Неправомерный отказ в предоставлении земельного участка - можно ли подать иск на выдачу?

• г. Москва

Через портал услуг московской области мною подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, госсобственность на который не разграничена. По итогам мной получено "Решение об отказе в предоставлении Государственной услуги "предварительное согласование участков, госсобственность на которые не разграничена"". Отказано неправомерно, основания отказа взяты с потолка, а разъяснение причин не объясняет причину отказа и не связано по смыслу.

В случае же положительного решения, согласно регламенту услуги, должно быть получено ПОСТАНОВЛЕНИЕ о предварительном согласовании предоставления земельного участка "руководствуясь статьей со ст. 11.10., ст. 39.14., ст. 39.15., Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Московской области от 24.07.2014 № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области», Законом Московской области от 07.06.1996 №23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», руководствуясь сводным заключением Министерства имущественных отношений Московской области №..."

Я конечно хотела бы оспорить данный отказ, но на практике это приводит к двум вариантам: либо надо подавать на участок заново и получить новый отказ, тк администрация уже успевает подсуетиться и ограничить данный участок, либо нужно пересматривать уже имеющееся решение, о чем администрация говорит приставам де мол министерство имущественных отношений нам не согласовывает и мы ничего сделать не можем, а приставы бессильны как либо влиять на администрацию

Отсюда вопрос - могу ли я подать ИСК непосредственно на ВЫДАЧУ мне данного участка, ведь в отказе по 39.15 ЗКРФ указывается полный и исчерпывающий список причин для отказа (оспоримые), а я выражу желание получить данный участок.

Ответы на вопрос (1):

Добрый день, Ирина, сходу сложно дать ответ на Ваш вопрос, буду рад помочь, если обратитесь ко мне напрямую. При беглом изучении Вашего ответа - ответ да, можете, но есть детали, которые прежде следует изучить.

Спросить
Пожаловаться

Мне отказали в предоставлении услуги московской области "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" регламент которой согласован МинИмуществом Мос обл: "Административный регламент предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» которая исчерпывающе описывает все причина для отказа в предоставлении услуги.

Результатом оказания услуги является или отказ в оказании услуги или Правовой акт Администрации о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для проведения кадастровых работ и внесения сведений о земельном участке в ЕГРН (то есть заявителю надо будет подать еще документы, чтобы завершить процесс выдачи

То есть именно администрации. Сводное заключение Министерства по оказанию услуги должно содержать информацию о наличии либо отсутствии оснований для предоставления Государственной услуги на основании предоставленных администрацией решений по запросам в соответсвующие органы (перечислены), предоставленным данным и тд.

На практике администрация всем поголовно отказывает в данной услуге, выдумывая несуществующие причины отказа и предоставляя их в МинИмущества. Экспертиза или межведомственные запросы показывают, что таких причин нет. У меня такая же ситуация. Это оспоримо в суде.

Ответчиками будут МинИмущества (утверждает ответ по ус) и Администрация (предоставляет данные) и часто (по судебной практике пострадавших) получается неразбериха кто и что должен, тк вроде как администрация собирает решения, но их должно утвердить МинИмущества. Напоминую, что результатом одобрения услуги является Правовой акт Администрации о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Как должны звучать исковые требования?

Закон Московской области № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» действительно передает Правительству Московской области или уполномоченным им центральным исполнительным органам государственной власти Московской области распоряжение по выдаче земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена?

Или это остается и во власти как местной администрации, так и Правительства московской области?

Мною 30.09.2014 было подано в порядке ст. 30.31. зк. рф заявление о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием, на что я получил отказ от 03.04.2015 из отказа следует, что законных оснований для принятия положительного решения у администрации нет, отказ мотивирован следующим: Администрация муниципального образования «Город Астрахань», рассмотрев Ваше заявление от 30.09.2014, сообщает, что в настоящее время для принятия решения о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта: г.Астрахань, Советский район,

для строительства объекта складского назначения площадью 100 кв.м., в порядке ст.ст.30,31 Земельного кодекса РФ (без проведения торгов), отсутствуют законные основания, поскольку в соответствии со ст.34 Федерального закона Российской Федерации от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду в соответствии со ст.ст. 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

По состоянию на 01.03.2015 решение о предварительном согласовании места размещения объекта (акта выбора) на земельном участке: г.Астрахань, Советский район, для строительства объекта складского назначения не принято.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание то обстоятельство, что законные основания для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта у администрации муниципального образования «Город Астрахань» в настоящее время отсутствуют, предоставить земельный участок с предварительным согласованием места размещения объекта: г.Астрахань, Советский район, для строительства объекта складского назначения, в порядке ст.ст.30,31 Земельного кодекса РФ не представляется возможным.

В период с 30.09.2014 по 01.03.2015 проведены следующие мероприятия: Получен акт о выборе земельного участка в рамках процедуры предварительного согласования выбора места размещения объекта. (согласован со всеми службами) подготовлена схема границ на кадастровой карте территории (за мой счет) утверждена постановлением администрации.

Проведено публичное извещение граждан (никто не обратился, заинтересованных не оказалось)

Постановление об утверждении Акта выбора 29.02 2015 прошедшее все согласования лежало на подписи у мера, но он не подписал до 01.03.2015 спасибо.

В Прокуратуру...

От...

Жалоба на действия уполномоченного органа в сфере земельных отношений

18.02.2019 г. мной, на основании п п. 10 п. 2 ст. 39.3 Земельного Кодекса РФ, было отправлено заявление в администрацию г. Алушты о предварительном согласовании предоставления мне земельного участка в собственность для целей индивидуального жилищного строительства согласно приложенной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Письмом от 1.04.2019 № Я-1/356/2-1395 мне было отказано в предварительном согласовании предоставления участков по причине того, что

«Абзацем 2 пункта 1 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66 ЗРК” о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и некоторых вопросах земельных отношений

«Положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства вступают в силу с 1 января 2020 года, поэтому согласование до этой даты не представляется возможным».

Тогда я обратился с административным исковым заявлением об оспаривании решения Администрации города в Алуштинский Городской суд.

10 февраля 2020 г. судом было рассмотрено мое исковое заявление и принято решение, в котором суд обязал «Администрацию города Алушта Республики Крым повторно в установленный законом срок, с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Яльцева Игоря Владимировича об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании земельного участка и в тот же срок сообщить Алуштинскому городскому суду и Яльцеву И.В. об исполнении настоящего решения по административному иску».

Статьей 39.15 ЗК РФ установлены требования к срокам и порядке рассмотрения заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, а также действия, которые обязан совершить уполномоченный орган с подобными заявлениями.

В соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Таким образом, уполномоченный орган на основании законоположений Земельного кодекса РФ обязан был, при отсутствии оснований отказа мне в предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, принять решение о предварительном согласовании предоставления мне земельных участков и утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а в случае имеющихся оснований полностью указать их и обосновать данные основания.

Также. Согласно ч.7, ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Таким образом, уполномоченный орган на основании законоположений Земельного кодекса РФ обязан был, при отсутствии оснований отказа мне в предоставлении земельных участков в соответствии со ст. 39.16 ЗК РФ, и в соответствии с процедурой принять решение о предварительном согласовании предоставления мне земельных участков и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а в случае имеющихся оснований полностью указать их и обосновать данные основания.

Судебное решение в окончательной форме было изготовлено 17 февраля 2020 г.

Ответа нету до сих пор. Прошло уже три месяца.

Администрацией г. Алушты нарушен 30-дневный срок, установленный пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ (а также ст. 39.18 ЗК РФ), для рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно ч.3 ст. 19.9 КоАП РФ, отказ должностного лица в удовлетворении заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного или лесного участка либо водного объекта по не предусмотренным законом основаниям - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до двенадцати тысяч рублей.

Таким образом в действиях должностных лиц Администрации городского округа, имеются достаточные признаки совершения ими административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.9 КоАП РФ.

