Право требовать паспорт при возврате товара - что говорят законы?
Имеют ли полномочия требовать паспорт при возврате товара в магазине и чем это регламентировано (где прописано имеют такие полномочия или нет (закон, статья)). И аналогичный вопрос по поводу почты России или, например, доставки СДЭК и прочих. Имеют ли полномочия и где прописано.
Здравствуйте, Артем!
В соответствии со статьями 18, 25 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" (далее – Закон) потребитель вправе потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы за товар.
При этом в Законе о необходимости предъявления паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, не говорится.
В то же время действующее законодательство налагает на экономических субъектов ряд публично-правовых обязанностей. В этой связи помимо норм Гражданского Кодекса Российской Федерации и Закона продавец обязан руководствоваться:
- Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5 (далее — Методические рекомендации);
- Указанием Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее – Указание).
Законодательство о защите прав потребителей не освобождает продавца от соблюдения требований данных нормативных актов.
Так, согласно п. 10.3 Методических рекомендаций возврат товара или прием товаров производится на основании заявления покупателя, которое оформляется в произвольной форме. Затем товар передается продавцу, а продавец возвращает покупателю денежные средства.
При выдаче денежных средств, продавец (кассир, иное уполномоченное лицо) должен удостовериться в том, что выдача наличных денег осуществляется лицу, указанному в расходном кассовом ордере. Одним из документов, удостоверяющих личность является паспорт (абз. 2 пп. 6.1 п. 6 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (далее - Указание N 3210-У).
В соответствии с пунктом 6.1 Указания кассир выдает наличные деньги после проведения идентификации получателя наличных денег по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему личность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, либо предъявленным получателем наличных денег доверенности и документу, удостоверяющему личность.
Таким образом, продавец вправе требовать у покупателя паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, при возврате уплаченной за товар денежной суммы (но лишь для идентификации личности, а не снятия копий).
То же касается и организаций, которые занимаются доставкой товаров. В этом случае продавец лично не может идентифицировать того, кто возвращает товар и кому они обязаны вернуть деньги. Эта обязанность возлагается на перевозчика (доставщика) товаров.
СпроситьHостинговая компания требует паспорт для возврата средств - законное ли требование?
Право продавцов на снятие копии паспорта и прописки при возврате товара - к каким нормативным актам следует обратиться
