Войдет ли служба в армии в северный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в 50 лет.

• г. Новый Уренгой

В местности приравненной к району КС проходила службу в армии по контракту в течение 5 лет 8 месяцев. Была уволена по сокращению штатов. Продолжала работу на "гражданке" в местностях приравненных к районам КС, в районе КС. Войдет ли служба в армии в северный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в 50 лет. Северного стажа на "гражданке" для назначения пенсии не хватает. Заранее благодарна. Воронина Е.Г.

Ответы на вопрос (1):

Увы, не войдет, если не будет изменено пенсионное законодательство.

"Определение Конституционного Суда РФ от 10 марта 2005 г. N 14-О

"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда Хабаровского края о проверке конституционности подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.Д. Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса суда Амурского городского суда Хабаровского края, установил:

1. В производстве судьи Амурского городского суда Хабаровского края Е.Ю. Хохловой находится дело гражданина А.П. Павлова об оспаривании решения управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Амурском районе Хабаровского края от 23 мая 2003 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по достижении 55-летнего возраста в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Гражданин А.П. Павлов считает, что имеет право на назначение досрочной пенсии, поскольку периоды его работы, а также военной службы и службы в органах внутренних дел в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в общей сложности составляют более 20 лет. Однако управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Амурском районе Хабаровского края исключило из стажа, дающего на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на такую пенсию, периоды его военной службы по призыву с 16 июня 1967 года по 26 мая 1970 года в поселке Полярный Мурманской области (район Крайнего Севера) и службы в должности следователя со 2 октября 1980 года по 19 июня 1987 года в Амурском ГОВД Хабаровского края (местность, приравненная к районам Крайнего Севера).

По мнению Амурского городского суда Хабаровского края, подпункт 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не соответствует статьям 2, 7 (часть 1), 15 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку, не предусматривая при назначении досрочной трудовой пенсии по старости (мужчинам - по достижении возраста 55 лет и женщинам - 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет) возможности включения в стаж работы периодов службы в армии по призыву и службу в должности следователя в органах внутренних дел в этих же районах и местностях, допускает неравенство прав граждан при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в зависимости от характера выполняемой профессиональной деятельности. Заявитель указывает, что военная служба и служба в органах внутренних дел являются разновидностью трудовой деятельности гражданина, а негативное воздействие факторов, обусловленных спецификой природно-климатических условий и отдаленностью территорий, не зависит от того, проходит ли гражданин службу или работает по трудовому договору. Право же на досрочную пенсию, предусмотренное подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по мнению заявителя, должно возникать при наличии у работника суммарной продолжительности трудовой (профессиональной) деятельности в определенной местности и достижении им определенного возраста и не может ставиться в зависимость от характера этой деятельности и ведомственной принадлежности организации, в которой она осуществлялась.

2. Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Государственная служба, работа по трудовому договору, предпринимательская деятельность представляют собой различные формы реализации права на труд. Граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации), имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.

Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Право на пенсию военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов реализуется, таким образом, в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.

3. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенный в действие с 1 января 2002 года, основан на принципах обязательного пенсионного страхования: согласно его статье 3 право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

При определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж, под которым Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" понимает суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2). Периоды, включаемые в страховой стаж для установления трудовой пенсии, подразделяются на две группы. В одну входят периоды трудовой и (или) иной деятельности лиц, застрахованных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а в другую - нестраховые периоды.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона, несмотря на то что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал. Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 года N 475).

Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.

При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Статьей 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (введенной Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и вступившей в силу с 1 января 2005 года) установлено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7-9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Такое решение не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.

Кроме того, за граждан, пенсия которым назначается досрочно (на 5-10 лет раньше общеустановленного возраста), страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в настоящее время уплачиваются на общих основаниях, т.е. по одинаковым тарифам всеми застрахованными, и возможность включения периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочную трудовую пенсию, приводила бы к необоснованному расширению круга лиц, имеющих преимущества по отношению к другим застрахованным.

4. Из содержания запроса следует, что Амурский городской суд Хабаровского края, утверждая, что при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости военная и приравненная к ней служба в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должна засчитываться в специальный стаж наравне с работой в этих районах и местностях, фактически ставит вопрос об изменении действующей системы пенсионного обеспечения. Между тем разрешение данного вопроса не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а является прерогативой законодателя.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда Хабаровского края, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд Российской Федерации может быть признано допустимым, и поскольку разрешение поставленного заявителем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации В.Д. Зорькин

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации Ю.М. Данилов"

Спросить
Пожаловаться

Пенсионный Фонд РФ отказал в назначении досрочной пенсии за работу в районе Крайнего Севера, исключив из специального Северного стажа период службы в милиции в должности инспектора ДПС ГАИ. Период службы в милиции проходил с 1981 по 1989 годы. Прослужил 7 лет и 6,5 месяцев. Затем была работа в гражданских предприятиях в том же Северном районе. Итого имею 16 лет и 9.5 месяце Северного стажа. Отказывая в назначении досрочной пенсии мотивировали это тем, что служба не является работой и не может быть включена в специальный Северный стаж. Правомерен ли отказ если. Я уволился из милиции не приобрёв право на назначение пенсии по выслуге лет? И если можно, существует ли положительная судебная практика включения периода службы в милиции в гражданский стаж для приобретения права на досрочную льготную пенсию в 55 лет. С уважением Юрий.

Родилась, работала и проходила военную службу по контракту в г.Архангельске и Архангельской области (район-приравненный к районам Крайнего Севера, что дает возможность ухода на пенсию женщинам в возрасте 50 лет), военного стажа у меня на военную пенсию не хватает (всего 07 лет военной службы-уволена в запас по состоянию здоровья). В 50 лет мне отказывают в назначении пенсии, так как для этого необходимо иметь не менее 20 календарных лет работы в районе приравненном к району Крайнего Севера (что у меня есть вместе с армией) и соответственно страховой стаж не менее 20 лет, но по пенсионному закону № 173-ФЗ военная служба засчитывается только в общий трудовой стаж, так как страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ не уплачивались и соответственно периоды службы в армии не зачтены в специальный "северный" стаж и выслуги в 20 лет у меня не получается (т.к. минусуется 7 лет военной службы), в итоге проработав на Севере, ухудшив состояние здоровья в армии я выйду на пенсию, как жительница средней полосы страны, т.е.на общих основаниях.

С 1995 по 2002 год работала в районе приравненном к районам крайнего севера в июле 02 года уволилась в связи с переводом мужа на новое место службы то же в район приравненный к крайнему северу, по переводу еще два месяца получала зарплату, а в сентябре опять устроилась на работу, то есть продолжила работу в РКС. Вопрос: те два месяца, которые я продолжала получать зарплату входят в северный стаж? И считают ли для северного стажа, только непрерывный стаж?

По материалам пенсионного дела установлено. Вам назначена пенсия по старости за работу на Крайнем севере. Необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии имеется. Поэтому включении периода службы в армии в стаж на соответствующих работ на право на назначении пенсии и расчет размера не влияет. Вопрос-почему пенсия не берется для начисления из расчета крайнего севера. У меня не хватало 10 месяцев северного стажа но до службы и после я работал в плавсоставе северного пароходства. Вопрос-должны ли включить недостаток стажа из расчета армии и начислять пенсию по северным тарифам.

Включается ли служба в армии (я женщина, служила по военной специальности в местности, приравненной к районам Крайнего Севера) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с понижением пенсионного возраста?

Мой страховой стаж составляет 27 лет 02 месяца 22 дня, из них 18 лет стажа в местности приравненой к районам Крайнего Севера, стаж, дающий проаво на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (Список№1) составляет 7 лет 4 месяца 3 дня.

Вопрос: почему пенсионноый фонд отказал в назначении досрочной труд. Пенсии по достижению 50 лет, в связи с отсутствием необходимого льготного стажа? Почему нельзя сложить 18 лет стажа, которые дают снижение возвраста на 4,5 года и стаж по первой сетке, который снижает возвраст еще на 7 лет? Хотя стаж 20 лет и стаж по Ст.27.1 пп 1-10 и пп.16-18 складываются! Во сколько лет мне полагается назначение трудовой пенсии по старости при наличии 7 лет стажа по первой сетке и 18 лет стажа в местностях приравненых к районам Крайнего Севера?

Заранее спасибо!

Сын устроился на работу в районе Крайнего Севера через две недели его призвали в армию Службу проходил в Забайкальском военном округе (район приравненный к Крайнему Северу) Учитываются ли эти два года службы в север ный стаж для получения льготы при выходе на пенсию по возрасту.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Прохажу службу в районах крайнего севера по контракту и здесь же родился. До службы в армии по контракту работал так же на крайнем севере 2 года 4 месяца. Вопрос, хотел узнать, входит ли гражданский северный стаж в военный северный стаж по контракту для ухода на пенсию с северным стаже 20 лет. Если два северных стажа сложить в одно? Гражданский северный стаж+военный северный стаж по контракту?

Ответьте пожалуйста на вопрос.

Входит ли служба в армии 1988-1990 г в северный трудовой стаж, если служба проходила в районе приравненном к северным районам. Для льготного выхода на пенсию.

Прошу помощи!

Имею непрерывный мед стаж в должности мед сестры.

Я проходила службу в системе УФСИН России в должности медсестры с января 2001 по июнь 2003 гг.

ПФР отказал в назначении досрочной трудовой пенсии по причине того, что время службы не входит в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии (работа на должности медсестры и служба в той же должности разные вещи).

Правомерен ли отказ?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение