Расскажите, пожалуйста, как решается вопрос с жильем, | Санкт-Петербург

Вопрос №288604

Расскажите, пожалуйста, как решается вопрос с жильем, если квартира стала непригодной в результате стихийного бедствия, пожара, теракта и т.п., в случае приватизированной квартиры и неприватизированной? Какова разница в рисках собственника и нанимателя в отношении жилья?

Спасибо. Вера.

Ответы на вопрос:

По неприватизированной - жилье может признаваться непригодным к проживанию, у наймодателя возникает обязанность по предоставлению другого благоустроенного жилого помещения.

ЖК РФ.

" Статья 87. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с переводом жилого помещения в нежилое помещение или признания его непригодным для проживания

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма".

По приватизированным - обязательств предоставления жилья в таких случаях у государства или муниципального образования нет. Если это было единственное жилье, а гражданин малоимущий, у него возникает возможность встать на очередь по улучшению жилищных условий, но это совсем другая история.

Разница в рисках - указана выше. Но у владельцев приватизированных квартир имеется возможность застраховать такое имущество от указанных рисков. У владельцев неприватизированных - застраховать можно только движимые вещи.

Уточнить
Вам помог ответ?ДаНет

Похожие вопросы

Вопрос №18283860

Вопрос касается аварийного жилья.

В 2016 году моими родителями была приватизирована на меня квартира, где были прописаны мои родители и я, в 2018 в августе месяце, дом был признан аварийным, но не включен в реестр на расселения, а в декабре 2018 г. по причине перемены места жительства, мною была подарена данная квартира моей матери, в данный момент она является собственником данной квартиры и имеет временную регистрацию по данному месту жительства. В настоящее время администрация собирает заявления с жильцов дома и утверждает, что моя мать может рассчитывать только на денежную компенсацию и то в очень маленьких размерах. Подскажите, пожалуйста, действительно ли это так? И если, да, то можно ли через суд изменить этот вердикт?

₽ VIP

Ответы на вопрос:

Кристина! Нет. С чего вдруг?! Согласно ст.32 Жилищного кодекса РФ у нее есть право на то, чтобы получить не только денежную компенсацию, но и равноценное жилье взамен аварийного, т.к. она собственник доли до вступления в силу с 28 декабря 2019 г. Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ. Так что действия администрации неправомерны. И она вправе обжаловать их в судебном порядке. Регистрация не имеет правового значения в вопросе получения жилья взамен аварийного. Потребуйте мотивированный письменный отказ, который можно обжаловать в судебном порядке через подачу искового заявления в районный суд.

Задать вопрос
Вам помог ответ?ДаНет

В силу ст. 32 жилищного кодекса РФ собственникам выплачивается денежная компенсация в размере рыночной стоимости ищымаемоно жилого помещения, стоимости доли в обшедомовом имуществе, доли в сумме взносов на капитальный ремонт, а также расходов на переезд. Собственник вправе оспорить сумму компенсации. Для этого нужно сделать свою независимую оценку имущества и обратиться в суд.

Уточнить
Вам помог ответ?ДаНет

Кристина

На орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

При споре о сумме выкупа, ваша мама имеет право обратиться в суд с иском о признании права на выкуп жилья по рыночной стоимости согласно Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ и

"Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014)

II. Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания

Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.

В связи с возникающими в судебной практике вопросами о возможности возложения обязанности на орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка и жилого помещения, предоставить собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, но не включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, другое пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности следует исходить из разъяснений, которые даны в подпункте "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".

Правильной является практика судов, учитывающих, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Задать вопрос
Вам помог ответ?ДаНет
Это лучший ответ

Да, это так.

По ст. 32 ЖК РФ предоставляют компенсацию. Могут конечно предоставить и жилье, но это уже зависит от желания администрации.

Т.е. нигде не написано, что она обязана это делать.

ТО что было дарение вообще никак не влияет на ситуацию.

Суд в данном случае не поможет.

В суд можно обращаться только если будет занижена компенсация.

На этот счет есть определенные правила по которым она должна быть выплачена.

Задать вопрос
Вам помог ответ?ДаНет

Надо смотреть все документы впшей матери и сопоставлять.

Если есть письменный ответ. В случае чего его можно обжпловать!

Данный вопрос урегулирован Федеральным закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007 N 185-ФЗ (последняя редакция), но каждый случай индивидуален и рассматривается в контексте предоставленных документов.

