Очень нужно (для учебы) комментарии к разделу 5 ГПК РФ касающиеся производства по делам с участием иностранных

• г. Снежинск

Очень нужно (для учебы) комментарии к разделу 5 ГПК РФ касающиеся производства по делам с участием иностранных лиц (в электронном виде или ссылки).

Спасибо.

Читать ответы (1)

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Рекламируй свои любые услуги бесплатно
на nem.com
Ответы на вопрос (1):

Александр, добрый день!

Вам нужен раздел 5 Гражданского процессуального кодекса РФ, а не Глава 5. Статья 398. Процессуальные права и обязанности иностранных лиц

1. Согласно ст. 3 Федерального закона от 31.05.02 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"*(98) под иностранным гражданином понимается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Лицом без гражданства признается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Под иностранными организациями понимаются созданные на территории иностранного государства юридические лица, а также организации, не являющиеся юридическими лицами (например, "partnership" - товарищество по праву). Международные организации - это созданные на основании международных договоров межгосударственные или межправительственные организации (ст. 2 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"*(99), в число учредителей (участников) таких организаций входят представители двух и более государств. Для всех перечисленных лиц ГПК вводит единое собирательное понятие - "иностранные лица".

Часть 1 комментируемой статьи предусматривает, что все перечисленные иностранные лица имеют право обращаться в федеральные суды общей юрисдикции и к мировым судьям для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. При этом ч. 1 комментируемой статьи не содержит обязательного требования о том, что для реализации этого права иностранные лица должны иметь место жительства (место нахождения) на территории Российской Федерации.

Особое внимание следует уделить проблеме подведомственности судам общей юрисдикции дел с участием иностранных лиц. Согласно ч. 2 и 3 ст. 22 ГПК суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным законом к ведению арбитражных судов. Таким образом, альтернативная подсудность дел по экономическим спорам с участием иностранных лиц, которая существовала до принятия ГПК и АПК, устранена. В настоящее время судам общей юрисдикции подведомственны дела с участием иностранных лиц, за исключением дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных организаций, международных организаций, организаций с иностранными инвестициями, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, при наличии тесной связи спорного правоотношения с территорией Российской Федерации, которые подведомственны арбитражным судам (ст. 27, 247 АПК).

2. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.

В развитие данного положения Конституции ч. 2 комментируемой статьи предоставляет иностранным лицам (как гражданам, так и организациям) национальный режим, уравнивая их в процессуальных правах и обязанностях с российскими гражданами и организациями. Предоставление национального режима носит безусловный характер и не требует от иностранных лиц внесения какого-либо имущества в обеспечение возможных судебных расходов. Данный подход базируется на положениях ст. 17 Конвенции по вопросам гражданского процесса (Гаага, 1954 г.), в которой участвует Российская Федерация, которая предусматривает, что от граждан, имеющих место жительства в одном из государств-участников конвенции и выступающих в судах другого государства-участника конвенции в качестве истцов или третьих лиц, не может быть потребовано никакого залога или обеспечения в какой бы то ни было форме на основании того, что они являются иностранцами или не имеют постоянного или временного места жительства в данной стране.

Это же правило применяется в отношении любых платежей, которые могли бы быть потребованы от истцов или третьих лиц в обеспечение судебных издержек.

Часть 2 комментируемой статьи содержит одну принципиальную новеллу: ст. 433 ГПК РСФСР предоставляла национальный режим только иностранным гражданам и лицам без гражданства. В отношении иностранных предприятий и организаций названная статья лишь предусматривала, что последние имеют право обращаться в суды общей юрисдикции, а для защиты своих интересов пользуются гражданскими процессуальными правами. В отношении таких организаций действовали принципы недискриминации и наибольшего благоприятствования.

