Как обеспечить ребенку с тяжелыми нарушениями речи адаптированное образование в детском саду?

• г. Краснодар

Нам по заключению ПМ ПК постав ли что ребёнку требуется осуществление общего тьютормкого сопровождения реализация АООП, адаптированная основная образовательная программа для обучающих с тяжёлыми нарушениями речи. Что это значит? Ребёнку 6,5 лет мы ходим в сад обычный, хотим ещё остаться на год в саду, что надо для этого сделать?

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

1)Здравствуйте! Это означает, что согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) и приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе об образовании и приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (далее - приказ N 1015) понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1 - 6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций", а также приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761 н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников, требования к квалификации - высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10 н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания" (зарегистрирован Минюстом России 26 января 2017 г., регистрационный N 45406), одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится:

1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:

выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в процессе образования;

участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов обучающихся;

подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;

организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;

участие в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся;

организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, адаптированных образовательных программ и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов, программ;

2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:

проведение анализа образовательных ресурсов внутри и вне образовательной организации;

организация и координация работы сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;

разработка мер по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды;

координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам;

организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности;

оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;

3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся:

разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся;

разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;

контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;

консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся.

Таким образом, тьютор - это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы.

Приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. N 351 н утвержден профессиональный стандарт "Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья" (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный N 46612).

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих "Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья" без предъявления требований к стажу работы.

К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:

1. обеспечение сопровождения инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию;

2. оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;

3. оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;

4. оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;

5. оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;

6. оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.

Таким образом, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися.

Рекомендация о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

В случае отсутствия в заключении психолого-медико-педагогической комиссии таких рекомендаций психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника):

на период адаптации обучающегося в образовательной организации;

на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);

на постоянной основе.

Также психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы; рекомендовано количество обучающихся на ставку тьютора и (или) ассистента (помощника) с учетом особых образовательных потребностей конкретных обучающихся и норм порядков организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (приказ N 1015 и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2013 г., регистрационный N 30038).

Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в том числе в установлении штатного расписания; приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей, создании условий и организации дополнительного профессионального образования работников (28 статья Закона об образовании).

Решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии или с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.

Для организации сопровождения тьютором и (или) ассистентом (помощником) в образовательной организации:

выявляются обучающиеся, нуждающиеся в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи;

определяется индивидуально для каждого обучающегося, нуждающегося в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи количество необходимых ему часов сопровождения и содержательное наполнение предоставления услуги (сопровождение в процессе занятий, организационное сопровождение, сопровождение на время адаптации в образовательной организации или постоянное сопровождение и др.).

Предоставление услуг по тью

Спросить
Анастасия Владимировна Сорокина
21.09.2021, 17:01

Реализация АООП - рекомендации ЦПМПК по общему тьюторскому сопровождению и ответственность общеобразовательной организации

Помогите, пожалуйста, правильно выполнить рекомендации ЦПМПК. Подскажите, как общеобразовательная организация должна обеспечить осуществление ОБЩЕГО тьюторского сопровождения реализации АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа) ребёнка. Кого назначить ответственным за исполнение общего тьюторского сопровождения и какие документы необходимо создать в общеобразовательной организации? Как правильно объяснить и на какие документы ссылаться, что личный тьютор и общее тьюторское сопровождение - это разные понятия?
Читать ответы (4)
Екатерина
11.12.2015, 13:00

Как продлить пребывание ребенка в детском саду на полгода

Моей дочери 7,6 лет. В школу мы не пошли. И педагоги считают что она не готова и я. Написала заявление в дет. саду (она ходит в логопедический). Но ЦПМПК не дает заключение где прописан детский сад. Написали Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей умственной отсталостью уровень образования общее, заведующую не устрайвает это слово общее. Психиатр не продливает детство т.к ребенок не инвалид. Как быть чтобы остаться в саду еще на полгода? Дома сидеть я с ней не могу я мать-одиночка.
Читать ответы (1)
Елена
18.08.2022, 16:30

Как остаться в родном саду, если дети переводятся в школу?

Ребенок ходил в группу с детками старшего возраста, сейчас их выпустили в школу, а нам нужно ещё год остаться в саду. Но нам не позволяют остаться в том же саду, говоря что нет мест, и предлагают другой сад. Оба сада относятся к одной школе (комплекс). Как быть? Хотим что бы нас оставили в нашем саду.
Читать ответы (2)
Ирина
09.08.2015, 13:21

Как получить место в саду для ребенка при переезде из Московской области в Казань с пропиской в соседнем городе?

Можно ли получить место в саду переводом и что для этого надо? Ребенку 4 года, ходит в сад в Моск. обл. хотим переехать в Казань. Прописка будет в соседнем городе.
Читать ответы (1)
Анастасия
15.03.2015, 14:20

Как выбрать подходящую речевую группу для ребенка с нарушением речи 1 степени

У ребенка 4.2 г нарушение речи 1 степени. Ходим в обычный сад, воспитатель говорит-она, как все, кроме речи, психолог тоже не находит задержек развития, тест в Ресурсе прошли успешно. Однако речи почти нет, слов 60. Хотим на ПМПК идти только ради речевой группы или логопеда в саду, но боюсь, что ребенок напутает что то в ответах или настроены будут члены комиссии враждебно... что в итоге поставят зпр или еще что то и из сада этого выгонят и в другой не попадем... или в группу с неадекватными ребятами. Есть ли у меня право самой решать, где мы будем обучаться и выкинуть их заключение? Боюсь сама жизнь испортить ребенку. МЫ часто водим к логопеду и психологу ребенка, занимаемся. Может и не надо все это...
Читать ответы (1)
Николай
26.04.2016, 12:02

Возможно ли продолжение логопедического обучения после 3 лет в логопедическом саду?

Ребенку 3.5 года надо идти в логопедический сад. встали на очередь, вроде попадаем на следующий год. но выяснилось что после 3 лет в лого саду нас выпроводят в обычный сад. так ли это?
Читать ответы (1)
Татьяна
18.03.2021, 14:50

Родители инвалида борются за право оставаться в обычном логопедическом саду

Ребенок инвалид ходит в логопедический сад. Хотели остаться в саду до восьми лет. На пмпк решили перевести в сад в группу аутистов и даунов. Мы не хотим. Вправе ли мы остаться в нашем саду.
Читать ответы (1)
Елена
24.07.2015, 11:10

Как отказаться от путевки в коррекционный сад и остаться в обычном детском саду?

Ребенок посещает этот учебный год обычный детский сад. У нас туда была путевка до школы. Он ходит в сад в настоящее время. Нам дали путевку через ПМПК комиссию в коррекционный сад на один год в группу кратковременного пребывания. Но там посещение 3 раза в неделю по 2-3 ч на прогулку и нет никаких занятий для этой группы. Путевку сдала в сад. Могу я отказаться от этого сада и остаться в обычном, куда мы сейчас ходим. Куда обращаться? Спасибо.
Читать ответы (1)
Александр
18.05.2015, 20:02

Какие права имеет директор детского сада на перевод ребенка в другое учреждение без согласия родителей?

Может ли директор детского сада перевести ребенка в другой детский сад без согласия родителей? (В нашем саду собираются создать логопедическую группу, и он попадает в эту группу, но его и еще одного мальчика хотят перевести в другой детский сад в логопедическую группу) Но мы хотим остаться в этом дет саду в который он уже ходит 2 года.
Читать ответы (1)