Оплата и условия работы членов ликвидационной комиссии в ООО - что говорит трудовое законодательство?
ООО начало процесс ликвидации, назначена ликвидационная комиссия из трех штатных работников предприятия. Производится ли дополнительная оплата члену ликвидационной комиссии за выполнение им новых функций по ликвидации или они получают зарплату согласно трудовому договору по своей основной должности? Нужно ли увольнять их по п.1 ч.1 ст.81 ТК и заключать новый трудовой или гражданско-правовой договор или они работают по ранее заключенным договорам на весь период ликвидации? Очень жду ответа и заранее огромное спасибо. Наталья.
К ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица с момента ее назначения (п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 57 Закона N 14-ФЗ). Соответственно, с этого момента полномочия руководителя организации прекращаются в силу закона (смотрите, например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 28.02.2011 N Ф03-438/2011 по делу N А24-3039/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.10.2009 N А19-6223/09). Так как ликвидационная комиссия заменяет органы управления юридического лица, председатель ликвидационной комиссии приобретает право подписи документов, распоряжения имуществом и другие полномочия, которыми ранее обладал руководитель общества. При этом ГК РФ не предусматривается необходимость издания какого-либо специального приказа о снятии полномочий с директора и возложении их на ликвидатора. Издание приказа, касающегося прекращения деятельности руководителя общества как единоличного исполнительного органа, необходимо исключительно в рамках оформления трудовых отношений. Полномочия главного бухгалтера и заместителя руководителя с назначением ликвидационной комиссии "автоматически" не прекращаются - это не предусмотрено законом.
В соответствии с п. 1 части первой статьи 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Расторгнуть трудовой договор до истечения указанного срока работодатель вправе только с согласия работника, выплатив ему в день увольнения дополнительную компенсацию (части вторая и третья ст. 180 ТК РФ). Пленум Верховного Суда РФ в п. 28 постановления от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что основанием для увольнения работников по п. 1 части первой ст. 81 ТК РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (ст. 61 ГК РФ). Трудовое законодательство не определяет, в какой момент времени работник должен быть уволен в связи с ликвидацией организации. Не установлен трудовым законодательством и специальный порядок увольнения руководителя организации в связи с ликвидацией организации. Анализ приведенных норм показывает, что назначение ликвидационной комиссии не влечет за собой обязательного расторжения трудового договора с руководителем в день назначения такой комиссии. До завершения процедуры ликвидации трудовой договор с работником может быть расторгнут и по иным основаниям, например по соглашению сторон (п. 1 части первой ст. 77 ТК РФ). Однако трудовые отношения с работниками ликвидируемой организации, входящими в состав ликвидационной комиссии, могут продолжаться вплоть до их увольнения, основываясь на ранее заключенном и продолжающем свое действие трудовом договоре. В этом случае оснований для внесения каких-либо записей в трудовые книжки таких работников не имеется.
Законодательством не урегулирован вопрос о характере отношений, возникающих между ликвидируемым юридическим лицом и членами ликвидационной комиссии (ликвидатором). Не определен законодательством и порядок оформления этих отношений (в частности, порядок оплаты выполняемой работы). Этот вопрос должен решаться общим собранием участников (единственным участником) при назначении ликвидационной комиссии с учетом финансовых возможностей предприятия. Представляется, что не противоречит законодательству оформление отношений с членами ликвидационной комиссии как путем подписания гражданско-правовых договоров, так и путем заключения срочных трудовых договоров (абзац восьмой части первой ст. 58 ТК РФ). Ряд нормативных актов свидетельствует о возможности выплаты членам ликвидационной комиссии заработной платы (смотрите, например, распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 N 1743-р, п. 2 распоряжения Правительства РФ от 13.05.2003 N 609-р, пп. 9.2 приказа Минсвязи РФ от 24.03.2004 N 46 "О мероприятиях по упразднению Министерства Российской Федерации по связи и информатизации").
В решении о назначении ликвидационной комиссии необходимо указать порядок осуществления расчетов по выплате вознаграждения (обычно он ежемесячный)
Трудовые отношения с членами ликвидационной комиссии в период ликвидации будут регулироваться трудовым договором, заключенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Поэтому целесообразно начисление вознаграждений осуществлять в порядке, аналогичном порядку начисления заработной платы.
Начисление вознаграждения членам ликвидационной комиссии отражается в бухгалтерском учете предприятия на счетах учета затрат по обычным видам деятельности.
Выплату вознаграждения целесообразно осуществлять в порядке, установленном ТК РФ для выплаты заработной платы. Если денежные средства на выплату вознаграждения у предприятия отсутствуют, то указанное вознаграждение подлежит отражению в качестве кредиторской задолженности организации перед членами ликвидационной комиссии в промежуточном ликвидационном балансе.
После составления промежуточного ликвидационного баланса требования кредиторов – членов ликвидационной комиссии подлежат удовлетворению в очередности, определенной пунктом 1 статьи 64 ГК РФ.
При этом в соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» «расходы, связанные с продолжением функционирования юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, работой ликвидационной комиссии (ликвидатора), конкурсным производством, выплатой вознаграждения арбитражному или конкурсному управляющему, судебные издержки должны покрываться за счет имущества ликвидируемого юридического лица вне очереди (пункт 1 статьи 30 Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий")».
Таким образом, расходы на оплату работы членов ликвидационной комиссии оплачиваются за счет имущества ликвидируемого юридического лица.
В соответствии с порядком, установленным Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утв.приказом Минфина РФ от 6/05/99 №33н, отражение постоянных расходов в бухгалтерском учете до момента составления промежуточного ликвидационного баланса производится на счетах учета расходов по обычным видам деятельности.
При оказании предприятию услуг сторонними организациями (по гражданско-правовому договору) в период ликвидации, у предприятия возникает кредиторская задолженность перед этими организациями.
Удовлетворение требований указанных кредиторов осуществляется в пятую очередь в соответствии с порядком очередности, установленной пунктом 1 статьи 64 ГК РФ.
Спросить