Национальный режим, предоставленный иностранным лицам, означает, что они наравне с российскими гражданами и организациями имеют право обращаться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов; знакомиться с материалами дела, заявлять отводы и ходатайства, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, пользоваться услугами переводчика и вести дела в суде через представителей, использовать иные предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве процессуальные права, а также несут процессуальные обязанности. При намерении вести в суде дела через представителей иностранным лицам следует учитывать ограничение, закрепленное в п. 6 ст. 2 Закона об адвокатуре, согласно которому адвокаты иностранных государств могут осуществлять адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, в том числе выступать в суде в качестве представителей на основании договоров поручения, лишь при условии их регистрации Министерством юстиции РФ в специальном реестре. Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.

Частный случай действия в отношении иностранных лиц принципа национального режима закреплен в п. 7 совместного постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"*(100), согласно которому заявления иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц о признании недействительными актов государственных органов и органов местного самоуправления должны приниматься судами и рассматриваться в общем порядке.

Принцип национального режима, закрепленный в ч. 2 комментируемой статьи, содержится также в многочисленных двусторонних и многосторонних договорах, в которых участвует Российская Федерация. Так, согласно п. 2 ст. 1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993) граждане каждого из государств-участников конвенции, а также другие лица, проживающие на его территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру и иные учреждения других государств-участников, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данного государства. При этом названные лица освобождаются от уплаты и возмещения судебных и нотариальных пошлин и издержек, а также пользуются бесплатной юридической помощью на тех же условиях, что и собственные граждане.

3. Гражданское процессуальное законодательство относится к сфере публичного права. Гражданско-процессуальные нормы носят императивный характер и формируют публичный порядок принявшей их страны. Во всех судах общей юрисдикции РФ правосудие осуществляется по единообразной процедуре, поскольку п. "о" ст. 71 Конституции гражданско-процессуальное законодательство отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. В этой связи ГПК подчиняет порядок производства по делам с участием иностранных лиц (т.е. установленную законом процедуру рассмотрения и разрешения дел, подведомственных судам общей юрисдикции) правилам российского законодательства о судопроизводстве.

4. Часть 4 комментируемой статьи предоставляет Правительству РФ право устанавливать ответные ограничения (реторсии) в отношении процессуальных прав иностранных лиц тех государств, в судах которых ограничиваются процессуальные права российских граждан и организаций. В качестве примера такого ограничения можно привести следующий: иностранный закон может предусматривать обязанность истца, являющегося иностранным гражданином или организацией, по требованию ответчика до рассмотрения дела по существу предоставлять определенное имущество в обеспечение покрытия судебных расходов, которые может понести ответчик при отказе истцу в иске полностью либо в части (подобные нормы содержатся в законодательстве Германии, Австрии, Франции, Бельгии, Аргентины и др. стран).

Статья 399. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства

1. Под гражданской процессуальной правоспособностью иностранных граждан и лиц без гражданства понимается способность лица пользоваться судебной защитой на территории иностранного государства, право доступа к судебным учреждениям. Процессуальная дееспособность названных лиц - это способность своими действиями осуществлять процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности, быть истцом или ответчиком в суде, совершать юридически значимые процессуальные действия лично или через представителя.

Часть 1 комментируемой статьи в качестве общего правила закрепляет, что способность иностранных граждан и лиц без гражданства иметь и осуществлять гражданские процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности определяется их личным законом. Определение процессуальной право- и дееспособности на основании личного закона имеет место во многих государствах - например, во Франции, Италии, Германии.

2. Части 2-4 комментируемой статьи устанавливают правила определения личного закона иностранных граждан и лиц без гражданства. Для иностранных граждан таковым является право страны, гражданином которой такое лицо является (закон гражданства). В том случае, если иностранный гражданин имеет место жительства иное, чем та страна, гражданином которой он является, его личным законом является право страны, в которой гражданин имеет место жительства (закон домицилия). Согласно п. 1 ст. 20 ГК местом жительства гражданина является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Поскольку у лица без гражданства отсутствует прочная связь с каким-либо государством, то определить его личный закон возможно лишь по праву страны, где такое лицо имеет место жительства.

