Обьясните пожалуйста такую ситуцию. Войсковая часть,

принадлежащая Министерству внутренних дел является должником нашей организации. Договор заключал командир данной части, но юридическим лицом часть не является. К кому правильно предъявлять иск? Какими нормативными актами это регулируется? Большое спасибо.

вопрос №27363
прочитан 400 раз

Применительно к Министреству обороны РФ (это подойдет и к МВД РФ).

Рассмотрение статуса воинских частей в свете требований ст. 48 ГК РФ не дает четкого ответа на вопрос, являются ли они юридическими лицами.

Противоречивое военное законодательство еще более запутывает

ситуацию в данном вопросе. Не сложилась и единая судебная практика, связанная с определением юридического статуса воинских частей.

Но давайте порассуждаем.

Часть I ГК РФ, вступившая в силу с 01.01.1995 г., урегулировала значительное число гражданско-правовых отношений. Раскрыв основные признаки юридического лица, ГК РФ дает нам возможность определять гражданскую правоспособность того либо иного

субъекта гражданских правоотношений. В связи с этим в последнее

время возникает много вопросов в отношении роли воинских частей в гражданско-правовых отношениях. Способны ли воинские части самостоятельно вступать от своего имени в договорные отношения, являются ли они объектами налогообложения, могут ли они выступать истцом и ответчиком в суде и целый ряд других вопросов, ответив на которые, мы сможем определить, являются ли воинские части

юридическими лицами, представляют они собой филиалы или представительства МО РФ либо они представляют собой

организационно-правовую форму юридического лица, не нашедшую определения ни в одном из нормативных актов нашей не до конца сформировавшейся законодательной системы.

Прежде чем начать разговор о правоспособности воинских частей,

необходимо определиться: что же мы понимаем под понятием "воинская часть" ? Федеральный закон от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" в ст. 11 указывает, что Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций. В свою очередь, Устав внутренней службы ВС РФ (утвержден Указом Президента РФ от 14.12.1993 г.) определяет следующие виды воинских частей: непосредственно воинские части, корабли,

штабы, управления, учреждения, предприятия, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования. Исходя из этого, рассмотрим воинскую часть как основную боевую и административно-хозяйственную единицу Вооруженных Сил, а также возможность воинских частей выступать от своего имени во всем спектре гражданских правоотношений в роли юридического лица.

Ст. 48 ГК РФ решающим признаком юридического лица указывает

имущественную обособленность субъекта гражданских правоотношений. Определим, обладает ли данным признаком воинская часть. Имущественная обособленность выражается в том, что юридическое лицо имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество (вещи, права на вещи и обязанности по поводу вещей). В порядке централизованного снабжения в воинские части поступают различное вооружение и боевая техника,

продовольствие, вещевое имущество и другие материальные средства, необходимые для выполнения поставленных задач. Может ли это имущество считаться имуществом воинской части ? Так, например, согласно Приказу МО РФ от 1995 г. N 180 генеральным заказчиком и фондодержателем выделяемой МО РФ автомобильной техники и автомобильного имущества является Главное автобронетанковое управление МО РФ. Именно это управление занимается определением потребностей в автомобильной технике общевойскового назначения для нужд МО. Также ГАУ занимается и реализацией высвобождаемого автомобильного имущества.

Такое положение характерно и для всех других видов имущества,

находящегося в распоряжении воинских частей. Исходя из вышеперечисленного, говорить о какой-либо имущественной обособленности воинских частей, видимо, неправомерно. Снабжение воинских частей материальными средствами осуществляется системой довольствующих органов. Понятие имущественной обособленности характерно лишь для этих органов и не может быть применимо к воинским частям. Реализация всего высвобождаемого (излишнего,

неиспользуемого и не нашедшего применения в ВС РФ) военного имущества (кроме вооружения и боеприпасов) в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 03.04.1996 г. N 545-р производится через специализированное государственное хозрасчетное предприятие при МО РФ, а не воинскими частями.

Говоря о способности воинских частей вступать в договорные

отношения, нельзя не отметить, что подобная практика существует. Но от своего ли имени вступают в эти отношения воинские части ? Ст. 186 Положения о финансовом хозяйстве воинской части предоставляет возможность воинским частям заключать договоры по поставкам и услугам. Но так как командир воинской части не является распорядителем кредитов по смете МО РФ, а все условия заключения

договоров строго регламентированы приказами, директивами и инструкциями МО РФ, мы не можем говорить о самостоятельности воинских частей в договорных отношениях, скорее всего, здесь можно рассматривать воинские части как представительства МО РФ. Заключение коллективных договоров (соглашений), индивидуальных трудовых

договоров (контрактов) осуществляется на основе Отраслевого тарифного соглашения, в соответствии с которым стороной соглашения от работодателей выступает МО РФ (Приказ МО РФ 1995 г. N 247), а не воинская часть.

Наличие самостоятельного баланса или сметы ст. 48 ГК РФ указывает

как еще один признак юридического лица. Воинские части же в соответствии со ст. 1 Положения о финансовом хозяйстве воинской части СА и ВМФ финансируются в сметно-бюджетном порядке из государственного бюджета по смете МО РФ. И хотя каждая воинская часть имеет собственные сметы, однако они не имеют самостоятельного значения и являются частью сметы Вооруженных Сил. Все получаемые денежные средства воинская часть обязана хранить на текущем счете, открываемом в учреждениях банка (ст. 7 Положения). На практике, как

мы знаем, текущие счета, как правило, открываются филиалам и представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям предприятий и учреждений, не являющимся юридическими лицами. Текущие счета позволяют осуществлять лишь ограниченные расчетные операции, главным образом связанные с оплатой труда и административно-хозяйственными расходами.

Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что

воинские части не могут обладать в полном объеме правами юридического лица. В качестве юридического лица выступает МО РФ. Также статусом юридического лица обладают различные управления МО РФ, что нашло свое отражение в соответствующих приказах МО РФ. Так, в Положениях о ГАУ, ГРАУ, УНИВ и ряде других непосредственно говорится о том, что эти управления являются юридическими лицами со всеми вытекающими правами и обязанностями. Остается неопределенным гражданско-правовой статус объединений, соединений, учреждений, предприятий и организаций

МО РФ. Только рассмотрев их в свете требований ГК РФ, можно говорить о правоспособности подразделений МО РФ.

Вам надо понять кому подчиняется данная воинская часть: какому-либо управлению МВД РФ, которое имеет статус юридического лица, либо самому МВД РФ. В качестве ответчика будет: либо конкретное управление МВД РФ в лице воинской части, либо МВД РФ в лице воинской части. Иск предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения воинской части по правилам АПК РФ.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
0 X