Задать вопрос
Вам помог ответ?ДаНет

Придется добиваться выплаты, по рыночной стоимости, либо равноценного жилья в судебном порядке, так как администрация наверняка Вам откажет.

Обратиоте внимание, в статье говорится о "приобретениии" квартиры, то есть не важно купил, подарили, отделной строкой идет квартира по завещанию, но в Вашем конкретном случае, квартира была приватизирова, затем подарена и все это в рамках Вашей семьи. Полагаю у Вас сть существенные шансы.

Ст.32 ЖК РФ

8.2. Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Задать вопрос
Вам помог ответ?ДаНет
Вопрос №18283918

И то,что право собственности было оформлено после того, как был признан дом аварийным не влияет?

Ответы на вопрос:

Она приобрела право собственности до вступления в силу закона. Закон обратной силы не имеет. Согласно ст.6 Жилищного кодекса РФ:

Цитата:
Статья 6. Действие жилищного законодательства во времени

1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

4. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Задать вопрос
Вам помог ответ?ДаНет
Вопрос №18283965

Моя мать может рассчитывать только на денежную выплату или и на предоставление жилья тоже?

Ответы на вопрос:

Ваша мама может рассчитывать только на выкуп

Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ) внесены изменения в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в область жилищных отношений при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.

При этом в статье 32 ЖК РФ сохранена действовавшая до вступления в силу Федерального закона N 473-ФЗ гарантия прав собственников на получение возмещения за изымаемое жилое помещение (части 6, 7 статьи 32).

Исходя из части 8 статьи 32 ЖК РФ, предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение возможно исключительно при наличии волеизъявления сторон соглашения - собственника изымаемого жилого помещения и органа, осуществляющего изъятие.

Задать вопрос
Вам помог ответ?ДаНет
Вопрос №17946916

В 2013 году наш дом был затоплен во время наводнения. В Хабаровске. Потом был признан непригодным для жилья и мы получили квартиру. Через какое то время мы его восстановили произвели там ремонт. Пользовались как дачей. С росреестра он не снят мы там прописаны. Сейчас в связи с переездом мы хотим его продать Возможно ли это,?

Ответы на вопрос:

Ирина, по закону дом должен быть снесен, а продать его вы можете, поскольку он в сведениях Росреестра значится, как действующий. Повторюсь, продать можете, но это не законно.

Задать вопрос
Вам помог ответ?ДаНет
Вопрос №17946962

Тогда его продавать как дачный дом или просто участок? Мы должны его снять с кадастра если по закону?

Ответы на вопрос:

Ирина, по закону вы должны были его снести, а не восстанавливать. Обратившись в Росреестр с заявлением об исключении объекта из сведений Росреестра.

Рекомендую обратиться в Департамент жилищной политики по месту нахождения дома с просьбой разъяснить каким образом нужны были поступить с домом при признании его непригодным для жилья и имеется ли возможность продать дом в настоящее время.

Задать вопрос
Вам помог ответ?ДаНет
Вопрос №18516991

Помогите пожалуйста разобраться в данной ситуации. Я проживал в квартире (по найму) с родителями, старшей сестрой и братом. Родители умерли. Сестра стала основным нанимателем. Дом признали ветхим, под снос. Нам дали равнозначное жильё.Из дома под снос меня выписали автоматом, а в новое жильё не прописывают, т.к наниматель сестра. Сестра сейчас отбывает срок, паспорт у нее утерян, соответственно согласия она не может дать, а может быть и не хочет. Я теперь получаюсь БОМЖ без прописки. Подал документы в МФЦ на прописку был получен отказ. Что мне делать, помогите.

Ответы на вопрос:

Пишите жалобу в прокуратуру и в администрацию муниципалитета.

Уточнить
Вам помог ответ?ДаНет
Вопрос №18517803

Кассационный суд поддержал решение апелляции оставив мне 17,1 кв.м (Закон Москвы №29-18 кв м) жилья, что меньше нормы установленной Конституционным судом. Сделал из квартиры коммуналку. Оставив часть жилья бывшей жене и двум малолетним детям. Остальное выставить на продажу. Квартиру посчитали роскошной. Суд отказался руководствоваться законодательными и нормативными актами. Посчитал, что новые жильцы не помешают детям, что это не ухудшит их проживания. Что это не карательная акция, не факт запугивания, не рейдерский захват квартиры в будущем. Экспертиза не смогла выделить долю в натуре. В квартире нет жилых помещений, соответствующих разделу суда. Короче, живите, как хотите. Про имущественный иммунитет единственного жилья даже не вспомнили. Что делать дальше?

