Борьба за права на участок - муниципальные квартиры и застройщики против собственников
597₽ VIP

• г. Якутск

Ситуация состоит в следующем:

В 2017 году, мэрия нашего города заключила договор с фирмой застройщиком о развитии застроенной территории. На данной территории находились 4 х квартирные дома муниципальные. И несколько домов в частной собственности. У нас в частной собственности находится пол дома, т.е. 2 квартиры. И земельный участок под ними размером 963 кв метра. В 2017 г. мэрия и застройщик создали план застройки данного района не согласовав и не выкупив у частников, тем самым ввели обременение на строительство на нашем участке и возможность продажи. Застройщики де-факто пришли и сказали, что на вашем участке будет по плану города находиться многоуровневый гараж. К тому моменту мы уже знали, как они будут действовать, так как сперва они приходили к нашим соседям, у которых запросили оценку рыночной стоимости. Мы заказали оценку рыночной стоимости у того же оценщика, который делал нашим соседям, к оценке соседей у застройщиков не возникло вопросов, так как у них участок маленький всего 1.5 сотки, и их дом был в первой линии застройки. По цене у нас оценка вышла аналогично оценки соседей, у них 1.5 сотки вышло где-то 1.7 миллиона (на момент 2017 г. У нас участок 10 соток вышло около 11 млн, плюс 2 квартиры и большой гараж под грузовые машины, который также зарегистрирован. После того, как мы предоставили оценку застройщикам, они открытым текстом заявили, что платить не намерены, что признают наш дома аварийным и выселят по суду. Так и произошло, но произошло без заявления собственников и арендаторов муниципальных квартир (дело в том, что дом 4 х квартирный, 2 квартиры у нас в собственности, и 2 квартиры муниципальные) за 3 дня была сформировано заявление, собрана комиссия, проведена экспертиза и за 3 дня дом был признан аварийным. Мы подали в суд и выиграли и городской и верховный суд, что признание дома аварийным было не правомерно, никто не приходил, все сделано было задним числом и тд. Аварийность дома отменили, однако после этого, они быстро договорились с 2 муниципальными квартирами дали им квартиры, с теперь пол дома холодные пустую, а вторая половина дома принадлежит нам. Все об этой ситуации знают, но все говорят, что ничего сделать не можем договаривайтесь с застройщиком. А те хотят за бесценок забрать наше имущество.

Они под забором начали строительство дома, уже возвели его, вокруг нас идет застройка, а нам говорят, мол ждите окончание застройки района, ближе к концу с вами будем решать. И теперь самое интересное, мы могли бы продать наш участок под коммерцию, но из-за того, что по плану города на нашей земле должен стоять многоуровневый гараж, ничего на нем уже не построить другое, даже мы сами не можем построить.

И по факту уже больше 5 лет происходит данная ситуация, а с места не двигается. Мы предлагали застройщикам варианты, которые были на 5-6 миллионов меньше оценки рыночной стоимости, различные варианты.

На данный момент наш участок стоит посреди застройки.

Вопросы:

Может ли мэрия не выкупив и не договорившись с собственниками планировать на участке застройку и вводить обременения?

Какие действия должен был производить застройщик? (Предоставлять 2 квартиры взамен расселеных 2 квартир и остальное имущество выкупать, или допустим выкупить все имущество без предоставления квартир.

Мы предоставляли застройщикам оценку рыночной стоимости на момент её запроса, однако они её не оспорили и никак официально не отреагировали. Как быть в этой ситуации? Ведь из-за данных действий и застройки вокруг цена рыночная уменьшилась по их вине?

Ограничения прав на землю сказываются на рыночной и кадастровой стоимости?

Читать ответы (5)
Ответы на вопрос (5):

Здравствуйте,

Согласно ч. 12. ст. 9 Градостроительного кодекса РФ “утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон” (введена Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ).

На практике суды толкуют эту норму следующим образом: сносить существующее не нужно, новое строительство (смена разрешенного использование участка) запрещено. По сути применяются п.п. 8,9 ст. 36 ГрК РФ, согласно которым земельные участки, которые не соответствуют градостроительному регламенту, могут застраиваться (в том числе через реконструкцию существующих объектов капитального строительства) только путем приведения в соответствие с градостроительным регламентом. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства на них также может осуществляться только путем приведения в соответствие с градостроительным регламентом.

Таким образом, в случае если генеральный план поселения реализован через Правила землепользования и застройки, и, например, территория индивидуальной застройки отнесена к зоне многоэтажной многоквартирной застройки, то должен быть запрет на строительство нового индивидуального дома, а даже на его реконструкцию, путем надстройки второго этажа, например.

Однако, действие градостроительного регламента не распространяется на территории общего пользования (ч.4 ст. 36 ГрК РФ).

Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Их границы отображаются красными линиями на проектах планировки территорий.

Территории общего пользования также могут быть застроены, например, инженерными сооружениями: дорогами, дамбами, мостами, причалами, эстакадами, туннелями и др. При этом если на участке на генеральном плане отображена такая планируемая дорога, то ни о каком приведении к такому положению при использовании участка речи быть не может.

Судебная практика часто не видит разницы, идет речь об изменении документом территориального планирования градостроительного регламента или же о планировании в этом месте территории общего пользования. Во всех случаях, суды склонны говорить о запрете нового строительства.

Однако, в этом случае законодательство содержит все ответы. Во-первых, любое ограничение права собственности на землю должно быть прямо предусмотрено законом. И запрета на новое строительство в случае с территориями пользования законодательством не предусмотрено. Зато есть другие положения.

