Учет и налогообложение индивидуального предпринимателя без сотрудников в соответствии с ТРАДИЦИОННОЙ системой и включение арендных платежей в расходы - нормативные требования

• г. Москва

1) Должен ли индивидуальный предприниматель, работающий без cотрудников, ведущий учет по ТРАДИЦИОННОЙ системе в соответствии с.

Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утв. приказом Минфина

РФ и МНС РФ от 13 августа 2002 г. N 86 н/БГ-3-04/430)

вести кроме журнала кассира-операциониста еще и кассовую книгу по форме КО-4, а также КМ-6 "Справка-отчет кассира-операциониста", и прочих подобных документов и согласно каким нормативным документам он обязан (или не обязан) это делать?

2) Если индивидуальный предприниматель взял в аренду помещение, используемое для осуществления предпринимательской деятельности (и,соответственно, оплачивал арендные платежи) в апреле, а доход начал получать только в июле того же года, имеет ли он право включать арендные платежи за апрель-июнь в расходы для целей налогообложения, и если имеет, то в каком периоде - в 3 квартале?

Читать ответы (1)

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Рекламируй свои любые услуги бесплатно
на nem.com
Ответы на вопрос (1):

Обязанность составления первичных учетных документов для юридических лиц и

применения в этих целях унифицированных форм, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ, установлена ст.9 Закона РФ "О бухгалтерском

учете".

Пунктом 2 ст.9 этого закона установлено, что граждане, осуществляющие

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет

доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством

Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.54 Налогового Кодекса РФ определено, что индивидуальные

предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на

основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке,

определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

На основании этой нормы был принят Порядок учета доходов и расходов и

хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей

(утв. приказом Минфина РФ и МНС РФ от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430).

Учет хозяйственных операций включает в себя и их документирование. Поэтому

Минфином РФ (совместно с МНС) в п.9 Порядка установлено, что

" Выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением

предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными

документами.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме,

содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации,

утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по

согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством

экономического развития и торговли Российской Федерации".

Таким образом, на предпринимателей распространена обязанность составлять

первичные учетные документы по тем же унифицированным формам, которые

применяются юридическими лицами.

Однако, легко заметить, что круг документируемых операций для юридических лиц и

предпринимателей не тождественен. Для предпринимателей он ограничен случаями

"выполнения хозяйственных операций,связанных с осуществлением

предпринимательской деятельности", тогда как юридические лица, согласно Закону о

бухучете, документируют все свои операции независимо от их связи с

предпринимательской деятельностью.

Ведение кассовой книги связано не с выполнением хозяйственных операций, а с

осуществлением контроля организаций за ведением документооборота и сохранностью

денежных средств в своей кассе. Обязанность организаций иметь кассу и вести

кассовую книгу содержится в пункте 3 Порядка ведения кассовых операций

Российской Федерации (утвержден решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40), который распространяется только на юридических лиц.

Таким образом, не существует нормативного акта, обязывающего предпринимателя

иметь кассу (в виде подразделения или уполномоченного сотрудника-кассира) и вести

кассовую книгу. Сама же кассовая книга является не первичным, а сводным учетным

документом (в ней содержится список оплаченных в кассе первичных документов, а

также остатки на начало и конец каждого дня). С помощью кассовой книги

хозяственные операции не выполняются (этой цели служат кассовые ордера), а всего

лишь контролируются.

Итог: ведение кассовой книги и всех видов документов, связанных с наличием "кассы"

(как структурного подразделения) или кассира, но не связанных с выполнением

хозяственных операций, для предпринимателя не требуется.

Впрочем, никто не запрещает предпринимателю принять на работу кассира и по своему

желанию использовать в качестве формы контроля за его работой кассовую книгу, акты

инвентаризации кассы, книги учета кассовых ордеров и прочие формы документов.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ

"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных

расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", организации (за

исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели,

применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию.

Поэтому документация, связанная с применением ККМ, ведется независимо от

"выполнения хозяственных операций", а просто для регистрации обстоятельств,

указанных в соответствующих формах.

Согласно п.1 ст.4 рассматриваемого закона, требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.

Обязанность ведения книги кассира-операциониста вытекает из Типовых правил

эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с

населением" (Письмо Минфина РФ от 30 августа 1993 г. N 104). Сами эти правила

изданы на основании п.13 Положения по применению контрольно-кассовых машин, утв.

Постановлением СМ РФ от 30 июля 1993 г. N 745.

Справка - отчет кассира-операциониста (форма N КМ-6) применяется для составления отчета кассира-операциониста о показаниях счетчиков контрольно-кассовой машины и выручке за рабочий день (смену).

