Не могу понять смысл понятия ФРАНШИЗА. помогите разобраться, пожалуйста.

Не могу понять смысл понятия ФРАНШИЗА.

помогите разобраться, пожалуйста.

вопрос №31009
прочитан 35 раз

Франшиза и договор коммерческой

концессии в Гражданском кодексе РФ

В странах с развитой рыночной экономикой в последнее время значительно возросла продажа товаров и услуг на условиях франшизы (льгот, привилегий). Указанную разновидность договорнообязательственных отношений, именуемую также "франчайзингом", рассматривают как наиболее прогрессивную систему организации бизнеса и этики деловых отношений.

По определению экспертов ВОИС, франшиза - договор, по которому одно лицо (правообладатель), имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение.

По договору франшизы правообладатель (франчайзер) предоставляет пользователю (франчайзи) весь комплекс принадлежащих ему прав интеллектуальной собственности (один или несколько товарных знаков, фирменное наименование, изобретения и промышленные образцы, ноу-хау, произведения, охраняемые авторским правом).

Исключительные права одна сторона предоставляет другой стороне на льготной, привилегированной основе. Наряду с передачей права на интеллектуальную собственность франчайзер оказывает постоянную организационную, техническую, коммерческую помощь, опекает франчайзи в сфере предпринимательства и рыночных отношений.

Зависимость франчайзи от исключительных прав франчайзера и принятые им на себя обязательства придерживаться в своей деятельности стандартов и качества не ниже франчайзера позволяют последнему контролировать франчайзинговую сеть до такой степени, как если бы это была его собственная фирменная дистрибьюторская сеть. Франчайзи в неменьшей степени заинтересован в совместной деятельности. На отведенной ему территории он надежно защищен фирменным наименованием франчайзера, его торговой маркой, пользуется его технологическими разработками, коммерческими приемами и опытом.

Франчайзинг - наиболее динамичный вид бизнеса и характеризуется комитетом Палаты представителей Конгресса США по малому бизнесу как "доминирующая сила в сфере распределения товаров, услуг", "волна будущего на американском рынке". В США франшиза составляет фактически более одной трети розничной торговли. В Австралии свыше 90 процентов предприятий быстрого обслуживания торгуют на условиях франшизы.

Основная сфера распространения франчайзинга - распределение товаров и услуг системы бензозаправочных станций, автомастерских, автошкол, пунктов проката, ремонтно-строительных предприятий, салонов моды и косметических услуг, аптек, центров профориентации и переподготовки рабочей силы, химчисток и прачечных, пунктов по оказанию компьютерных услуг, ремонту бытовой и электронной аппаратуры, гостиничного хозяйства и др.

Первые элементы франчайзинга возникли в США в середине прошлого столетия. Но подлинный бум в его развитии начался в конце 70-х годов нашего века, когда антитрестовское законодательство сняло наиболее существенные препятствия. В 1988 году в США насчитывалось уже 3 тысячи компаний франчайзеров в 45 отраслях экономики, объединявших более 400 тысяч "единиц" франчайзи.

В России франчайзинг как реально существующая разновидность коммерческих отношений только начинает зарождаться. Известная фирма "Дока-хлеб", производящая мини-пекарни, предоставляет пользователям свое фирменное наименование, обучает и консультирует клиентов. Начинают действовать и иностранные франчайзеры - всемирно известные корпорации "Мак-доналдс", "Пицца-хат", "Кока-кола", "Пепсико", "Баскин Роббинс".

Основываясь на зарубежном опыте, можно прогнозировать быстрое распространение новой для России формы договорных отношений.

Договор франшизы получил распространение и признан самостоятельным объектом правового регулирования более чем в 80 странах мира, но отдельное законодательство о франчайзинге принято лишь в некоторых из них. По мнению экспертов ВОИС, с правовой точки зрения франшиза в достаточной степени регулируется договорным правом, поэтому для ее функционирования и развития не нужны ни особые законы, ни специальные регулирующие структуры.

Следует отметить, что франшиза как разновидность коммерческих отношений в России еще не получила должного развития, но законодательные основы регулирования уже созданы - глава 54 Гражданского кодекса РФ "Коммерческая концессия". Таким образом, Кодекс ввел новую разновидность коммерческих сделок, являющихся эквивалентом известных в западном законодательстве понятий "франшиза", "франчайзинг".

Существует точка зрения, что главе 54 ГК должно быть дано наименование "Договор франшизы" и следует ввести новую главу, посвященную коммерческой концессии, являющейся самостоятельной разновидностью исключительных неназванных договоров.

Основные положения главы 54 Кодекса в целом соответствуют зарубежным законодательным определениям "франшизы", "франчайзинга", включая, в частности, определение Европейской комиссии ЕС, имеющее силу законодательного акта для стран - членов ЕС.

Согласно п. 1 ст. 1027 ГК основным обязательством, определяющим особенности договора, является предоставление правообладателем пользователю комплекса исключительных прав на использование объектов интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК) в предпринимательской деятельности.

Комплекс исключительных прав, предоставленных правообладателем пользователю, состоит из известной триады прав, присущих также и договору франшизы: права действовать под фирменным наименованием и/или коммерческим обозначением правообладателя; права на товарные знаки, знаки обслуживания; права использовать принадлежащие ему охраняемые объекты промышленной собственности - изобретения, промышленные образцы, а также охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау). Коммерческая информация и коммерческий опыт, предоставляемые пользователю по договору, включают обычно профессиональное обучение персонала, специальный инструктаж в течение всего периода действия договора по различным аспектам организации хозяйственной деятельности, таким как управление, создание бытовой сети, эксплуатация оборудования, ведение учета и отчетности, обслуживание клиентуры, приготовление фирменных блюд.

Причем согласно ст. 1031 ГК правообладатель обязан предоставить пользователю всю необходимую техническую, коммерческую документацию и иную информацию, выдать ему предусмотренные договором лицензии, проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с реализацией предоставленных исключительных прав, а также оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие в обучении и повышении квалификации работников, и не вправе отступить от этих обязанностей (ст. 422 ГК). Следует отметить, что предметом договора коммерческой концессии служат отчуждаемые имущественные права. К ним нельзя отнести указанную в п. 2 ст. 1027 Кодекса "деловую репутацию", хотя при согласовании цены договора обычно учитывается условная стоимость "деловой репутации", которая влияет на стоимость передаваемых прав.

Фирменное наименование и/или коммерческое обозначение необходимые составляющие комплекса исключительных прав, передаваемых по договору коммерческой концессии, его стержневой элемент, что подтверждает п. 3 ст. 1037 ГК.

Прекращение же иных исключительных прав, переданных по договору коммерческой концессии, например окончание срока действия патента на изобретение или промышленный образец, свидетельства на товарный знак, прекращение их действия из-за неуплаты пошлины, аннулирования, не влечет за собой прекращение договора коммерческой концессии, за исключением положений, относящихся к прекратившемуся праву (ст. 1040 ГК).

Договор продолжает действовать, а пользователь вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося вознаграждения.

Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

В качестве правообладателя (франчайзера) способна выступать фирма, пользующаяся добротно

Похожие вопросы

юрист Степанов Альберт Евгеньевич:

Добрый Вам день. Уважаемая Тамара Александровна, в данном случае пусть пришлют документы на основании которых образовался долг. Скорее всего, кто-то воспользовался Вашими данными.


юрист Искендеров Эмиль Эльдарович:

Составление деклараций - платная услуга


юрист Искендеров Эмиль Эльдарович:

Бесплатно правовой анализ документов юристы не производят. На данном сайте Вы можете получить ответ на поставленный правовой вопрос


адвокат Стрикун Галина Владимировна:

Вы правильно слышали. Вы не имеете права распоряжаться имуществом отца без согалсия органа опеки. а тем более оформлять его на себя.


юрист Колковский Юрий Валерьевич:

Добрый день, чтобы получить подробные рекомендации по этому вопросу обращайтесь за работой на почту или по телефону к выбранному юристу. И все уточняйте.


Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
0 X