Как потребовать возврат денег за некачественное украшение после покупки?
Муж подарил на 14 февраля небольшой золотой кулон с брильянтиками. Пломбу в магазине отрезал сам же продавец, что бы красиво упаковать изделие в коробочку. Уже дома, когда подарок был подарен, при ближайшем рассмотрении обнаружили: пятно на золоте, как будто облазит, золото ооочень потёртое, всё в царапинах (для нового то изделия), брильянты по сравнению с другими украшениями (с брюликами), как то почти не блестят. Прошёл 1 день после покупки. Чек,гарантийный талон, отрезанная пломба с биркой всё имеется. Как быть? Как правильней потребовать возврата денег, т.к. менять на что либо в этом магазине категорически не хочется. Судя по отзывам магазин крайне не охотно возвращает деньги ссылаясь на всякие собственные экспертизы, т.к после их экспертиз велика вероятность возвращения изделия ещё в более худшем виде.
Для многих это болезненный вопрос. 80% покупателей, которые сталкивались с этой проблемой, получили негативный опыт — изделие у них обратно не приняли. Причина здесь в путанице, которая появляется при чтении законов, регулирующих продажу и возврат ювелирных изделий. В этой статье я постараюсь максимально доступно объяснить все нюансы.
Итак, как вернуть ювелирное изделие? Для начала я перечислю законы, которые действуют в данном случае:
Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» — далее Закон ОЗПП (статьи с 18 по 22 включительно)
«Правила продажи отдельных видов товаров» утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 (пункты с 61 по 69)
«Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 - далее Перечень (пункт 9)
Существует два случая, когда покупатель хочет вернуть изделие:
когда в изделии обнаруживается брак;
когда изделие качественное, но не подошло или не понравилось.
Как вернуть ювелирное изделие, в котором обнаружился брак. Какой может быть брак:
самое распространенное — выпал камень;
шатается камень;
в серьгах камни разного оттенка или огранки;
плохо застегивается или сломался замок;
порвалась цепочка
и т.д. и т.п.
Во всех случаях поломок или обнаружения дефектов следует обращаться в магазин. В этом случае действует Закон ОЗПП. Но сразу скажу, этот же Закон защищает и продавца: покупатель может предъявлять претензии продавцу лишь в том случае, когда причиной возникновения недостатка в товаре является производственный брак, а не сам покупатель. Ответственность с продавца снимается если:
покупатель плохо обращался с ювелирным изделием. Например, подвергал его воздействию бытовой химии, в результате чего на изделии появились пятна.
дефект появился в результате действия третьих лиц. Например, ребенок ухватился за цепочку на шее у мамы, в результате чего вытянулись звенья, или цепочка вообще порвалась.
причиной дефекта является действие непреодолимой силы — пожар, тайфун, наводнение и т.д.
Следует знать, что на ювелирные изделия по закону срок годности не устанавливается, поэтому можно обращаться с претензией в магазин в течение двух лет с момента покупки. Причем, по Закону ОЗПП у покупателя может не быть чеков или других документов, подтверждающих покупку. Но по своему опыту могу сказать, что чек и бирку от изделия все-таки лучше сохранить. Иначе сложно доказать, что Вы именно в этом магазине приобретали украшение. Да и идентифицировать изделие будет практически нереально (особенно, если Вы придете через два года).
Каков же порядок возврата ювелирного изделия. Для начала решите, хотите ли Вы поменять изделие, отремонтировать или вернуть деньги. Помните, если Вы пришли в магазин с претензией, продавец обязан принять у Вас изделие. Кроме того, Ваша претензия должна быть документально зафиксирована. Кроме указания наименования продавца, изделия, и вида дефекта, обязательно должно быть указано, что Вы хотите (поменять, отремонтировать или вернуть деньги — продавец должен выполнить именно это требование). А у Вас на руках должен остаться документ, в котором должна быть указана дата приема изделия на проверку. Все это сыграет Вам на руку, если возникнут какие-либо «недопонимания» с продавцом.
Если после проверки продавец отказывается выполнить Ваше требование, то Вы вправе требовать проведения независимой экспертизы. Знайте, продавец обязан выполнить экспертизу за свой счет. Но также следует помнить о том, что если в результате проведения экспертизы окажется, что дефект в изделии возник в результате Ваших действий, то продавец будет вправе требовать от Вас возмещения расходов на экспертизу.
А теперь поговорим о сроках удовлетворения требований покупателя.
если Вы хотите поменять ювелирное изделие, то Вам должны это сделать в течение 7 дней с момента обращения. Если требуется провести дополнительную проверку или экспертизу, то по Закону ОЗПП на это отводится 20 дней. Если же у продавца на момент предъявления требования нет изделия для замены, то отводится 1 месяц.
если Вы хотите отремонтировать изделие, то продавец должен сделать это в кратчайшие сроки, но не более 45 дней.
если Вы хотите вернуть деньги или уменьшить покупную цену (такое по Закону ОЗПП тоже возможно), то на это отводится не более 10 дней.
Если же покупатель хочет вернуть ювелирное изделие, в котором нет недостатков, просто оно ему не подошло по размеру или вдруг разонравилось? К сожалению, в этом случае покупатель вернуть изделие не сможет. Ошибка покупателей в том, что они и в случае с изделиями надлежащего качества опираются на Закон ОЗПП, в котором написано, что качественный товар вернуть можно. Но в случае качественного ювелирного изделия уже будет действовать Перечень, в котором как раз и сказано, что ювелирные изделия обмену и возврату не подлежат. Вы можете только попросить продавца пойти Вам навстречу, а требовать в этом случае Вы не имеете права. И если продавец Вам откажет, то правда будет на его стороне.
А теперь подытожим. Как вернуть ювелирное украшение?
Качественное, к сожалению, никак.
Некачественное по следующему алгоритму:
Приходите в магазин с изделием и письменно излагаете, что конкретно Вы хотите. Чаще всего в магазинах есть для этой цели специальные бланки. У Вас на руках должен остаться документ с указанием даты обращения.
Ваше изделие проверяют и дают ответ: либо Вашу просьбу удовлетворяют, либо отказывают.
Если отказывают, требуете проведения экспертизы. И уже после экспертизы либо Вы получите то, что требовали, либо Вам придется возмещать расходы продавца. Во втором случае не забудьте получить обратно свое изделие. Оно Ваше, хоть и бракованное.
Надеюсь, мне удалось доступно объяснить что к чему. И теперь, если у Вас или Ваших знакомых возникнет ситуация, когда нужно будет вернуть ювелирное изделие в магазин, Вы будете четко знать как поступить или что посоветовать.
Спросить