Облажение земельного участка налогом за нецелевое использование при отсутствии построенного дома - положены ли льготы и на какой период?

• г. Москва

Ответьте пожалуйста, я приобрела земельный участок для ПМЖ. Правомерно ли облажение земли налогом как за нецелевое использование т.к. на ней не построен дом и не введен в эксплуатацию с первого года покупки участка. Если льготы положены то на основании чего и на какой период? Большое спасибо.

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Думаю, что Вы спрашиваете именно об этом. С 2005г. вводится норма, распространяющаяся на налоговые правоотношения, возникшие с 2000г.

Закон РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1

"О плате за землю"

(с изменениями от 14 февраля, 16 июля 1992 г., 14 мая 1993 г., 9 августа 1994 г., 22 августа, 27 декабря 1995 г., 28 июня, 18 ноября, 31 декабря 1997 г., 21, 25 июля, 29 декабря 1998 г., 22 февраля, 31 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 24, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20, 22 августа, 29 ноября 2004 г.)

" Статья 8. Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).

Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.

В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.

Налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода (за исключением участков, указанных в части шестой настоящей статьи) взимается в двукратном размере.

Действие части пятой статьи 8 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 г.) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2000 г.

Налог за земли, предоставленные физическим лицам для индивидуального жилищного строительства или занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.

Налог на часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенных в городах и поселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы взимается в размере 15 процентов, а свыше двойной нормы - по полным ставкам земельного налога, установленного для городских земель.

Налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями), в пределах городской, поселковой черты устанавливается в размере 10 рублей за квадратный метр.

Налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества.

Земельный налог за земельные участки, приобретенные в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, взимается в двукратном размере в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока проектирования и строительства сумма земельного налога, уплаченного в течение периода проектирования и строительства сверх однократного размера земельного налога, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

Земельный налог за земельные участки, приобретенные в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, взимается в четырехкратном размере в течение периода проектирования и строительства, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Земельный налог за земельные участки, приобретенные в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, взимается в двукратном размере в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости".

По ранее действовавшим нормам -

"Определение Конституционного Суда РФ от 5 июня 2003 г. N 276-О

"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса мирового судьи 113 судебного участка города Санкт-Петербурга О.П.Михайловой о проверке конституционности части пятой статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и жалобы гражданина А.А.Жукова на нарушение его конституционных прав той же нормой"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей М.В.Баглая, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, В.О.Лучина, Ю.Д.Рудкина, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Л.Кононова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса мирового судьи 113 судебного участка города Санкт-Петербурга О.П.Михайловой и жалобы гражданина А.А.Жукова, установил:

1. В запросе мирового судьи 113 судебного участка города Санкт-Петербурга О.П.Михайловой, в производстве которой находится дело по исковому заявлению инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Курортному району города Санкт-Петербурга о взыскании с гражданина А.А.Жукова задолженности по налогу на землю и пени в сумме 18749 руб. 60 коп., и в жалобе гражданина А.А.Жукова оспаривается конституционность части пятой статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю", согласно которой налог на земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.

Как следует из представленных материалов, гражданин А.А.Жуков является собственником земельного участка размером 1600 кв.м в городе Зеленогорске Курортного района города Санкт-Петербурга, который был предоставлен ему в октябре 1992 года распоряжением городской администрации для строительства индивидуального жилого дома. С момента предоставления земельного участка А.А.Жуков осуществляет строительство жилого дома, однако до настоящего времени оно не закончено. В течение девяти лет А.А.Жуков ежегодно уплачивал земельный налог в соответствии с частью пятой статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и инструкциями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в размере 3% от ставки земельного налога; в июле 2001 года он получил уведомление инспекции об обязанности платить земельный налог в размере 100% ставки. Решением Зеленогорского районного суда города Санкт-Петербурга, оставленным без изменения кассационной и надзорной инстанциями, в удовлетворении жалобы А.А.Жукова на действия инспекции отказано.

