
Учет и налогообложение индивидуального предпринимателя без сотрудников в соответствии с ТРАДИЦИОННОЙ системой и включение арендных платежей в расходы - нормативные требования
1) Должен ли индивидуальный предприниматель, работающий без cотрудников, ведущий учет по ТРАДИЦИОННОЙ системе в соответствии с.
Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утв. приказом Минфина
РФ и МНС РФ от 13 августа 2002 г. N 86 н/БГ-3-04/430)
вести кроме журнала кассира-операциониста еще и кассовую книгу по форме КО-4, а также КМ-6 "Справка-отчет кассира-операциониста", и прочих подобных документов и согласно каким нормативным документам он обязан (или не обязан) это делать?
2) Если индивидуальный предприниматель взял в аренду помещение, используемое для осуществления предпринимательской деятельности (и,соответственно, оплачивал арендные платежи) в апреле, а доход начал получать только в июле того же года, имеет ли он право включать арендные платежи за апрель-июнь в расходы для целей налогообложения, и если имеет, то в каком периоде - в 3 квартале?

Обязанность составления первичных учетных документов для юридических лиц и
применения в этих целях унифицированных форм, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ, установлена ст.9 Закона РФ "О бухгалтерском
учете".
Пунктом 2 ст.9 этого закона установлено, что граждане, осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет
доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством
Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.54 Налогового Кодекса РФ определено, что индивидуальные
предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на
основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке,
определяемом Министерством финансов Российской Федерации.
На основании этой нормы был принят Порядок учета доходов и расходов и
хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей
(утв. приказом Минфина РФ и МНС РФ от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430).
Учет хозяйственных операций включает в себя и их документирование. Поэтому
Минфином РФ (совместно с МНС) в п.9 Порядка установлено, что
" Выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными
документами.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме,
содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации,
утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по
согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством
экономического развития и торговли Российской Федерации".
Таким образом, на предпринимателей распространена обязанность составлять
первичные учетные документы по тем же унифицированным формам, которые
применяются юридическими лицами.
Однако, легко заметить, что круг документируемых операций для юридических лиц и
предпринимателей не тождественен. Для предпринимателей он ограничен случаями
"выполнения хозяйственных операций,связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности", тогда как юридические лица, согласно Закону о
бухучете, документируют все свои операции независимо от их связи с
предпринимательской деятельностью.
Ведение кассовой книги связано не с выполнением хозяйственных операций, а с
осуществлением контроля организаций за ведением документооборота и сохранностью
денежных средств в своей кассе. Обязанность организаций иметь кассу и вести
кассовую книгу содержится в пункте 3 Порядка ведения кассовых операций
Российской Федерации (утвержден решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40), который распространяется только на юридических лиц.
Таким образом, не существует нормативного акта, обязывающего предпринимателя
иметь кассу (в виде подразделения или уполномоченного сотрудника-кассира) и вести
кассовую книгу. Сама же кассовая книга является не первичным, а сводным учетным
документом (в ней содержится список оплаченных в кассе первичных документов, а
также остатки на начало и конец каждого дня). С помощью кассовой книги
хозяственные операции не выполняются (этой цели служат кассовые ордера), а всего
лишь контролируются.
Итог: ведение кассовой книги и всех видов документов, связанных с наличием "кассы"
(как структурного подразделения) или кассира, но не связанных с выполнением
хозяственных операций, для предпринимателя не требуется.
Впрочем, никто не запрещает предпринимателю принять на работу кассира и по своему
желанию использовать в качестве формы контроля за его работой кассовую книгу, акты
инвентаризации кассы, книги учета кассовых ордеров и прочие формы документов.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", организации (за
исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели,
применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию.
Поэтому документация, связанная с применением ККМ, ведется независимо от
"выполнения хозяственных операций", а просто для регистрации обстоятельств,
указанных в соответствующих формах.
Согласно п.1 ст.4 рассматриваемого закона, требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.
Обязанность ведения книги кассира-операциониста вытекает из Типовых правил
эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением" (Письмо Минфина РФ от 30 августа 1993 г. N 104). Сами эти правила
изданы на основании п.13 Положения по применению контрольно-кассовых машин, утв.
Постановлением СМ РФ от 30 июля 1993 г. N 745.
Справка - отчет кассира-операциониста (форма N КМ-6) применяется для составления отчета кассира-операциониста о показаниях счетчиков контрольно-кассовой машины и выручке за рабочий день (смену).
Справка-отчет ежедневно составляется в одном экземпляре кассиром-операционистом, который его подписывает и вместе с выручкой сдает по приходному ордеру старшему (главному) кассиру или руководителю организации. В небольших организациях с одной-двумя кассами кассир-операционист сдает деньги непосредственно инкассатору банка. Сдача денег в банк отражается в отчете.
Выручка за рабочий день (смену) определяется по показаниям суммирующих денежных счетчиков на начало и конец рабочего дня (смены) за вычетом суммы денег, возвращенной покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, и подтверждается соответствующими подписями заведующих отделами. В приеме и оприходовании денег по кассе в отчете подписываются старший кассир и руководитель организации.
Справка-отчет служит основанием для составления сводного отчета "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации" (форма N КМ-7).
Исходя из указаний по применению этой формы видно, что документ оформляет передачу денег кассиром в кассу организации. Если предприниматель не организовал у себя кассу, то данная операция отсутствует, и нет оснований для составления подобного документа.
Из вашего вопроса ясно также, что у вас нет и кассира-операциониста (сам предприниматель таким лицом не может быть признан).
Вместо журнала кассира-операциониста вы должны применять Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККМ, работающих без кассира-операциониста (форма N КМ-5)
Форма этого журнала применяется в организациях, работающих без кассира-операциониста (в случае установки ККМ на прилавках магазинов или для работы официанта), для учета операций по приходу наличных денег (выручки) по каждой контрольно-кассовой машине, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков.
СпроситьМосква - онлайн услуги юристов


Как правильно декларировать доход от продажи склада - по налогу на доходы с вычетом расходов или по УСНО?

Перечень документов, которые должен представить индивидуальный предприниматель в налоговую инспекцию за 1 квартал 2006 года

Индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходов и пред.

Вопрос: Из какой тогда суммы будут высчитывать 1/4 алиментов?

12.2008 г. Минфин утвердил новую форму названной книги (Приказ от 31.12.2008 г. № 154 н).

Обязан ли индивидуальный предприниматель, работающий по ОСНО, вести книгу учета доходов и расходов?

Как исчисляется доход при патентной системе налогообложения для получения пособий на детей?

Если я, например, купила для продажи картридж, то номер счета и есть номер первичного документа?
