Как оформить постройки на участке после развода - необходимые документы и процедура
Помогите, пожалуйста, одинокой женщине.
При разводе мне достался дом с участком для личного подсобного хозяйства в Коломенском районе МО. Дом, в период расторгнутого брака был перестроен и на участке были построены гараж и сарай. Разрешение на строительство не было оформлено. Какие документы мне нужны для оформления вновь построенного дома и других построек? От бывшего мужа остался договор купли-продажи от 1996 года и свидетельство на землю, есть решение суда о разделе имущества. Какой порядок оформления документов? Куда обращаться? Что такое «дачная амнистия»?
Татьяна,
вы сможете оформить все именно по дачной амнистии, обратиться необходимо в регистрационную палату и БТИ
«Дачной амнистией» в народе был назван вступивший в силу в сентябре этого года Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Этот документ упрощает процедуру регистрации земельных участков, индивидуальных жилых домов, построек. Конечно же, он направлен на решение проблем граждан. Но документ преследует и государственную цель: оценить реальную картину того, что из себя представляет класс собственников. Сейчас в этом вопросе много пробелов и несоответствий.
2. В чем суть «дачной амнистии»?
В легализации прав граждан на земельные участки и на расположенные там объекты недвижимости, которые из-за отсутствия необходимых документов не прошли государственную регистрацию.
3. Какие объекты недвижимости подпадают под действие «дачной амнистии»?
В первую очередь, это земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, огородничества, садоводства и индивидуального гаражного или жилищного строительства.
Также сюда подпадают любые постройки на дачных и садовых участках; гаражи на земле, предоставленной не для предпринимательской деятельности; строения и сооружения вспомогательного использования на любых участках (бани, беседки, хозблоки); объекты некапитального строительства, например, навесы; жилые дома, построенные на участке для индивидуального жилищного строительства или на приусадебном земельном участке.
4. В чем заключается упрощенный порядок регистрации прав на земельные участки?
Для того, чтобы зарегистрировать право собственности на земельный участок потребуется только два документа: о предоставлении земельного участка (причем, не важно, кем и когда он был выдан) и кадастровый план участка. На их основании и будет произведена регистрация права собственности.
5. Распространяется ли «дачная амнистия» на вновь полученные земельные участки?
«Дачная амнистия» распространяется на земельные участки, полученные до 30 октября 2001 года - именно тогда начал действовать Земельный кодекс РФ.
Сейчас получить в собственность земельный участок под дом или личное подсобное хозяйство можно, купив его с аукциона. А в аренду земельный участок можно получить и без торгов, если нет других желающих.
6. Что делать, если в документе на земельный участок не указано, на каком праве он предоставлен?
Такой земельный участок считается предоставленным на праве собственности, за исключением тех случаев, когда в соответствии с законодательством земельный участок не может быть передан в частную собственность.
Если садовый, дачный или огородный земельный участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования, то гражданин также может зарегистрировать право собственности на землю.
7. Существуют ли ограничения по оформлению в собственность земельных участков?
Да, существуют. В соответствии с действующим законодательством не допускается государственная регистрация права собственности на некоторые земельные участки. Это участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте - например, в природных заповедниках и национальных парках, земли, на которых расположены объекты силовых структур и атомной энергетики, или занятые особо ценными объектами культурного наследия и т.д.
8. Что делать, если нет никаких документов на землю?
Если нет документов, но земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства, то зарегистрировать эту собственность можно, предоставив выписку из похозяйственной книги, которая имеется в органе местного самоуправления. Именно эта выписка и будет признана документом о праве на участок.
В остальных случаях землю, на которую нет документов, придется выкупать по рыночной стоимости.
9. Как можно узаконить «лишние» метры?
Если площадь вашего участка больше, указанной в документе, нет ничего страшного. При оформлении в собственность регистрируется действительная площадь участка. При этом границы земельного участка должны быть согласованы с соседями. Кроме того, надо учесть, что превышение фактически используемой площади допускается в пределах установленного минимального размера земельного участка. Нормативные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства устанавливаются органами местного самоуправления.
10. Как быть, если фактически участок меньше, чем по документам?
Нужно обратиться в территориальное подразделение Роснедвижимости с заявкой о внесении в кадастр сведений об уточненной площади участка на основании документов о межевании и о выдаче кадастрового плана. Потом надо написать заявление в районный отдел Регистрационной службы о внесении уточненных данных в Единый государственный реестр. К заявлению прикладывается кадастровый план.
В результате этих действий на руки должны выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности на участок той площади, которая определилась при межевании и указана в кадастровом плане.