В своих обращениях заявители утверждают, что часть пятая статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" в системной связи с частью первой той же статьи - в той мере, в какой она допускает взимание с граждан, не достроивших жилье на принадлежащем им земельном участке, земельного налога в большем размере, чем с граждан, завершивших строительство и зарегистрировавших право собственности на жилой дом, - противоречит статьям 19, 36, 40 (частям 1, 2), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации. Заявители считают также, что налоговые органы дают толкование закона, фактически многократно увеличивая размер налоговых обременений, принятых на практике до 2001 года, вопреки требованиям статей 1, 3 и 54 Налогового кодекса Российской Федерации; по их мнению, земельное законодательство устанавливает единый правовой режим как основание налогообложения для собственников земельных участков одного и того же целевого назначения, независимо от окончания строительства жилья и сроков сдачи его в эксплуатацию.

2. В письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27 апреля 2001 года налоговым органам со ссылкой на статью 4 Жилищного кодекса РСФСР разъяснялось, что незавершенный строительством и не принятый в эксплуатацию органами технического учета жилой дом не включается в понятие "жилищный фонд", в связи с чем до ввода дома в эксплуатацию льготное налогообложение в размере 3% от ставки земельного налога не должно распространяться на земельные участки, предоставленные для строительства жилого дома. Данное письмо по требованию Министерства юстиции Российской Федерации 23 апреля 2002 года отменено, однако аналогичное толкование рассматриваемой нормы было воспроизведено в практике налоговых органов, о чем свидетельствует письмо статс-секретаря заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам от 4 июня 2002 года.

В судебной практике, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 января 2001 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и законов ряда субъектов Российской Федерации о налоге с продаж, должно обеспечиваться конституционное истолкование подлежащих применению законоположений; при этом в силу статей 6, пункта 3 части первой статьи 43 и частей первой, второй и четвертой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженные в его решениях, обязательны для всех правоприменителей.

По смыслу статей 118 (части 1 и 2), 120, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, вопрос о том, какие именно нормы подлежат применению в конкретном деле, разрешается судом, рассматривающим дело. Осуществляя выбор подлежащей применению налоговой нормы, суд должен исходить из того, что выявленные им, в том числе при анализе разъяснений уполномоченных органов, неясности в силу пункта 7 статьи 3 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации должны толковаться в пользу налогоплательщика и исключать вину лица в совершении налогового правонарушения. Разрешение данного вопроса, как и вопроса о конкретизации тех или иных понятий, содержащихся в законе, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Кроме того, в процессе изучения представленных заявителями материалов было установлено, что Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определением от 13 февраля 2003 года по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации в связи с нарушением норм материального права отменила судебные решения, вынесенные по делу А.А.Жукова. В определении указывается, что часть пятая статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусматривает 3% ставки налога исходя из целевого назначения земли и прямо не связывает право на нее со сроками сдачи дома в эксплуатацию и регистрацией его в качестве жилого фонда. В соответствии со статьей 3 названного Закона размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, ссылка же на статью 4 Жилищного кодекса РСФСР ошибочна, поскольку эта норма не является налоговой. Кроме того, разъяснение Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, данное в письме от 4 июня 2002 года, не прошло регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, а потому неправомерно. Указанное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, таким образом, устранило неопределенность в понимании оспариваемой нормы и восстановило нарушенные права гражданина А.А.Жукова.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса мирового судьи 113 судебного участка города Санкт-Петербурга О.П.Михайловой и жалобы гражданина А.А.Жукова, поскольку данные обращения не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения признаются допустимыми.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным обращениям окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации В.Д.Зорькин

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации Ю.М.Данилов"

Спросить
Павел Валерьевич
31.01.2014, 09:46

Как перевести жилые дома в нежилые помещения и что необходимо для этого

У меня три земельных участка в собственности и два оформленных в собственность жилых дома, фактически объединенных в одно здание, используемое под магазин непродовольственных товаров, занимающий все три участка земли. Земельные участки в зоне ОД-1, но земля предоставлена для эксплуатации жилого дома. Дома построены с разрешением и введены в эксплуатацию как жилые. Я единственный собственник всех участков и домов, прописанных нет. Какова процедура перевода этих жилых домов в нежилые помещения? С чего начать?
Читать ответы (2)
Екатерина
14.04.2014, 13:41

Как оформить земельный участок и дом в собственность, полученные до 2001 года и не оформленные?

