Есть ли необходимость арендаторам нежилых помещений (арендуемых у г. Москвы)
Есть ли необходимость арендаторам нежилых помещений (арендуемых у г. Москвы), заключать договора аренды ЗЕМЛИ и/или оплачивать земельный налог (в договоре аренды помещений не предусмотрено заключение земельно-правовых отношений)?
Нет. Следует из контекста нижеследующей статьи.
Закон г. Москвы от 16 июля 1997 г. N 34
"Об основах платного землепользования в городе Москве"
(с изменениями от 29 сентября 1999 г., 11 мая 2001 г., 10 апреля 2002 г., 11 июня 2003 г.)
" Статья 6. Размеры платы
Размер регулярных земельных платежей для владельца, пользователя, арендатора земельного участка определяется как произведение площади земельного участка, соответствующей ставки регулярных земельных платежей и поправочных коэффициентов с учетом установленных законодательством льгот. При этом под земельным участком понимается часть городской территории, имеющая площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре Москвы.
Юридические и физические лица, обладающие правом собственности, правом хозяйственного ведения либо правом оперативного управления на расположенные на неделимом земельном участке здания, сооружения или помещения в них, уплачивают земельный налог либо, если они являются арендаторами земельного участка, на котором расположено здание, сооружение, арендную плату за пользование указанным земельным участком исходя из расчетных земельных площадей, равных произведению площади земельного участка и доли общих площадей (объемов) занимаемых ими помещений от соответствующей общей площади (объема) помещений, размещенных на данном земельном участке. При этом объемы помещений используются в расчетах в случае, когда высота помещений в одном и том же здании, сооружении различается более чем на 10 процентов. Размер уплачиваемого земельного налога (арендной платы) определяется как произведение соответствующей расчетной земельной площади, ставки налога (ставки арендной платы) и установленных в соответствии с настоящим Законом коэффициентов с учетом льгот, право на которые имеет плательщик. Для юридических и физических лиц, обладающих правом аренды (субаренды) на указанные здания, сооружения или помещения в них, плата за пользование зданием, сооружением или помещением в них включает плату за пользование земельным участком, на котором расположено здание, сооружение, а в случае, если это установлено федеральным законом либо предусмотрено договором аренды (субаренды) здания, сооружения или помещения в них, указанные лица уплачивают арендную плату за пользование соответствующим земельным участком. При этом размер уплачиваемой арендной платы за используемый земельный участок, а также расчетные земельные площади определяются в порядке, установленном настоящей статьей. В случае если в плату за пользование зданием, сооружением или помещением в них включена плата за пользование земельным участком, на котором расположено здание, сооружение, последняя подлежит зачислению и учету в порядке, предусмотренном для взимания арендной платы по договору аренды земельного участка. Если арендатор (субарендатор) здания, сооружения или помещения в них уплачивает арендную плату за пользование земельным участком, на котором расположено здание, сооружение, либо плата за пользование земельным участком включается в плату за пользование зданием, сооружением или помещением в них и зачисляется в порядке, предусмотренном для взимания арендной платы по договору аренды земельного участка, то указанная арендная плата (плата за пользование земельным участком) засчитывается арендодателю здания, сооружения или помещения в них в счет земельного налога или арендной платы за пользование этим земельным участком. До межевания территории и регистрации прав вышеуказанных лиц на землю основанием для взимания регулярных земельных платежей является зарегистрированное в установленном порядке вещное право или право аренды (субаренды) на здания, сооружения или помещения в них. Размер платы в этом случае рассчитывается исходя из расчетной площади земельного участка, занимаемого соответствующим зданием, сооружением и необходимого для его использования, определяемой в соответствии со статьей 1 настоящего Закона".
"Письмо Госналогинспекции по г. Москве
от 15 апреля 1998 г. N 30-08/10371
"Разъяснение по применению Закона г. Москвы N 34 от 16.07.97
"Об основах платного землепользования в городе Москве"
Государственная налоговая инспекция по г. Москве в связи с многочисленными вопросами направляет разъяснение по применению Закона города Москвы от 16.07.97 г. N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве".
