ООО приобрела автомобиль - нужно ли проходить медосмотр для заполнения путевого листа?
199₽ VIP

• г. Йошкар-Ола

Наша организация (ООО, деятельность научные исследования) приобрела легковой автомобиль. Должности водителя нет, машиной управляет по доверенности назначенный внутренним приказом работник. Возникла трудности с оформлением графы медосмотр в путевом листе - можем ли мы ее не заполнять? Обязательно ли прохождение медосмотра? Можем ли мы разработать свой путевой лист без графы медосмотр? Какое наказание если не проходить медосмотр? Спасибо.

Читать ответы (4)
Ответы на вопрос (4):

Возникла трудности с оформлением графы медосмотр в путевом листе - можем ли мы ее не заполнять?

Надежда, не можете не заполнять путевой лист и механик должен подписывать путевой лист. заключите с транспортной организацией договор по выпуску автомобиля автомехаником и осмотру водителя их медиком.

Спросить
Это лучший ответ

Нужна ли в этом случае отметка медработника в путевом листе? Или такая отметка обязательна только для автотранспортных предприятий, оказывающих услуги по перевозке грузов и пассажиров?

Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что юридические лица, которые осуществляют на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.

в Постановлениях ФАС Центрального округа от 23.11.2009 г. № А36-706/2009, от 28.07.2009 г. № А36-3582/2008 отмечено, что действие Федерального закона N 196-ФЗ, а также подзаконных актов, возлагающих на организации обязанности проводить медицинские осмотры водителей, распространяются только на компании, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров, следовательно, неспециализированные предприятия не подчиняются этим требованиям.

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Выдача путевого листа в вашем случае законом не предусмотрено.

Смотрите вот это.

Путевой лист легкового автомобиля (форма N3)

Путевой лист специального автомобиля (форма N3 спец.)

Путевой лист легкового такси (форма N4)

Путевой лист грузового автомобиля (форма N4-С)

Путевой лист грузового автомобиля (форма N4-П)

Путевой лист автобуса (форма N6)

Путевой лист автобуса необщего пользования (форма N6 спец.)

Журнал учета движения путевых листов (форма N8)

Товарно-транспортная накладная (форма N1-Т)

Спросить

Одним из указанных в путевом листе реквизитов являются сведения о водителе, к которым относятся не только его ФИО, но и сведения о проведении предрей-сового и послерейсового медицинского осмотра (подп. 2 п. 7 приказа N 152). Минфин России уже выпустил разъяснения, согласно которым "путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, утвержденные вышеуказанным Приказом, может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов" (письмо от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161).

Унифицированная форма путевого листа (форма N 3), утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, обязательна к применению только для автотранспортных предприятий. Все иные предприятия могут разработать собственную форму путевого листа, но с учетом следующих обстоятельств.

Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 утверждены обязательные реквизиты путевого листа и порядок его заполнения. К ним относятся:

- наименование и номер путевого листа;

- сведения о сроке действия путевого листа;

- сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

- сведения о транспортном средстве (в частности, показания одометра (полные километры пробега) при выезде из гаража и заезде в гараж, дата и время выезда транспортного средства с места постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку); - сведения о водителе (в т.ч. дата и время проведения предрей-сового и послерейсового медицинского осмотра, осуществляемого медицинским работником).

Одним из указанных в путевом листе реквизитов являются сведения о водителе, к которым относятся не только его ФИО, но и сведения о проведении предрей-сового и послерейсового медицинского осмотра (подп. 2 п. 7 приказа N 152). Минфин России уже выпустил разъяснения, согласно которым "путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, утвержденные вышеуказанным Приказом, может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов" (письмо от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161).

Непосредственно в отношении отсутствия в путевом листе сведений о прохождении медосмотра чиновники пока официальных разъяснений не давали. Но несложно догадаться, что при отсутствии в путевом листе отметок о прохождении водителями медосмотра у компаний могут возникнуть проблемы с подтверждением расходов на ГСМ. На мой взгляд, при возникновении претензий со стороны налоговых органов компания может их оспорить. Для этого ей необходимо привести следующие аргументы.

Во-первых, упомянутый приказ Минтранса России был выпущен во исполнение Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ), регулирующего отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом.

Если компания не автотранспортная (т.е. использует автомобиль для собственных нужд), приказ N 152 на нее не распространяется. Во-вторых, расходы на ГСМ можно подтвердить любыми документами, удостоверяющими целевую направленность затрат (п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому путевые листы, в которых отсутствуют сведения о медосмотре, вполне могут являться подтверждающим документом. Главное, чтобы они содержали все данные, необходимые для определения произведенных затрат на ГСМ, такие как пробег автомобиля, расход горючего, остатки горючего в баке автомобиля при выезде и возвращении (постановление ФАС Московского округа от 10.08.2009 N КА-А40/7253-09). Отсутствие сведений о прохождении водителем медосмотра еще не свидетельствует о том, что компания не несла расходы на ГСМ

В соответствии с п. 14 ст. 2 Закона N 259-ФЗ для целей этого Закона путевым листом признается документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.

Пунктом 1 ст. 6 Закона N 259-ФЗ установлено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством РФ.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса России N 152. Согласно пп. 2 и 3 данного приказа обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование и номер путевого листа;

- сведения о сроке действия путевого листа;

- сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

- сведения о транспортном средстве;

- сведения о водителе.

Следовательно, путевой лист, разработанный организацией самостоятельно и содержащий обязательные реквизиты, установленные п. 3 приказа N 152, может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.

На этом основании можно сделать следующий вывод. Если в путевом листе присутствуют все необходимые реквизиты, кроме отметки о прохождении водителем предрейсового и послерейсового медосмотра (сведения о водителе), расходы, подтвержденные путевым листом, не следует учитывать при налогообложении прибыли.

Спросить

Йошкар-Ола - онлайн услуги юристов