Земельный участок получен до 2001 года, но не оформлен в собственность. На участке построен дом (разрешение на строительство просрочено), но не введен в эксплуатацию. Как мне оформить земельный участок и дом в собственность?
Читать ответы (1)
Галина
08.12.2015, 17:21

Оправдано ли требование Администрации города о нецелевом использовании земли семьей сдавать комнаты отдыхающим

Правомерно ли требование Администрации города о нецелевом использовании земли в ситуации: земельный участок по кадастру земли населенных пунктов разрешенное использование ИЖС, на участке находится жилой дом 3 этажа S=250 м 2, в доме живет семья 2 человека, летом с июня по октябрь я сдаю комнаты отдыхающим.
Читать ответы (1)
Валентина
16.12.2014, 13:10

Нужно ли платить земельный налог за участок под индивидуальное жилое строительство без забора и незавершенного дома

Участок земли под индивидуальное жилое строительство, расположен в черте города, забором не огорожен. Нужно ли платить на него земельный налог, если дом на этом участке не построен и не введён в эксплуатацию?
Читать ответы (1)
Сергей
26.09.2007, 10:01

Нецелевое использование земельного участка с ретранслятором связи - необходимо ли его переводить в другую категорию?

Дополнение к вопросу 476427. В 1994 году админиттсрацией района была построена мачта ретранслятора на землях сельскохозяйственного назначения, проекта рекультивации не было, перевод осуществлен не был. Ретранслятор был введен в эксплуатацию. В 1996 году администрация передала этот ретранслятор нам для эксплуатации (вопрос о перевод земли также не был решен). В настоящее время Агентство кадастра объектов недвижимости наложило штраф за нецелевое использование данного зем. участка. Встал вопрос: Вообще необходимо ли переводить данный зем. участок в другую категорию, если на нем эксплуатируется объект связи.
Читать ответы (1)
Елена
15.11.2008, 13:39

Как проще и дешевле подарить дочери земельный участок и незавершенный дом? Варианты и возможные действия

Имею земельный участок под индивидуал. Жилищное строительство с 1995 года. Земля оформлена в собственность в 1995 году. На учаске построен дом, к которому подведены коммуникации. Дом в эксплуатацию не принят. Хочу подарить дом и землю дочери. Не знаю как поступить проще и дешевле. Подарить только землю, а дочь потом введет дом в эксплуатацию? Или сдать мне дом в эксплуатацию, а потом все сразу подарить дочери и землю и дом?
Читать ответы (1)
Светлана
18.12.2013, 08:41

Требуется изменение разрешённого использования земельного участка для строительства многоквартирного дома - порядок и последствия

Вопрос следующий планируется строить многоквартирный дом на земельном участке с категория земли населённых пунктов, разрешённое использование под эксплуатацию многоквартирного дома. Необходимо ли изменять разрешённое использование зам. участка? Если да то в каком порядке? И каковы последствия неизменения вида разрешённого использования? Спасибо.
Читать ответы (1)
Serg89
06.12.2014, 13:54

Передача в собственность и эксплуатация участка земли с построенным, но не введенным в эксплуатацию домом

Земля в собственности, на земельном участке построен дом, но в эксплуатацию не введен, но документы на строительство имеются. Могу ли я подарить сыну данный участок земли? Дом надо будет вводить в эксплуатацию или может сделать сын?
Читать ответы (2)
Игорь
04.01.2009, 19:24

Но там получил отказ на основании того, что дом не введён в эксплуатацию и следовательно земля под недострой не выделяется.

Здрвствуйте. В 1998 г приобрёл недостроенный жилой дом. В договоре купли-продажи так же указан земельный участок. В этом году решил оформить данный участок в собственность (выкупить), для чего обратился в местную городскую администрацию. Но там получил отказ на основании того, что дом не введён в эксплуатацию и следовательно земля под недострой не выделяется. У меня сделано межевание, имеется акт согласования площади, кадастровый план и т.д. Скажите, правомерны ли действия администрации и могу ли я всё таки получить данный участок в собственность. Дом в принципе построен и я там зарегистрирован. Имеется домовая книга. Спасибо.
Читать ответы (1)
Наталья
21.07.2014, 18:21

Возможность прописки и получение ипотеки на земельном участке в М.О., предназначенном для личного подсобного хозяйства

Земельный участок в М.О. - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. На участке построен дом. Можно ли в нем прописаться? Дадут ли под этот дом при покупке ипотеку?
Читать ответы (1)