Судебное разбирательство по обеспечению жильем несовершеннолетней дочери военнослужащего - имеет ли смысл судиться?

• г. Москва

При увольнении с военной службы, войсковой частью моему бывшему мужу была предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 54 кв.метра, на его несовершеннолетнего ребенка в обеспечении жильем было отказано. Она была удалена из личного дела и была выдана справка для предоставления в Департамент жилищного обеспечения МО РФ, где указан бывший муж и его новая супруга.

В ноябре 2012 года мною было направлено заявление командиру части по поводу отказа обеспечения жильем несовершеннолетней дочери.

Мною был получен ответ, что на момент выделения жилья дочь не являлась членом его семьи, и что жилье предоставлено без учета его дочери.

На момент распределения жилья, дочь проживала совместно с военнослужащим, в выделенном жилье маневренного фонда. При расторжении брака между мною и бывшим мужем решением суда не определено место проживания несовершеннолетней дочери.

В июне 2013 года при проверке Главной военной прокуратурой РФ правильности распределения жилья, мне был написан ответ из войсковой части о том, что они согласны, что при обеспечении жильем были ущемлены права моего несовершеннолетнего ребенка. Но, до сегодняшнего момента никаких действий по восстановлению нарушенных прав войсковой частью не произведено.

Сейчас идет судебное разбирательство по выселению меня и моей дочери из жилья маневренного фонда. Сделала через суд запрос документов из войсковой части: протокола жилищной комиссии о решении исключения из очереди нуждающихся несовершеннолетней дочери, справка о проверке жилищных условий, где отражен факт совместного или раздельного проживания бывшего мужа и его дочери на момент снятия с учета с очереди нуждающихся в жилых помещениях, и рапорт бывшего мужа об исключении из его личного дела его несовершеннолетней дочери.

У меня в собственности квартира в обременении у банка (ипотека) (общая площадь 29 кв. м).

Имеет ли смысл мне судиться с МО РФ и Департаментом жилищного обеспечения по поводу обеспечения жильем несовершеннолетней дочери? Или шансов нет?

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Елена! Судиться с ДЖОиЖФ МО РФ, действительно, сложно. Почему Вы никуда не обращались, когда выделялась новая квартира и дочь была исключена из жилищного дела? Рекомендую с документами по делу обратиться к адвокату очно.

Спросить
Вадим
16.01.2015, 20:42

Солдат борется за свое жилье после развода - департамент отказывает в предоставлении нового жилья\n2.

Военнослужащий. В 1998 году въехал на основании ордера в служебную квартиру. Состав семьи 4 человека. В 2005 брак был расторгнут. С 27 апреля 2013 года признан нуждающимся. В мае 2013 было отказано в выселении бывшей жены (для дальнейшей сдачи жилья и получения нового жилья по избранному месту). В июле 2014 получил извещение о распределении жилья. Департамент жилищного обеспечения отказывает предоставлять новое жилье без сдачи старого, в котором остается проживать бывшая жена. Считают, что я так распорядился предоставленным ранее жильем (которое предоставляется 1 раз за период службы)-оставил бывшей и на повторное предоставление не имею права.
Читать ответы (1)
Ирина
14.07.2022, 22:53

Вопрос об обеспечении жильем для супруга бывшего военнослужащего после продажи квартиры.

Муж бывший военнослужащий, уволен из рядов ВС РФ в 2011 году, получил сертификат и приобрёл жильё, в 2012 продал эту квартиру. В 2018 году вступил со мной в брак и родился ребёнок. Я тоже военнослужащая, имею право на обеспечение жильём посредством субсидии. Вопрос: признают ли моего супруга нуждающимся в обеспечении жильём как члена семьи, так как с момента его обеспечения и продажи квартиры прошло более 5 лет, и на тот момент мы в браке не состояли?
Читать ответы (6)
Александра
02.02.2020, 06:56

Ветеранам ПОР не положены 15 квадратных метров жилья - имеет ли право муж на требование?