Справка-отчет ежедневно составляется в одном экземпляре кассиром-операционистом, который его подписывает и вместе с выручкой сдает по приходному ордеру старшему (главному) кассиру или руководителю организации. В небольших организациях с одной-двумя кассами кассир-операционист сдает деньги непосредственно инкассатору банка. Сдача денег в банк отражается в отчете.

Выручка за рабочий день (смену) определяется по показаниям суммирующих денежных счетчиков на начало и конец рабочего дня (смены) за вычетом суммы денег, возвращенной покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, и подтверждается соответствующими подписями заведующих отделами. В приеме и оприходовании денег по кассе в отчете подписываются старший кассир и руководитель организации.

Справка-отчет служит основанием для составления сводного отчета "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации" (форма N КМ-7).

Исходя из указаний по применению этой формы видно, что документ оформляет передачу денег кассиром в кассу организации. Если предприниматель не организовал у себя кассу, то данная операция отсутствует, и нет оснований для составления подобного документа.

Из вашего вопроса ясно также, что у вас нет и кассира-операциониста (сам предприниматель таким лицом не может быть признан).

Вместо журнала кассира-операциониста вы должны применять Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККМ, работающих без кассира-операциониста (форма N КМ-5)

Форма этого журнала применяется в организациях, работающих без кассира-операциониста (в случае установки ККМ на прилавках магазинов или для работы официанта), для учета операций по приходу наличных денег (выручки) по каждой контрольно-кассовой машине, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков.

Спросить
Пожаловаться

Москва - онлайн услуги юристов

Елена
13.04.2014, 05:57

Каким образом вести учет доходов и расходов при работе по УСН 6% без первичных документов?

Планирую работать по УСН 6% , но (!) первичных документов, являющихся основанием поступлений денег на мой предпринимательский счёт, у меня не будет: счёт-фактур, приходных ордеров, Договоров с контрагентами и пр, в силу специфики работы (интернет). Достаточно ли при таком раскладе указывать в книге учёта доходов и расходов, ТОЛЬКО данные из распечаток по моему предпринимательскому счёту? – где все поступления являются налогооблагаемой базой? И, являются ли подобные выписки ПЕРВИЧНЫМИ документами? Для сведения: 1. Письмо Минфина от 07.10.2013 № 03-11-11/41441 Статьей 346.24 Кодекса установлено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135 н. Следовательно, данная Книга может являться подтверждением дохода, полученного индивидуальным предпринимателем, от предпринимательской деятельности. Вместе с тем налогоплательщики - индивидуальные предприниматели обязаны подтверждать размер полученных доходов соответствующими первичными документами, к которым относятся, в частности, платежные документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие факт уплаты денежных средств (приходный кассовый ордер, банковские выписки о перечислении денежных средств), договора купли-продажи с физическими лицами и другие документы, связанные с установлением порядка и размера оплаты, и иные первичные документы. 2. О Порядке ведения Книги учетов доходов и расходов (Приложение N 2 к приказу Министерства финансовРоссийской Федерацииот 22.10.2012 N 135 н), п.1.1. говорится: «1.1. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее — налогоплательщики), ведут Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — Книга учета доходов и расходов), в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.»
Читать ответы (1)
Виталий
25.06.2008, 23:01

Как правильно декларировать доход от продажи склада - по налогу на доходы с вычетом расходов или по УСНО?

Я индивидуальный предприниматель, работаю по упрощеной системе налогообложения. В январе 2006 г. приобрел склад для осуществления предпринимательской деятельности. При налогообложении доходов от предпринимательской деятельности за 2006 г. в расходы затраченная сумма на приобретение склада не включалась. В 2007 г. склад был продан. Каким образом я должен продекларировать доход полученый от продажи склада, по налогу на доходы с применением вычета или по УСНО.
Читать ответы (1)
Николай
14.04.2006, 19:24

Перечень документов, которые должен представить индивидуальный предприниматель в налоговую инспекцию за 1 квартал 2006 года

Какие документы в форме отчета должен представить индивидуальный предприниматель в налоговую инспекцию за 1 квартал 2006 года? Если не трудно перечислите их. Индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходов и пред. Деятельность еще не начал. Заранее благодарю. Всего доброго!
Читать ответы (1)
Ольга
22.03.2006, 12:21

Индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходов и пред.

Какие документы (декларации) в форме отчета должен представить индивидуальный предприниматель в налоговую инспекцию за 2005 год и за 4 квартал 2005 года? Если не трудно перечислите их. Индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходов и пред. Деятельность еще не начал (нулевые декларации). Заранее благодарю.
Читать ответы (1)
Ирина
30.09.2012, 04:01

Вопрос: Из какой тогда суммы будут высчитывать 1/4 алиментов?

