Сделайте, пожалуйста, если можно, ссылки на документы.
Как должны быть оформлены сертификаты на товары. Нам передавались ксерокопии, на которых была поставлена синяя печать организации, которая передавала нам товар. Если мы, в свою очередь будем передавать товар другому лицу, то нам что, тоже ксерокопировать имеющийся сертификат и ставить свою синюю печать? Сделайте, пожалуйста, если можно, ссылки на документы.
Заранее благодарю.
С уважением, Марина.
Поддерживаю позицию автора - проще предоставлять товаро-сопроводительные документы с соответствующими записями. Копия же сертификат может заверяться только перечисленными лицами, а не последующими перепродавцами.
" ООО занимается оптовой торговлей продуктами питания, импорт и оформление документов на которые (в т. ч. сертификаты соответствия и ветеринарные свидетельства) осуществляются их поставщиками. Должны ли поставщики передавать обществу эти документы в нотариально заверенных копиях или в копиях, заверенных своей печатью? Обязано ли ООО хранить сертификаты и ветеринарные свидетельства? Кто имеет право контролировать наличие этих документов?
Названные в вопросе документы передаются ООО покупателям продукции, которые, в свою очередь, осуществляют розничную торговлю. Несмотря на то что положения действующего законодательства и подзаконных актов о хранении и предоставлении как сертификатов, так и ветеринарных свидетельств относятся лишь к организациям розничной торговли, на практике данные требования актуальны и для фирм, ведущих оптовую торговлю, как со стороны контрагентов-покупателей, так и со стороны контролирующих органов. В связи с этим целесообразно рассмотреть те требования, которые действующее законодательство предъявляет к сертификации в розничной торговле.
В частности, согласно п.4 ст.7 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" в случае, если на товары законом или в определенном им порядке, в частности стандартами, установлены необходимые требования, соответствие их таким требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. В соответствии с данной нормой в п.12 постановления Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров" указано, что продавец обязан довести до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем "ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:
- сертификатом или декларацией о соответствии;
- копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
- товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший), заверенные подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона".
При этом формулировка "ознакомление потребителя по его требованию с одним из следующих документов" может быть истолкована двояко: во-первых, право выбора документа, с которым должен быть ознакомлен потребитель, имеет сам потребитель, а во-вторых, этот выбор принадлежит продавцу. Несмотря на то что в практике контролирующих органов применяется именно первый вариант, формальное толкование указанной нормы не дает оснований для подобного вывода. Представляется, что потребителю может быть предоставлен любой из указанных выше документов на выбор продавца. В связи с этим при поставке товара организациям, осуществляющим розничную торговлю, также может передаваться любой из указанных выше документов.
Этот подход подтверждается и арбитражно-судебной практикой (см., в частности, постановление ФАС ПО от 24 февраля 2000 г. N А12-3639/99-с25). В то же время следует учесть, что копия сертификата может быть заверена поставщиком, лишь если он является держателем подлинника сертификата, что в ряде случаев невозможно. Отсутствие же у поставщика, заверившего копию сертификата, подлинника этого сертификата влечет признание данной копии заверенной ненадлежащим образом (см., например, постановление ФАС ЦО от 20 июня 2002 г. N А152/9).
С учетом этого следует прийти к выводу о том, что копия сертификата должна быть заверена держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат. Вместе с тем достаточным представляется истребование от поставщика товаров одних только товарно-сопроводительных документов с необходимой записью о реквизитах сертификатов соответствия, заверенной в указанном выше порядке. При последующем отчуждении товаров третьим лицам также достаточным будет представление одних только товарно-сопроводительных документов с указанной записью.
Следует отметить, что до 2 октября 2000 г. действовал иной порядок удостоверения копий сертификатов соответствия, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17 мая 1997 г. N 601 и Приказом Минторга РФ N 128, Госстандарта РФ N 360 от 20 апреля 2000 г. "Об утверждении порядка защиты копий сертификатов соответствия". Названными нормативными актами предусматривалось требование о заверении копии сертификата соответствия специальными защитными знаками.