Ответы на вопрос:

Обращайтесь в Верховный суд.

Уточнить
Вам помог ответ?ДаНет

Далее, следуя процессуальным нормам, остается кассационная жалоба в Верховный Суд РФ. Чтобы судить о перспективах - желательно изучить дело.

С Уважением, адвокат в г. Москва – Степанов Вадим Игоревич.

Уточнить
Вам помог ответ?ДаНет

С процессуальной точки зрения, обжалование в ВС РФ.

Задать вопрос
Вам помог ответ?ДаНет

Конституционный суд не устанавливает норм жилья.

Раздел квартир в натуре невозможен, это факт общеизвестный и без экспертизы.

Подавать жалобу в ВС РФ.

Задать вопрос
Вам помог ответ?ДаНет
Вопрос №4693323

Имеет ли право моя семья на получение жилья взамен пострадавшего от наводнения, в котором мы прописаны и проживали, если собственником является бабушка супруги но в нём не проживает, на основании Указа Президента РФ от 31.08.2013 №693

₽ VIP

Ответы на вопрос:

УКАЗ Президента РФ от 31.08.2013 N 693 "О МЕРАХ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ КРУПНОМАСШТАБНОГО НАВОДНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), ПРИМОРСКОГО И ХАБАРОВСКОГО КРАЕВ, АМУРСКОЙ И МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТЕЙ, ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ" В этом указе не говорится что право на получение жилья имеют исключительно собственники Поэтому вы вправе обратиться в местную администрацию для решения вопроса о предоставлении жилья.

Уточнить
Вам помог ответ?ДаНет

ЕСЛИ ПОДПАДАЕТ ПОД ПП. Д. П. 2 ПП РФ 31.08.2013 N 693, ТО ДФ.

Указ Президента РФ от 31.08.2013 N 693

(ред. от 23.06.2014)

"О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области"

2. Правительству Российской Федерации:

д) до 15 октября 2013 г. решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, ПОСТОЯННО проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и НЕ ИМЕЮЩИМ ДРУГОГО ЖИЛЬЯ, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии;

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 28.05.2014 по делу N 33-3443

В удовлетворении иска о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления на включение в списки граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, отказано правомерно, поскольку на основании представленных регистрирующим органом сведений достоверно установлено, что помимо квартиры, признанной непригодной для проживания, истец обеспечен иным жильем, актов о непригодности которого в материалы дела представлено не было.

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 29.01.2014 по делу N 33-775

Иск в части признания пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации удовлетворен, поскольку истцы проживают в доме, расположенном на территории, подвергшейся затоплению, являются пострадавшими в связи с чрезвычайной ситуацией; доказательств, опровергающих данные выводы, ответчиками не представлено.

Задать вопрос
Вам помог ответ?ДаНет

В связи с крупномасштабным наводнением на территориях Хабаровского края в целях оказания помощи пострадавшему населению Президент РФ постановил обеспечить ремонт поврежденного и строительство нового жилья для граждан, пострадавших от наводнения, восстановление в населенных пунктах объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Если Вы признаны пострадавшим то у Вас имеется право на получение средств.

Указ Президента РФ от 31.08.2013 N 693

(ред. от 23.06.2014)

"О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области"

Задать вопрос
Вам помог ответ?ДаНет

Павел Викторович, добрый день!

В соответствии с п.7 ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ АМУРСКОЙ

И МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТЕЙ, ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ И ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ИНЫХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН, ПРИЗНАННЫХ ПОСТРАДАВШИМИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ, ВЫЗВАННОЙ КРУПНОМАСШТАБНЫМ НАВОДНЕНИЕМ В АВГУСТЕ - СЕНТЯБРЕ 2013 Г. (Приложение №11 (1) к фед. программе "Жилище") Трансферты могут быть направлены:

а) на реализацию мер поддержки граждан, являющихся собственниками утраченных жилых помещений, по их выбору в форме:

предоставления жилого помещения;

предоставления выплаты денежных средств на строительство жилья;

б) на реализацию мер поддержки граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений;

в) на предоставление иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений и строительства жилья взамен утраченного жилья, находившегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений.

Таким образом, получить поддержку в виде субсидии может собственник жилого помещения - бабушка супруги, и при отсутствии иного жилья.