В части 2 статьи 5 вышеназванного Закона указано, что юридические и физические лица, обладающие соответствующими вещными правами или правами аренды (субаренды) на помещения в зданиях, строениях, сооружениях, расположенных на неделимом земельном участке, в случае, если в сумму арендной платы не включена плата за землю, платят регулярные земельные платежи, исходя из расчетных земельных площадей, равных произведению площади земельного участка и доли общих площадей (объемов) занимаемых этими лицами помещений от соответствующей общей площади (объема) помещений, размещенных на данном земельном участке. При этом объемы помещений используются в расчетах в случае, когда высота помещений в одном и том же здании, строении, сооружении различается более чем на 10 процентов. Размер регулярных земельных платежей определяется как произведение соответствующей расчетной земельной площади, ставки платежей и поправочных коэффициентов с учетом льгот, установленных для каждого индивидуального плательщика. До установления уполномоченным органом городской администрации границ земельных участков в микрорайоне или квартале (межевание территории) размер регулярных земельных платежей для вышеуказанных юридических и физических лиц определяется исходя из площадей земельных участков, равных удвоенной площади застройки соответствующего здания, строения и сооружения.
Данной формулировкой (ч.2 ст.5) руководствуются Комитеты по земельным ресурсам и землеустройству г. Москвы при определении используемых земельных площадей собственниками или арендаторами (субарендаторами) зданий, помещений, сооружений.
Исчисление земельного налога арендаторами зданий, помещений и сооружений производится на основании площадей, указанных Москомземом в документах, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельными участками (письмо ГНИ по г.Москве от 08.06.95 N 11-13/8663), а также списков юридических лиц и граждан-плательщиков земельного налога, составленных Москомземом (на магнитных носителях) на основе данных государственного земельного кадастра, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.95 N 876 "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю".
Кроме того, в г.Москве в соответствии с постановлением правительства г.Москвы N 77 от 25.01.94 "О ходе работ по регистрации землепользователей и обеспечению взимания платы за землю" исчисление земельного налога может производиться и на основании Деклараций о факте использования земельных участков. Декларация заполняется землепользователем (арендатором здания, сооружения, строения, помещения), который несет ответственность за указанные в ней сведения.
Земельный налог арендаторам зданий, помещений и сооружений не начисляется при отсутствии документов, удостоверяющих право собственности на землю, или декларации о факте использования земельного участка, а также при отсутствии в списках Москомзема как плательщика земельного налога. При выявлении таких неплательщиков налоговые органы сообщают о них в Государственную земельную инспекцию, поскольку использование земельных участков без зарегистрированных в установленном порядке прав влечет применение санкций в соответствии с законами Российской Федерации и Москвы (ст.2 Закона г. Москвы N 34).
Согласно статье 9 вышеуказанного Закона г. Москвы изменились сроки уплаты земельного налога юридическими лицами. В 1998 году юридическими лицами земельный налог уплачивается поквартально равными долями не позднее 20 числа последнего месяца квартала.
Сроки уплаты земельного налога физическими лицами остались прежними (не позднее 15 сентября и 15 ноября).
Не изменились и сроки представления юридическими лицами расчетов по земельному налогу (ежегодно не позднее 1 июля), а по вновь отведенным земельным участкам расчеты налога представляются в течение месяца с момента их предоставления.
Начисление земельного налога в карточках лицевых счетов юридических лиц-плательщиков налоговыми органами производится по 4 срокам после представления расчетов.
За несвоевременную уплату юридическими лицами-плательщиками земельного налога по срокам (не позднее 20 марта, 20 июня, 20 сентября и 20 декабря) начисляется пени в размере 0,3 процента за каждый день просрочки.
В соответствии со статьей 12 Закона г. Москвы от 16 июля 1997 N 34 установленные местными представительными органами власти льготы не предоставляются в случае, когда плательщик, имеющий право на льготы по земельному налогу, передает здания, сооружения и помещения в аренду или в субаренду. При передаче части указанной недвижимости эти льготы не применяются в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, субаренду.
С 1 января 1998 года в соответствии со статьей 15 Закона г.Москвы от 16.07.97 N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве" действуют следующие нормы отвода земельных участков:
- под приусадебные участки индивидуальной жилой застройки в границах Московской кольцевой автодороги (индивидуальный жилищный фонд с личным подсобным хозяйством) - 0,06 га
- под приусадебные участки индивидуальной жилой застройки за границами МКАД - 0,12 га.
Заместитель начальника
инспекции
Государственный советник
налоговой службы III ранга А.А.Глинкин"
Спросить