Т.к. конкретно о земельных участках там ничего не прописано.
Скажите пожалуйтста, исходя из какой стоимости будет исчисляться налог с имущества (а именно земельных участков), переходящего в порядке наследования, кадастровой или рыночной?
Читая п.2 статьи 5 Закона РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", я не понимаю, что является базой для исчисления налога - кадастровая оценка земли или оценка экспертов рыночной цены? Т.к. конкретно о земельных участках там ничего не прописано.
Добрый вечер!
Что такое нормативная цена земли? Это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (ст.25 Закона РФ N 1738-1). Нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения (п.3 Постановления Правительства РФ от 15 марта 1997 г. N 319 "О порядке определения нормативной цены земли"). Согласно ст.25 Закона N 1738-1 нормативная цена земли вводится для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.
Норма п.13 ст.3 Закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что если кадастровая стоимость земли не определена, то для целей, указанных в ст.65 ЗК РФ, применяется нормативная цена земли, однако, по моему мнению , это не относится к налогообложению, поскольку в п.5 ст.65 ЗК РФ четко указано, что для целей налогообложения следует пользоваться исключительно кадастровой стоимостью земельного участка. Кроме того, в п.1 ст.390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, то есть никаких иных вариантов оценки земли, в том числе и по нормативной цене, НК РФ не содержит.
И еще. "Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ" - п.2 ст.390 НК РФ. Это означает, что кадастровая стоимость земли должна быть определена - случай, когда она не определена, Кодексом вообще не предусмотрен. Если кадастровая стоимость земельного участка на территории муниципального образования не определена, то местные власти просто не могут вводить новый порядок исчисления земельного налога, именно поэтому повсеместное введение уплаты земельного налога по правилам гл.31 НК РФ и отложено до 1 января 2006 г. Планируется, что в течение 2005 г. в стране будет полностью завершена кадастровая оценка всех земель.
Таким образом, подменять кадастровую стоимость земли ее нормативной ценой в целях исчисления земельного налога по правилам гл.31 НК РФ, по моему мнению, нельзя.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст.391 НК РФ). При этом она определяется отдельно в отношении каждой из долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
1. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
2. Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, также определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п.3 ст.391 НК РФ).
Для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований (если иное не предусмотрено п.3 ст.391 НК РФ).
Следует иметь в виду, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков (п.4 ст.8 Закона N 141-ФЗ).
Обратите внимание на новшество, установленное гл.31 НК РФ.
Примечание. Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
- Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
- физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
- инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
- физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
- ветеранов и инвалидов ВОВ, а также боевых действий;
- инвалидов с детства;
- физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Обратите внимание, что в случае, когда размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю (п.7 ст.391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (ст.393 НК РФ). Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами г.г. Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.
В отношении прочих земельных участков налоговые ставки не могут превышать 1,5% их кадастровой стоимости (п.1 ст.394 НК РФ).
К сведению! В г. Москве согласно ст.2 Закона N 74 налоговые ставки установлены в следующих размерах:
- 0,3% - в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в г. Москве и используемых для сельскохозяйственного производства, а также земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
- 0,1% - в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
- 1,5% - в отношении прочих земельных участков.
С уважением ...
Спросить