Задать вопрос
Вам помог ответ?ДаНет

Вам в суд.

Дело № 33-2498/2014 В суде первой инстанции дело

слушала судья Богатырева Н.Ю.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 апреля 2014 года город Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего судьи С.В.Кустовой,

членов коллегии судей Е.А.Бузыновской, С.И.Дорожка,

при секретаре Н.О.Федотовой,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району» на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 13 февраля 2014 года, принятое по гражданскому делу по иску Попова В. А. к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, администрации сельского поселения «Село Белого» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, с участием третьих лиц Попова А. М., Министерства финансов Хабаровского края и Управления Гражданской защиты Хабаровского края, об установлении факта постоянного проживания, о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.

Заслушав доклад судьи Бузыновской Е.А., объяснения Попова В.А. и Попова А.М., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Попов В.А. обратился в суд с иском к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, администрации сельского поселения «Село Белого» Комсомольского муниципального района Хабаровского края об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. В обоснование требований сослался на то, что с ДД.ММ.ГГ он постоянно проживает в жилом доме, находящимся по адресу: , но не имеет регистрации по месту жительства по этому адресу. В результате крупномасштабного наводнения жилой дом был затоплен. Поскольку он не имеет регистрации по месту жительства в указанном жилом помещении, то не может получить соответствующие компенсации. Установление факта проживания в жилом доме и признание его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации необходимо для обращения за получением мер социальной поддержки, в том числе в форме выплаты денежных средств на строительство или приобретение утраченного жилья.

Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 13.02.2014 года исковые требования удовлетворены. Попов В.А. признан постоянно проживающим в жилом доме на момент чрезвычайной ситуации – наводнения. Он признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Белоговского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края.

В апелляционной жалобе КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району» просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Принимая решение о признании Попова В.А. постоянно проживающим в жилом доме на момент чрезвычайной ситуации – наводнения, и признавая его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Белоговского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, суд не учел, что собственник жилого дома Попов А.М., обращаясь ДД.ММ.ГГ с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на приобретение утраченного жилого помещения, не указал среди лиц, постоянно с ним проживающих и являющихся членами его семьи, своего сына Попова В.А.. Как установлено Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской, Магаданской областей, ОАО и Хабаровского края иных межбюджетных трансферов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года (Приложение к Постановлению Правительства РФ от 12.10.2013 года № 923), трансферы могут быть направлены на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) их членов их семей, являющихся гражданами РФ и постоянно проживающих в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Принимая решение суд не установил: как долго проживал истец в жилом доме, пришедшим в негодность в результате наводнения, или его проживание имело временный характер; имеет ли он иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Определением от 09.04.2014 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, и привлек к участию в деле соответчиков КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району», Министерство социальной защиты Хабаровского края и Министерство строительства Хабаровского края.

Причиной перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции послужило то, что суд первой инстанции принял решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле - КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району», Министерства социальной защиты населения Хабаровского края и Министерства строительства Хабаровского края. Такое нарушение норм процессуального права, в соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, является основанием к отмене решения суда первой инстанции, и для рассмотрения дела судом апелляционной инстанции по правилам производства суда первой инстанции.

В суде апелляционной инстанции Попов В.А. свои требования поддержал, просил решение суда оставить без изменений.

В суде апелляционной инстанции Попов А.М. согласился с требованиями Попова В.А., просил решение суда оставить без изменения.

Представители администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, администрации сельского поселения «Село Белого» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, Министерства финансов Хабаровского края, Управления Гражданской защиты Хабаровского края, КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району», Министерство социальной защиты Хабаровского края, Министерства строительства Хабаровского края, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении слушания дела не просили, о причине неявки суд не уведомили. Признав причину неявки неуважительной, судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие.

Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании суда апелляционной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 года № 569-пп «О введении чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края» с 12-00 часов ДД.ММ.ГГ на территории Хабаровского края, в том числе на территории Белоговского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, был введен режим чрезвычайной ситуации.

Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству Российской Федерации поручено: принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 000 рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично; принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5000 рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств; решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.

Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 года №923 «О внесении изменений в федеральную целевую программа «Жилище» на 2011 – 2015 годы» в Федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 – 2015 годы, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года №1050, которыми предусмотрена необходимость предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года. Реализация указанных мер осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в виде иных межбюджетных трансферов. Этим Постановлением введены в действие Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области Хабаровского края иных межбюджетных трансферов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года.