11. Будут ли переданы бесплатно земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования садоводческих, огороднических или дачных объединений?
Да, такие земельные участки подлежат передаче в собственность садоводческим, огородническим или дачным объединениям бесплатно.
12. Как гражданину получить в собственность свой земельный участок, если он составляет территорию садоводческого или дачного объединения и предоставлен непосредственно этому объединению?
Передачу земельного участка в собственность осуществляет орган местного самоуправления на основании заявления самого гражданина. К заявлению надо приложить описание местоположения границ участка, подготовленное самим гражданином, заключение правления объединения с указанием лица, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждением соответствия указанного описания границ.
Если ранее ни один из членов садоводческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, органы местного самоуправления вправе запросить в правлении объединения удостоверенную копию правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного объединения, и выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащую сведения о данном некоммерческом объединении. И все же, несмотря на это, срок рассмотрения заявления не может превышать две недели с даты его получения органом местного самоуправления.
13. Сколько участков можно оформить в собственность бесплатно?
Закон «о дачной амнистии» не устанавливает каких-либо ограничений в этом вопросе.
14. Какими будут тарифы на работы по межеванию и госрегистрацию?
По закону максимальные цены по межеванию в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, могут устанавливаться субъектами РФ на период до 1 января 2010 года. В октябре Кабинет Министров РТ принял соответствующее постановление. Например, максимальная стоимость межевания садового земельного участка в настоящее время составляет 1300 рублей, а при наличии топографической съемки она уменьшается до 250 рублей.
За государственную регистрацию права собственности на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на постройки на таком земельном участке установлена плата в размере 200 рублей.
15. Как зарегистрировать право на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке?
Если документы на землю в порядке, то приватизировать строения большого труда не составит.
Для регистрации прав собственности на дачные и садовые дома теперь не требуется проведение технической инвентаризации. Разработана специальная декларация об объекте недвижимости с указанием местоположения объекта, его названия и назначения, кадастрового номера, площади, этажности и других данных. Оформить право собственности можно также на гараж или «хозяйственное сооружение вспомогательного использования» - в декларации предусмотрена и такая графа. Заполнить декларацию могут сами владельцы. Именно она станет главным документом при регистрации.
16. А появились ли изменения при регистрации прав на жилые дома?
Для владельцев индивидуальных жилых домов процедура регистрации прав почти не изменилась. Как и ранее, необходимо пройти техническую инвентаризацию и технический учет, получить техпаспорт, который выдается и составляется БТИ. С готовым техпаспортом, а также заключением местных властей о том, что дом находится в границах выделенного участка, нужно также идти в Регистрационную службу.
Зато теперь не требуется разрешения на строительство, акта о вводе дома в эксплуатацию, заключения санэпидемстанции, экологов, архитектора, пожарных. Но надо иметь в виду, что без акта о приеме дома в эксплуатацию строение можно зарегистрировать только до 1 января 2012 года.
17. Что будет, если гражданин не воспользуется правом упрощенного порядка зарегистрировать свою собственность?
Никаких санкций за нежелание человека оформить соответствующим образом право на собственность не предусмотрено. Однако в таком случае, гражданин не сможет ее продать, подарить, сдать в аренду или в залог под кредит.
18. Как можно оформить приватизацию земельного участка под гаражом?
Государственная регистрация права собственности на земельный участок, предоставленный для ведения индивидуального гаражного строительства, осуществляется в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Основанием для такой регистрации является один из следующих документов: акт о предоставлении гражданину земельного участка; акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом (госакт); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на данный земельный участок. Среди обязательных приложений к документу, представляемому для регистрации права собственности на земельный участок, - кадастровый паспорт соответствующего земельного участка; документ, удостоверяющий личность гражданина и документ об оплате государственной пошлины.
Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок осуществляется также в случае, если кадастровый паспорт земельного участка не содержит сведений о земельном участке в полном объеме либо данные сведения нуждаются в уточнении. Однако во избежание возникновения проблем с уточнением сведений о земельном участке и его границ рекомендуется оформить документы о межевании земельного участка и получить кадастровый паспорт с соответствующими уточнениями. Для этого необходимо обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ с предоставлением необходимых документов для получения кадастрового паспорта земельного участка.
19. Как можно приобрести земельный участок из лесного фонда для индивидуального жилищного строительства?
В соответствии ст.9 Федерального закона от 04.12.2006г. №201-ФЗ (ред. от 08.05.2009г.) «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предоставление лесных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства запрещается.
20. Как можно гражданину бесплатно приобрести в садовом обществе земельный участок?
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений осуществляется в соответствии со ст.14 Федерального закона от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров ОМС с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Спросить