменяет льготы, предусмотренные законом, а только определяет их минимальный уровень, эта мера - вынужденная и связана с дефицитом денежных средств. Кроме того, он ссылался на п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, согласно которому вопросы координации здравоохранения, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Таким образом, субъект РФ вправе регулировать указанные вопросы самостоятельно. Каков механизм реализации полномочий РФ и субъектов по вопросам совместного ведения? Какое решение должен принять суд?
Читать ответы (1)
Ванек
15.12.2016, 23:30

Прокурор обратился в суд с заявлением о недействительности Постановления главы администрации области о лекарствах

Постановлением главы администрации области был утвержден Перечень основных лекарственных средств, назначаемых больным на льготных условиях при амбулаторном лечении. В одном из пунктов того же Постановления было предусмотрено, что Перечень лекарств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно или на льготных условиях, ежегодно утверждается главой администрации края. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействительными указанных нормативных актов, сославшись на то, что Перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением главы администрации края, и порядок его утверждения ущемляют права групп населения в части предоставления им бесплатно или на льготных условиях всех лекарственных средств. Реализация права на льготное приобретение лекарств ставится в зависимость не от наличия у гражданина заболевания, относящегося к определенной группе и категории, а от вида назначенного ему лекарственного средства, а следовательно противоречит федеральному законодательству. Представитель администрации возражал против заявления прокурора и пояснил, что. Перечень не отменяет льготы, предусмотренные законом, а только определяет их минимальный уровень, эта мера - вынужденная и связана с дефицитом денежных средств. Кроме того, он ссылался на п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, согласно которому вопросы координации здравоохранения, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Таким образом, субъект РФ вправе регулировать указанные вопросы самостоятельно. Каков механизм реализации полномочий РФ и субъектов по вопросам совместного ведения? Какое решение должен принять суд?
Читать ответы (1)
Екатерина
31.10.2017, 17:37

«Ограничения рецептурного отпуска лекарств по ВИЧ-инфекции - противоречия законодательства и права на лечение»

Будучи ВИЧ-инфицированный я попадаю в список граждан, который по перечню категорий заболеваний, указанном в Постановлении Правительства РФ от 30 июля 1994 г. №890, имеет право на бесплатный отпуск лекарств по рецептам врача при амбулаторном лечении. В этом постановлении в категории заболеваний "ВИЧ-инфецированные" указано, что им предоставляются такие условия рецептурного отпуска на "Все лекарственные средства". В поликлинике мне отвечают, что мне положены только те лекарства, которые от ВИЧ или от болезней, вызванных ВИЧ, а от хронической сердечной недостаточности и легочной гипертензии нет. Но в том же Постановлении есть категория заболеваний "Бронхиальная астма", в котором указано, что положены "Лекарственные средства для лечения данного заболевания", то есть там четко прописано ограничение - только те лекарство, что для лечения бронхиальной астмы. В моей категории прописано "Все лекарственные средства". Правильно ли я все-таки трактую, что мне полагаются лекарства от ХСН по рецептам, даже если ХСН это не ВИЧ, но я ВИЧ-инфицированный гражданин. Так же там есть группа населения "Инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети - инвалиды в возрасте до 18 лет", которым также положены "Все лекарственные средства" и которые действительно могут их получать по рецептам от врача (опять же с ограничением лишь в Перечне лекарственных препаратов, отпускаемых таким образом, но без ограничений в диагнозе). Тогда почему инвалидам действительно положены рецепты на ВСЕ лекарства, а мне по этому же законодательному акту с той же формулировкой положены не все, а только против ВИЧ или болезней, непосредственно вызванных ВИЧ?
Читать ответы (1)
Alina
23.04.2020, 11:46

Отмена льгот для ветеранов труда в М-ском муниципалитете - что делать прокурору?

Главой М-ского муниципалитета К-ской области издано постановление, отменяющее льготы по оплате коммунальных услуг ветеранам труда. Прокурору глава пояснил, что эта мера вынужденная и связана с отсутствием средств в бюджете. Как должен поступить прокурор?
Читать ответы (1)
Кирилл
02.06.2021, 07:36

Отмена льгот ветеранам труда на коммунальные услуги в Омском муниципалитете Курской области - что делать прокурору?

Главой Омского муниципалитета Курской области издано постановление, отменяющее льготы по оплате коммунальных услуг ветеранам труда. Прокурору глава пояснил, что эта мера вынужденная и связана с отсутствием средств в бюджете. Как должен поступить прокурор?
Читать ответы (3)
Любовь васильевна
22.10.2015, 15:22

Возвращение денег за купленное лекарство - кто должен возместить убытки при аплаксической анемии?

Реально ли вернуть деньги за купленное лекарство? Мой муж болен Аплаксической анемией. Ему пожизненно теперь придется употреблять циклоспорин. Во время лечения в клинике гематологии. Ему этот препарат там выдавали. После выписки из больницы. Он находился на амбулаторном лечении до того дня. когда ему была установлена вторая группа инвалидности. Выписать бесплатный рецепт на циклоспорин во время амбулаторного лечения в поликлинике отказались. Сославшись на то. что бесплатное обеспечение наступит только во время инвалидности. Мы приобрели лекарство за собственные средства. Позже. В интернете. Я вычитала. Что заболевание мужа входит в перечень заболеваний. При амбулаторном лечении которого. Лекарство по рецептам врачей отпускается бесплатно (Приложение 1 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г № 890). Кто теперь должен возместить мне убытки? Страховая ли компания? Органы ли здравоохранения?
Читать ответы (1)
Ольга
27.05.2011, 20:34

Какие лекарственные средства положены бесплатно детям

Постановлением правительства Москвы №81-пп от 6.02.07 утвержден порядок выписки лекарств: Всем детям-бесплатно до 3-х лет; детям из Многодетных семей-до 18 лет. Также существует Постановление Правительства РФ №890 от 30.07.1994. Согласно вышеуказанным нормативным актам дети из многодетных семей должны получать все лекарственные препараты, назначенные врачом, бесплатно. Однако, в поликлинике, не выписывают ни один лекарственный препарат. Варианты отказа: 1. нет лекарства в списке поликлиники, списке аптечного пункта и т.д. 2. нет лекарства в аптечном пункте (доктор звонит со своего мобильного телефона в аптеку) 3. при наличии лекарства в списке - надо подавать список в начале месяца, могу выписать препарат только через 2 месяца, после всех согласований. Прошу разъяснить мне, какие именно лекарственные средства положены бесплатно моим детям (все, назначенные врачом или только находящиеся в списке - территориальном, федеральном, жизненно-важных лекарств?)
Читать ответы (1)
Анна
21.09.2015, 13:36

Отказ в выдаче бесплатного рецепта на лекарство для инвалида без предоставления справки из Пенсионного фонда - как действовать?

У меня ребенок инвалид. На основании того, что мы не предоставили справку из Пенсионного фонда, что не отказывались от льготных лекарств мне не хотят выдавать бесплатный рецепт на лекарство. Я писала заявление на имя главного врача Лесногородской амбулатории п. Лесной городок Одинцовского р-на МО,что Даже отказавшись от соц. пакета на 2015 г. мы все равно сохраняем право на получение бесплатного лекарства, что изложено в Постановлении Правительства РФ от 30.07.94 г №890. Также эта позиция изложена в Письме Минздравсоцразвития РФ от 03.02.2006 г. № 489-ВС «Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-ти процентной скидкой» При этом согласно названному Постановлению органами исполнительной власти субъектов РФ поручено обеспечивать своевременную оплату лекарственных средств, отпускаемых населению установленном порядке. Таким образом, Постановление Правительства РФ от 30.07.94 г № 890 предусматривает, что финансирование расходов по оплате лекарственных средств определенным группам населения осуществляется за счет средств субъекта РФ и иных источников, привлекаемых им на эти цели. Позвонив по телефону чтоб уточнить готов ли рецепт мне сначало сказали что есть только аналог, я сказала что заменять нельзя, затем отказали, ссылаясь на то что нет справки из Пенсионного, и что нет справки что данный препарат назначенный неврологом не подлежит замене-хотя все документы есть. Что делать дальше?
Читать ответы (1)
Светлана
28.08.2007, 17:47

И, какова эта сумма (в месяц)?

Уже больше года моя мама имеет 1 группу инвалидности, получает бесплатно лекарства: выписываются рецепты на получение бесплано лекарств, приходим в аптеку (ки), хорошо если удастся получить одно-два лекарства, все остальные - покупаются. Вопрос: Так может быть стоит отказаться от этого способа приобретения лекарственных средств, и получать денежные средства на их приобретение? И, какова эта сумма (в месяц)?
Читать ответы (1)
Киселева И.Б.
10.01.2003, 23:55

Когда я покупала в аптеке лекарство для моего 5-тимесячного сына мне сказали, что детям до 3-х лет лекарства выдают бесплатно.

Когда я покупала в аптеке лекарство для моего 5-тимесячного сына мне сказали, что детям до 3-х лет лекарства выдают бесплатно. В поликлинике подтвердили, что это правда, но выдают не все лекарства, а только те, которые есть в каком-то Перечне бесплатных лекарств. Пожалуйста, помогите найти этот перечень. Хотя я нашла постановление Правительства РФ № 890 от 30.07.94 (в дальнейших редакциях), где сказано, что ВСЕ лекарства таким детям выдаются бесплатно. Спасибо.
Читать ответы (1)