Льготы для сына реабелетированного репрессированного - вопросы и ответы
Вам следует обратиться в УМВД РФ о выдаче справки о реабилитации по факту применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, затем в Фонд социального и пенсионного страхования
Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1(ред. от 06.12.2021)
"О реабилитации жертв политических репрессий"
Постановление Правительства РФ от 16.03.1992 N 160(ред. от 25.12.2021)
"О порядке выплаты денежной компенсации и предоставлении льгот лицам, реабилитированным в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий"
Приказ МВД России от 01.03.2021 N 93"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации по факту применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2021 N 63267)
СпроситьПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 ноября 2007 г. по делу N 33-2110
20 ноября 2007 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
установила:
А. обратилась в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение - факта применения политической репрессии к Б. и конфискации имущества.
В обоснование своего заявления А. указала, что ее отец - Б., до 1929 года постоянно проживал в деревне Названовка Колышлейского района. Имел крепкое крестьянское хозяйство, которое в советское время было определено как кулацкое. С 1926 года ее отец был лишен избирательных прав. А в 1929 году осужден по ч. 3 ст. 61 УК на 2 года лишения свободы с высылкой. Он был отправлен на лесоповал в Летяжевку Саратовской области. После отбытия наказания Б. в Названовку больше не вернулся. Умер в 1991 году в г. Харькове. На ее запросы в УВД Пензенской области, МВД РФ и ФСБ Саратовской области я получила ответы, что эти органы сведениями в отношении Б. не располагают.
Репрессия осуществлялась Названовским сельсоветом Колышлейского района. Это была репрессия по отношению к труженику признанному крестьянином-кулаком, социально опасным.
При этом было изъято следующее имущество: 1. дом 12 x 9 сруб под железной крышей, придел к дому 9 x 6, надворные постройки 18 x 7, амбар 12 x 8, мельница паровая 18 x 16, машинная к мельнице 8 x 6, усадьба при дворе 0,50 дес., пашня полевая 7,00 дес., пашня под озимые 2,18 дес., луга 0,65 дес., скот: 2 лошади, 2 коровы, 30 свиней, сельхозинвентарь: 2 плуга 2-лемех., 3 бороны железные, 3 телеги на ж. ход, 2 дрожек.
Она неоднократно обращалась за получением справки о реабилитации в УВД Пензенской области. 4 августа 2005 года письмом N 7/3-А-52-13523-р ей было отказано в выдаче справки о реабилитации и предложено обратиться в суд. Кроме того, зам. председателя комиссии по восстановлению реабилитированных Харьковского Горсовета З. обратился в ГУВД по Саратовской области с запросом о судимости и нахождении в местах лишения свободы на территории Саратовской области ее отца Б.
Письмом N 18/8-2039 от 29.05.2007 года ГУВД Саратовской области сообщило, что сведений о судимости и нахождении в местах лишения свободы на территории Саратовской области Б. не имеется.
На основании изложенного, считает, что ее семья подверглась насильственному выселению с постоянного места проживания, лишению жилищных и имущественных прав, что в соответствии со ст. ст. 1, 3 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" признается политической репрессией. Установление факта применения политической репрессии к ее отцу Б. и установление факта конфискации имущества необходимы ей для получения справки о реабилитации.
*******************
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 8 октября 1991 года, N 1761-1 (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон) политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
Согласно ст. 3 Закона подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были:
а) осуждены за государственные и иные преступления,
б) подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ - ОГПУ, УНКВД - НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, "особых совещаний", "двоек", "троек" и иных органов, осуществлявших судебные функции",
в) подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", а также иным ограничениям прав и свобод.
г) необоснованно помещены по решению судов и внесудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение,
д) необоснованно привлечены к уголовной ответственности и дела на них прекращены по нереабилитирующим основаниям,
е) признаны социально опасными по политическим мотивам и подвергнуты лишению свободы, ссылке, высылке по решениям судов и внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления.
В соответствии со ст. 7 Закона органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки.
Решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.
По делу установлено, что Архивным отделом Пензенского облисполкома Государственного архива Пензенской области в адрес УВД Пензенской области была выдана справка N 87-р от 21.04.1992 года согласно которой в документах Колышлейского райисполкома в личном деле "На выселяемого кулака Б." Названовского сельсовета Колышлейского района за 1930 год имеется: "Характеристика кулацкого хозяйства Б., дер. Красный Курган Названовского сельсовета Колышлейского района Балашовского округа, где записано:
п. 6 Имущественное положение после революции - 1 дом, 1 паровая мельница до 1928 года, 30 шт. свиней, 2 лошади, 2 коровы, земельный надел. Доход ЕСХН - 216 руб.
п. 12.... б) лишение избирательных прав, когда лишался и по каким признакам - лишен избирательных прав с 1926 г. за торговлю и эксплуатацию,
в) кратирование
г) бойкотирование - бойкотирован и кратирован с изъятием всего имущества
д) судимость вообще и по 61 ст. - осужден в 1929 году по 3 ч. 61 ст. УК на 2 г. лишения свободы с высылкой". Другими сведениями о семье Б. архив не располагает (л.д. 4).
Как усматривается из письма УВД Пензенской области от 4 августа 2005 года N 7/3-А-52-13523-р, А. отказано в выдаче справки о реабилитации и предложено обратиться в суд, поскольку из архивной справки N 87-р от 21.04.1992 г. видно, что Б. был привлечен к уголовной ответственности по ст. 61 УК за отказ от выполнения повинностей и общегосударственных заданий. Подобные меры принуждения не могут быть признаны политическими репрессиями, поскольку применялись в случае нарушения действующего налогового законодательства, а не по политическим мотивам. А. разъяснено, что в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 г. факт применения политических репрессий в административном порядке может быть установлен в судебном порядке (л.д. 5).
Согласно ответа на запрос N 18/8-2039 от 29.05.2007 года начальника Информационного Центра ГУВД по Саратовской области сведений о судимости и нахождении в местах лишения свободы на территории Саратовской области Б. не имеется. Сведения о нахождении граждан на спецпоселении на территории Саратовской области в архив на хранение не поступали (л.д. 6).
В соответствии со свидетельством о смерти 1V-BЛ N 321641 выданным Гор. ЗАГСом г. Харькова 15.10.1991 года, Б. умер 15.10.1991 года в г. Харькове (л.д. 7).
Тщательно проверив доводы заявления. Исследуя доказательства по делу в их совокупности. С учетом требований действующего законодательства, суд пришел к правильному и обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Доводы жалобы о том, что суд необоснованно не принял во внимание как доказательство "характеристику кулацкого хозяйство", которая является основанием для удовлетворения заявления, являются необоснованными, поскольку не основаны на требованиях вышеуказанного законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявления суд посчитал установленным, что привлечение Б. к уголовной ответственности (ст. 61 УК) имело место за отказ от выполнения повинностей и общегосударственных заданий, а подобные меры принуждения не могут быть признаны политическими репрессиями, поскольку применялись за нарушение налогового законодательства, а не по политическим мотивам.
Поскольку не имеется доказательств, которые бы подтвердили факт применения к Б. именно политических репрессий, вывод суда является законным и обоснованным.
Вместе с тем, согласно ст. 16.1 вышеназванного Закона реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.
Заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации, в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации.
На основании изложенного оснований к отмене решения суда не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Колышлейского районного суда Пензенской области от 11 сентября 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу А. - без удовлетворения.
Возможно ли подать жалобу на возмещение ущерба, причиненного моим родителям в годы сталинских репрессий?
Куда следует обратиться по вопросу реабилитации сталинских репрессий
Могу ли я иметь льготы как сын пострадавшего от сталинских репрессий?
Ветеран труда с удостоверением пострадавшей от сталинских репрессий платит за ремонт зубного протеза несмотря на наличие льгот
Положена ли компенсация за жильё или имущество лицам сталинских репрессий.
Ответственность за оскорбление памяти жертв сталинских репрессий - что говорит закон?
Права Нац гвардии ведут к возврату сталинских репрессий?!
Пенсионные льготы и размер пенсии для дочери сталинских репрессий в Москве
Льготы по оплате коммунальных услуг для реабилитированных от сталинских репрессий
Нехватка путёвок для санаторно-курортного лечения жертв сталинских репрессий - возможность компенсации за собственные затраты?
Можно ли Реабилитировать прадеда времен СССР Сталинских репрессий и как?
Возможно ли получение жилья для дочери Жертвы сталинских репрессий, живущей в бывшем бараке?
Моя мама была жертвой сталинских репрессий Крым 1944 г. Имею ли какие нибудь привилегии в России год. рождения 1962?
