Нарушение сроков следствия - как это может повлиять на подозреваемого и подписку о невыезде?
199₽ VIP

• г. Уфа

Восемь месяцев назад была оформлена подписка о невыезде "... до окончания предварительного расследования" подозреваемому по статья 158 часть 4. (сам подозреваемый и обстоятельства дела указывают на состав правонарушения, характеризующийся, максимум, статьей 330, самоуправство, но, учитывая, что не было материального ущерба, вообще, как административное правонарушение.).

С тех пор с подозреваемым не проводилось никаких следственных действий, ни подозреваемому, ни его адвокату не было никаких уведомлений от следователя о приостановках или продлении дела. На запрос адвоката официального ответа не было. Следователь, начинавший вести дело, от него отказался, а новый так и не объявился.

По сути и смыслу Закона, срок подписки о невыезде подозреваемому может быть назначен только на 10 суток (?). Через 10 суток должны либо предъявить обвинение и избрать меру пресечения?

Если обвинение за весь этот период (8 месяцев) не было предъявлено, может-ли это все равно означать, что мера пресечения продолжает действовать?

Если регламент следственных действий нарушен, должны-ли в этом случае быть сняты все обвинения и аннулирована подписка о невыезде.

Ответы на вопрос (4):

Здравствуйте, Максим! Согласно ст.102 УПК РФ подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письменном обязательстве подозреваемого или обвиняемого:

1) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда;

2) в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд;

3) иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.

И в законе не обозначено, что она действует 10 суток, нет. Она действует ровно до тех пор, пока эта мера не будет отменена либо заменена на другую меру пресечения.

А согласно ст.171 УПК РФ при наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, следователь выносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого. Пока таких достаточных доказательств нет, обвинение не предъявляется. А мера продолжает действовать. И в данном случае нет оснований для снятия обвинений и отмены меры пресечения.

В случае несогласия с бездействием должностного лица Вы вправе обжаловать такое бездействие в порядке, предусмотренном ст.124 УПК РФ, в районную прокуратуру, а также в районный суд в порядке ст.125 УПК РФ.

Статья 124. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа

1. Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

2. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

2.1. В случае удовлетворения жалобы, поданной в соответствии с частью второй статьи 123 настоящего Кодекса, в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.

3. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора или руководителя следственного органа соответственно вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа.

Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб

1. Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй - шестой статьи 152 настоящего Кодекса, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

2. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

3. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.

4. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.

5. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

6. Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.

7. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

Спросить
Пожаловаться

Если уголовное дело возбуждалось по факту (а не в отношении конкретного лица), то мера пресечения отменяется по истечении 10 дней, если обвинение не было предъявлено в порядке ст.172 УПК РФ. Вот и вся история, собственно говоря. Никакой проблемы не вижу вообще.

Спросить
Пожаловаться

Если регламент нарушен то вступает в действие приказ ГенПрокурора

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2011 г. № 162 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия”

16 июня 2011

Вступление в законную силу изменений, внесенных в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием работы органов предварительного следствия, требует корректировки организации прокурорского надзора за их процессуальной деятельностью.

В целях обеспечения единообразного применения положений уголовно-процессуального закона, а также эффективной реализации поставленных перед органами прокуратуры задач, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

1.1. Обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением законов органами предварительного следствия независимо от их ведомственной принадлежности в соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

1.2. Считать приоритетным направлением своей деятельности защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения. Взвешенно подходить к рассмотрению жалоб и заявлений участников уголовного судопроизводства, принимать в пределах имеющихся полномочий меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению материального ущерба и компенсации морального вреда.

1.3. Систематически проверять законность действий и решений следственных органов в ходе досудебного производства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. В этих целях не реже одного раза в месяц осуществлять выезды в поднадзорные следственные органы, где проводить сверку данных, содержащихся в книгах учета сообщений о преступлениях, регистрации обращений граждан, иных учетных и регистрационных документах, сводках органов внутренних дел, публикациях в СМИ. Кроме того, использовать сведения медицинских и иных учреждений и организаций, а также информацию, содержащуюся в обращениях граждан, поступивших в прокуратуру.