Как указано в пунктах 6, 7 указанных Правил трансферы предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Трансферы могут быть направлены на реализацию мер поддержки граждан, являющихся собственниками утраченных жилых помещений, по их выбору в форме: предоставления жилого помещения, предоставление выплат денежных средств на строительство жилья; на реализацию мер поддержки граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.

Правительством Хабаровского края принято постановление от 21.10.2013 года №347-пр «О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», согласно которому внесены изменения в государственную целевую программу Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», разработан Порядок предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, и являющихся собственниками утраченных жилых помещений. Установлено, что право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, в отношении которых одновременно соблюдены следующие условия: в результате чрезвычайной ситуации граждане утратили жилые помещения, находившееся в их собственности; имеется акт обследования жилого помещения межведомственной комиссии органа местного самоуправления и решение органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо о признании многоквартирного дома аварийным; граждане постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в населенных пунктах, на территориях которых вводился режим чрезвычайной ситуации, не имеют другого жилья, пригодного для проживания. Ответственными исполнителями предоставления таких мер социальной поддержки являются Министерство социальной защиты населения Хабаровского края и Министерство строительства Хабаровского края. Документы на получение мер социальной поддержки граждане подают через центры социальной поддержки населения.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.09.2013 года № 282-пр установлено, что оказание помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, осуществляется за счет средств, предоставляемых в виде субсидий местным бюджетам городских округов "Город Хабаровск", "Город Комсомольск-на-Амуре", Амурского, Комсомольского, имени Лазо, Нанайского, Николаевского, Ульчского, Хабаровского муниципальных районов, путем предоставления: единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета в размере 10 000 рублей на каждого пострадавшего человека (без ограничения по количеству членов семьи); единовременной материальной помощи за счет средств, поступающих из федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2013 года N 693, в размере 10 000 рублей на каждого пострадавшего человека (без ограничения по количеству членов семьи); финансовой помощи в связи с утратой имущества, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично, за счет средств, поступающих из федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2013 года N 693, в размере 100 000 рублей на каждого пострадавшего человека. Единовременная материальная помощь, а также финансовая помощь в связи с утратой имущества, выплачиваются гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим и зарегистрированным в жилых помещениях многоквартирных домов или в индивидуальных жилых домах, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в границах зоны затопления (подтопления), установленных правовыми актами органов местного самоуправления. Указанная помощь предоставляется на основании заявления граждан, поданных в органы местного самоуправления.

Таким образом, одним из условий получения мер социальной поддержки гражданами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, является постоянное проживание в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и в жилом помещении, пострадавшим в результате наводнения.

В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается представленными сторонами доказательствами, что Попов А. М. является собственником жилого дома и земельного участка площадью., находящихся по адресу: . Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГ, о чем сделана в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации №.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГ № жилой дом признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, что выражается в ухудшении эксплуатационных характеристик несущих конструкций жилого дома (теплопроводность прочность). Ухудшение состояния дома явилось следствием чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе-сентябре 2013 года – наводнение. Состояние жилого дома не позволяет обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, жилой дом не пригоден для проживания.

В ходе судебного разбирательства стороны не оспаривали тот факт, что Попов А. М. приходится отцом Попова В. А., ДД.ММ.ГГ года рождения.

Администрацией Белоговского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края (письмо от ДД.ММ.ГГ №) Попову В.А. отказано в связи с не проживанием на территории села Белого (отсутствием регистрации по месту жительства в этом населенном пункте).

Суд, как указано в статье 265 Гражданского процессуального кодекса РФ, устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В паспорте гражданина Российской Федерации, выданного на имя Попова В. А. указано, что он зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГ по адресу: .

В справке от ДД.ММ.ГГ №, выданной администрацией сельского поселения «поселок Джонка» Нанайского муниципального района Хабаровского края, указано, что Попов В.А. зарегистрирован по адресу: , но по месту регистрации не проживает. Жилой дом является бесхозяйным, не является чьей-либо собственностью.

Согласно информации, представленной Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю (справки от ДД.ММ.ГГ № и №) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о переходе прав на объект недвижимости: на жилой дом по адресу: , и о зарегистрированных правах на указанный объект недвижимости.

Согласно информации, представленной Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю (справки от ДД.ММ.ГГ № и №) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Попова В.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества и о его правах на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества.