Мой муж в прошлом военнослужащий. В 2011 году, муж стал ветераном подразделения особого риска. По закону ветеранам ПОР положены 15 дополнительных квадратных метров, при обеспечении жилым помещением. В 2011 году, при обеспечении нашей семьи служебным жильем эти 15 кв.м. были учтены. 01.05.2016 года муж вышел на пенсию и был исключен из списков части. Но постоянным жильём наша семья не была обеспечена, мы до сих пор проживаем в служебной квартире и ожидаем обеспечения. На момент исключения из списков части, все дети были несовершеннолетними, а старший сын учился в лицее, очно, на бюджетном отделении. Недавно нам прислали уведомнение на получение жилья, а именно, две квартиры общей площадью 100,80 кв.м. в уведомлении сказано, что жилье нам положено общей площадью до 99,0 кв.м. На вопрос о дополнительных квадратах, ответили, что МО упразднило этот пункт. При этом никаких нормативных документов регламентирующих данную отмену предоставлено не было. Скажите пожалуйста, имеет ли право мой муж требовать эти 15 кв.м. при обеспечении семьи постоянным жильем?
Читать ответы (1)
Вадим
21.01.2015, 11:40

Военнослужащий борется за новое жилье, отказывают из-за бывшей жены - подробности сложной ситуации

Военнослужащий. В 1998 году въехал на основании ордера в служебную квартиру. Состав семьи 4 человека. В 2005 брак был расторгнут. С 27 апреля 2013 года признан нуждающимся. В мае 2013 было отказано в выселении бывшей жены (для дальнейшей сдачи жилья и получения нового жилья по избранному месту). В июле 2014 получил извещение о распределении жилья. Департамент жилищного обеспечения отказывает предоставлять новое жилье без сдачи старого, в котором остается проживать бывшая жена. Считают, что я так распорядился предоставленным ранее жильем (которое предоставляется 1 раз за период службы)-оставил бывшей и на повторное предоставление не имею права. Забыл добавить, что решением городского суда 2014 г. (еще одного суда) собственника жилья (администрацию ЗАТО) обязали выдать мне справку о сдаче жилья. Несмотря на предоставленную мной справку о том, что спорное жилье «сдано в установленном порядке», ДЖО требуют предоставить дополнительные сведения о ПОЛНОМ освобождении ранее предоставленного жилья – лист убытия бывшей жены.
Читать ответы (9)
Snaiper1960
22.02.2010, 19:31

6-ти месячный срок в распоряжении закончился, возраст сверхпредельный?

Изначально обжаловал приказ о незаконном увольнении по пределу без предоставления жилья в ИПМЖ. Суд первой инстанции - приказ отменить, КЧ обеспечить жильем в ИПМЖ; Кассация частично отменила решение ГВС - приказ отменить, в обеспечении отказать, т.к.заявитель признан жилищной комиссией нуждающимся в получении служебного жилого помещения по месту службы и жилого помещения для постоянного проживания в избранном после увольнения с военной службы месте жительства. Тем самым, командир и жилищная комиссия названной воинской части фактически приняли на себя обязанность предоставить заявителю жилье в избранном им месте жительства, при этом суд обязал командира войсковой части ХХХХХ отменить приказ в части увольнения заявителя с военной службы. При таких данных у суда (ГВС) на момент рассмотрения заявления не было законных оснований для возложения на командира войсковой части обязанности по обеспечению заявителя жильем в избранном им месте жительства, поскольку в этой части права и законные интересы заявителя, которые в соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ подлежали бы восстановлению, командованием не нарушены. Практика судебная с конца 2009 начала 2010 - резко изменилась: (выдержки) "...В соответствии с п.28 и п. 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации функции командира воинской части и жилищной комиссии по предоставлению жилья заключаются в принятии военнослужащих на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и в распределении поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими воинской части в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий)..." или "...Действующее законодательство не содержит положений, обязывающих командира и жилищную комиссию воинской части предоставить военнослужащему жилье до его реального поступления в воинскую часть для его последующего распределения... функции воинской части и жилищной комиссии по предоставлению жилья заключаются в принятии военнослужащих на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и в распределении поступающих в воинскую часть жилых помещений..." (судебная практика) Что делать дальше? 6-ти месячный срок в распоряжении закончился, возраст сверхпредельный?
Читать ответы (1)
Павел
02.12.2018, 07:44

Военнослужащий с долей в долевой собственности - можно ли быть признанным нуждающимся в жилье?

Я военнослужащий. В 2010 году моя семья (я, супруга и дочь) получили субсидию на покупку квартиры по программе ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ. Была приобретена Квартира, часть денег на покупку которой была предоставлена в рамках Программы. Квартира оказалось в долевой собственности. По 1/3 на каждого члена семьи. В 2013 году я развёлся. Свою долю квартиры я по дарственной оставил ребёнку. Сейчас у меня новая семья и родился ребёнок. И прошло 5 лет с момента дарения своей доли. Другого жилья в собственности больше не было. Могу ли я как военнослужащий быть признан нуждающимся в жильё? Спасибо.
Читать ответы (3)
Ремез Андрей
31.03.2011, 09:54

Согласно решению суда законно ли увольнение в/с без предоставления жилья.

Приказом командира войсковой части 11111 от 15 апреля 2010 года АСТАХОВ уволен с военной службы в запас на основании подп.«а» п.2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями) и приказом командира войсковой части 00000 от 07 февраля 2011 года с 09 февраля 2011 года исключен из списков личного состава воинской части. 03 марта 2011 года АСТАХОВ обратился в военный суд с заявлением, оспаривая действия командира войсковой части 00000, связанные с исключением из списков личного состава части без обеспечения жильем в избранном после увольнения месте жительства. В своем заявлении АСТАХОВ указал, что ранее проходил службу в распоряжении командира войсковой части 00000. 01 февраля 2010 года решением жилищной комиссии войсковой части 00000 он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с избранием постоянного места жительства в городе Санкт-Петербурге. 01 декабря 2009 года он обратился с рапортом к командиру войсковой части 00000 об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, в котором изложил свою просьбу не исключать из списков личного состава части до предоставления государственного жилищного сертификата. 15 апреля 2010 года приказом командира войсковой части 11111 он был уволен с военной службы на основании подп.«а» п.2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». 21 декабря 2010 года он согласился с предложением Департамента жилищного обеспечения МО РФ №0012871 о распределении ему жилья в городе Санкт-Петербурге. 09 февраля 2011 года приказом командира войсковой части 00000 от 07 февраля 2011 года он, АСТАХОВ, исключен из списков личного состава части. Вместе с тем, на момент исключения из списков личного состава части обещанная ему квартира так и не была предоставлена, договор социального найма на указанное жильё он не заключал. В настоящее время он по окончании военной службы должен освободить занимаемую служебную квартиру в ЗАТО Александровск и сдать её муниципальным властям. По мнению заявителя, исключение его из списков личного состава войсковой части 00000 произведено преждевременно, поэтому он подлежит восстановлению в списках личного состава воинской части до надлежащего обеспечения жильем в избранном после увольнения месте жительства, то есть после заключения договора социального найма на указанное жильё. Он считает, что приказ командира войсковой части 00000 от 07 февраля 2011 года незаконен и подлежит отмене. Также, АСТАХОВ полагает, что ст.23 ФЗ «О статусе военнослужащих» запрещает увольнять военнослужащих без их согласия до обеспечения жильем и, в отличие от п.17 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, не разделяет способы такого обеспечения, предусмотренные статьей 15 названного закона, а именно путем получения жилья по месту военной службы, с помощью жилищного сертификата либо в избранном постоянном месте жительства. В судебном заседании АСТАХОВ, настаивая на заявленных требованиях, просил суд полностью их удовлетворить. Одновременно АСТАХОВ просил суд взыскать с ответчика в его пользу судебные издержки, понесенные им при уплате государственной пошлины, в размере 200 рублей. Представитель ответчика, командира войсковой части 00000, РЕПЕНКОВ с требованиями заявителя не согласился и просил суд отказать в их удовлетворении. При этом РЕПЕНКОВ пояснил, что до исключения 09 февраля 2011 года из списков личного состава воинской части АСТАХОВ состоял на военной службе и обеспечивался всеми положенными видами довольствия, проживая в отдельной муниципальной квартире. АСТАХОВУ в период прохождения военной службы распределено жилье в избранном после увольнения месте жительства, а на момент исключения из списков личного состава части заявитель вместе с семьей надлежащим образом обеспечен жильем по прежнему месту службы, где и проживает в настоящее время. Каких-либо нарушений жилищных прав АСТАХОВА при его исключении из списков личного состава части командование войсковой части 00000 не допустило. Исследовав материалы дела, заслушав стороны и мнение помощника военного прокурора ГУСЕЛЬНИКОВА В.В., полагавшего признать требования АСТАХОВА необоснованными, суд приходит к следующим выводам. Как видно из ч.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно ст.23 названного закона, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона. Таким образом, в случае обеспечения гражданина жильем по месту службы и изъявления им желания получить таковое после увольнения с военной службы в избранном месте жительства закон не предусматривает запрета на увольнение такого военнослужащего. Одновременно, закон запрещает увольнение только военнослужащих, изъявивших желание получить жильё в избранном месте жительства, у которых вообще отсутствует какое-либо жильё. Перед увольнением военнослужащего с военной службы командованием части должны быть проверены жилищные условия военнослужащего (принадлежность жилья к тому или иному виду жилищного фонда, обеспеченность жилой площадью на одного человека и т.д.) на основании предоставленных им документов (выписок из домовой книги, копий лицевых счетов, документов о проверке жилищных условий и др.). Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 00000 от 01 февраля 2010 года №2 АСТАХОВ включен в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата. 01 декабря 2009 года АСТАХОВ обратился с рапортом к командиру войсковой части 00000 об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Из данного рапорта усматривается, что заявитель от улучшения жилищных условий по месту прохождения военной службы отказался, поскольку надлежащим образом обеспечен жильем. В указанном рапорте АСТАХОВ выразил просьбу не исключать его из списков личного состава части до выдачи государственного жилищного сертификата. Такие же сведения АСТАХОВ довел лично командиру войсковой части 00000 и при проведении с ним беседы 01 декабря 2009 года, что следует из соответствующего листа беседы. 26 марта 2010 года командиром войсковой части 00000 составлено представление об увольнении АСТАХОВА с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. 15 апреля 2010 года приказом командира войсковой части 11111 АСТАХОВ, имеющий свыше 12 календарных лет выслуги на военной службе, уволен с неё в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, то есть на основании п.п.«а» п.2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». В ноябре 2010 года за исх. № 0012871 Департаментом жилищного обеспечения МО РФ заявителю распределено жилое помещение в виде отдельной квартиры в городе Санкт-Петербурге. Как пояснил в судебном заседании АСТАХОВ, он 21 декабря 2010 года направил в Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ подтверждающие его согласие на распределенное жилье документы. Однако до настоящего времени из Департамента жилищного обеспечения МО РФ к нему не поступила выписка из решения о предоставлении ему распределенной квартиры по договору социального найма. 09 февраля 2011 года на основании приказа командира войсковой части 00000 от 07 февраля 2011 года АСТАХОВ исключен из списков личного состава войсковой части 00000. Семья заявителя состоит из 4-х человек, самого АСТАХОВА, его жены и 2-х дочерей. Из справки №4845 от 01 декабря 2009 года, выданной ООО «Управляющая компания» ЗАТО Скалистый, следует, что АСТАХОВУ в гор. Гаджиево предоставлена 3-х комнатная отдельная муниципальная квартира. Как пояснил в судебном заседании АСТАХОВ, несмотря на то, что он уволен с военной службы и исключен из списков личного состава части, заявитель в настоящее время вместе с семьей продолжает проживать в указанной квартире, а должностные лица администрации ЗАТО Александровск этому не препятствуют. Таким образом, материалами дела подтверждается, что АСТАХОВ в связи с организационно-штатными мероприятиями изъявил желание быть уволенным с военной службы с последующим обеспечением жильем не по месту прохождения военной службы. В период военной службы заявителю, проживающему с семьей в муниципальной квартире по месту службы, была предложена квартира в избранном им после увольнения месте постоянного жительства, с чем он согласился. После этого командиром войсковой части 00000 АСТАХОВ был исключен из списков личного состава части. Изложенное позволяет суду прийти к выводу о том, что исключение АСТАХОВА их списков личного состава воинской части произведено в соответствии с действующим законодательством, а жилищные права заявителя ответчиком не нарушены. Утверждение заявителя о незаконности его исключения из списков личного состава воинской части до заключения с ним договора социального найма предоставленного ему жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства суд полагает несостоятельным, поскольку заключение указанного договора зависит исключительно от действий самого заявителя, а не ответчиков. Так, обязанность по обеспечению заявителя жилым помещением со стороны Минобороны РФ исполнена, и ответчики не препятствуют АСТАХОВУ в сдаче занимаемого жилья, переезде к новому месту жительства и заключении указанного договора. Более того, суд учитывает, что при подаче рапорта об увольнении с военной службы и при проведении беседы командиром войсковой части 00000 АСТАХОВ, несмотря на то, что занимаемое им по месту службы жильё не соответствует социальным нормам по параметру площади жилья на каждого члена семьи, заявил об отказе в улучшении жилищных условий по месту прохождения военной службы и в дальнейшем, вплоть до принятия решения о его увольнении с военной службы, а также до исключения из списков личного состава части, свое решение не изменил. Поскольку нарушений жилищных прав заявителя со стороны ответчика в судебном заседании не установлено, суд отказывает в удовлетворении его требования об отмене оспариваемого приказа и восстановлении в списках личного состава войсковой части 00000.
Читать ответы (1)
Вася Петров
26.06.2019, 20:52

Права на служебное жилье у военнослужащего и его семьи

Я военнослужащий, до 2014 года служил в области где было придоставленно служебное жилье, на тот момент у нас с женой был один ребенок, в 2013 году воспользовался правом покупки квартиры по военной ипотеке, однокомнатная квартира общей площадью 35,3 кв.м (комната 17,2 кв.м) в 2014 году мою часть перевели в город, проживать я остался в служебном жилье, а сейчас мне говорят что не я ни моя семья не имеет право на служебное жилье. В 2015 году родился ещё ребенок. Скажите есть ли права на служебное жилье у моей семьи или нет?
Читать ответы (1)
Виталий
29.03.2017, 20:48

Руководство части требует рапорт об отказе от предоставляемого жилья, хотя я указал об этом ранее

В 2016 году у меня наступил предельный возраст пребывания на военной службе. Выслуга 24 года, жильем неРанее в 2015 году в августе я подал рапорт об обеспечении меня при увольнении жилищной субсидией, в октябре того же года подал рапорт на увольнение по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, но в рапорте указал, что без предоставления жилищной субсидии на строительство и преобретения жилья с увольнением не согласен. В 2017 году, мне предлагают жилье по соц найму по месту службы или предоставления мной рапорта о моем отказе от предоставленного мне жилья, хотя в рапорте от октября 2016 года я указал, что в связис правом выбора формой обеспечения в видежилищной субсидией, жилье по г. Н не предлагать. В праве ли руководство части требовать с меня рапорт о мем отказе от предоставляемого жилья, им.
Читать ответы (1)
Евгений
15.01.2007, 11:28

Окажите помощь в обращении в военному прокурору МО (или куда я еще могу обратиться?), суть вопроса в жалобе, заранее спасибо.

Окажите помощь в обращении в военному прокурору МО (или куда я еще могу обратиться?), суть вопроса в жалобе, заранее спасибо. "Военному прокурору московского военного округа от Жалоба. Я майор военнослужащий войсковой части ОДОН ВВ МВД РФ, в мае 2005 года решением ВВК был признан, ограничено годным к военной службе, вследствие чего мной был написан рапорт на увольнение с военной службы по имеющимся у меня основаниям, но меня не уволили в связи с отсутствием в части жилья. В октябре 2005 года я обратился в Реутовский военный суд, который 11 ноября 2005 года вынес решение, в котором обязал командира воинской части 3492 обеспечить меня жильём по нормам действующего законодательства и представить к увольнению. Решение суда вступило в законную силу 29 ноября 2005 года. 11 декабря 2005 года командиру части 3492 был направлен исполнительный лист, который обязал его исполнить решение суда в течение месяца, чего сделано не было, не было это сделано и по декабрь 2006 года, когда жилищно-бытовой комиссией части мне и членам моей семьи (всего 4 человека) была предложена 2-х комнатная квартира жилой площадью 30,3 кв.м, общей 59,66 кв.м., мотивировав это новыми нормами, которые были введены Постановлением г. Балашихи от 01 марта 2006 года № 8/55. Так как жильём я должен быть обеспечен в течение месяца, согласно норм жилищного законодательства действующих на момент вступления в законную силу решения суда, я обратился с жалобой в 51 военную прокуратуру (гарнизона) о неправомерности выделения жилья. 51 военная прокуратура (гарнизона) не усмотрела нарушений закона. После чего в части мне стали угрожать (?), что в случае отказа от 2-х комнатной квартиры меня уволят без предоставления жилья. Прошу Вас провести проверку законности принятого решения жилищно-бытовой комиссией и проверку моего вопроса 51 военной прокуратурой (гарнизона), так как считаю, что данное положение дел приводит к ухудшению моих жилищных условий. 13 января 2007 года. (Ранее было от 9 - 12 кв.м ЖИЛОЙ площади)
Читать ответы (1)