Столкнулся с непростым вопросом по алиментам. В следствие того, что по ИП у меня обязательный вмененный доход высчитать его не представляется возможным. Следовательно налоговые органы справку о доходах дать не смогут и уж тем более справку 2 НДФЛ. Максимум это моя декларация по налоговым сборам которую я подавал за первые 3 месяца. В соответствии с п. 2 ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода (3 месяца) на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации. Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден Приказом Минфина России N 86 н и МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002. Согласно п. 4 ст. 346.26 Кодекса уплата индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход как в принципе у меня и выходит). В связи с этим указанный Порядок учета доходов индивидуальными предпринимателями, являющимися налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, не применяется, что определено в п. 3 Порядка. Законодательство о налогах и сборах не предусматривает обязанность индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вести учет доходов в целях, не связанных с налогообложением. Индивидуальный предприниматель, являющийся налогоплательщиком единого налога на вмененный доход, вправе но не обязан использовать для подтверждения полученных доходов документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.-чего у меня нет) Из чего следует что судить о моей деятельности можно лишь по расчетному счету... в свою очередь расчетный счет не может являться явным отображением моего дохода, так как это оборотные средства. Вопрос: Из какой тогда суммы будут высчитывать 1/4 алиментов?
Читать ответы (1)
Александр
19.05.2009, 15:27

12.2008 г. Минфин утвердил новую форму названной книги (Приказ от 31.12.2008 г. № 154 н).

Помогите, пожалуйста, определиться с формой книги учета доходов и расходов. ИП 6% должен был предоставить в налоговую книгу учета доходов и расходов за 2008 год. 31.12.2008 г. Минфин утвердил новую форму названной книги (Приказ от 31.12.2008 г. № 154 н). Приказ минфина вступил в действие в апреле 2009 г. По какой форме (новой или старой) ИП должен сдать эту книгу за 2008 год в мае 2009 г.?
Читать ответы (1)
Елена
14.01.2010, 10:46

Обязан ли индивидуальный предприниматель, работающий по ОСНО, вести книгу учета доходов и расходов?

Обязан ли индивидуальный предприниматель, работающий по ОСНО, вести книгу учета доходов и расходов? Если да,то какой законодательный акт это регулирует. Заранее спасибо!
Читать ответы (1)
Наталия
05.02.2020, 11:24

Как исчисляется доход при патентной системе налогообложения для получения пособий на детей?

Я ИП, имею продовольственный киоск, система налогообложения - патент. Обратилась в соц. защиту для начисления пособий на детей, так являюсь еще многодетной мамой. Предоставила Книгу учета доходов, в соответствии с требованиями законодательства по форме ее заполнения. В книге есть графа - доходы. В моем случаи это выручка по отчету ККМ. Графы расходов в книге нет. Работники соцзащиты сказали, что мой доход превышен, так как при исчислении дохода на душу, они берут ДОХОД из книги учета доходов и делят на количество членов семьи. Вопрос как должен исчисляться доход на каждого члена семьи при патентной системе налогообложения, если книга учета доходов не содержит графы Расходы и по сути органы соцзащиты причисляют мне в доход ВЫРУЧКУ от реализации продовольственных товаров.
Читать ответы (1)
Ольга Борисова
19.02.2006, 09:09

Если я, например, купила для продажи картридж, то номер счета и есть номер первичного документа?

Я подала документы на регистрацию как индивидуального предпринимателя (по упрощенной системе налогообложения). Мне не очень понятно, какие подотчетные документы я должна вести в процессе предпринимательской деятельности? Скачала из Интернета книгу учета расходов и доходов, не пойму, как ее заполнять, ведь для учета доходов и расходов там для квартала только 9 строк. А что если операций будет больше? И что значит номер первичного документа? Если я, например, купила для продажи картридж, то номер счета и есть номер первичного документа?
Читать ответы (1)
Наталья Михайловна
21.09.2008, 18:00

Каким образом следует оформлять отношения с родителями учеников, составлять договор?

Хочу зарегестрироваться как индивидуальный предприниматель, чтобы заниматься индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, а именно, проводить занятия по физике с целью подготовки школьников для поступления в ВУЗ. Занятия будут проводиться непосредственно в школе, в форме дополнительных уроков вне расписания. Читала, что индивидуальный предприниматель, применяющий упрощённую схему налогообложения, должен вести книгу учёта доходов и расходов на основе первичных документов. Что в данной ситуации является первичным документом? Каким образом следует оформлять отношения с родителями учеников, составлять договор?
Читать ответы (1)
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за 5 минут
спросить
Администратор печатает сообщение