Попов А.М. в ходе судебного разбирательства подтвердил, что с ДД.ММ.ГГ его сын Попов В.А. постоянно проживал с ним в жилом доме, никуда из дома не выезжал, и продолжал проживать в нем на момент чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года.

Опрошенные судом первой инстанции свидетели ФИО 8 и ФИО 9 (жители) суду показали, что Попов В.А. постоянно поживал в жилом доме со своим отцом Поповым А.М.. В момент наводнения он также находился в этом жилом доме и помогал своему отцу спасать имущество. У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелями. Данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела нет, их показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах.

Установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства свидетельствуют о том, что Попов В.А. с ДД.ММ.ГГ постоянно проживает в жилом доме, и проживал в нем в период август-сентябрь 2013 года.

Так как Попов В.А., являясь гражданином Российской Федерации, в случае установления факта его постоянного проживания в, может приобрести право на получение мер социальной поддержки, предоставляемой гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, то есть этот факт имеет для него юридическое значение, и в ином порядке подтвердить наличие данного факта заявитель не может, то судебная коллегия считает возможным его заявление удовлетворить.

Поскольку факт постоянного проживания Попова В.А. в жилом помещении - в доме на момент чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в августе-сентябре 2013 года, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, то Попова В.А. надлежит признать пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, и признать за ним право на получение мер социальной поддержки, предоставляемой таким гражданам.

Довод апелляционной жалобы о том, что при обращении с заявлением в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району» Попов А.М. – собственник жилого дома не указал своего сына Попова В.А. как лицо, постоянно проживающее с ним и являющееся членом его семьи, не имеет юридического значения для разрешения заявленных Поповым В.А. требований.

Гражданин имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Место жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает (статья 1 Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», статьи 20, 150 Гражданского кодекса РФ).

Указанные положения предполагают, что место жительство гражданина не связано с место его регистрации, он имеет право проживать в любом жилом помещении, находящимся в пользование членов его семьи на основании права собственности. Тот факт, что Попов В.А. не был зарегистрирован в жилом доме не свидетельствует о том, что в этом жилом помещении он постоянно не проживал.

Попов А.М. суду пояснил, что подавая документы на получение мер социальной поддержки он, по требованию КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району», указал только тех членов семьи, которые были зарегистрированы в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме. Поскольку его сын Попов В.А. регистрации по месту жительства в этом жилом доме не имел, то он не указал его в своем заявлении.

Содержащиеся в апелляционной жалобе остальные доводы КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району» не содержат оснований для отказа в удовлетворении заявленных истцом исковых требований как не нашедшие своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.

Поскольку решение суда принято с нарушением норм процессуального права, то судебная коллегия, руководствуясь подпунктом 4 пункта 1, подпунктом 4 пункта 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает необходимым его отменить и разрешить требования истца по существу путем принятия нового решения об удовлетворении всех его требований.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 13 февраля 2014 года отменить и принять по делу новое решение.

Исковые требования Попова В. А. к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, администрации сельского поселения «Село Белого» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району», Министерству строительства Хабаровского края, Министерству социальной защиты Хабаровского края, об установлении факта постоянного проживания, о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания Попова В. А. в жилом доме с ДД.ММ.ГГ и на момент чрезвычайной ситуации - наводнения.

Признать Попова В.А. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Белоговского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края.

Апелляционную жалобу Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения по Комсомольскому району» оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.

Председательствующий: С.В.Кустова

Члены коллегии: С.И.Дорожка

Е.А.Бузыновская.

Задать вопрос
Вам помог ответ?ДаНет
Вопрос №1669221

Как получить жильё, если дом признанный аварийным, сгорел?

Ответы на вопрос:

Наталья, если вы ведете речь о Москве, вам должны в округе были предоставит временное жилье. В качестве исключения и если ваша семье была участником "городской очереди" по улучшению жилищных условий вам могут предложить компенсационное жилье или пригодное для проживание жилье.

Задать вопрос
Вам помог ответ?ДаНет
Вопрос №18515458

Дом должны признать аварийным, у меня квартира мой найма, не лучше ли её приватизировать?

Ответы на вопрос:

Если квартира приватизирована - то вы получите столько же метров, сколько в собственности. Если в соцнайме - то должны выдать по социальной норме по количеству зарегистрированных. Смотрите сами - что Вам интересней.

Задать вопрос
Вам помог ответ?ДаНет

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение