Вопрос: законно ли требование передела участка (внутреннего межевания)?
Господа, помогите разобраться в следующей ситуации:
В 50-х годах была куплена часть дома с участком. Имеется акт Поссовета, в котором зафиксированы доли владельцев дома и границы каждого из участков (земельный участок разделен был разделен пропорцинально долям домовладения).
В последствии один из владельцев перевел несколько нежилых помещений в доме в разряд жилых и таким образом формально увеличил свою долю домовлодения. Эти данные теперь фигурируют в документах БТИ. Границы учасков оставались неизменными, но в свидельстве о праве собственности на землю, выданном администрацией района (1993 год), указана уже меньшая величина участка, соответствующая новым долям.
Сейчас, в связи с приватизацией, встал вопрос о новом межевании участка в соответствии с новыми долями домовладения. Ситуация осложняется еще тем, что с 50-х годов внешние границы участков несколько изменились (площадь увеличилась, но у каждого из владельцев по-разному).
Вопрос: законно ли требование передела участка (внутреннего межевания)?
Какими законами следует руководствоваться при разрешении данного конфликта?
Уважаемый Сергей! Сейчас я представляю в суде интересы собственников дома по аналогичному вопросу. Вопрос ОЧЕНЬ непростой. В настоящее время надзорная жалоба находится в Президиуме Мособлсуда. Закрепление земельных участков в собственность производится в соответствии со ст. 35 Земельного кодекса РФ 2001 года: "В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком". По Земельному кодексу 1991 года было только первое основание - с учетом долей. Сложившийся порядок пользования не учитывался. Конституционный суд признал это неконституционным. Постановление Администрации о закреплении участка, если его размеры стали меньше по отношению к сложившемуся порядку пользования, не может быть признано законным и соответствующим Конституции Российской Федерации в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве" в связи с жалобой гражданки Т.В.Близинской".
В соответствии с названным Постановлением Конституция Российской Федерации, обладающая высшей юридической силой и прямым действием (статья 15, часть 1), закрепляет основные начала, которыми государство должно руководствоваться в сфере признания и охраны в том числе имущественных прав граждан. При этом согласно статье 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
В контексте названных положений Конституции Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком, которое согласно прежнему регулированию являлось титулом прав на недвижимость и одновременно выступало в качестве одной из гарантий права собственности гражданина на находящийся на этом участке жилой дом, позволяя вместе с тем в какой-то мере компенсировать отсутствие права собственности на землю, не может не рассматриваться как обеспечивающее основу жизнедеятельности людей и направленное на создание условий для достойной жизни и свободного развития личности. Соответственно, в отношении данного права действует конституционный механизм защиты от произвольного умаления или ограничения, что предполагает предоставление государственных гарантий лицам, имеющим на законных основаниях не подлежащие изъятию в соответствии с федеральным законом земельные участки.
Данная конституционная гарантия, адресованная прежде всего собственникам, во всяком случае не может толковаться как отрицающая государственную защиту других признанных имущественных прав граждан и умаляющая в какой-либо мере возможности такой защиты для законных землепользователей. На этом основано и действующее гражданско-правовое регулирование: согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации имущество как объект вещного права, в частности принадлежащее лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, включая земельные участки, подлежит защите по правилам, действующим также применительно к праву собственности (статьи 216, 279, 283, 304 и 305).
Таким образом, позиция Конституционного Суда РФ состоит в том, что «согласно статье 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (часть 2), а их конституционно допустимые ограничения возможны только на основании федерального закона (часть 3)». Данная позиция в равной мере распространяется и на постановления органов местного самоуправления, к которым относится Администрация поселка.
Поэтому Ваш вопрос, если земельный участок, которым Вы пользовались с 1950 года, урезают, может быть решен только в судебном порядке с учетом изложенных правовых норм. Если понадобится помощь, обращайтесь. С уважением, Дмитрий Константинович.
Спросить