Организация адаптированного обучения детей с разными категориями ОВЗ в одном классе с учащимися разных классов - возможность деления на группы и нормативные документы
199₽ VIP

• г. Оренбург

Можно ли включать в один класс адаптированного обучения детей с разными категориями ОВЗ: умственная отсталость и позднооглошим ребенком с умственной отсталостью, если в этом классе учащиеся 3,5,7,8 классов?

Допустимо ли для организации образовательного процесса делить класс на две группы (3, 5 и 7,8 классы) по 2 человека в каждой группе?

Какие документы определяют данную норму?

Читать ответы (3)
Ответы на вопрос (3):

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации"

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Согласно части 11 данной статьи образовательная организация должна создать специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций".

Методические рекомендации

по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"

Методические рекомендации

по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(разработаны в рамках Государственного контракта от "10" апреля 2014 г. № 07.028.11.0005 "Повышение квалификации руководителей и педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ по вопросам реализации федерального государственного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы")

В этих Методических рекомендациях сказано:

При комплектации классов (ступеней) кроме возраста учитываются особенности психофизического развития детей и степень их потребности в уходе, присмотре и посторонней помощи. В каждом классе (на ступени) могут быть представлены дети, имеющие нарушения различной этиологии и степени тяжести
.

Вам нужно руководствоваться вышеуказанными Методическими рекомендациями. Как таково нет запрета на включение в один класс адаптированного обучения детей с разными категориями ОВЗ: умственная отсталость и позднооглошим ребенком с умственной отсталостью, если в этом классе учащиеся 3,5,7,8 классов.

Норму же определяет сама школа, та как согласно статьи 28 федерального закона Об образовании в РФ №273-ФЗ -

1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Спросить
Это лучший ответ (выбран автоматически)

Это допустимо.

В соответствии с п.1.7 Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599, удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается в том числе организацией обучения в разновозрастных классах (группах).

В соответствии с пп.33-36 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. N 115, допускается совместное обучение детей с различными патологиями, деление классов на отделения, а также совместное обучение детей с задержкой психического развития и обучающихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития;

совместное обучение по образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью и обучающихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в один класс).

А из принципа автономии, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ), вытекает право образовательного учреждения самостоятельно определять его структуру и формировать группы.

Ссылки:

1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026

ivo.garant.ru

2.Федеральный государственный образовательный стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599.

ivo.garant.ru

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. N 115.

ivo.garant.ru

Спросить

Здравствуйте Светлана Васильевна!

Ваша позиция понятна. Таких вопросов к юристам поступает достаточно много.

Но при этом надо учитывать и позицию государства, которое заявило о необходимости инклюзивного образования, т.е. такой формы обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.

По определению ст.2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей̆ и индивидуальных возможностей̆

Регламентация этого положения закона в Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Допустимо ли для организации образовательного процесса делить класс на две группы (3, 5 и 7,8 классы) по 2 человека в каждой группе?

Допустимо.

Приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" определяет, что

21. При наличии необходимых условий (кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий) возможно деление классов на группы при проведении учебных занятий, курсов, дисциплин (модулей)...

При проведении учебных занятий в малокомплектных Организациях допускается объединение в группы обучающихся по образовательным программам начального общего образования из нескольких классов.

"Можно ли включать в один класс адаптированного обучения детей с разными категориями ОВЗ"

Можно, так как еще на начальном этапе внедрения инклюзивного образования Письмом Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) было предусмотрено группирование в одном классе детей с различными отклонениями

Спросить