Указанный порядок был отменен Приказом Минэкономразвития РФ N 48, Госстандарта РФ N 361 от 2 октября 2000 г., что также было подтверждено разъяснениями, данными в Письме Госкомстата РФ от 4 декабря 2000 г. N ГВ-110-19/3864. Кроме того, нормы Закона РФ "О сертификации продукции и услуг" об оплате работ по обязательной сертификации были признаны не соответствующими Конституции РФ "в той мере, в какой оно по смыслу, придаваемому ему официальным и иным толкованием и сложившейся правоприменительной практикой, допускает возможность введения не относящейся к сертификации обязательной маркировки конкретной продукции марками учетной информации с оплатой соответствующих расходов предпринимателями, субъектами предпринимательской деятельности" (постановление КС РФ от 22 ноября 2001 г. N 15-П). В силу этого, упомянутое постановление Правительства РФ от 17 мая 1997 г. N 601 было отменено постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 82.
Что же касается порядка заверения копий ветеринарных свидетельств, то в соответствии с п.4.5 Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные Госветнадзору грузы, утвержденной Минсельхозпродом РФ 12 апреля 1997 г. N 13-7-2/871, копии ветеринарных сопроводительных документов являются недействительными.
В отношении же вопросов о сроках хранения сертификатов и ветеринарных свидетельств необходимо отметить следующее. В соответствии с п.4.26 постановления Госкомстата от 28 апреля 1999 г. N 21 "О правилах проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья" документы и материалы, используемые при сертификации продукции (в том числе и ветеринарные свидетельства), должны храниться в органе по сертификации, выдавшем сертификат соответствия, в течение срока действия сертификата и дополнительно в течение 1-2 лет. Ветеринарное свидетельство также подлежит хранению у производителя продукции в течение года (Разъяснение Минсельхозпрода РФ от 6 апреля 1998 г. N 13-7-55/320). Обязанность же лица, осуществляющего оптовую торговлю подлежащей сертификации продукцией, по хранению сертификатов соответствия и ветеринарных свидетельств в действующем законодательстве не установлена.
Кроме того, как было указано выше, обязанность поставщика по представлению копии сертификата соответствия не установлена ни действующим законодательством, ни принятыми в его развитие подзаконными актами. Такая обязанность может быть установлена договором между поставщиком и покупателем, однако ее нарушение влечет за собой лишь гражданско-правовые, но никак не публично-правовые последствия. В связи с этим лицо, осуществляющее оптовую торговлю, может не располагать сертификатами на поставленный товар, поскольку у него нет правовых оснований требовать их представления лицом, у которого этот товар был приобретен.
В отношении органов, уполномоченных осуществлять контроль за хранением и наличием сертификатов, напомним, что обязанность по хранению и представлению сертификатов соответствия у организации, осуществляющей оптовую торговлю товарами, отсутствует. Правоприменительная практика контролирующих органов, к сожалению, складывается таким образом, что к подобным организациям предъявляются те же требования, что и к розничным торговцам. В своей деятельности эти органы руководствуются ст.13 ФЗ от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 987 "О государственном контроле и надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов". Перечень государственных органов, указанный в данном постановлении, включает в себя органы Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, органы Государственной ветеринарной службы РФ, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии, Государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей РФ и др.
На основании изложенного можно прийти к следующим выводам. Несмотря на то что обязанность по хранению и предъявлению сертификатов соответствия у организации, осуществляющей оптовую торговлю продуктами питания, отсутствует, на практике такое требование предъявляется к ней как со стороны контрагентов, так и со стороны контролирующих органов.
Отношения с контрагентами-покупателями в вопросах о порядке представления сертификатов целесообразно урегулировать путем включения развернутых условий в соответствующие договоры поставки (учитывая, что розничному торговцу получить сертификат соответствия на товар, кроме как у его поставщика, больше неоткуда). Что же касается требований контролирующих органов о представлении сертификатов соответствия, то они, как было показано выше, являются неправомерными и могут быть обжалованы в судебном порядке. Вместе с тем вопрос об эффективности и целесообразности такого обжалования, очевидно, следует решать в каждой конкретной ситуации с учетом имеющегося у этих органов "административного ресурса".
И. Алещев,
эксперт "эж-ЮРИСТ"
6 июня 2003 г.
"эж-ЮРИСТ", N 22, июнь 2003 г".
Спросить