Кроме того, подобные действия уполномоченного органа образуют состав административного правонарушения, установленного ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ.

В связи с вышеизложенным, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" прошу:

1. Рассмотреть и разрешить мою жалобу на незаконные действия уполномоченного органа.

2. Принять меры прокурорского реагирования с целью устранения нарушений действующего федерального законодательства и исключения необоснованными действиями или бездействиями должностных лиц нарушения прав граждан в области земельного законодательства.

3. Привлечь виновных лиц к административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях в РФ.

Приложения:

Копия документа, удостоверяющего личность.

Копия заявления в уполномоченный орган о предварительном согласовании предоставления земельного участка

Копия решения суда.

Дата Подпись

=

Смущает следующее.

Я в прошлый раз отправил жалобу в прокуратуру на отказ администрации в предварительном согласовани предоставления зем. участка в аренду.

И среди прочего, также указал, что подобные действия уполномоченного органа образуют состав административного правонарушения, установленного ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФ.

А в ответе из прокуратуры сообщили следущее:

«Ответственность по ч.1.1 ст. 5.63 наступает за нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта или органа местного самоуправления порядка предоставления государственной услуги, в то время как предварительное согласование предоставления земельного участка является муниципальной услугой».

И отказали в возбуждении дела об административном правонарушении.

Какой размер госпошлины по КАС РФ 300 рублей или они считаются как два и оплачивается 600 рублей?

Требования:

1. Признать незаконным и отменить решение администрации...

2. Обязать Администрацию муниципального образования предоставить в собственность земельный участок без проведения торгов.

Или данный иск о признании незаконным решения об отказе в предоставлении Государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения» рассматривается в порядке ГПК РФ (письмо Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.2015 N 7-ВС-7105/15)? (однако, в решении администрации основания для отказа пункты административного регламента дублирующие положения земельного кодекса РФ)

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ дело № 2 а-3409/2019

88 а-21481/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Саратов 29 сентября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Баранова Г.В. судей Гайдарова М.Б., Софронова В.А. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Орловой Н.В. на решение Клинского городского суда Московской области от 13 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 13 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Орловой Н.В. к администрации городского округа Клин Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги.

Заслушав доклад судьи Баранова Г.В., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия установила:

Орлова Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Клин Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в связи с поступлением заявлений от иных лиц на получение земельного участка и необходимостью проведения аукциона по его продаже в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Требования мотивировала тем, что в 2001 году ей в пользование был передан земельный участок, площадью 716 кв.м, расположенный по адресу: .

Административный истец 09 июля 2019 года повторно обратилась в администрацию городского округа Клин с заявлением № Р 001-5908982687-26075268 о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, представив справку Зубовского территориального округа администрации городского округа Клин от 04 июня 2019 года №137 о невозможности формирования земельного участка в едином контуре в связи с особенностями рельефа (овраг).

Считает, что оспариваемое решение нарушает ее права на получение в собственность земельного участка, которым она на протяжении более 15 лет добросовестно, открыто и непрерывно владеет, что подтверждается справкой, выданной Зубовским территориальным округом администрации городского округа Клин от 28 августа 2019 года № 195, согласно которой земельный участок числится в похозяйственных книгах за 2007-2011, 2012-2021 годах. Просила обязать административного ответчика согласовать предоставление испрашиваемого земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала, изготовленную кадастровым инженером ООО «КАДАСТРКЛИН».

Решением Клинского городского суда Московской области от 13 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 13 мая 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.

В кассационной жалобе, поданной Орловой Н.В. через суд первой инстанции 30 июля 2020 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 11 августа 2019 года, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов ввиду несоответствия выводов судов обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.

Стороны о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, не возражали относительно рассмотрения кассационной жалобы без их участия. С учетом части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без ее участия.

Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.

Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.

Судебные постановления сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а доводы, приведенные в жалобе, не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.

В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Как следует из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

09 июля 2019 года Орлова Н.В. обратилась с заявлением (№ Р 001-5908982687-26075268) о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», просила предварительно согласовать предоставление земельного участка с целью: для ведения садоводства, площадью 716 кв.м., расположенного по адресу: в собственность за плату без проведения торгов.

