Однако оформление приостановилось, и мама не знает, куда ей обращаться.
По программе расселения граждан из аварийного жилья (частный дом) моя мама (ей 85 лет) получила денежную субсидию в 2008 г. и купила себе квартиру.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ после предоставления гражданину любой денежной субсидии по одной из федеральных либо региональных жилищных программ у гражданина как собственника ветхого жилого дома в соответствии с действующим жилищным и гражданским законодательством не возникает обязанности по передаче ветхого дома в муниципальную либо государственную собственность, а гражданин, соответственно, как собственник ветхого дома и земельного участка вправе распоряжаться ими по своему усмотрению либо оставить в своей собственности. Об этом же говорится в ст. 32. п.12 ЖК РФ: Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.
Тем не менее, мамин дом заставили снести (приехали с техникой и не уехали, пока от дома не остался только фундамент), при этом на участке остались все надворные постройки. Сейчас мама хочет получить право собственности на оставшийся земельный участок, но в процессе оформления с нее требуют документы на дом и кадастровый паспорт. В архиве ничего нет. На руках у нее только свидетельство о переходе к ней по наследству после смерти мужа в 1989 г. права на дом, расположенный на данном земельном участке. Насколько мне известно, Минэкономразвития РФ в письме от 18 января 2010 года № Д 23-84 даны разъяснения по вопросу о перечне документов, представляемых для государственной регистрации прав собственности на земельные участки: «Особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, установлены ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». При этом основанием государственной регистрации права собственности гражданина на указанный земельный участок согласно п. 2 ст. 25.2 Закона о регистрации является один из следующих документов: • акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; • акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; • выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); • иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок. Таким образом, для государственной регистрации прав собственности может быть представлен любой документ, подтверждающий право на земельный участок. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок не допускается. Кроме того, Федеральным законом от 21.12.2009 № 334-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Закон о регистрации внесены изменения, согласно которым представление кадастрового паспорта соответствующего земельного участка не требуется. В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» граждане, к которым перешли в порядке наследования права собственности на здания, расположенные на земельных участках, предоставленных гражданам до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на такие земельные участки, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, вправе оформить в собственность такие земельные участки по основаниям, установленным ст. 25.2 Закона о регистрации. При этом принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. Однако оформление приостановилось, и мама не знает, куда ей обращаться. Подскажите, пожалуйста, порядок действий. Спасибо.
Вы сами ответили на свой вопрос, если откажут обращайтесь в суд.
Спросить