Парикмахерская ИП столкнулась с возросшими платежами за негативное воздействие на окружающую среду - куда обратиться?
Я ИП, парикмахерская. С середины прошлого года в квитанции от водоканала начали включать плату за негативное воздейсвие и плату за сверхнормативный сброс. Оплата увеличилась в 8 - 10 раз. Причём пункт за сверхнормативный сброс расчитывается минимум в двое, а то и в трое от результата счётчиков. На моё требование они прислали ответ, где привели какие то формулы расчёта. Город у нас небольшой Салават, РБ Башкортостан, но местные предприниматели платят, т.к. пробовали бороться - бестолку, местные юристы помочь не могут. Куда Вы посоветовали бы обратиться с данной проблемой.
Соответствии со ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ экологический сбор классифицируется как неналоговый доход федерального бюджета России. Экологический сбор должен уплачиваться фирмами и ИП, являющимися производителями либо импортерами изделий, которые по факту утери потребительских качеств подлежат утилизации. Сбор начисляется также в отношении упаковки, в которой поставляется товар.
ВАЖНО! Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р. Распоряжение действует до 01.09.2022 г.
В отношении только упаковки сбор уплачивается, если (ст. 24.5 закона № 89-ФЗ, пп. 2, 2 (1) Правил взимания экологического сбора, утв. постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073):
товар не является готовым к употреблению;
товар реализуется производителям колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним.
Сбор не уплачивается субъектами, осуществляющими утилизацию изделий (их упаковки) с соблюдением соответствующих нормативов утилизации. Однако если производитель или импортер взял на себя обязанность утилизировать отходы, но норматив по утилизации не выполнил, сбор ему придется заплатить.
Денежные средства, поступающие в федеральный бюджет РФ за счет экологического сбора, предполагается направлять на финансирование различных государственных программ, связанных с обеспечением защиты окружающей среды. Например, по строительству заводов, перерабатывающих мусор, полигонов для обезвреживания опасных веществ и др
Администратор экологического сбора — Росприроднадзор. Данное ведомство является получателем соответствующих платежей, а также субъектом контроля отчетности по нему. Экологический сбор — обязательство, которое многие представители бизнеса рассматривают как весьма схожее с платой за загрязнение окружающей среды. Но отождествлять их неправильно. Почему — расскажем далее.
Экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды
Плату за негативное влияние на окружающую среду российские фирмы и ИП вносят уже давно — с 2002 года. Данное обязательство регулируется положениями закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, а также ст. 23 закона № 89-ФЗ. Администратор у обоих платежей один и тот же — Росприроднадзор.
Несмотря на отнесение обоих платежей к общей юридической отрасли — экологическому праву, экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды (называемая также налогом за негативное воздействие на окружающую среду) — совершенно разные обязательства.
Подробнее см. в этом материале.
Кто должен вносить оплату за негативное воздействие на окружающую среду
Эту обязанность исполняют фирмы и ИП, производственная деятельность которых сопровождается:
образованием отходов, требующих консервации на специальных объектах (полигонах, свалках);
химическими выбросами в атмосферу;
загрязнением водоемов сточными водами.
Кто осуществляет платежи в бюджет по экологическому сбору за упаковку и утилизируемые товары
Экологический сбор платят лица, которые выпускают или импортируют изделия (их упаковку), требующие утилизации по факту завершения их эксплуатации. Но, обратите внимание, если товары и упаковка товаров импортируются не в целях последующей реализации потребителям, а для собственных нужд, то импортеры не уплачивают экологический сбор и не представляют отчетность. Это подтверждают чиновники — см. «Росприроднадзор уточнил, как производителям и импортерам платить экологический сбор».
Перечень конкретных товаров (и различных видов упаковки для них), которые должны быть утилизированы по факту утери эксплуатационных характеристик, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.2020 № 3721-р. Здесь также установлены нормативы для различных типов утилизируемых товаров, за которые нужно уплачивать экологический сбор, чтобы определять объем этих товаров (так же, как и упаковочных материалов для них).
Например, для аккумуляторов (код 27.20 по классификатору ОК 034-2014) в 2021 - 2022 годах норматив по экологическому сбору равен 20%. Нормативы приведены в распоряжении Правительства РФ от 31.12.2020 № 3722-р. Это значит, что юрлицо (или ИП), утилизирующее отработанные аккумуляторы, должно заплатить сбор 20% от их общего объема.
Для 2021-2022 годов не предусмотрены нулевые нормативы по экологическому сбору. Но они действовали в 2018 году, в частности, в отношении текстильных изделий (код 13.00 по ОК 034-2014). Это значит, что платить за утилизацию соответствующего типа товаров и упаковки за них плательщики были не должны.
Форма отчетности по экологическому сбору утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488.
Спросить