3. Часть 5 комментируемой статьи делает определенное отступление от закрепленного в ч. 1 правила определения гражданской дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства их личным законом и подчиняет момент возникновения процессуальной дееспособности иностранных граждан праву страны суда, т.е. российским процессуальным нормам. Например, иностранный гражданин 19 лет предъявил иск к ответчику, имеющему место жительства в Российской Федерации. Согласно личному закону этого гражданина, он будет признан полностью процессуально дееспособным при достижении 21 года. Однако, поскольку такой иск предъявлен в суд в Российской Федерации, иностранный гражданин на основании ч. 1 ст. 37 ГПК может быть признан процессуально дееспособным и на момент предъявления иска.

Статья 400. Процессуальная правоспособность иностранной организации и международной организации

1. Поскольку у юридических лиц и иных организаций процессуальная право- и дееспособность возникают одновременно, то в отношении таких образований принято говорить о процессуальной правоспособности.

К установлению коллизионных норм, с помощью которых возможно определить личный закон юридического лица, имеют место различные подходы. В ряде стран личный закон определяется местом учреждения юридического лица, в других - местом нахождения органов юридического лица, в третьих - местом осуществления основной деятельности юридического лица. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает, что личным законом организации считается право страны, в которой такая организация учреждена (т.н. закон инкорпорации).

Согласно п. 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.99 N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса"*(101) юридический статус иностранного юридического лица подтверждается, как правило, выпиской из торгового реестра страны происхождения. Юридический статус иностранных лиц может подтверждаться и иными эквивалентными доказательствами юридического статуса, признаваемыми в качестве таковых законодательством страны учреждения.

2. Часть 2 комментируемой статьи позволяет, применив закон страны суда, признать иностранную организацию, не обладающую процессуальной правоспособностью в соответствии с личным законом, процессуально правоспособной в соответствии с российским правом.

3. Межгосударственные и межправительственные организации создаются по решению компетентных органов нескольких государств, в связи с чем не могут быть подчинены действию национального законодательства. Во многих областях международные организации пользуются иммунитетами - определенными изъятиями из национального правового режима. При установлении процессуальной правоспособности международной организации приоритет отдается международному договору, в соответствии с которым такая организация создана, и ее учредительным документам.

Статья 401. Иски к иностранным государствам и международным организациям. Дипломатический иммунитет

1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет судебный иммунитет иностранного государства, который основывается на суверенитете государства и выражен в принципе "равный над равным не имеет юрисдикции", когда одно государство не подлежит юрисдикции другого государства. Это означает, что применить какие-либо принудительные меры к иностранному государству в области гражданского процесса возможно только с согласия компетентных органов такого государства.

Судебный иммунитет заключается в неподсудности одного государства судам другого государства; в иммунитете от предварительного обеспечения иска, а также в иммунитете от принудительного исполнения судебного решения.

На совершение каждого из этих действий должно быть получено согласие, а в случае отказа компетентных органов государства от применения к нему подобных мер в учреждениях юстиции другого государства иск к государству может быть предъявлен в его судах.

2. ГПК РСФСР (ст. 435) стоял на позиции признания абсолютного судебного иммунитета иностранного государства, когда предъявление иска к иностранному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящееся на территории Российской Федерации, допускалось лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства.

Часть 1 комментируемой статьи в качестве общего правила закрепляет, что иностранное государство обладает судебным иммунитетом, однако международным договором или федеральным законом из данного принципа могут быть сделаны исключения.

В качестве примера такого исключения можно привести ст. 1204 ГК, которая закрепляет концепцию т.н. ограниченного иммунитета, согласно которой государство не пользуется иммунитетом при осуществлении внешнеторговых операций, а также иной коммерческой деятельности. В настоящее время концепция ограниченного иммунитета признана в праве многих государств (США, Великобритании, ЮАР, Канады, Австралии, Аргентины, Франции, Германии, Австрии, Италии, Испании и ряда др.). В ст. 1204 речь идет только о гражданско-правовых отношениях, в которых государство выступает на равных началах с другими участниками (например, в случае выпуска государственных облигаций либо когда государство является стороной в соглашении о разделе продукции и т.д.). В тех же случаях, когда государство осуществляет суверенные функции, оно обладает иммунитетом и не может рассматриваться таким же субъектом права, как гражданин или организация. При анализе данной нормы необходимо учитывать положения ст. 127 ГК, согласно которой особенности ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности, однако до настоящего времени такой закон не принят.

3. Пределы юрисдикции судов РФ по гражданским делам в отношении международных организаций определяются международными договорами РФ и федеральными законами.

Так, например, на основании заключенного в г. Астане 10 октября 2000 г. договора была учреждена международная организация "Евразийское экономическое сообщество". Согласно ст. 3 Конвенции "О привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества" имущество и активы органов Сообщества пользуются иммунитетом от любой формы административного или судебного вмешательства, за исключением случаев, когда Сообщество само отказывается от иммунитета.

4. Сотрудники дипломатических и консульских представительств, сотрудники международных организаций и иные лица, указанные в международных договорах РФ, пользуются определенными привилегиями и иммунитетами и подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами РФ.

Так, ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. предусматривает, что глава представительства или член дипломатического персонала представительства, имеющий дипломатический ранг, а также члены семей названных лиц, живущие вместе с ними (если они не являются гражданами государства пребывания), пользуются иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

b) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

c) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.

В отношении указанных лиц не могут также приниматься никакие исполнительные меры, за исключением тех случаев, которые перечислены в п. "a", "b" и "c", и иначе как при условии, что соответствующие меры могут приниматься без нарушения неприкосновенности личности или резиденции указанных лиц.

Кроме того, глава представительства или член дипломатического персонала представительства, имеющий дипломатический ранг, а также члены семей указанных лиц, живущие вместе с ними, не обязаны давать показания в качестве свидетелей.

Однако возбуждение дела вышеперечисленными лицами лишает их права ссылаться на иммунитет от юрисдикции в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском.

Согласно ст. 13 Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23.05.66, глава дипломатического представительства и члены дипломатического персонала представительства пользуются иммунитетом от гражданской юрисдикции РФ, который не распространяется на случаи, когда глава дипломатического представительства и члены дипломатического персонала представительства вступают в гражданско-правовые отношения как частные лица в связи с исками о принадлежащих им строениях на территории Российской Федерации, наследовании или деятельности, осуществляемой ими за пределами официальных функций.

Глава дипломатического представительства и члены дипломатического персонала представительства не обязаны давать показания в качестве свидетелей, а в случае согласия давать такие показания не обязаны для этого являться в судебные или следственные органы. Аналогичными иммунитетами пользуются члены семей дипломатического персонала представительства, если они проживают вместе с указанными лицами.

Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, пользуются иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции РФ в том, что касается их служебной деятельности. Это, однако, не распространяется на иски о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием.

Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, а также сотрудники административно-технического и обслуживающего персонала консульского представительства не могут отказываться от дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц, включая главу консульского представительства, от дачи свидетельских показаний к ним не могут применяться меры принуждения.

Согласно ст. 14 Конвенции "О привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества" сотрудники органов Сообщества не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых при непосредственном выполнении ими служебных функций, кроме случаев предъявления:

а) исков от возмещения ущерба в связи с дорожно-транспортным происшествием, вызванным транспортным средством, принадлежащим Сообществу или сотруднику, либо управлявшимся им;

б) исков в связи со смертью или телесным повреждением, вызванным действием со стороны сотрудника.

Согласно ст. 19 названной Конвенции представители государств-членов Евразийского экономического сообщества при исполнении официальных действий и во время следования к месту проведения организуемых Сообществом в государствах-членах мероприятий пользуются иммунитетом от личного ареста или задержания, а также юрисдикции судебных и административных властей в отношении всех действий, которые могут быть совершены ими в этом качестве.

Всего доброго,

С уважением,

Ирина Пономарева.

Спросить
Пожаловаться
Alex
15.05.2003, 12:46

где мне взять комментарий к статьям 107-108 Жилищного кодекса в электронном виде. Буду очень Вам признателен. Спасибо.

Где мне взять коментарий к статьям 107-108 Жилищного кодекса в электронном виде. Буду очень Вам признателен. Спасибо.
Читать ответы (1)
Софья
01.03.2022, 07:47

Как правильно отправить судебное решение в электронном виде?

Судебные приставы попросили отправить судебное решение в электронном виде. Разрешено ли отправить просто скан? Или нужно писать заявление для того, чтобы оно было подписано электронной подписью? Заранее спасибо за ответ!
Читать ответы (3)
Аноним
02.01.2022, 18:03

Может ли комментарий в интернете превратить частного инвестора в иностранный агент?

Может ли частный инвестор, инвестирующий в иностранные фонды (к примеру, FinEx на акции американских компаний) и/или получающий дивиденды с акций иностранных компаний через российского брокера (Сбербанк, ВТБ, Тинькофф и т.д.), который при этом написал комментарий в интернете о качестве благоустройства российского города (к примеру, о выборе противогололедного реагента или качестве уборке дорог) быть законно признан иностранным агентом? Т.е. достаточно ли только этих данных для признания физического лица иностранным агентом?
Читать ответы (1)
Яна
08.02.2019, 21:23

Получение вида на жительство - возможно ли предоставить электронную справку о несудимости с электронной печатью?

Скажите пожалуйста, могу ли я предоставить справку о несудимости в электронном виде, с электронной печатьб, для получения Видв на жительство?
Читать ответы (3)
Роман
12.12.2014, 23:39

Влияет ли частичное возмещение ущерба на размер наказания или только полное возмещение?

Частичное возмещение ущерба влияет на размер наказания? Или же только полное возмещение? Подскажи очень нужно, при возможности скиньте ссылку на комментарии, заранее спасибо.
Читать ответы (1)
Ольга
18.09.2020, 09:24

Можно ли отправить возражение в электронном виде с простой электронной подписью или нужна квалифицированная подпись?

Можно ли отправить возражение в электронном виде с простой электронной подписью или нужна квалифицированная подпись?
Читать ответы (1)
Ольга
01.02.2011, 13:56

Срочно ищу комментарии к статьям нового УК РФ и КоАП РФ

Нужны комментарии к новому УК РФ вступившими в силу от 11.01.2011, а именно к ст. 228, 228.1,228.2,229, 230, 233,234 и комментари к КоАП РФ к ст. 6.8, 6.15, 6.16, 6.13, 6.9 Может кто ссылку даст или если есть возможность по почте отправит! Спасибо огромное заранее! Нужны срочно комментарии к УК РФ!
Читать ответы (1)
Ксения Валерьевна
04.06.2014, 00:26

Возможно ли заключение договора займа без подписи в электронной форме согласно законодательству РФ? Какова его юридическая сила?

Договор займа сгенерированный электронным способом Сервисом без собственноручной и без электронной подписи имеет ли юридическую силу? И вообще возможно ли заключение договора в электронном виде без подписи согласно законодательству РФ? Спасибо.
Читать ответы (3)
Любовь
20.09.2020, 10:46

Возможны ли переводы копий иностранных документов от нотариусов при отправке по электронной почте?

1. для оформления покупки квартиры иностранным гражданином-какие нужны документы? 2.Делают ли нотариусы переводы с копий иностранных документов, если их прислали по электронной почте?
Читать ответы (1)
Ирина
17.08.2014, 14:18

Просьба о помощи в поиске комментариев к УПК для печати

Очень нужны комментарии к УПК! Нигде не могу найти в версии для печати. Помогите пожалуйста! Может быть у кого есть ссылка где можно найти? Спасибо!
Читать ответы (1)
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за 5 минут
спросить
Администратор печатает сообщение