Заголовок - Должны ли стороны назначить экспертизу и что делать покупателю, после того как Роспотребнадзор ответил о праве обратиться в суд?
199₽ VIP
Покупатель приобрел в магазине бытовую технику (стиральную машину), у которой после доставки через день был выявлен недостаток при первой стирке - потемнело стекло.
Покупатель обратился к продавцу с претензией с целью возврата денежных средств.
Продавец отказал, после чего покупатель направил в Роспотребнадзор жалобу на продавца.
Роспотребнадзор ответил покупателю о том, что он имеет право обратиться в суд за нарушенное право с требованием возврата денежных средств и компенсации морального вреда.
Вопрос: законные ли действия Роспотребнадзора и должны ли стороны назначить экспертизу и что делать в данном случае покупателю? С каким иском?
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей)
Если вы уже прошли претензионный порядок, подавайте иск в суд.
СпроситьЗдравствуйте уважаемый Максим Станиславович!
В данном конкретном вашем случае в целом предусмотрен особый порядок возврата и обмена технически сложных товаров, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 № 924.
В этой связи Вы как потребитель вправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы независимо от того, насколько существенными, если требования были предъявлены в течение пятнадцати дней со дня его передачи потребителю (абз. 8 п. 1 ст.18 Закона о защите прав потребителей, пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17).
Соответственно в случае обнаружения дефекта стиральной машины, препятствующего нормальной эксплуатации, Вы имеете право вернуть товар ненадлежащего качества. В этом случае продавец обязан вернуть стиральную машину за полную стоимость или предоставить аналогичную модель.
Вместе с тем организация или индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счёт.
В противном случае Вы вправе предъявить иск о защите прав потребителей и взыскания денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами (ст.395 ГК РФ), штрафа, компенсации морального вреда (ст.151 ГК РФ), в судебном порядке (ст.131-132 ГПК РФ).
*При необходимости можете обратиться к любому из юристов портала 9111 для содействия и подготовки правовых документов (ст.779 ГК РФ оказание юр.услуг).
Рад был Вам помочь!
Уважаемый Максим Станиславович!
СпроситьВ соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"-
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Как видите, если межу покупателем и продавцом возник спор о причинах недостатков этой стиральной машины, то продавец должен за свой счет произвести экспертизу стиральной машины для выявления причин этого недостатка.
Что касается: законны ли действия Роспотребнадзора? Ответ покупатель получил от Роспотребнадзора. Ответ, конечно формальный, но за такой ответ, к сожалению не получится прилечь к ответственности Роспотребнадзор
Стиральная машина согласно Постановлению Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 (ред. от 27.03.2019) "Об утверждении перечня технически сложных товаров" относится к технически сложному товару
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
Покупатель может обратиться в суд по своему месту жительства (ст 29 ГПК РФ) с иском стст 131-132 ГПК РФ О возврате денежных средств и компенсации морального вреда .
СпроситьДобрый день.
Насчет Роспотребнадзора
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 N 322
"Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"
5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
В вашей ситуации ваша жалоба рассмотрена и дан ответ - обращайтесь в суд. Никаких нарушений с их стороны.
Что касается продавца, то он обязан был провести экспертизу качества товара согласно ст.18 Закона о защите прав потребителей
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
Поскольку проверку качества, судя по всему, они не проводили, вашу претензию не удовлетворили, то нужно обращаться в суд с иском о расторжении договора купли-продажи, возврате уплаченных средств, неустойки, штрафа в размере 50% и компенсации морального вреда.
В рамках судебного процесса при необходимости ходатайствовать о проведении технической экспертизы.
СпроситьЗдравствуйте Максим Станиславович
1. При обращении потребителя в Роспотребнадзор он мог обратиться в защиту потребителя в суд, при обращении в орган группой лиц потребителей, поэтому спорный вопрос.
В соответствии с п.7 ст.40 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) "О защите прав потребителей"Орган государственного надзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей)
___
2.) После принятия жалобы от потребителя, продавец стиральной машины должен был доставить товар и назначить экспертизу в течении 10 дней (п.5 ст.18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023)
Правовая основа ответа
В соответствии с п.1 ст.18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) "О защите прав потребителей"В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение
существенного недостатка товара;
___
Потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы в отношении технический сложного товара перечень которых указан в
Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 (ред. от 27.03.2019) "Об утверждении перечня технически сложных товаров" в который входит стиральная машина
__
В соответствии с п.5 ст.18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) "О защите прав потребителей"В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет.
Экспертиза товара проводится в сроки, установленные
статьей 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
___
Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
___
Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.
___
3) Что делать потребителю?
А. По жалобе потребителя на отказ от товара и возврата денег, был получен отказ от продавца
Б. Можно готовить иск в суд в рамках ст.131-132 ГПК РФ " о расторжении дкп, возврата денег, взыскание штрафа 50 % от стоимости товара, взыскание за каждый день просрочки возврата денег в размере 3% от стоимости товара и взыскание всех понесенных судебных расходов и убытков
Иск может быть направлен по выбору истца
В соответствии с п.22 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" , с п. 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей исковые заявления по данной категории дел предъявляются в суд по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации (ее филиала или представительства) или по месту жительства ответчика, являющегося индивидуальным предпринимателем
___
В суде нужно будет заявить о назначении судебной экспертизы для установления продажи некачественного товара в порядке ст.79 ГПК РФ.
___
В суд возможно привлечь орган Роспотребнадзор третьей стороной, чтобы орган дал свое заключение в суде, раз формально отнеся к жалобе
___
С уважением юрист Марьяна Николаевна
СпроситьДобрый вечер, Максим.
1)Смотрите, Роспотребнадзор немного поступил не правомерно, так как он должен наказать продавца, либо вынести предупреждение и обязать исправить данное нарушение.
2)Вы сейчас можете подать жалобу в прокуратуру на ответ Роспотребнадзора.
3)Параллельно этому, вы подаете заявление в суд.
4)Продавец обязан вернуть вам деньги (или возместить расходы на ремонт) в течение 10 дней со дня предъявления претензии. За каждый день задержки выполнения требования продавец (импортер или изготовитель) должен будет заплатить неустойку в размере одного процента от цены товара.
Заменить товар продавец обязан в течение семи дней, а если нужна дополнительная проверка качества товара продавцом, то в течение 20 дней.
5)В данному случае нарушено ваше право в соотвествии ст.18 Закона о защите прав потребителей, пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17.
6)продавец обязан был приехать, изъять у вас товар, провести экспертизу, что он не захотел делать.
7)ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ о замене товара ненадлежащего качества, взыскании
неустойки и компенсации морального вреда.
Либо о возврате денежных средств вместо замены, тут уже как вы хотите.
СпроситьСогласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 N 322
"Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"
5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:
5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Согласно ст.18 Закона о защите прав потребителей
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
СпроситьЗдравствуйте.
Вы не указали, по каким основаниям отказал продавец и каким образом.
Кроме того, невозможно оценить ответ Роспотребнадзора, не видя текста жалобы. Если дали формальный повод в жалобе для отказа, то Роспотребнадзор и воспользовался этим. А, скорее всего так и было, если в жалобе указано только, что продавец отказал в удовлетворении требования. Это означает для Роспотребнадзора, что:
1. Есть спор о праве, который решается в судебном порядке. Роспотребнадзор не занимается возвратом денег - не может обязать продавца это сделать, поскольку не обладает такими полномочиями.
2. Продавец свою обязанность по рассмотрению претензии исполнил - предоставил ответ (для Роспотребнадзора это важно).
3. В жалобе не указаны общие нарушения закона, то есть, информация о том, что продавец в целом нарушает права потребителей - не рассматривает претензии в установленные сроки, не предоставляет надлежащую информацию о товаре и т.п.
Полномочия Роспотребнадзора определены в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв.Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322.
В целом лично я не согласна с таким формальным подходом, но практика показывает, что госорганы сейчас все так работают.
Покупателю сейчас можно обращаться с иском в суд. Претензию он уже предъявлял, ответ получил, проверка качества или экспертиза в соответствии со ст.18 Закона о защите прав потребителей, как понимаю, продавцом не проводилась. Экспертизы, конечно, не избежать. Она будет судебной - либо по требованию ответчика, либо по ходатайству покупателя. По своей инициативе суд не будет ее назначать, поскольку ее оплачивает заинтересованное в ней лицо (в дальнейшем можно взыскать судебные расходы с проигравшей стороны).
Обратите внимание, что продавец не обязан проводить ни проверку качества, ни экспертизу. В ст.18 Закона указано:
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
То есть, проверка качества проводится при необходимости, а экспертиза - в случае возникновения спора о причинах недостатков (производственный брак или механическое повреждение). Как Вы понимаете, наличие необходимости может определять продавец. А спора о причинах недостатков на момент предоставления ответа на Вашу претензию еще не случилось. Все же, имеет значение, в связи с чем отказал продавец, и уже далее на этом строить свою позицию в иске. Иск - о защите прав потребителей. А требования в иске можно указать следующие - взыскать стоимость товара, убытки (если они возникли), неустойку в соответствии со ст.23 Закона за неудовлетворение требований, компенсацию морального вреда (истец определяет сам, а суд принимает решение об окончательной сумме) в соответствии со ст.15 Закона и штраф в соответствии со ст.13 Закона.
Если судебная экспертиза подтвердит наличие производственного брака, то суд удовлетворит требования (обычно, снижают неустойку и компенсацию морального вреда). Наличие существенного (неустранимого) недостатка в данном случае не важно, поскольку требования были предъявлены в пределах 15 дней с момента покупки.
С уважением.
Спросить