Согласно ч. 12.6 ст. 45 ГрК РФ проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов, для размещения которых допускается изъятие земельных участков, не действует в этой части, если в течение трех лет не принято решение об изъятии.

[/quote]

Более того, ст. 280 ГК РФ вообще не связывает утверждение в документах территориального планирования функциональных зон с возникновением каких-либо ограничений гражданских права владельца участка. Единственное ограничения возникает уже после принятия решения об изъятии участка и выражено оно в том, что после этого момента лицо, чей участок изымается, несет риск отнесения на него затрат и убытков, связанных со строительством, с реконструкцией зданий, сооружений, осуществлением неотделимых улучшений. То есть стоимость такого нового строительства не возмещается после изъятия.

[quote]Из этой же нормы можно сделать вывод, что новое строительство после принятия генерального плана и до принятия решения об изъятия не только возможно, но и стоимость его должна быть возмещена при изъятии. И это справедливо, так как с точки зрения баланса публично-частных интересов решения об утверждении документа территориального планирования и об изъятии участка принимает одна сторона.

Спросить
Это лучший ответ (выбран автоматически)

Здравствуйте

Когда орган власти установит собственников, он примет решение об изъятии. В нем будут указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, цель изъятия и ссылка на документы, на основании которых государство изымает землю. Например, постановление городской администрации или администрации области или края.

П. 4 ст. 56.6 ЗК РФ

Уполномоченный орган должен сообщить о своем решении в течение 10 дней после его принятия: разместить информацию на официальном сайте и в печатных СМИ, направить копию в Росреестр, а также правообладателям изымаемой недвижимости.

Решение об изъятии действует в течение 3 лет со дня принятия. По закону его можно обжаловать в суде. У вас есть право обжаловать не только условия выкупа, но и сам факт принятия решения — его обоснованность, возможность построить гособъекты в другом месте.

Пп. 13, 14 ст. 56.6 ЗК РФ

Изымаемое имущество могут компенсировать деньгами или другой недвижимостью. Обмен возможен, только если вы на него согласитесь. Если предпочитаете получить деньги, настаивайте на таком варианте компенсации. Поскольку государство выкупает у вас землю, оно должно определить сумму, которую вам заплатит, — цену выкупа.

Цена выкупа включает в себя:

Рыночную стоимость земельного участка.

Рыночную стоимость расположенного на участке недвижимого имущества — жилого и нежилого.

Убытки в связи с изъятием земельного участка.

П. 2 ст. 281 ГК РФ

Рыночная стоимость определяется при помощи оценки. Даже если госорган и собственник готовы договориться о цене самостоятельно, привлекать оценщика все равно придется. На компенсацию пойдут бюджетные деньги, и должно быть веское обоснование ее суммы.

Ст. 8 ФЗ № 135-ФЗ

Убытки — это расходы, которые понесет собственник из-за изъятия имущества, и неполученные доходы, которые собственник получил бы, если бы землю не изъяли. Расходы на юридическом языке называются реальным ущербом, неполученные доходы — упущенной выгодой.

Если вы не согласны с размером компенсации, надо обосновать свои требования. Просто «хочу больше, потому что мне надо» не сработает. Приложите копию договора купли-продажи, по которому совсем недавно этот участок купили по более высокой цене, или заключение независимой экспертизы — это будет веским аргументом. Можете сделать свой проект соглашения, протокол разногласий к проекту или просто написать ответ: согласен подписать, если условия измените так-то и так-то.

За экспертизу придется платить из своего кармана. Но, если решить вопрос об изменении условий мирно не получится и дело дойдет до суда, можно попробовать взыскать стоимость экспертизы с органа власти.

Только после того когда вы договоритесь они могут начинать какие либо действия.

Обычно в таких случаях когда есть их оценка и ваша они выходят в суд.

Если у вас есть письменный отказ на их оценку вы его писали, то вы можете сами выйти с исковым заявлением в суд с требованием выплатить сумму именно вашей оценки

Спросить
Это лучший ответ (выбран автоматически)

Здравствуйте

1. По первому вопросу: да имеют право; ЗК РФ Статья 11.8. Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки

2. Таких домов очень много. Стоит иметь ввиду, что могут землю изъять под муниципальные нужды, и за это платят копейки (ЗК РФ Статья 56.3. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд)

Спросить

Доброго времени суток!

В силу

ЗК РФ Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

ЗК РФ Статья 56.5. Выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд

ЗК РФ Статья 56.8. Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд

При этом государство возместит Вам рыночную стоимость участка, понесенные убытки и упущенную выгоду.

Государство не компенсирует стоимость недвижимости, которая не соответствует целевому назначению земельного участка.

Но у Вас вот в чем загвоздка, тут специально как застройщик, так и Администрация тянет время в выкупом, пытаются таким образом снизить оценку Вашей недвижимости. То что Вы сделали в свое время оценку, это хорошо, так как когда выйдет в суд администрация вы можете поспорить об оценке, предоставив свою.

Всего Вам наилучшего!

Спросить
Это лучший ответ (выбран автоматически)

Женя, здравствуйте.

1.Конечно могут.

Правовое обоснование это статья 11. 8 ЗК РФ

Возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со статьями 11.4 - 11.7 настоящего Кодекса.

2. У лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения на образуемые земельные участки.

2. Землю могут изъять под муниципальные нужды.

Источник

Статья 56.3. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:

1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);

2) утвержденными проектами планировки территории.

___________

С уважением, Дарья Алексеевна

Спросить