Я пытаюсь разобраться с вопросом.
Я заказал и оплатил безналичным платежом в интернет-магазине товар и мне его выслали через транспортную компанию DPD, предоставляющую услуги почтовых переводов. Принятие посылки ещё не состоялось, а, по её принятию, я оплачиваю курьеру данной компании за доставку (т.е. за её услуги). Я хотел бы проверить целостность содержимого посылки и составить акт о повреждении или недостаче, если такое имеет место быть. Однако, согласно "Правилам пользования услуг" данной компании (ссылка: https://www.dpd.com/lv_ru/glavnaya/usloviya/pravila_ispol_zovaniya_uslug), я понимаю, что это будет не так просто, поскольку найденные мною в интернете отзывы о данной компании оставляют желать лучшего, а также, на мой взгляд, "правила пользования" не в полной мере описывают негативные ситуации, в которые может попасть слабая сторона договора (т.е. я).
Моя цель: грамотно добиться законного основания для вскрытия посылки и проверки содержимого, а, в противном случае, принять все меры по принуждению соблюдения законодательства стороной, предоставляющей транспортные услуги и грамотного привлечения её к ответственности, обратившись в соответствующие гос. органы.
Мои вопросы:
1. Какой порядок действий в отношении курьера и посылки мне стоит совершить для того, чтобы иметь законные основания для предъявления претензии в гос. органы?
2. В какие гос. органы мне стоит обращаться для принуждения соблюдения законодательства транспортной компанией и привлечения её к ответственности?
3.Механические повреждения содержимого посылки возможны без явных следов на внешней упаковке. Является ли это обоснованным утвержением для того, чтобы проверить содержимое посылки в присутствии курьера?
4. В случае, если курьер не принимает обоснование для проверки содержимого посылки, означает ли это, что он отказывается в своём присутствии предоставлять возможность (препятствует) проверки содержимого посылки на недостачу и механические повреждения, уходя от ответственности по договору? Означает ли это, что он, как представитель оператора почтовой связи ненадлежащим образом исполняет обязательства, препятствуя проверке содержимого на недостачу и механические повреждения в его присутствии? Ведь возможна недостача без явных следов на внешней упаковке и оценка следов повреждения на упаковке - субъективна без экспертизы.
***
Изучая данный вопрос, я хотел бы вынести здесь следующие ключевые выкладки из ФЗ "О почтовой связи" и "Правил пользования услугами" данной транспортной компанией:
Выкладки из "Правила пользования услугами" компании DPD:
5. Доставка посылок
5.3. Получатель при доставке посылки не должен необоснованно задерживать курьера. В противном случае, основываясь в соответствии с действующими расценками или приложением к договору, будет выписан дополнительный счёт.
5.4. В момент доставки получатель в присутствие курьера оценивает внешнюю упаковку посылки. Если упаковка посылки повреждена или появились обоснованные подозрения о повреждение содержании посылки, курьер составляет акт о повреждении и делает фотографии посылки с помощью MDU (портативного устройства). По просьбе получателя дополнительно может быть составлен акт о повреждении посылки в бумажном виде.
5.5. Курьер не обязан проверять соответствие содержимого посылки товарной накладной, а также не должен ждать пока клиент проверит содержимое посылки.
5.7. В случае если получатель отказывается от получения посылки или посылку не удалось доставить по другим причинам, курьер в MDU отмечает причину, по которой посылка не была доставлена.
9. Материальная ответственность DPD
9.1. DPD несёт ответственность за утерянные посылки, повреждение или утерю содержимого посылки.
9.2. DPD не несёт ответственности за утерянные посылки, повреждение или утерю содержимого посылки если причиной того стали непреодолимая сила, особенности содержимого или посылка пострадала по вине клиента.
9.3. DPD не несёт ответственности:
* за повреждение или недостачу содержимого посылки, которая была отдана на доставку в закрытом виде, внешняя упаковка посылки не была тронута и при выдачи которой, получатель в присутствии курьера не отметил дефектов и не был составлен акт о повреждении, которого подписывает как получатель, так и курьер;
* за повреждение или недостачу содержимого посылки, если претензии предъявлены после выдачи посылки получателю или уполномоченному представителю, и при выдаче, дефектов упаковки или недостачи констатировано не было;
**ФЗ “О почтовой связи”:**
**Статья 20. Обеспечение сохранности почтовых отправлений и денежных средств**
Операторы почтовой связи обязаны обеспечить сохранность принятых от пользователей услуг почтовой связи почтовых отправлений и денежных средств.
**Статья 34. Ответственность операторов почтовой связи**
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
***