8 августа 2019 года принято решение № 1597 об отказе в предоставлении государственной услуги. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка основано на требованиях статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (поступление заявлений от иных лиц на получение земельного участка).

В газете «Серп и Молот» от 16 июля 2019 года № 52 было размещено информационное сообщение о намерении сформировать земельный участок для дальнейшего оформления в собственность, площадью 716 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ведение садоводства, расположенный по адресу: .

Информационное сообщение было также размещено на официальном сайте администрации городского округа Клин - kiln@morseg.ru (информация для населения) и на сайте www.torgi.gov.ru.

В течение тридцати дней со дня опубликования извещения поступили заявления граждан о намерении участвовать в аукционе: заявление ФИО 1 и ФИО 2. Заявления поданы посредством электронной почты на электронный адрес администрации, подписаны электронными цифровыми подписями указанных лиц.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой и апелляционной инстанции исходил из того, что администрация приняла обоснованное решение об отказе Орловой Н.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность и о проведении в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации аукциона по продаже земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Ссылку на справку уполномоченного представителя главы городского округа Клин по Зубовскому территориальному округу от 29 августа 2019 года № 195, согласно которой в похозяйственных книгах за 2007-2011, 2012-2016, 2017-2021 значится земельный участок площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: , суд обоснованно признал несостоятельной в связи с отсутствием указаний на основания предоставления Орловой Н.В. данного земельного участка.

Довод о длительном периоде пользования земельного участка, является необоснованным, так как пользование земельным участком без правоустанавливающих документов не порождает правовых оснований для предоставления его в собственность.

С указанными выводами судов следует согласиться.

Пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления либо договора.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, установленные статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривают после поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка опубликование извещения о его предоставлении (пункты 1 и 2).

По смыслу пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается только в том случае, если в течение тридцати дней после публикации извещения о предоставлении земельного участка никто из граждан не подал заявления о намерении участвовать в аукционе. Такое решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и служит в дальнейшем основанием для предоставления земельного участка без торгов в порядке, предусмотренном статьей 39.17 названного Кодекса, как определено в пункте 6 названной статьи.

В случае поступления заявления граждан о намерении участвовать в аукционе, принимается решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением, а уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из содержания приведенных норм следует, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона.

Требования закона администрация городского округа Клин выполнила, разместив 16 июля 2019 года в газете «Серп и Молот» (№ 52) и на сайтах администрации: kiln@morseg.ru и www.torgi.gov.ru, информационное сообщение о намерении сформировать земельный участок площадью 716 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для ведения садоводства», расположенный по адресу: , для дальнейшего оформления в собственность.

Администрация городского округа Клин в соответствии с требованиями пункта 16 части 3 статьи 2 и пункта 6 части 1 статьи 3 Закона Московской области от 24 июля 2014 года № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» направила на согласование в уполномоченный орган пакет документов о предоставлении государственной услуги Орловой Н.В.

Решением межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 09 августа 2019 года отказано Орловой Н.В. в согласовании предоставления услуги, в связи с чем у администрации отсутствовали основания для предварительного согласования предоставления испрашиваемого земельного участка административному истцу.

Оспариваемое решение от 13 августа 2019 года № 1597 соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку на день его принятия решения Орлова Н.В. не являлась единственным претендентом на указанный выше земельный участок.

Утверждение в жалобе о том, что суд должен был применить к спорному правоотношению положения статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, ошибочно.

Статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.

Орлова Н.В. просила согласовать предоставление земельного участка в собственность за плату без торгов. Следовательно, положения статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в данном случае не применимы.

В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Для признания оспариваемого решения незаконным необходима одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение оспариваемым решением прав и свобод административного истца.

По смыслу указанных норм права суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействие) органа принято в соответствии с законом в пределах полномочий и права, либо свободы гражданина не нарушены.

По данному административному делу такая совокупность императивных оснований судом установлена.

Поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 328 – 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда, определила: решение Клинского городского суда Московской области от 13 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 13 мая 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Орловой. – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 05 октября 2020 года.

Председательствующий:

Где же тогда ст. 39.6 ЗК РФ, алгоритм действия для получения земли в первоочередном порядке зависит от того, определены ли границы участка либо их предстоит установить. Если в муниципальном образовании утвержден межевой план территории, а участок имеет установленные границы, инвалид может подавать заявление с указанием кадастрового номера. Администрация не вправе отказать в удовлетворении заявления, если аналогичную просьбу не предъявили иные льготники.

Если границы участка не определены, т. е. участок не проходил межевание, нужно пройти следующие этапы: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если его предстоит образовать с установлением границ, а в администрации отсутствует проект межевания территории, в границах которой расположен участок; подача в местную администрацию заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (если участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению путем межевания); принятие решения о предварительном согласовании предоставления участка; обеспечение заинтересованным гражданином выполнения кадастровых работ (межевания) в целях образования участка (это нужно сделать через кадастрового инженера, который согласует границы с владельцами смежных участков, выдаст межевой план); обращение в Росреестр для проведения кадастрового учета, государственной регистрации права муниципальной собственности на участок (это обязана сделать администрация, если участок находится на неразграниченной территории; подача инвалидом или семьей заявления в администрацию о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды, договора безвозмездного пользования, либо принятие администрацией решения о предоставлении участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В случае, если участок, на котором расположены объекты недвижимости, предстоит образовать или границы такого надела подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании может обратиться любой правообладатель строения или отдельных помещений.

В зависимости от дополнительных оснований на получение земли будет принято одно из следующих решений: о заключении договора купли-продажи, при котором инвалиду придется оплатить полную стоимость участка по кадастровой стоимости (региональные и местные власти обычно предусматривают существенные льготы при выкупе земли инвалидами); о заключении договора аренды на время строительства дома, в течении которого придется перечислять арендные платежи (после возведения дома можно переоформить участок в собственность); заключение договора безвозмездного пользования (такие участки выдаются под садоводство или личное подсобное хозяйство).

В отдельных случаях земля может сразу передаваться в собственность бесплатно. Например, это допускается для многодетных семей либо при наличии у инвалида выслуги в муниципальных органах более 5 лет.

Как обжаловать, кто сможет.

ГСК выделили землю под строительство еще в 1977 году. Теперь пытаюсь получить предварительное согласование предоставление земельного участка под своим гаражом в ГСК по "гаражной амнистии". Департамент земельных отношений отказывает в таком предврительном согласовании, утверждая, что у ГСК есть право бессрочного пользования землей, поэтому сначала надо оформить отказ от права бессрочного пользования, а только потом подавать на согласование предоставления земельного участка. Правомочен ли отказ Департамента на этом основании?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Получила отказ в предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» на основании того, что на участке находится объект капитального строительства. Причина отказа "Отсутствие прав заявителя на объект капитального строительства, расположенный на земельном участке". Но по факту это вагончик (бытовка) для рабочих, которую незаконно поставил владелец 3 х соседних участков, т к ранее осуществлял строительство. Т.е. данная конструкция не имеет прочной связи с землей и не является капстроением по факту. Правомерен ли отказ?

Суд признал незаконным отказ администрации МО в предварительном согласовании предоставления земельного участка, т.е. в утверждении схемы. За период между отказом и решением суда администрация издала распоряжение о предоставлении этого земельного участка другому лицу. Каким образом надо отменять распоряжение?

Пришёл отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка по причине: «в настоящее время в отношении испрашиваемого вами земельного участка подготовлен проект постановления мэрии города Новосибирска о предварительном согласовании предоставления гражданину имеющему право на первоочередное предоставление зем. уч. Данный проект постановления мэрии города Новосибирска в настоящее время находится на согласовании в структурных подразделениях мэрии города новосибирска» насколько правомерен такой отказ? Постановление ещё не вступило ведь в силу, раз оно на согласовании!

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение