Судебная практика и противоречия в оспаривании ненормативных актов - анализ ст. 191-193 и возможность применения ст. 198-199 АПК РФ

• г. Ульяновск

Подали заявление об оспаривании нормативно-правового акта. Ответчик (гос. орган) указывает, что данный акт является ненормативным. Прокуратура соглашается с мнением Ответчика. Судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Теперь вопрос: если заявление подано в рамках ст. 191-193 АПК РФ, можно ли уточнить требования по данному спору и указать 198-199 АПК РФ?

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Признано ни нормативным, ни ненормативным актом, носит информационный

(общеразъяснительный) характер, а потому не подлежит оспариванию в арбитражном суде.

Как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 20 декабря 2005 г. N 518-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб ООО «Нефте-Стандарт» на нарушение конституционных прав и

свобод положениями глав 23 и 24, статей 153, 191, 192, 193, 197, 198, 199, 287, 292, 299, 301, 305 и 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», оспариваемые заявителем законоположения не препятствуют оспариванию в судебном порядке актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе писем центров стандартизации, метрологии и сертификации, если по своему содержанию они затрагивают права и законные интересы граждан и юридических лиц при осуществлении предпринимательской деятельности в той или иной сфере экономики. При рассмотрении подобных дел суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, какой характер носит оспариваемый акт, а обязаны выяснить, затрагивает ли он права юридических лиц и предпринимателей, соответствует ли законам, и должны в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав, – иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит ст. 46 Конституции РФ. Такую правовую позицию сформулировал Конституционный Суд РФ в своем официально опубликованном Определении от 5 ноября 2002 г. по жалобе некоммерческой организации – учреждения по управлению персоналом «Персона». Данная позиция сохраняет свою силу и применима при разрешении вопроса, поставленного заявителем.Решение вопросов о том, какой характер – нормативный или ненормативный – носят письма федерального государственного учреждения «Уральский центр стандартизации, метрологии и сертификации», а также о возможности их оспаривания в арбитражном суде к компетенции Конституционного Суда РФ не относится.

9. Поскольку дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и

законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются в Арб. судах по общим правилам искового производства, то их подсудность определяется в соответствии со ст. 34 АПК РФ. Высший Арбитражный Суд РФ

рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти,затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Дела об оспаривании иных нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами еспублик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных

округов.

Спросить