Во всех случаях обращать внимание на наличие в сообщениях данных, указывающих на признаки преступления.

Принимая решение о передаче сообщения о преступлении из одного органа предварительного расследования в другой, строго соблюдать правила подследственности, предусмотренные ст. 151 УПК РФ.

При наличии данных, указывающих на особую значимость проверяемых фактов, сложность их исследования, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона, в соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ изымать материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) для передачи в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации.

Выявляя нарушения порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, добиваться их устранения, а при обнаружении признаков должностного правонарушения принимать меры к привлечению виновных лиц к ответственности, в том числе уголовной.

По фактам укрытия преступлений от учета при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, выносить согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ мотивированные постановления о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

Обеспечить проверку законности и обоснованности всех процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела. Обращать внимание на соблюдение установленного ч. 4 ст. 148 УПК РФ срока направления постановления заявителю и прокурору. Считать существенным нарушением закона, требующим прокурорского реагирования, представление указанного документа прокурору в срок свыше 24 часов с момента принятия следователем, руководителем следственного органа процессуального решения. Организовать незамедлительное представление в прокуратуру проверочных материалов по поступившему постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела.

Раздельно по ведомствам вести книги учета поступивших в прокуратуру копий постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел и материалов проверок сообщений о преступлениях, фиксируя в них решения, принятые в ходе осуществления надзорных полномочий (приложение № 1).

Проверяя законность и обоснованность постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, изучать материалы проверок сообщений о преступлениях, обращать внимание на объективность и полноту их проведения, в том числе путем опроса заинтересованных лиц и специалистов.

Признав решение следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, не позднее 5 суток с момента получения соответствующим прокурором материалов проверки сообщения о преступлении выносить мотивированное постановление о его отмене, в котором указывать обстоятельства, подлежащие дополнительной проверке, нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а при наличии оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, ставить вопрос о возбуждении уголовного дела.

В целях предупреждения вынесения незаконных постановлений по результатам дополнительных проверок брать на контроль их проведение и принятие процессуального решения. При установлении неоднократных фактов игнорирования законных требований прокурора принимать исчерпывающие меры по привлечению виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, добиваться вынесения законного и обоснованного процессуального решения по сообщению о преступлении. Извещать вышестоящего прокурора, прилагая проекты актов прокурорского реагирования в адрес вышестоящего руководителя следственного органа, о выявлении нарушений разумного срока уголовного судопроизводства при рассмотрении следственными подразделениями сообщений о преступлениях.

В случае несогласия с решением нижестоящего прокурора о признании законным постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в полном объеме использовать полномочия, предусмотренные п. 5.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, и не позднее 5 суток с момента поступления проверочных материалов при наличии оснований отменять решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

Вести строгий учет всех направленных в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ постановлений с отражением результатов их рассмотрения следственными органами.

Проверяя законность и обоснованность процессуальных решений, принятых по результатам рассмотрения постановлений прокурора, вынесенных в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, обращать внимание на соблюдение положений ч. 1.1 ст. 148 УПК РФ, предусматривающих вынесение следователем решения об отказе в возбуждении уголовного дела только с согласия руководителя следственного органа.

На постоянной основе анализировать практику рассмотрения следственными подразделениями указанных постановлений, а также причины их неудовлетворения.

1.4. Обеспечить надлежащий надзор за исполнением органами предварительного следствия требований ч. 4 ст. 146 УПК РФ о незамедлительном направлении прокурору копии процессуального решения о возбуждении уголовного дела, а также за законностью вынесенного постановления.

В необходимых случаях истребовать у следственных органов материалы, на основании которых были приняты указанные процессуальные решения.

Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, в срок не позднее 24 часов с момента получения таких материалов отменять постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносить мотивированное постановление.

Акцентировать внимание на соблюдении следственными органами особого порядка привлечения к уголовной ответственности отдельных категорий лиц, предусмотренного ст. 448 УПК РФ. В случае выявления нарушений требований закона незамедлительно принимать меры к их устранению.

При отмене постановления о возбуждении уголовного дела в связи с неполнотой проверки указывать конкретные обстоятельства, подлежащие выяснению в ходе проведения дополнительных проверочных мероприятий. Обеспечить контроль за их выполнением в полном объеме.

Раздельно по ведомствам вести книги учета поступивших в прокуратуру копий постановлений о возбуждении уголовного дела и материалов к ним согласно приложению № 2.

1.5. Своевременно реагировать на необоснованное и незаконное применение к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения. В случаях нарушения установленного ч. 3 ст. 92 УПК РФ срока направления сообщения прокурору о произведенном задержании принимать соответствующие меры прокурорского реагирования.

В ходе проверки обращать внимание на соблюдение следственными подразделениями порядка задержания, соответствие сведений, изложенных в протоколе, материалам уголовного дела. При выявлении нарушений безотлагательно принимать меры к их устранению.

Пресекать случаи задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на основании протоколов об административных правонарушениях.

Организовать незамедлительное рассмотрение жалоб на незаконность задержания и нарушения прав задержанных. Проверять все изложенные в них доводы с изучением соответствующих материалов уголовного дела, при необходимости опрашивать заявителя.

При обнаружении лиц, незаконно задержанных или лишенных свободы, незаконно помещенных в медицинский или психиатрический стационар либо содержащихся под стражей свыше срока, определенного уголовно-процессуальным законом, использовать полномочия, предусмотренные ч. 2 ст. 10 УПК РФ.

1.6. Обеспечивать обязательное участие прокурора в судебном заседании

Спросить
Пожаловаться
Это лучший ответ

Здравствуйте, Максим!

Попонятней вам поясню:

1. В законе не сказано о том, что подписка о невыезде назначается на 10 суток.

2. Подписка о невыезде действует, пока не отменена, ст.102 УПК РФ.

3. Действительно, обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, согласно статьи 100 УПК РФ.

4. Мера пресечения действует, так как не предъявлено обвинение.

5. В связи с волокитой, можете обжаловать в порядке подчиненности либо в суд.

Спросить
Пожаловаться

В отношении подозреваемого была избрана мера пресечения подписка о невыезде. По истечении 10 суток должны предъявить обвинение. Адвокаты Говорят что 10 суток это только если мера пресечения в виде заключения под стражу, то обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу.

Так ли это? получается если подписка о невыезде то следователь может обвинение предъявить а может нет. а подозреваемый все равн на подписке будет?

Следователь предъявила мне новое обвинение (до этого следователь уже предъявлял мне обвинение) в связи с проверкой материалов уголовного дела прокуратурой (так как в связи с этой проверкой следственные действия были приостановлены). Следователь меня допросила, но меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении подписать не дала. Должна ли следователь при предъявлении нового обвинения снова дать подписать меру пресечения? Считается ли предыдущая мера пресечения, которая была подписана до нового обвинения действующей? Какую статью УПК нарушила следователь?

Дело на обвиняемого, в отношении которого первым следователем была избрана мера пресечения - подписка о невыезде, передали другому следователю.

Принявший дело следователь, через восемь месяцев следствия со всеми нарушениями УПК говорит, что он обвиняемому подписку о невыезде не давал, обвиняемого не держит, и тот мог прежде, и может сейчас ехать, куда ему хочется при незакрытом уголовном деле. Но как мог и может обвиняемый куда – либо уезжать, если с него никто официально подписку о невыезде не снимал? Действует ли уголовное преследование в виде подписки о невыезде в том случае, если первый следователь эту меру пресечения вынес, а принявший дело новый следователь обвиняемого не вызывал, официально подписку о невыезде не снимал и никакого документа у обвиняемого в том, что в отношении него снято уголовное преследование в виде подписки о невыезде - нет.

Простите но ответ вообще неправильный... причем тут подозреваемый... когда было предъявлено обвинение... было предварительное следствие... под стражей обвиняемое лицо находилось год... после его освободили...2 года не было никакой меры пресечения... но потом следователь оформил подписку о невыезде.. и следствие при этом продолжается 4 года. Врзможно ли после применения самой строгой меры... срок которой истек... назначить другую меру при таких обстоятельствах.

1 февраля Зеленов был задержан в качестве подозреваемого. 3 февраля к нему была применена мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. Учитывая выходные дни, 15 февраля следователь пригласил Зеленова, чтобы предъявить ему обвинение. Однако Зеленова дома не оказалось, он в этот день выехал к родственникам в гости в другой город. После доставления к следователю Зеленов объяснил, что меру пресечения не нарушал, так как подозреваемым он уже не является. Имея юридическое образование, Зеленов утверждал, что поскольку обвинение не было предъявлено в течение 10 суток с момента задержания, он счел себя свободным от данной подписки, так как срок действия ее уже закончился.

Правильны ли рассуждения Зеленова?

Избрана подписка о не выезде по статья 293 часть 1 Ук. 05.11.2015 дело вернули следователю (начальник следственного отдела). В последующем сроки не продлевали после 05.12.2015. Вопрос-при направлении начальником следственного отдела материалов уголовного дела следователю на дополнительное расследование необходимо ли повторно избирать меру пресечения в виде подписки о не выезде, если фактически обвинение не предъявлено, и считается ли лицо не находящемся на подписке о не выезде?

В начале лета дал подписку о невыезде, являясь подозреваемым по ст.183 № Разглашение комм. Тайны", с тех пор отзваниваюсь смс-ками следователи каджые четыре дня. Однако с тех пор мне не предъявленно обвинений и о том чтобы хоть какое-то следствие шло ничего не слышно.

Следователь на смс последнее время не овтечает, а я слышал что срок действия подписки без обвинения не более 10 дней.

Подписка уже перестал дейстовать?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Подозреваемого вызвали к следователю, который предъявил подозреваемому обвинение по ч.2 ст. 159 УК РФ, а так же и постановление о мере пресечения - подписку о невыезде. Обвиняемый по истечении шести месяцев предварительного следствия обжаловал действия следственных органов в суде по п.1 ст. 1070 УК РФ. В ходе судебного заседания было установлено, что мера пресечения – подписка о невыезде из дела исчезла, как будто её не было вовсе. К кому обратится обвиняемому на должностной подлог следователей, как доказать, что мера пресечения – подписка о невыезде в отношении обвиняемого было применена, копии данного постановления у обвиняемого на руках нет и не было.

Следователь завел дело, произвел допрос в качестве подозреваемого. В какой срок предъявляется обвинение.

Предъявили обвинение и через 1,5 месяца избрали меру пресечения арест. За этот период подозреваемый был вообще не в курсе, что производились какие либо следственные мероприятия и экспертизы. Предоставленный адвокат так же не знакомил с ходом следствия. Законно ли это?

Мой сын (15 лет) в сентябре 2006 проходил подозреваемым по делу об угоне машины вместе с 3 другими подростками. Была мера пресечения-подписка о невыезде. Против него были только показания двоих из них. По крайней мере ни о чем более конкретном следователь не говорил. Потом была изменена статья обвинения-на хищение машины, подростки изменили показания и,как сказал следователь, дело в отношении сына и еще одного подростка прекрашено (в октябре 2006).

Должно ли быть нам предоставлено постановление о прекращении уголовного дела и подписки о невыезде в отношении моего сына? Ехать мне самой туда (это в области) или милиция сама должна прислать этот документ. По телефону следователь сказал"а зачем оно вам?"Спасибо.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение