Правомерно ли, что у гимназии нет микроучастка и дети по прописке не имеют приоритета при приеме в первый класс.

• г. Москва

Добрый день! Поясните, пожалуйста, ситуацию. Мы проживаем в городе Дивногорске рядом с гимназией №10. Подали заявление о приеме в первый класс. Оказывается, что данная школа не имеет микроучастка, по прописке в котором мы могли бы быть зачислены в первый класс. Она осуществляет набор со всего города. В результате нам необходимо будет устраивать ребенка в школу, которая территориально находится очень далеко.

Правовые основания следующие: Согласно Федеральному закону № 3010-ФЗ от 8 ноября 2011 «О внесении изменений в статьи 16 и 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» в части обеспечения территориальной доступности муниципальных образовательных учреждений», правила приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной настоящим Законом, типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, определяются каждым образовательным учреждением самостоятельно. Правила приема граждан в муниципальные образовательные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием в указанные образовательные учреждения граждан, которые проживают на территории муниципального района, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным образовательным учреждением, и имеют право на получение общего образования. В муниципальном образовании город Дивногорск правила приема в муниципальные образовательные учреждения регламентируются постановлением администрации города Дивногорска от 09.10.2009 № 1046п «Об утверждении Положения о порядке приема, перевода и отчисления обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Дивногорска». Этим же постановлением определены микрорайоны, закрепленные за муниципальными общеобразовательными учреждениями по учету детей с шестилетнего возраста и по комплектованию 1-х классов. Муниципальное общеобразовательное учреждение № 10 не имеет закрепленного микрорайона по набору детей в 1 класс, так как имеет статус гимназии, т.е. образовательного учреждения с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. В гимназию производится общегородской набор обучающихся. Первые классы комплектуются в порядке поступления заявлений.

Не совсем понятен этот порядок, поскольку в городе Красноярске, как мне известно, все гимназии имеют квоту на принятие детей по прописке, а потом уже и всех желающих.

Мне отказали в принятии ребенка в первый класс школы, на территории которой мы прописаны (постоянная регистрация). Причина отказа: нет мест. Предлагают другие школы, в которые нужно добираться на транспорте. Но школа по ряду причин нужна именно эта (одна воспитываю двоих детей, один из которых ходит в сад рядом со школой на сокращенный режим..., и если одну водить в этот сад, а второго ребенка возить куда-то ещё, возникают проблемы потери времени, а соответственно, снижение заработка, а во-вторых, я просто физически не могу находиться в двух местах одновременно, чтобы забрать обеих в обед).

Собираюсь использовать все доступные способы, чтобы попасть в сад, и не отрицаю возможность суда. Сегодня наткнулась на информацию, которая меня заинтересовала. Цитирую: если ребенок является гражданином РФ, то правила его приема в школу регулируются ФЗ Об образовании и типовым положением об образовательном учреждении.

Привожу цитаты из указанных документов.

Статья 16 ФЗ Об образовании. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения

1. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (ред. от 10.03.2009).

Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении

46. Правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.

Судя по этой информации, ребенка обязаны принять в любом случае. Однако, не так давно у нас действует ещё и Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 15 февраля 2012 г. N 107 г. Москва.

Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения, в котором есть следующие положения:

4. Правила приема граждан в учреждения определяются учреждением самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Правила приема граждан в муниципальные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в указанные образовательные учреждения граждан, которые проживают на территории муниципального района, городского округа, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным учреждением (далее - закрепленная территория), и имеющих право на получение общего образования (далее - закрепленные лица)1.

6. Закрепленным лицам может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.

Как видно, в вышеназванном Постановлении Правительства отказано при отсутствии мест может быть только не проживающим (=не зарегистрированным) лицам, а вот уже в Приказе Минобрнауки почему-то отказано может быть и проживающим.

В связи с чем у меня вопрос: какой документ имеет большую юридическую силу?

Ведь если Постановление - то можно смело идти в суд и оспаривать положения Приказа 107 как не соответствующие законодательству и просить обязать директора школы принять ребенка?

Заранее спасибо.

Прошу прокомментировать правила приема в общие образовательные учреждения изложенные в пп 1.1. статьи 16 «ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ» 10 июля 1992 года N 3266-1 (в ред. Федерального закона от 09.02.2007 N 17-ФЗ), который гласит:

1.1. Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ)

а также в п.46 «ПОСТАНОВЛЕНИЯ от 19 марта 2001 г. N 196 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ», где приведено уточнение, в каком случае могут отказать в приеме:

Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.

(п. 46 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.07.2007 N 459)

Если я правильно понимаю данные правила, в каждом муниципальном образовании должны быть закреплены территории в шаговой доступности

(либо просто ближайшие, например, в пределах района) от места проживания до образовательного учреждения. Соотвественно при приеме в школу в первую очередь обеспечивается поступления фактически проживающих на данной территории детей и при наличии свободных мест принимаются остальные желающие.

В нашем городском комитете образования отрицают существование территориального признака при поступлении детей в общеобразовательные учреждения города,

приводя разные доводы, в том числе, что указанная в законе определенная территория подразумевает под собой территорию всего города, соответственно поступающему,

которому не хватило места в школе в районе его проживания, предлагается любая другая школа города с наличием свободных мест.

Конкретно мне было отказано в поступлении в начальную школу при гимназии. Признав в принципе существование территориального признака, аргументировали отказ особым статусом гимназии, согласно которому территориальный признак при в приеме в гимназию неприменим,

хотя никаких исключений из правил приема для общеобразовательных учреждений, каким гимназия и является согласно типового положения, в законодательстве я не нашел.

Мы обратились в школу с заявлением о приеме ребенка в 1 класс, ребенок зарегистрирован на территории, которая закреплена распоряжением администрации района за данной школой.

Нам был дан отказ о приеме в данное ОУ по причине отсутствия свободных мест.

В соответствии с п.1 Закона об образовании №3266-1 от 10.07.1992, а так же п.59 а Постановления правительства №196 от 19 марта 2001 родители имеют право выбирать образовательное учреждение, нами было выбрано данное образовательное учреждение.

Так же постановление правительства от N 196 19 марта 2001 г. устанавливает что:

46. Правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием ВСЕХ граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

25. Количество классов в общеобразовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии.

И

Приказ министерства образования и науки РФ от N 107 15 февраля 2012 г.

5. Правила приема граждан в муниципальные учреждения для обучения по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в указанные образовательные учреждения граждан, которые проживают на территории муниципального района, городского округа, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления за конкретным муниципальным учреждением (далее - закрепленная территория), и имеющих право на получение общего образования (далее - закрепленные лица)

На основании всех этих положений, можем ли мы опротестовать полученный отказ, с тем что бы ребенок был принят в данную школу?

Куда следует обращаться?

Спасибо.

В Семейный кодекс внесены изменения, касающиеся права приема в государственные образовательные учреждения детей из одной семьи.

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

2 декабря 2019 года 14:05

Федеральный закон принят Государственной Думой 14 ноября 2019 года и одобрен Советом Федерации 25 ноября 2019 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вносятся изменения, согласно которым проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.

Эта поправка уже вступила в силу? Я правильно поняла, что мой старший ребёнок учится в школе, но мы теперь живём не на закрепленной к ней территории. Мой младший может в 20 году поступить в эту школу?

Поясните если в законе об образовании статья 5 пункт 3 перечисляются государственные и муниципальные образовательные учреждения, то не государственные подразумеваются само собой?, или к негосударственным этот закон не применим? Т.к при оспаривании прав на бюджетное место в Государственном вузе имея высшее обр. полученное в Негосударственном вузе платно все выдергивают из статьи (образование данного уровня гражданин получает впервые, опуская что перечислены Гос и Муниципальные образовательные учреждения). Хотя при этом в статье 12 пункт 3 того же закона об образовании идет перечисление всех форм учебных заведений. Тут по сути дела человек будет учиться в Государственном вузе впервые, впервые бесплатно, но высшее уже есть в Негосударственном Вузе. Получаестя закон и подходит и нет касаемо данной ситуации?! Как это тогда понимать правильно, потому что на деле получается, что все понимают это так ка удобно в зависимости от ситуации. Тут или недочеты в законе или я что не так понимаю. Прошу пояснить. С Уважением, Татьяна

Закон РФ Об образовании.

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования наличие гражданства, прописки регистрации по месту жительства?

В связи с переименованием учреждения начального профессионального образования в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Хреновская школа наездников, которая имеет лицензию на образовательные услуги по профессиональным образовательным программам рабочих и служащих среднего профессионального образования, потеряла право для педработников на льготный пенсионный стаж. Так ли это?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Наименование должности педагог-библиотекарь применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. К каким из перечисленных видам образования относится деятельность организации: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"?

В соотвествии с п.5 ст. 108 Закона об образовании наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 июля 2016 года, в частности - образовательные учреждения дополнительного образования детей должны переименоваться в ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Из письма Минобрнауки РФ от 10.06.2013 №ДЛ-151/17 следует, что понятие образовательная организация используется в новом законе, в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения; в термине образовательное учреждение слово учреждение не нужно менять на слово организация.

Нужно ли менят в п.5 ст. 108 Закона об образовании слово учреждение на слово организация?

Как быть, хотела чтобы дочь получала дошкольное образование на дому, мы колясочники ребенку 5 лет 4 мес. а заведующий поликлиники не даёт справку ВК, говорит гороно не даёт добро. Я ему про постановление 436 н, а мне в ответ, что образование получают только в школе, но не в д/с. Но как же тогда Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации". Там же четко прописано К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования. Подскажите, правы ли они. Спасибо за ответ.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение