Законодательство о дистанционной торговле и право на обмен товара - что говорит закон?

• г. Москва

Интернет-магазин Ламода. Ру отказывается обменять неподошедшие по размеру самоги на аналогичные другого размера. Они ссылаются на Постановление о дистанционной торговле, якобы оно предусматривает только возврат, но не обмен. Также, ссылаются на статью 502 ГК, в которой обмен производится по месту покупки, а при дистанционной торговле такого стационарного места не существует, поэтому это неосуществимо.

Если я правильно понимаю, обмен товара надлежащего качества предусмотрен Законом о защите прав потребителей, а Постановление о дистанционной торговле дополнительно позволяет вернуть товар, купленный дистанционно, так как при обычной торговле возможен исключительно обмен. Но это постановление никак не ограничивает право на обмен, ведь так?

По статье 502 ГК - мне непонятно, что считается местом покупки при дистанционной торговле?

Как на самом деле, имею ли я право обменять товар и куда мне необходимо обратиться, чтобы осуществить это право?

Также, Ламода ссылается на свое пользовательское соглашение, которое не предусматривает обмен, но они же не могут ограничивать действие законов РФ?

Буду очень благодарна за ваш совет.

С уважением, Светлана.

Читать ответы (8)
Ответы на вопрос (8):

Правила дистанционной продажи товара установлены в ст.26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 02.07.2013) "О защите прав потребителей" и Постановлении Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом"

В ст.26.1 закона в частности установлено:

3. Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная "статьей 10" настоящего Закона, а также предусмотренная "пунктом 4" настоящей статьи информация о порядке и сроках возврата товара.

4. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.

В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Аналогичные положения имеются и в Постановлении

Действительно в данном случае возможен возврат товара в порядке, установленном продавцом. Требование о возврате могут быть заявлены в сроки, установленные законом (п.4 ст.26.1 Закона).

В ст.502 ГК РФ есть указание на то, что продавец может указывать на место, где может быть осуществлен обмен товара, что видимо и было сделано продавцом.

Спросить

Действительно, не ограничивает. Просто потребитель, в указанном случае, если иное не оговорено было в договоре, будет вынужден осуществлять доставку до места обмена и обратно за свой счет.

Спросить

Извините, вы не ответили на мой вопрос. Мне очень неудобно делать возврат и заказывать новый размер, я хочу сделать именно обмен, почему я не могу этого сделать?

Что вы имеете в виду под продавец может указывать на место, где может быть осуществлен обмен товара, что видимо и было сделано продавцом. Каким образом это было сделано продавцом?

Спросить

ГК РФ

Статья 492. Договор розничной купли-продажи

...

3. К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются "законы" о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 02.07.2013) "О защите прав потребителей":

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

...

Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) "правила", обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Таким образом, Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" является нормативным актом, принятым в соответствии с законом, а значит его положения подлежат неукоснительному исполнению на территории РФ.

Спросить

А где в Постановлении о дистанционной торговле сказано, что я не имею права на обмен товара?

Спросить

Светлана,добрый день! Согласно п. 20-23,28 Постановления договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

При оплате товаров покупателем в безналичной форме или продаже товаров в кредит (за исключением оплаты с использованием банковских платежных карт) продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара.

21. Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней.

В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.

22. В случае если договор заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не указано, то в место его жительства.

Для доставки товаров в место, указанное покупателем, продавец может использовать услуги третьих лиц (с обязательным информированием об этом покупателя).

23. Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре.

Если в договоре срок доставки товара не определен и отсутствуют возможности определить этот срок, товар должен быть передан продавцом в разумный срок.

Обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в 7-дневный срок со дня предъявления покупателем требования о его исполнении.

За нарушение продавцом сроков передачи товара покупателю продавец несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

28. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;

б) соразмерного уменьшения покупной цены;

в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.

Таким образом, ВЫ имеете право на обмен товара

Спросить

Большое спасибо за ответы!

Остается вопрос - что считать местом покупки при дистанционной торговле, то есть каким образом выполняется в этом случаем ст. 502 ГК?

Комментарий юриста на форуме магазина таков:

В случае приобретения товара дистанционным способом (через Интернет-магазин) право покупателя требовать обмена товара надлежащего качества на аналогичный товар другого цвета, фасона и пр. не может быть выполнено в силу невозможности соблюдения правил обмена, установленных ст. 502 ГК РФ, так как обменять товар надлежащего качества можно только в месте покупки или ином стационарном месте торговли продавца

К слову, оригинальный текст ст. 502 ГК ничего не говорит о стационарности.

Я чего-то не понимаю или такая крупная компания намеренно нарушает закон и остается безнаказанной?

Спросить

Светлана, отвечу на ваш вопрос по поводу места покупки. Действительно, при дистанционной торговле крайне сложно выполнить условие, содержащееся в п. 1. ст. 502 ГК РФ. Однако у магазина имеется в Москве (или ином городе) официальный адрес, который и определяется по умолчанию как место покупки (то есть место заключения договора купли-продажи). Судебная практика также идет по такому пути определения места покупки в случае дистанционной продажи товаров. В вашем случае вы отправляете приобретенный товар с копиями всех документов почтовым отправлением на официальный адрес магазина куда вкладываете также заявление на обмен товара на аналогичный, только с бОльшим или меньшим размером.

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7